НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Работа над ошибками. О чем надо помнить госзаказчику при составлении тендерной документации


Для заказчиков наиболее трудоемким в тендерной процедуре является составление аукционной или конкурсной документации. Именно этот этап используют недобросовестные заказчики, формулируя требования, которые ведут к ограничению конкуренции и созданию преимуществ определенному поставщику. В то же время именно здесь и добросовестный заказчик способен допустить ненамеренную ошибку, которая может дорого ему обойтись (как в прямом, так и в переносном смысле), в случае жалобы в Федеральную антимонопольную службу – ФАС. Мы приведем несколько примеров распространенных ошибок в тендерной документации, которые нередко становятся основанием для проверок, наложения штрафов и даже отмены самой закупочной процедуры. Помня про ошибки такого рода, заказчик существенно уменьшит риски отмены или задержки в проведении торгов, а также привлечения к административной ответственности.

Стандартные ошибки

Первое, в чем может ошибиться заказчик, – это выбор самой закупочной процедуры. Одна из наиболее частых причин связана с нарушением требований распоряжения Правительства РФ № 471-р от 21 марта 2016 года, установившего перечень товаров, работ и услуг, закупки которых следует осуществлять через электронный аукцион. Целый ряд пунктов этого перечня, таких как, например, «оборудование компьютерное, электронное и оптическое», «инструменты и оборудование медицинское», «работы строительные специализированные», «услуги общественного питания», «услуги издательские», имеют исключения. Это означает, что данные виды продукции, кроме нескольких подвидов, следует закупать только на аукционах (а подвиды, вошедшие в исключения, можно и на конкурсах). Если заказчик ошибется и проведет конкурс на тот подвид продукции, который не входит в исключения, то возможна отмена закупки. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 7.29 Кодекса об административных нарушениях – КоАП, он может быть оштрафован на 50 тыс. руб.

Другая стандартная ошибка связана с неправильным формированием объекта закупки: заказчик может объединить в один лот не связанные между собой товары, работы или услуги. Сотрудники ФАС воспринимают такие объединения как ограничение конкуренции. Подобная ошибка нередко встречается в рамках контракта на строительные работы: помимо самого строительства заказчик может включить в состав лота поставку офисной техники или мебели. Однако ни столы, ни компьютеры никак не связаны со строительными работами, а значит, закупать их следует отдельно.

Ошибки, ведущие к ограничению конкуренции, часто появляются и при формировании требований к поставщику. Так, например, столичный заказчик может потребовать, чтобы подрядчик обладал успешным опытом проведения определенных работ в городе Москве. ФАС воспримет это требование как ограничение конкуренции, поскольку оно дискриминирует подрядчиков с аналогичным опытом в других регионах страны.

Бывает и так, что заказчик забывает разместить в Единой информационной системе госзаказа – ЕИС какие-то необходимые для проведения тендера документы. К примеру, это может быть проектно-сметная документация строительных работ или какая-то ее часть. Разумеется, это будет признано серьезным нарушением: ведь без такой документации потенциальный подрядчик не сможет подготовить заявку. Еще одно проявление невнимательности заказчика: противоречия между разными документами закупки. К примеру, характеристики продукции, указанные в техническом задании и в смете, могут не совпадать. В правоприменительной практике ФАС были случаи аннулирования результатов торгов с подобной ошибкой в документации.

Сложности в техзадании

Перейдем к наиболее объемному элементу тендерной документации – техзаданию. Пожалуй, именно здесь встречается самое большое количество ошибок. С избыточными требованиями, прописанными в техзадании, связано наибольшее число нарушений, выявленных ФАС. Довольно тривиальные, но, тем не менее, встречающиеся в практике ошибки связаны с использованием ГОСТов. Так, в частности, необходимо указать в техзадании номер требуемого ГОСТа, а иначе кто-то может заявить, что из документов закупки не ясно, какому именно стандарту должна соответствовать продукция, и ФАС встанет на его сторону. Другая возможная ошибка – указать старый, недействующий ГОСТ, в то время как был принят новый. Чтобы избежать такой ошибки, заказчик может проверить актуальность ГОСТа на сайте контрактная система Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – Росстандарта.

Наибольшее количество нарушений связано с конкретными характеристиками продукции, прописанными в техзадании. Очень часто такие характеристики связаны с «заточкой» тендерной документации под «своего» поставщика, а потому ФАС особенно сильно придирается к подобным требованиям. Наиболее надежный способ защиты от жалоб – прописать характеристики в соответствии с действующими ГОСТами. Если же заказчику в силу объективных причин нужна нестандартная продукция (например, она должна быть совместима с ранее закупленной техникой и оборудованием), то он должен указать эти причины в тендерной документации. Не следует требовать от потенциальных поставщиков указать химический состав товара или технологию его производства. Ведь для того, чтобы знать эту информацию, надо быть производителем или проводить испытания, тогда как потенциальный поставщик не обязан даже иметь товар на складе в момент проведения торгов.

В случае указания в техзадании определенного товарного знака заказчик должен допустить его эквивалент. А с другой стороны, слово «эквивалент» может быть использовано только при упоминании товарного знака. Если заказчик, к примеру, укажет определенную технологию производства «и эквивалент», сотрудники ФАС могут оценить это как нарушение.

Еще одна ошибка, правда, относительно редкая, связана с ограничением на привлечение субподрядчиков строительных работ. Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 570 от 15 мая 2017 года в тендерную документацию должно быть включено требование о самостоятельном выполнении подрядчиком не менее 15% работ в стоимостном выражении (до 1 июля 2018 года) и не менее 25% работ (с 1 июля 2018 года), а также прописаны виды работ, которые он должен выполнить без привлечения субподрядчиков. В постановлении содержится и закрытый перечень тех работ, самостоятельного выполнения которых может требовать заказчик (всего 34 пункта). Отсутствие таких требований в тендерной документации является нарушением.

Упомянем и еще одно широко известное нарушение: заказчик публикует большое по объему техзадание в формате, не позволяющем осуществлять поиск по документу и копирование информации. Это означает, что потенциальный поставщик будет вынужден внимательнейшим образом изучать многостраничный документ, вручную переписывать всю необходимую ему информацию и может просто не успеть подготовить заявку в установленный срок. Увидев в ЕИС документацию в таком формате, сотрудники ФАС сразу же заподозрят заказчика в «заточке» под «своего» поставщика, который получил всю нужную ему информацию по другому каналу.

В заключение отметим, что значительную помощь в недопущении этих и многих других ошибок окажет стандартизация тендерной документации. Напомним, что, по данным на ноябрь 2017 года, для московских заказчиков утверждены типовые техзадания на 90 предметов закупки и процесс стандартизации городского заказа продолжается.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел
МОЭКТеплоцентрстройОЭКГлавУПДК
АбсолютАКСИТЕХШкола