НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Строители ждут перемен. Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) выступило с инициативой разработать проект изменений в 44-ФЗ


Эту инициативу поддержал Минстрой. Разработка законопроекта была поручена консалтинговой группе компаний «БАЗИС», специалисты которой уже принимали ранее участие в разработке нормативных актов в сфере градостроительства и являются экспертами в области государственных и муниципальных торгов. Кроме того, в рабочую группу экспертов-разработчиков вошли партнеры ГК «БАЗИС» – специалисты Российского экономического университета им. Плеханова, уже не первый год углубленно работающие над вопросами совершенствования регулирования конкурентных процедур в российском законодательстве. Какие именно изменения готовятся для ФЗ-44? Подробнее об этом в интервью с представителями разработчиков законопроекта – заместителем генерального директора консалтинговой группы «БАЗИС» Алексеем Смирновым и старшим преподавателем кафедры финансового контроля, анализа и аудита Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Еленой Шабановой.

– Все мы помним, в каких муках рождался Федеральный закон о контрактной системе. На ваш взгляд, что получилось, а что нет?

Елена Шабанова: Начну с того, что еще на стадии подготовки 44-ФЗ бизнес-сообществом предлагалось создать раздел, посвященный исключительно строительной отрасли. Эксперты предупреждали, что нельзя сравнивать, например, закупку хозяйственных товаров с торгами на строительство, где от проводимых подрядчиком работ зависят безопасность и жизни людей. Однако правительство и тогда, впрочем, как и сейчас, выступало за универсальный подход, полагая, что неважно, о каких закупках идет речь – будь то компьютеры, лекарства, продукты или строительные работы.

Это одна из причин, почему, на мой взгляд, Закон о контрактной системе в части строительства унаследовал многие недостатки своего предшественника 94-ФЗ.

– Тем не менее 44-ФЗ работает уже почти 4 года.

Елена Шабанова: Преимущества этого закона видели в том, что он не только должен был регламентировать процедуру осуществления торгов, определения победителя, но и регулировать процесс планирования, формирования цены, а также исполнения контрактов.

Но по факту процесс планирования закупок лишь затянул сроки для заключения контрактов, а определение начальной цены контракта не всегда экономически обосновано и зачастую носит лишь формальный характер.

Правда, я надеюсь, в связи с внедрением Минстроем России новой государственной информационной системы ценообразования в строительстве принципы формирования цены контрактов поменяются. Во всяком случае, будет использоваться реальная база данных производителей материалов.

– Каким образом будет построена работа по подготовке проекта?

Алексей Смирнов: После того как наши эксперты подготовят проект изменений в соответствии с полученным от НОПРИЗ техническим заданием, мы начнем работу с изучения общественного мнения профессиональных участников рынка государственного и муниципального заказа. Специально для этого создана база строительных компаний – активных участников торгов. В адрес руководителей данных компаний будет направлено официальное письмо с приложенным проектом изменений, ознакомившись с которым каждый может изложить свое видение того, какие «прорехи» действующего закона необходимо учесть при формировании проекта изменений.

– А если будут желающие высказаться лично?

Алексей Смирнов: Для них предусмотрена такая форма обратной связи, как круглый стол. Мы планируем проведение серии круглых столов с участием представителей от НОПРИЗ, НОСТРОЙ и, конечно, Минстроя, где каждый участник лично может высказать свое мнение и подискутировать на эту тему.

– А если компания не попала в вашу выборку, может она высказать свое мнение, ознакомившись с законопроектом?

Алексей Смирнов: Круг желающих принять участие в обсуждении законопроекта мы не ограничиваем. Обратную связь можно установить как на сайте, так и по электронной почте: зайдя на наш сайт и оставив свои координаты, можно получить законопроект по почте.

– Компетенция заказчиков за последние годы выросла?

Елена Шабанова: Профессионализм заказчиков – большая проблема. Закон не предусматривает градацию на «крупных» и «мелких» заказчиков, в нем все равны. Но, например, школа или поликлиника дотационного региона не в состоянии содержать у себя в штате специально обученных людей для осуществления закупок. В основном такими обязанностями дополнительно нагружают бухгалтеров и экономистов, а в комиссии по закупкам включают зачастую медсестер, водителей, охранников.

Изучить 44-ФЗ на «отлично» практически невозможно. На сегодняшний день в него внесено больше 44 изменений, существует более 70 подзаконных актов, а писем и разъяснений различных органов и ведомств не сосчитать.

По причине неоднозначного толкования многих статей закона, большого объема информации, необходимой к размещению, отсутствия единообразной практики при определении нарушений контрольными органами специалисты, занимающиеся закупками, совершают такие действия, которые впоследствии караются штрафами. В итоге специалисты увольняются, потому что опасаются работать в системе закупок.

Дело в том, что штрафы несоразмерны совершаемым нарушениям. Штраф за утверждение документации с нарушениями требований 44-ФЗ меньше, чем за несвоевременное размещение этой документации на официальном сайте. В среднем штраф, согласно Кодексу об административных правонарушениях, составляет 30 тыс. руб., а зарплата специалистов в субъектах не так велика. При осуществлении только одной процедуры закупки можно получить больше десяти штрафов.

– Что вы конкретно предлагаете?

Елена Шабанова: На мой взгляд, необходимо упростить сам процесс осуществления закупки, чтобы он был понятен всем. Однако чтобы это сделать, надо более серьезно проработать процессы планирования и исполнения контракта, для чего вместо 94-ФЗ и был принят 44-ФЗ.

Кроме того, в нынешнем варианте закона не прописан порядок обоснования снижения цены участниками торгов. В строительстве, где работы и оплата, как правило, разбиты на этапы, к контракту обязательно должны быть приложены график выполнения работ и график оплаты – это крайне важно. Сейчас при заключении контракта заказчик это делает как бог на душу положит: кто-то пропорционально уменьшает стоимость работ на всех этапах, а кто-то только на одном-двух. Заказчик порой даже не знает, за счет каких ресурсов произошло снижение цены.

В этом случае обязательно применение так называемых антидемпинговых мер не только по отношению к цене контракта, но и к каждому из этапов. Например, если исполнитель предложил снизить общую стоимость реализации контракта или отдельных его этапов (пунктов) более чем на 20%, то к нему должны быть значительно увеличены требования по обеспечительным мерам. Эту норму желательно прописать в поправках.

Кроме того, если госконтракт предусматривает все виды строительных работ (от инженерных изысканий и проектирования до строительства и ввода объекта в эксплуатацию), почему бы не подумать о введении в 44-ФЗ понятия «коллективный участник»? Это было бы удобно и заказчику, и подрядчикам при осуществлении взаимодействия на все этапах.

– Логично. А что еще?

Елена Шабанова: Недостатков и опасений в сфере закупок строительства достаточно. Например, в заявке участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по специальной форме. Практика отклонения участников закупок по результатам рассмотрения указанной выписки складывается неоднозначно.

В этой выписке указывается уровень ответственности обеспечения договорных обязательств. По логике уровень ответственности должен соответствовать цене, которую предложил участник торгов. Например, если предложение участника с первым уровнем ответственности составило 85 млн руб., то заявку этого участника правильнее было бы отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн. Но контрольные органы выносят решения, что отклонять нельзя, потому что теоретически такой участник может увеличить свой уровень ответственности до момента заключения контракта и смысла нет увеличивать его до того, пока он еще не стал победителем. Однако заказчик не может повторно проверить потенциального исполнителя и обязан с ним заключить контракт. При этом всю ответственность за заключение контракта с подрядчиком, который не имеет права выполнять данные работы, несет заказчик, а расторжение такого контракта влечет за собой временные и финансовые потери. Такой вот парадокс. Учитывая особенности подтверждения квалификации участников закупки в строительной сфере, правильно было бы прописать в поправках в закон, что при заключении строительных контактов необходимо предоставлять заказчику не только обеспечение контракта, но и документ, подтверждающий соответствие победителя требованиям ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе уровень ответственности указанного лица.

Текст: Борис Григорьев


МоскапстройГераЭнергокомплексГлавУПДК
ФУДКоминвест-АКМТАбсолют