Зачем заказчику услуги консультанта по закупкам, специалисты со стороны, если все проблемы могут решить штатные сотрудники? Ответ очевиден: чтобы организовать эффективную работу подразделения, отвечающего за конкурентные закупки, получить дополнительные «рабочие руки» и «думающие головы», чувствовать себя уверенно при проведении конкурсов и аукционов, быть в курсе последних изменений в законодательстве и практике в сфере закупок и, главное, снизить риск ошибок в своей работе. Так считает генеральный директор СРО НП «Гильдия субъектов деятельности в сфере торгов» Владимир Рябов.
– Владимир Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания гильдии.
– Во исполнение постановления Правительства Москвы от 22.06. 2010 № 510-ПП «О мерах по дальнейшему развитию взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с саморегулируемыми организациями, функционирующими в сфере городского хозяйства» при содействии Департамента города Москвы по конкурентной политике и Московской торгово-промышленной палаты в конце 2010 года была создана и зарегистрирована в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» первая и до сегодняшнего дня единственная в России саморегулируемая организация по направлению организации конкурентных закупок некоммерческое партнерство «Гильдия субъектов деятельности в сфере торгов» (сокращенно СРО НП «ГСТ»). МТПП сама стала первым членом гильдии. Основное, для чего было создано партнерство: определение единых правил и стандартов деятельности специализированных организаций, осуществление предметного контроля за их соблюдением участниками СРО и конечно же оказание помощи членам гильдии, защита их прав и законных интересов.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что с 2011 года мы ежегодно принимаем участие в форумах-выставках «Госзаказ» в рамках программы Правительства Москвы. Форум очень полезен для профессионалов: это широкая информационная и дискуссионная площадка. Здесь мы привлекаем новых участников в гильдию, проводим презентации, тренинги и многое другое. Это мероприятие – ключевое для всех участников закупок.
– Какой состав и география у СРО НП «ГСТ»?
– В основном это пока столичные специализированные организации. Но есть и члены партнерства из Подмосковья. Начата работа по привлечению в гильдию компаний из Санкт-Петербурга и других регионов России. Кроме спецорганизаций в партнерство входят ОАО «Единая электронная торговая площадка», НОУ «АртАлекс», которое занимается обучением работе в ЕАИСТ, есть члены, связанные с разработкой и внедрением специализированного программного обеспечения, например, ОАО «НПП «Гранит-Центр» – ведущий поставщик информационных систем в сфере закупок в стране.
– Что такое специализированная организация?
– Это предприятие, деятельность которого нацелена на предоставление услуг по подготовке и проведению наиболее сложных процедур торгов: конкурсов и аукционов. Оно привлекается заказчиком на условиях аутсорсинга, а также с использованием конкурентных способов определения исполнителя. Гильдия объединяет в своих рядах профессиональные организации в сфере закупок. Мы проводим ежегодные паспортизацию и проверки деятельности своих членов, с тем чтобы гарантировать государственным и муниципальным заказчикам качество торгов, экономию бюджета при их проведении, открытость и конкурентоспособность этого процесса.
– Проводится ли государственное лицензирование или саморегулирование деятельности таких организаций?
– Как известно, медицинские и образовательные учреждения, организации в области связи допускаются к закупкам услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при наличии государственной лицензии. Для строителей, проектировщиков, аудиторов, оценщиков обязательным условием является допуск саморегулируемой организации.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе не предполагает подобных ограничений для специализированных организаций. Между тем функции, которые выполняют спецорганизации, требуют высокого профессионализма и весьма значимы для общества.
Фактически они совместно с госзаказчиками несут солидарную ответственность по обеспечению эффективного определения поставщика, подрядчика, исполнителя. В то же время пока эта деятельность не требует специального разрешения.
Наши коллеги по гильдии уверены: эту практику следует менять путем введения обязательного саморегулирования для специализированных организаций.
СРО НП «ГСТ» уже объединяет специализированные организации на добровольной основе. В гильдии разработана система допусков, однако она пока не востребована заказчиками. В связи с переходом на контрактную систему в настоящее время актуальными направлениями работы гильдии являются участие в разработке нормативных актов в развитие ФЗ-44, типовой конкурсной документации, организация обучения сотрудников организаций – членов СРО работе в новых условиях, которое проводится в тесном взаимодействии с Тендерным комитетом, Университетом управления Правительства Москвы.
– Есть ли специализированные организации или их аналоги за рубежом?
– У партнеров России по Таможенному союзу законодательство в сфере госзакупок похоже на наше, включая вопросы привлечения спецорганизаций. В западных странах на условиях аутсорсинга привлекаются консультанты и советники государственных заказчиков. Причем, в отличие от российской практики, они могут быть как юридическими, так и физическими лицами, как правило, сертифицированными по данному профилю деятельности.
– Вы участвовали в законотворческой работе по подготовке ФЗ-44. Были ли учтены законодателем какие-либо ваши предложения?
– Да, конечно, гильдия принимала активное участие в обсуждении данного законопроекта, в том числе используя возможности Тендерного комитета и МТПП.
Если в первых вариантах закона деятельности специализированных организаций было уделено недостаточно внимания, то в окончательную редакцию ФЗ-44 были включены все основные моменты, характеризующие статус и функции спецорганизации по аналогии с ФЗ-94. В соответствии с предложениями СРО НП «ГСТ» в приказ Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе», одной из функций контрактной службы стало привлечение специализированной организации.
Однако наибольшего продвижения в нормативном закреплении деятельности спецорганизаций гильдия добилась в Москве. Здесь в результате нашей совместной работы с Тендерным комитетом появились рекомендации по формированию показателей оценки предложений участников конкурсов по выбору специализированных организаций по критерию «качество услуг и квалификация участника», поддержанные Общественным советом по развитию конкуренции в городе Москве.
– Когда это было и в чем суть данных рекомендаций?
– В конце 2011 года во исполнение решения Общественного совета по развитию конкуренции в городе Москве (протокол от 02.11.2011 № 2) Департаментом города Москвы по конкурентной политике совместно с СРО НП «ГСТ» были разработаны и направлены главным распорядителям бюджетных средств (письмо Тендерного комитета от 30.12.2011 № 77-13-436/1) рекомендации по формированию показателей оценки предложений участников торгов по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» при проведении торгов по выбору спецорганизаций на втором уровне.
Главным условием данных рекомендаций стало ограничение в размере 50% от общей суммы баллов по критерию на показатели, носящие описательный характер. Что раньше делали заказчики? Определяли 80–90%, а иногда и более, на предложения участников по технологии работ, а дальше сами, как правило, с немалой долей субъективизма оценивали поданные заявки. В этом случае объективные показатели предложений участника, такие как цена контракта, профессиональный уровень сотрудников, опыт по проведению аналогичных процедур, практически уже не имели значения. Торги становились менее прозрачными и, как правило, не давали весомого снижения первоначальной цены.
Гильдия осуществляла мониторинг выполнения государственными заказчиками города Москвы указанных рекомендаций и обращалась в Тендерный комитет и непосредственно к заказчикам, допускающим нарушения на конкурсах по выбору спецорганизаций (с соответствующими письмами можно ознакомиться на сайте СРО НП «ГСТ» в разделе «Наши обращения»).
В связи с пожеланиями членов гильдии был проведен анализ торгов по выбору специализированных организаций в Москве, объявленных с сентября по декабрь 2013 года, на предмет соблюдения положений рекомендаций заказчиками.
Были рассмотрены итоги 33 конкурсов (56 лотов) на услуги спецорганизаций по 29 городским заказчикам с начальной ценой на общую сумму более 350 млн руб.
Наиболее полно придерживались положений рекомендаций следующие госу--дарственные заказчики города Москвы: Департамент социальной защиты населения, Департамент культуры, Департамент внешнеэкономических и международных связей, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, Главное архивное управление и др.
– А кто нарушил требования рекомендаций?
– Значительно превысили рекомендованную норму по показателям, носящим описательный характер (не более 50% от общей суммы используемых баллов по критерию), такие городские заказчики, как ГБУ «Информационно-аналитический центр комплекса градостроительной политики и строительства «Мосстройинформ» (90%), ГБУ «Аналитический центр» (85%), ГБУ культуры «Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник» (80%).
– Привело ли использование рекомендаций к экономии бюджетных средств?
– В рамках проведенного анализа 33 конкурсов по выбору специализированных организаций сравнивались результаты 10 конкурсов, проведенных заказчиками с соблюдением вышеназванных рекомендаций, и 10 конкурсов, в которых рекомендации были нарушены. Оказалось, что если на первых получили 16% экономии от начальной (максимальной) цены контракта, то на вторых – всего лишь 9%.
Иными словами, соблюдение государственными заказчиками города Москвы рекомендаций по использованию показателей оценки по критерию «качество услуг и квалификация участника» на конкурсах по выбору специализированных организаций привело почти к двукратной экономии бюджетных средств.
К сожалению, в большинстве случаев на торгах по выбору специализированных организаций на федеральном уровне и в других регионах страны, где подобные нормативы не используются, показатели количества участников на лот и экономии бюджетных средств значительно ниже московских.
– Что сегодня надо учитывать госзаказчику при выборе спецорганизации?
– При выборе специализированной организации в условиях отсутствия государственного лицензирования и обязательного саморегулирования заказчик может столкнуться с некомпетентной или даже недобросовестной компанией, предлагающей подобные услуги на рынке. Появляющиеся в Интернете анонимные «рейтинги» специализированных организаций, по мнению гильдии, также не отражают реального положения дел (кстати, СРО НП «ГСТ» разработала собственную методику рейтингования спецорганизаций и готовится опробовать ее на своих членах).
Наиболее эффективным механизмом выбора специализированной организации остается конкурс с развитой системой показателей нестоимостных критериев оценки предложений участников. В настоящее время СРО НП «ГСТ» с учетом ФЗ-44, предоставившего большие возможности для объективной оценки предложений участников торгов, готовит для Департамента города Москвы по конкурентной политике новые предложения по проведению конкурсов на оказание услуг спецорганизаций.
– Вы сказали, что в ФЗ-44 все же больше внимания уделено критериям оценок…
– Да, и закон, и постановление Правительства РФ от 28.11. 2013 № 1085, утвердившее Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позволяет установить значимость нестоимостных критериев оценки применительно к конкурсам на оказание услуг специализированной организации в пределах 60% (по ФЗ-94 было 45%). Правилами определены два нестоимостных критерия подобных конкурсов: «качество услуг» и «квалификация участников закупки», а также дан перечень показателей по критерию «квалификация участников закупки», в том числе квалификация руководителей и ключевых специалистов участника, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, обеспеченность участника необходимыми для оказания услуг материально-техническими и трудовыми ресурсами, деловая репутация участника.
По мнению членов гильдии, с учетом опыта использования предыдущих рекомендаций государственным заказчикам на конкурсах по выбору спецорганизаций следует ограничить значимость критерия качества 30% (то есть половиной от 60% на нестоимостные критерии). Для оценки показателей по критерию «квалификация участников закупки» шире использовать количественные показатели, раскрываю--щие содержание критерия и учитывающие особенности работы специализированной организации (например, количество удостоверений о повышении квалификации по профилю управления государственными и муниципальными закупками, количество выданных органами Федерального казначейства электронно-цифровых подписей и т.п., в разумных пределах, конечно).
Но и при таком подходе у заказчика остается возможность «попасть на удочку» недобросовестного участника, продекларировавшего недостоверные сведения о своей квалификации. Хорошо, если подобный участник уже находится в «черном списке» на официальном общероссийском сайте госзакупок. Но пока в этом списке почти нет специализированных организаций. Для проверки представленных сведений можно обратиться к организации, подобной нашей гильдии, которая в состоянии подтвердить данные по своим членам и гарантировать их деловую репутацию, в том числе и за счет компенсационного фонда.
Хочу отметить, что за три с небольшим года существования СРО НП «ГСТ» из числа членов гильдии уже исключено 14 организаций как в связи с прекращением деятельности по данному направлению, так и по другим обстоятельствам.
К числу недопустимых с членством в гильдии моментов мы относим превышение специализированной организацией полномочий, предоставленных ей заказчиком, использование конфиденциальной информации заказчика в корыстных целях и т.п.
– Как влияет на прозрачность торгов участие в них спецорганизации?
– Сотрудники спецорганизации – профессионалы. И хотя они «играют» на стороне заказчика, они знают законодательство о контрактной системе в сфере закупок и стремятся обеспечить его соблюдение, в том числе и путем информирования заказчика в случае совершения последним неправомерных действий.
Таким образом, появляется третья сторона, что в определенной степени снижает риск как непредумышленной ошибки, так и коррупционных проявлений со стороны заказчика.
Необходимость привлечения спецорганизации наиболее значимо проявляется в условиях авралов, которые все еще имеют место, с учетом специфики выделения бюджетных средств. Наиболее эффективной оказывается деятельность специализированной организации, накопившей опыт работы с различными государственными и муниципальными заказчиками, уполномоченными и контролирующими структурами.
– Как вы участвуете в общественном контроле?
– Как объединение юридических лиц, СРО НП «ГСТ» принимает участие в процессе общественного контроля по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Выше уже говорилось о работе по мониторингу московских торгов по выбору спецорганизаций. Имея в рядах наших членов сотни высококвалифицированных специалистов в сфере закупок, гильдия в состоянии организовать экспертизу подготовки и проведения торгов любого уровня.
– Вскоре почти все торги будут переведены в электронный вид. Как вы к этому относитесь?
– Уже сейчас подавляющее большинство аукционов проходит на электронных торговых площадках, что, несомненно, повышает их конкурентоспособность и прозрачность. Процедура проведения конкурсов пока сохранится, но и они будут переведены на единую систему электронного документооборота, что должно облегчить как процессы подготовки и проведения торгов, так и контроль за ними.
К сожалению, у нас нередко переход на новую автоматизированную систему опережает процесс ее отладки и подготовки кадров для работы в новых условиях.
Мы часто декларируем, что система внедрена и работает, а на самом деле имеем многочисленные ошибки, которые исправляются в «ручном режиме».
В заключение хочу сказать, что на ООС зарегистрировано более 250 тыс. заказчиков и лишь немногим более 350 специализированных организаций. При этом более 40% спецорганизаций находятся в Москве. В среднем получается, что на тысячу госзаказчиков в стране приходится лишь одна специализированная организация. Полагаю, что изменение данного соотношения, всестороннее развитие института спецорганизаций с использованием механизмов саморегулирования – важное условие повышения эффективности и результативности государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации.
Текст: Андрей Золотов