Реставраторам предстоит восстановить барельефы, буквы главной надписи, а также выполнить золочение скульптуры «Тракторист и колхозница».
Главный вход преобразится
Конкурс с ограниченным участием определит подрядчика на выполнение производственных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Объекты градостроительства и архитектуры, расположенные на территории Всероссийского выставочного центра. Главный вход, 1954 г., архитектор И.Д. Мельчаков» по адресу: проспект Мира, д. 119, стр. 227, 228. Общая площадь строения составляет 3,1 тыс. кв. м, год постройки – 1954-й, строительный объем – 23,3 куб. м.
Заказчиком выступает ГКУ г. Москвы «Мосреставрация», организатор торгов – Департамент Москвы по конкурентной политике. Стартовая стоимость работ на объекте составляет 652,6 млн руб. Заявочная кампания продлится до 21 июня, дата рассмотрения и оценки заявок – 27 июня 2017 г.
Согласно документации, победитель конкурса должен отреставрировать фасады, интерьеры входа, выполнить воссоздание скульптур, барельефов, мозаики, букв главной надписи – в том числе золочение букв на фасаде арки. Кроме того, произведут золочение одного из элементов скульптуры «Тракторист и колхозница» – снопа.
Также будут отреставрированы кровля и отливы, отреставрированы и воссозданы заполнения окон и дверей, площадки, лестницы и ступени, флагштоки и ограда, заменены междуэтажные перекрытия. Срок выполнения работ – по истечении не более 440 календарных дней с даты заключения контракта.
Поскольку арка имеет статус объекта культурного наследия, работы будут проводиться по проекту, согласованному Мосгорнаследием. Участник должен обладать лицензией на
осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, выданной Министерством культуры РФ.
В стиле Древнего Рима
Арка главного входа построена в 1954 г. по проекту архитектора Иннокентия Мельчакова. Триумфальная арка в духе имперской архитектуры Древнего Рима выполнена в классическом для 50-х гг. стиле монументализма, который еще называют «сталинским», задумана как знак славы советского народа-победителя Великой Отечественной войны, подчеркивает статус государства-триумфатора. Сооружение, подобно знаменитым Бранденбургскими воротам в Берлине, открывает Центральную аллею – главную ось выставочного города, воплотившего в себе триумф Великой Победы и первые успехи в деле послевоенного возрождения страны. На пилонах, украшенных барельефами, покоятся мощные перекрытия.
К 32-метровой арке полукругом примыкают дополнительные сооружения. В боковых полукругах располагались кассы, окошки которых до сих пор сохранились – когда-то вход на ВДНХ был платным. Сейчас там расположены многочисленные магазины и пункты проката инвентаря – роликов, велосипедов и т.д.
До 1954 г. главный вход располагался в другом месте – севернее, чем сейчас. В настоящее время на этом месте расположено современное здание МосЭкспо. Однако ворота, построенные в 1939 г., было решено сохранить на прежнем месте как памятник архитектуры.
– Арка ни разу комплексно не реставрировалась, а строилась быстро, и внутри где-то даже остались следы монтажных конструкций. Будем работать по реставрации терразитовой штукатуркой, с коммуникациями: отопление, электрика. Усилим также балочную систему внутри арки, восстановим те места, где есть утраты декора. Пройдут реставрацию и вазоны наверху арки, – рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия Леонид Кондрашев.
На вершине арки мужчина и женщина в одежде сельских тружеников – тракторист и колхозница возносят на высоту 32 м аллегорический сноп колосьев – тяжелую промышленность и сельское хозяйство. Над этой скульптурной группой, снискавшей славу эмблемы ВДНХ, наряду с «Рабочим и колхозницей» трудился целый творческий коллектив: А.П. Антропов, С.Д. Рабинович, И.Л. Слоним, Н.Л. Штамм под руководством С.М. Орлова, создавшего в Москве памятник Юрию Долгорукому.
Скульптура появилась значительно раньше самих ворот Центрального входа – она ровесница первой выставки ВСХВ, то есть отлита к 1939 г. Изначально она располагалась на 20-метровой башне перед павильоном № 1. В ходе перестройки комплекса в 1954 г. башня была демонтирована, а символ выставки переехал на арку главного входа.
В ходе реконструкции 1954 г. в первоначальную скульптурную композицию были внесены существенные изменения – руку тракториста убрали с талии колхозницы, заставив его все свои силы направить на поддержание хлебного снопа. Обоим добавили одежды: трактористу – тяжелый плащ и мощную кепку с очками, колхознице – платье и платок. Поздняя версия «Тракториста и колхозницы» выглядит более монументальной и тяжеловесной, более «идеологичной», ранняя – более легкой и воздушной. Авторы первоначальной версии 1939 г. – Р. Будилов и А. Стрекавин.
Возрождение ВДНХ
В текущем году главная выставка страны вступила в новый этап своего развития. В ближайшие годы здесь планируют восстановить 37 исторических павильонов и 17 фонтанов; построить фермерский рынок и конноспортивный манеж, а также 15 современных павильонов на месте заброшенных хозяйственных построек; открыть 11 новых музеев, а также благоустроить территорию.
По словам Мэра Москвы Сергея Собянина, еще несколько лет назад состояние объектов на ВДНХ оставляло желать лучшего.
– Везде примерно была одна и та же ситуация: полуаварийные здания, в которых бог весть что размещалось, такая специфическая рыночная жизнь, которая была далека от того, что задумывали основатели ВДНХ. И вот год за годом мы видим, как ВДНХ не только возрождается как памятник архитектуры, сталинской архитектуры, но и как место, которое насыщается жизнью, миллионами людей, которые приходят сюда, – подчеркнул столичный градоначальник.
Недавно завершилась реставрация арки северного входа, которая была возведена в 1939 г. Ее белые пилоны, разделенные широкими проходами, признаны объектом культурного наследия федерального значения и являются одним из старейших символов выставки.
Почти за 80 лет эксплуатации арка ни разу не реставрировалась, и в результате состояние ее конструкций стало близким к аварийному, барельефы утеряны. В результате проведенных работ была сделана гидроизоляция стен и цоколя; восстановлены фасады и оригинальный цвет сооружения, проведена реставрация гранитного цоколя, дверных элементов, парапетов, лестниц, полов, барельефов.
Также планируется отреставрировать и 14-метровую арку Южного входа. Проект реставрации и ремонта здания должен быть полностью разработан к осени этого года. Исследовательские работы пройдут в несколько этапов. Специалистам предстоит провести инженерно-изыскательные работы, а также провести историко-культурную экспертизу проекта. По заключению экспертов, износ отдельных элементов строения составляет 40%.
Арка Южного входа, построенная в 1954 г., представляет собой выразительное сооружение, выполненное в традициях палладианства. Монументальный портик образован колоннадой из шести круглых колонн и двух восьмиметровых пилонов, сами колонны украшены коринфским ордером. Строение является объектом культурного наследия федерального значения. Над созданием арки работали архитекторы: В.Л. Воскресенский, Г.Г. Лебедев и Д.Г. Олтаржевский.
Общая площадь работ в 2017–2018 гг. составит более 200 га. Ожидается, что после завершения всех работ по реконструкции и благоустройству посещаемость ВДНХ возрастет с 25 млн до 40 млн человек в год, а туристический поток увеличится на 25%.
Главный вход преобразится
Конкурс с ограниченным участием определит подрядчика на выполнение производственных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Объекты градостроительства и архитектуры, расположенные на территории Всероссийского выставочного центра. Главный вход, 1954 г., архитектор И.Д. Мельчаков» по адресу: проспект Мира, д. 119, стр. 227, 228. Общая площадь строения составляет 3,1 тыс. кв. м, год постройки – 1954-й, строительный объем – 23,3 куб. м.
Заказчиком выступает ГКУ г. Москвы «Мосреставрация», организатор торгов – Департамент Москвы по конкурентной политике. Стартовая стоимость работ на объекте составляет 652,6 млн руб. Заявочная кампания продлится до 21 июня, дата рассмотрения и оценки заявок – 27 июня 2017 г.
Согласно документации, победитель конкурса должен отреставрировать фасады, интерьеры входа, выполнить воссоздание скульптур, барельефов, мозаики, букв главной надписи – в том числе золочение букв на фасаде арки. Кроме того, произведут золочение одного из элементов скульптуры «Тракторист и колхозница» – снопа.
Также будут отреставрированы кровля и отливы, отреставрированы и воссозданы заполнения окон и дверей, площадки, лестницы и ступени, флагштоки и ограда, заменены междуэтажные перекрытия. Срок выполнения работ – по истечении не более 440 календарных дней с даты заключения контракта.
Поскольку арка имеет статус объекта культурного наследия, работы будут проводиться по проекту, согласованному Мосгорнаследием. Участник должен обладать лицензией на
осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, выданной Министерством культуры РФ.
В стиле Древнего Рима
Арка главного входа построена в 1954 г. по проекту архитектора Иннокентия Мельчакова. Триумфальная арка в духе имперской архитектуры Древнего Рима выполнена в классическом для 50-х гг. стиле монументализма, который еще называют «сталинским», задумана как знак славы советского народа-победителя Великой Отечественной войны, подчеркивает статус государства-триумфатора. Сооружение, подобно знаменитым Бранденбургскими воротам в Берлине, открывает Центральную аллею – главную ось выставочного города, воплотившего в себе триумф Великой Победы и первые успехи в деле послевоенного возрождения страны. На пилонах, украшенных барельефами, покоятся мощные перекрытия.
К 32-метровой арке полукругом примыкают дополнительные сооружения. В боковых полукругах располагались кассы, окошки которых до сих пор сохранились – когда-то вход на ВДНХ был платным. Сейчас там расположены многочисленные магазины и пункты проката инвентаря – роликов, велосипедов и т.д.
До 1954 г. главный вход располагался в другом месте – севернее, чем сейчас. В настоящее время на этом месте расположено современное здание МосЭкспо. Однако ворота, построенные в 1939 г., было решено сохранить на прежнем месте как памятник архитектуры.
– Арка ни разу комплексно не реставрировалась, а строилась быстро, и внутри где-то даже остались следы монтажных конструкций. Будем работать по реставрации терразитовой штукатуркой, с коммуникациями: отопление, электрика. Усилим также балочную систему внутри арки, восстановим те места, где есть утраты декора. Пройдут реставрацию и вазоны наверху арки, – рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия Леонид Кондрашев.
На вершине арки мужчина и женщина в одежде сельских тружеников – тракторист и колхозница возносят на высоту 32 м аллегорический сноп колосьев – тяжелую промышленность и сельское хозяйство. Над этой скульптурной группой, снискавшей славу эмблемы ВДНХ, наряду с «Рабочим и колхозницей» трудился целый творческий коллектив: А.П. Антропов, С.Д. Рабинович, И.Л. Слоним, Н.Л. Штамм под руководством С.М. Орлова, создавшего в Москве памятник Юрию Долгорукому.
Скульптура появилась значительно раньше самих ворот Центрального входа – она ровесница первой выставки ВСХВ, то есть отлита к 1939 г. Изначально она располагалась на 20-метровой башне перед павильоном № 1. В ходе перестройки комплекса в 1954 г. башня была демонтирована, а символ выставки переехал на арку главного входа.
В ходе реконструкции 1954 г. в первоначальную скульптурную композицию были внесены существенные изменения – руку тракториста убрали с талии колхозницы, заставив его все свои силы направить на поддержание хлебного снопа. Обоим добавили одежды: трактористу – тяжелый плащ и мощную кепку с очками, колхознице – платье и платок. Поздняя версия «Тракториста и колхозницы» выглядит более монументальной и тяжеловесной, более «идеологичной», ранняя – более легкой и воздушной. Авторы первоначальной версии 1939 г. – Р. Будилов и А. Стрекавин.
Возрождение ВДНХ
В текущем году главная выставка страны вступила в новый этап своего развития. В ближайшие годы здесь планируют восстановить 37 исторических павильонов и 17 фонтанов; построить фермерский рынок и конноспортивный манеж, а также 15 современных павильонов на месте заброшенных хозяйственных построек; открыть 11 новых музеев, а также благоустроить территорию.
По словам Мэра Москвы Сергея Собянина, еще несколько лет назад состояние объектов на ВДНХ оставляло желать лучшего.
– Везде примерно была одна и та же ситуация: полуаварийные здания, в которых бог весть что размещалось, такая специфическая рыночная жизнь, которая была далека от того, что задумывали основатели ВДНХ. И вот год за годом мы видим, как ВДНХ не только возрождается как памятник архитектуры, сталинской архитектуры, но и как место, которое насыщается жизнью, миллионами людей, которые приходят сюда, – подчеркнул столичный градоначальник.
Недавно завершилась реставрация арки северного входа, которая была возведена в 1939 г. Ее белые пилоны, разделенные широкими проходами, признаны объектом культурного наследия федерального значения и являются одним из старейших символов выставки.
Почти за 80 лет эксплуатации арка ни разу не реставрировалась, и в результате состояние ее конструкций стало близким к аварийному, барельефы утеряны. В результате проведенных работ была сделана гидроизоляция стен и цоколя; восстановлены фасады и оригинальный цвет сооружения, проведена реставрация гранитного цоколя, дверных элементов, парапетов, лестниц, полов, барельефов.
Также планируется отреставрировать и 14-метровую арку Южного входа. Проект реставрации и ремонта здания должен быть полностью разработан к осени этого года. Исследовательские работы пройдут в несколько этапов. Специалистам предстоит провести инженерно-изыскательные работы, а также провести историко-культурную экспертизу проекта. По заключению экспертов, износ отдельных элементов строения составляет 40%.
Арка Южного входа, построенная в 1954 г., представляет собой выразительное сооружение, выполненное в традициях палладианства. Монументальный портик образован колоннадой из шести круглых колонн и двух восьмиметровых пилонов, сами колонны украшены коринфским ордером. Строение является объектом культурного наследия федерального значения. Над созданием арки работали архитекторы: В.Л. Воскресенский, Г.Г. Лебедев и Д.Г. Олтаржевский.
Общая площадь работ в 2017–2018 гг. составит более 200 га. Ожидается, что после завершения всех работ по реконструкции и благоустройству посещаемость ВДНХ возрастет с 25 млн до 40 млн человек в год, а туристический поток увеличится на 25%.
Назад в раздел