НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Троянский» ремонт. Американский скандал со школьным тендером в Севастополе


Наше издание обычно не пишет об иностранных тендерах, однако аукцион, извещение о котором появилось осенью прошлого года на сайте www.fbo.gov, стоит того, чтобы остановиться на нем поподробнее. Интересно, что в качестве заказчика ремонта школы № 5 города Севастополя выступало американское ведомство, не имеющее ни малейшего отношения к системе образования. После вхождения Крыма в состав России торги были сразу отменены.

Извещение № 33191-13-R-1240 появилось на сайте госзакупок США 5 сентября минувшего года, хотя в аукционной документации датой его вступления в силу значится 12 число того же месяца. На первый взгляд тендер кажется безобидным и даже благородным. На деньги, выделенные Белым домом, подрядчик должен отремонтировать севастопольскую школу № 5 имени Леси Украинки. Правда, несколько непривычно выглядело отсутствие четко определенной цены контракта и связанное с этим разделение работ на основные и дополнительные. В извещении говорилось, что стоимость проекта может колебаться от 250 до 500 тыс. дол. Объем финансового обеспечения будет зависеть от решения американской администрации.

При этом заказчик утверждал, что гарантирует справедливую и разумную максимальную стоимость контракта, для чего готов изучить конъюнктуру рынка, сопоставит цену договора с данными, почерпнутыми из документации аналогичных аукционов, которые проводились ранее. Порядок оплаты заказа можно считать образцом для подражания: подрядчик после завершения работ должен получить лишь 80% суммы заключенного контракта, остальное предполагалось перечислить на его счет лишь после исправления им всех дефектов, выявленных во время заключительного осмотра объекта.

В техническом задании говорилось, что победителю торгов в обязательном порядке предстоит отремонтировать крышу центрального крыла здания школы, восемь ванных комнат (шесть в западном и две в центральном крыле), классные кабинеты и раздевалки, а также повесить новую мемориальную доску. Ремонт системы коллектора, фасада (включая вход) и крыши западного крыла, а также замена окон центрального крыла были отнесены к опциональным работам. Необходимость их исполнения зависела от объема финансирования торгов, который вплоть до отмены заказа так и не был определен. Все работы должны быть исполнены в течение 330 дней с момента заключения договора, вне зависимости от их объема в итоге. Подрядчик также должен дать десятилетнюю гарантию.

Техническое задание выглядело непривычно красочно: едва ли не на каждой странице размещались цветные фотографии либо ржавых труб и ободранных стен существующей школы, либо уже отремонтированных классных кабинетов и спортзалов, новеньких кранов, унитазов и даже дверных петель. Таким образом, любой участник аукциона мог в наглядной форме уяснить, что ему предстоит делать.

Работы были описаны достаточно подробно. Например, говорилось, что при ремонте крыши нужно удалить существующее покрытие, обновить вентиляцию, уложить двойной слой рубероида для защиты от воды и зеленое покрытие поверх него. В общих чертах оговаривались и материалы. Скажем, указывалось, что внутренние двери и оконные рамы должны быть изготовлены из полихлорвинила, а не из дерева (дословно – «не из бруса»).

При этом точные размеры и объемы практически нигде не указывались. Говорилось, что мощность автоматических сушилок не может быть менее 2 кВт, минимальный размер керамических плиток должен быть 40x40 см, а мозаичных элементов – 30х30 см. Вот и все параметры, указанные в этом весьма обширном техническом задании. Впрочем, авторы документа в самом его начале честно предупреждали потенциального участника тендера о том, что спецификация не включает в себя точные размеры и характеристики материалов. Итак, за непонятную сумму подрядчик должен был произвести неопределенный объем работ. Интересно, не правда ли?

Поскольку извещение было размещено на американском сайте, логично предположить, что адресовано оно было в первую очередь к предприятиям США. К подателям заявок выдвигались следующие требования: потенциальный участник госзакупки обязан продемонстрировать заказчику опыт ремонта образовательных учреждений, предоставив от двух до пяти контрактов не более чем пятилетней давности, где он выступал в качестве генерального подрядчика, субподрядчика или партнера; стоимость договоров не должна быть меньше 200 тыс. дол. Ценовые предложения участники должны подавать в пересчете на украинские гривны по обменному курсу на момент представления заявки.

Кроме того, до начала ремонта подрядчику нужно представить заключающему контракт чиновнику четкие эскизы и план, отвечающие не только требованиям проекта контракта, но и украинским инструкциям. Получить их нужно, связавшись по электронной почте или по телефону с некоей госпожой Людмилой Кириленко.

Почему? В техническом задании подчеркивалось, что проблемой исполнения предыдущих аналогичных заказов были не соответствующие местным стандартам керамическая плитка, системы вентиляции, зеркала и крепления в туалетах. Эти упущения заказчик теперь планировал исправить.

Зачем же американцам за свой счет и силами своих подрядчиков нужно ремонтировать школу в далекой Украине, которой на момент объявления аукциона принадлежал город Севастополь? Чтобы найти ответ, зададимся еще одним вопросом: кто же выступал в роли заказчика?

Им, как написано в шапке извещения об аукционе, является управление военно-морских инженерных объектов (NAVFAC), входящее в состав Министерства обороны США. Это подразделение занимается проектированием, строительством и обслуживанием береговых объектов американских ВМС, обеспечением пребывания морских пехотинцев на базах и созданием инфраструктуры, необходимой для несения ими службы.

Исходя из этого, исполняющий обязанности главы Республики Крым Сергей Аксенов в своем блоге предположил, что школу на самом деле предполагалось переоборудовать под инженерную базу ВМФ США. Разумеется, США не оставили это без внимания, и вскоре на сайте «Голоса Америки» появилось опровержение. По словам автора статьи Михаила Гуткина, ВМС США занимается помимо оборонных задач гуманитарными проектами, в рамках одного из них и планировалось отремонтировать школу в Севастополе.

Решение было принято, для того чтобы улучшить имидж США и их союзников в глазах севастопольцев. Ведь не секрет, что жители этого города испытывают большое недоверие к Североатлантическому альянсу. Еще в 2008 году Севастополь был объявлен «территорией без НАТО» решением городского совета, которое не отменено до сих пор. К примеру, не так давно горожане не пустили корабли альянса в Севастопольскую бухту. Вполне возможно, что никаких шпионских целей NAVFAC не преследовала, а «всего лишь» планировала добиться от жителей города большей лояльности к Соединенным Штатам и таким образом благополучно похоронить решение городского совета о «территории без НАТО».

Тендер был отменен 14 апреля – через месяц после референдума о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. Почему заказчик так долго ждал, трудно сказать. Возможно, руководство ВМС США не верило в то, что Россия пойдет в этом вопросе до конца и не даст задний ход после объявления санкций. А может быть, имела место обычная бюрократическая волокита.

Текст: Андрей Хворостов


ЭнергокомплексМосинжпроектМИЦМОЭК
ФондФУДКоминвест-АКМТРоссийский