НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Что новый регулятор нам готовит? Финансовый контроль заказчиков и поставщиков может усилиться


Состоявшаяся минувшей весной передача полномочий по регулированию контрактной системы от Минэкономразвития к Минфину поставила перед госзаказчиками, поставщиками и экспертами актуальные вопросы: какие изменения могут произойти в сфере госзакупок и каких решений можно ожидать от нового регулятора в ближайшее время? Для начала отметим, что передача полномочий произошла на завершающем этапе формирования контрактной системы, когда большая часть задач, стоящих перед регулятором, уже решена, а у оставшихся в основном намечен план решения. В этой связи кардинальной смены подходов к регулированию госзаказа вряд ли стоит ожидать. Однако определенные перемены, несомненно, будут иметь место. Некоторую информацию о них можно почерпнуть из выступлений представителей Минфина, комментариев экспертов, а также из подготовленных новым регулятором проектов правовых актов в закупочной сфере.

В первую очередь мы можем рассчитывать на улучшение интеграции между бюджетной и контрактной системой страны, между Единой информационной системой госзаказа (ЕИС) и другими информационными системами, курируемыми Минфином и Федеральным казначейством. Еще одним трендом становится усиление казначейского контроля над исполнителями госзаказа. Важные перемены могут произойти в подходе к ценообразованию: если раньше ключевым ориентиром служили средние цены по ранее заключенным госконтрактам, то сейчас речь идет об ориентировке на среднерыночные цены. Кроме того, стоит отметить, что Минэкономразвития, утратив полномочия регулятора, тем не менее сохраняет определенный косвенный контроль над контрактной системой, поскольку именно это ведомство отвечает за решение задач импортозамещения и поддержки субъектов малого бизнеса.

На заключительном этапе

По прошествии 3,5 лет с момента вступления в силу Закона № 44-ФЗ российскую контрактную систему все еще нельзя назвать окончательно сформированной. Так, до сих пор продолжается процесс создания каталога товаров, работ и услуг (ТРУ), который должен был заработать в начале текущего года. Значительная часть закупок по-прежнему производится в «бумажном» виде, и, судя по последним данным, окончательный переход в электронный формат растянется до конца 2018 года. Между тем надо отдать должное Минэкономразвития, большинство нормотворческих задач, изначально стоявших перед регулятором, были решены, пусть даже с некоторыми задержками. Так, с 2016 года функционирует ЕИС, получившая очень высокие международные оценки; затем заработали системы планирования и нормирования закупок, ставшие ключевыми новациями 44-ФЗ по отношению к ранее действовавшему 94-ФЗ. По большому счету, главное, что требуется от регулятора на нынешнем этапе, – это доработать каталог ТРУ. Техническую часть этой работы выполняет АО «РТ – Проектные технологии», являющееся дочерней структурой госкорпорации «Ростех».

В этих условиях перед новым регулятором стоит задача не по перестройке, а по тонкой настройке системы. Так, по словам заместителя министра финансов Алексея Лаврова, основа контрактной системы функционирует правильно, и полной переделки ее методологии не будет. Сейчас речь идет об отдельных не до конца решенных проблемах, как, например, о методах осуществления контроля соответствия закупок планам-графикам. В условиях, когда большинство задач правового регулирования уже решено, акцент будет переноситься на администрирование закупочной системы. В частности, необходимо обеспечить четкое взаимодействие ЕИС с Государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» и рядом других информационных ресурсов.

Ориентировка на рынок

Как уже было сказано, ключевой задачей текущего момента становится доработка каталога ТРУ, который должен сыграть ключевую роль в формировании начальных (максимальных) цен контрактов (НМЦК). В настоящее время надежные ценовые ориентиры зачастую отсутствуют. Дело в том, что невозможно понять, каковы средние цены, к примеру, на рабочие столы. Слишком разными могут быть эти столы по величине, по материалам, из которых они изготовлены, поэтому разброс цен будет носить объективный характер, а их усреднение – напоминать среднюю температуру по больнице. Каталог ТРУ должен настолько подробно детализировать объекты закупок, что сравнивать будут действительно аналогичную продукцию. А это позволит определять средние, или, как они именуются в экспертной среде, референтные цены. В одной из отраслей – фармацевтической – каталог уже заработал; в других секторах он должен появиться к концу текущего года. Какие объекты закупок в него войдут, а какие нет? По словам Алексея Лаврова, товары поддаются каталогизации на все 100%; услуги – почти на 100% (исключение составляют некоторые специфические виды услуг). Вместе с тем замглавы Минфина считает, что нормировать и каталогизировать работы невозможно. Здесь придется использовать более сложные процедуры определения НМЦК – проведение экспертиз и сравнение с аналогичными проектами.

Между тем возникает вопрос: что именно считать средней или референтной ценой, какие именно закупки надо усреднять? Изначально, когда контрактную систему курировало Минэкономразвития, речь шла только о ценах госзакупок. При расчете референтной цены предлагалось использовать цены ранее заключенных госконтрактов, исполненных без наложения штрафных санкций на поcтавщика; сам расчет должен выполняться в ЕИС автоматически, в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ. Но как быть, если цены на некоторые объекты госзаказа существенно выше среднерыночных? Подобный метод определения референтных цен не позволит это выявить, а лишь даст возможность установить, что госзаказчик N закупает дороже, чем большинство госзаказчиков. Специалисты Минфина предлагают определять средние цены не только по госконтрактам, а по всему рынку. Ключевым показателем эффективности работы заказчика может стать не снижение цены контракта по отношению к НМЦК и даже не ее сравнение с ценами других госконтрактов, а сравнение со среднерыночной ценой. Правда, здесь надо сказать, что определение среднерыночных цен на многие тысячи объектов, указанных в каталоге, – процесс очень долгий и трудный. Существенную помощь в этой работе могут оказать электронные торговые площадки (ЭТП).

Подрядчик под надзором казначейства


В мае текущего года, то есть уже через месяц после передачи полномочий, Минфин опубликовал проект постановления Правительства РФ об изменении порядка банковского сопровождения исполнения госконтрактов. Если он будет принят, то банки, через которые идет финансирование исполнения контрактов, обяжут подключиться к системе передачи финансовых сообщений Центробанка. Это позволит Федеральному казначейству отслеживать транзакции между генподрядчиками крупных госконтрактов и их субподрядчиками в режиме реального времени. Для начала уже в текущем году новый порядок должен быть отработан на отдельных видах контрактов, к примеру, на тех, где выплаченный заказчиком аванс превышает 30%. Заметим, что в настоящее время пользование системой передачи финансовых сообщений Центробанка предоставляется коммерческим банкам на платной основе, однако его планируется сделать бесплатным. Кроме того, в Минфине есть и другие планы расширения казначейского контроля исполнителей госзаказа: так, специалисты Федерального казначейства могут начать интересоваться структурой их расходов, связанных с выполнением контракта. Эти меры должны помочь избежать нецелевого использования средств, их оседания у посредников, увода в офшоры и т. д.

Между тем некоторые эксперты считают, что подобные меры явно избыточны и трудновыполнимы. Так, например, по мнению руководителя аналитического центра Ассоциации участников закупок (АУЗ) Владимира Ястребова, в случае реализации этих планов Федеральное казначейство фактически будет руководить частными компаниями, выполняющими госконтракты – диктовать им ценовую политику, определять подходящих субподрядчиков
и т. д. Подобное вмешательство в работу бизнеса может означать возвращение к плановой экономике.

Кроме того, эксперт считает, что у казначейства просто не хватит сотрудников, чтобы проконтролировать работу тысяч компаний-подрядчиков. Чем закончится данный спор, пока неизвестно, однако ясно одно: усиление госконтроля ожидает не только заказчиков, но и поставщиков.


Назад в раздел
ТеплоцентрстройСаториМосводоканалГеопроектизыскания
ВКАБЗСоюзСтройИнвест-3