Чем чреват односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.
Одним из самых негативных последствий одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта является включение подрядчика (исполнителя, поставщика) в Реестр недобросовестных поставщиков – РНП. Об основаниях и порядке реализации такой меры воздействия на нарушителей контрактных обязательств рассказывает генеральный директор ООО «Фортис Консалт» Елена Миклашевская.
Значение уведомления и размещения информации об одностороннем отказе заказчика
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусматривается определенная последовательность действий заказчика при реализации одностороннего отказа:
– принятие заказчиком решения об одностороннем отказе по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе);
– размещение решения заказчика об одностороннем отказе не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения в Единой информационной системе (ЕИС) (ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе);
– направление решения об одностороннем отказе поставщику (подрядчику, исполнителю) не менее чем двумя способами: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) (ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе); датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу;
– вступление в силу решения заказчика об одностороннем отказе через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе);
– отмена не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в случае если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей ст. (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В п. 16 Обзора Верховным Судом РФ сделан вывод о том, что несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.
В рассмотренном Верховном Судом РФ случае заказчиком был нарушен порядок одностороннего отказа: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не было им размещено на официальном сайте ЕИС в течение трех рабочих дней с даты его принятия. Несмотря на этот факт, решение антимонопольного органа о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) было признано правомерным.
Верховный Суд РФ разъяснил, что по смыслу ст. 95 Закона о контрактной системе для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.
Таким образом, общество, которому было доставлено от заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по почте, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Государственный (муниципальный) контракт считается расторгнутым по смыслу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений.
Вместе с тем отметим, что, согласно ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ, нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта может повлечь административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц – 200 тыс. руб.
Сведения, включаемые в РНП
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков включается информация:
– об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов,
– о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда;
– о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Информация, содержащаяся в РНП, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, в Реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица аналог идентификационного номера налогоплательщика;
2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика – юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
5) идентификационный код закупки;
6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
7) дата внесения указанной информации в РНП.
Вина в недобросовестности должна быть установлена
Следует отметить, что включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств.
Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий, в числе которых наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство, и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Следовательно, основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) при исполнении контракта.
В том случае, если включение общества в Реестр недобросовестных поставщиков не могло рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, комиссией антимонопольного органа принимается решение: сведения в отношении общества в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 утверждены Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (Правила).
В силу п. 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 данных правил, выносится решение.
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам (п. 12 Правил).
Положения Закона о контрактной системе и Правил не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в РНП без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в РНП нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.
Несомненно, вопросы изменения и расторжения контракта, одностороннего отказа и включения в РНП представляют большой теоретический и практический интерес для правоприменителей. Их урегулирование способствует совершенствованию действующего законодательства о контрактной системе и создает благоприятные условия для развития конкуренции в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, а также обеспечивает соблюдение принципов гражданского законодательства в сфере закупок.
Вместе с тем с учетом сложившейся разнообразной правоприменительной практики одним из самых важных вопросов представляется выработка единой позиции у антимонопольных и судебных органов.
Текст: Ирена Татонова