НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Тень от «липы». Заказчики примут гарантии только от уполномоченных банков


Спрос на банковские гарантии породил теневой коррупционный рынок. Недобросовестные организации, прибегая к различным мошенническим схемам, успешно торгуют поддельными обязательствами, которые наносят значительный урон добросовестным участникам рынка госзакупок. Поможет ли на практике реестр банковских гарантий защититься от фальшивок?

С 1 апреля 2014 года согласно новой редакции ст. 45 «Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий» ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утверждена ФЗ-396 от 28.12.2013) государственные и муниципальные заказчики обязаны принимать банковские гарантии только от кредитных организаций, включенных в список Минфина, который размещен на его сайте и на государственном сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru).

По мнению законодателя, новые меры по защите финансовых обязательств в сфере госзаказа должны эффективно противостоять мошенничеству. Как указано в п. 8, 9 ст. 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на исполнение контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Между тем работа над самой информационной системой госзаказа в стране должна быть завершена к 2016 году.

В настоящее время информация о гарантиях располагается на сайтах госзакупок, ЦБ и Минфина. Она в соответствии с реестром банковских гарантий включает наименование, место нахождения банка и его ИНН, наименование, место нахождения поставщика и его ИНН, сумму банковской гарантии и срок ее действия, копию заключенного договора по выдаче гарантии.

ФАС хочет поднять планку

В ФАС считают, что одним из способов защиты от фальшивок может стать применение финансового обеспечения обязательств по контрактам свыше 1 млрд руб. Накануне вступления в силу изменений в ФЗ-44 (в начале февраля этого года) начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Татьяна Демидова приняла участие в круглом столе «Банковское сопровождение государственных контрактов», где банкиры высказали свои предложения к проекту постановления Правительства «Об утверждении порядка осуществления банковского сопровождения контрактов». По мнению Татьяны Демидовой, осуществление банковского сопровождения не целесообразно распространять на все государственные контракты:

– Банковское сопровождение должно осуществляться для социально значимых проектов, стоимость которых, например, превышает 1 млрд руб., как дополнительное страхование исполнения контракта.

В ходе совещания начальник управления ФАС также отметила, что решение о необходимости банковского сопровождения должно приниматься правительством.

– Мы должны подходить к вопросу банковского сопровождения очень аккуратно, чтобы не наделить банки, которые будут осуществлять функции по сопровождению государственного контракта, излишними обязанностями и не допустить дублирования ими полномочий, которые законодательством закреплены за заказчиками и контролирующими органами, – заявила Татьяна Демидова.

История с фальшивками длится с того момента, как только были введены требования ФЗ-94 о банковских гарантиях.

Проблема недостоверных обязательств всегда привлекала внимание госорганов. Этим занимались ФАС, Минэкономразвития, на раскрытии данных о выданных гарантиях настоял Банк России.

Рекомендации банкам по публичному раскрытию информации о выданных гарантиях содержались в телеграмме ЦБ № 111-Т. Банк России указывал на целесообразность размещения на официальных сайтах кредитных организаций сведений о фактах выдачи банковских гарантий, подразделениях банка, которые этим занимаются, а также контактных данных и ФИО лиц, которые могут подтвердить выдачу банком гарантий.

Такой же реестр размещен и на официальном сайте ЦБ. Цель рекомендаций – предоставление получателям гарантий возможности проверить, насколько они реальны. Но все это лишь рекомендации ЦБ, а не закон. Насколько борьба с фальшивыми банковскими гарантиями станет эффективнее после принятия нового закона – покажет практика.

Наказание за фальшивки

Для участников закупок предъявление поддельных банковских гарантий влечет за собой наказание в виде ряда штрафных взысканий. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных поставщиков на два года и понесет финансовые потери.

По закону, к участникам закупок, предоставившим поддельную банковскую гарантию, применяются следующие меры: денежные средства, перечисленные на счет электронной площадки в качестве обеспечения заявки на участие, удерживаются организатором аукциона. Сумма обеспечения заявки в полном объеме передается заказчику как компенсация потерь в результате недобросовестных действий поставщика.

В то же время, если факт представления поставщиками фальшивой банковской гарантии выявляется в ходе исполнения контракта, заказчик по закону получает право расторгнуть контракт с недобросовестным поставщиком без компенсации поставщику ущерба и без оплаты выполненных работ.

Ответственность за представление фальшивой банковской гарантии в полной мере несет поставщик. В то же время, если поставщик приобретает гарантию через посредническую компанию, то последняя вообще не несет ответственность за качество банковской гарантии, поскольку участвует в процессе только как посредник. Заказчик также не несет ответственности за подлинность банковской гарантии. Единственное, что должен делать заказчик, – проверить гарантию на подлинность, а также удостовериться в надежности банка.

Сами банкиры также активно борются с мошенниками. Так, по информации Сбербанка, накануне 1 апреля (даты размещения реестра легитимных банковских гарантий на сайте ООС) правоохранительные органы при активном содействии службы безопасности этой кредитной организации пресекли деятельность группы мошенников, занимающихся распространением поддельных банковских гарантий от имени Сбербанка.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что преступная группа находила покупателя на поддельную банковскую гарантию Московского отделения Сбербанка номиналом 1 млрд руб. за 40 млн руб. Пособник группы, выдававший себя за представителя банка, подтверждал «законность» проводимой сделки. Во время передачи денежных средств преступная группа была задержана с поличным. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело.

Работа по пресечению подобного рода преступной деятельности ведется службой безопасности Сбербанка в тесном взаимодействии с правоохранительными органами на постоянной основе. Служба безопасности банка обращает внимание всех участников рынка на то, что банковская гарантия является документом строгой отчетности, ее подлинность легко может быть проверена путем официального обращения в любое подразделение кредитной организации.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
МосинжпроектМоскапстройМОЭСКЭнергокомплекс
ПНСЦентрШвабе