Немаловажными вопросами для любой бюджетной организации являются аренда занимаемого помещения и транспортное обслуживание, без которого затруднительно осуществлять возложенные на организацию функции.
Тонкости и детали закупки услуги по аренде как помещения, так и транспортного средства, несомненно, представляют для бюджетных организаций интерес и требуют пристального внимания, ведь любые сбои и ошибки в приобретении данных услуг напрямую и в первую очередь влияют на работу организаций. Не стоит пренебрегать незначительными, на первый взгляд, моментами, чтобы не оказаться в ситуации, когда вместо экономии бюджета придется искать заемные средства для обеспечения деятельности организации. Рассмотрим ситуации из практики закупок услуг по аренде помещений и транспортных средств.
Каким образом закупать услуги и оформлять договоры по аренде помещения в период, когда право собственности на помещение переходит от одного арендодателя к другому?
Учреждение арендует помещение у ООО до 30.12.2014, которое продало это помещение ИП, договор купли-продажи – от 29.12.2014. Свидетельство о государственной регистрации права ИП получил 03.02.2015. Можно ли заключить контракт на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2015 по 02.02.2015 с ООО, а 03.02.2015 с ИП?
Заключение указанных в вопросе контрактов само по себе не является нарушением законодательства. Однако такие контракты как с прежним, так и с новым собственниками помещения заказчик обязан заключать в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности возникает у приобретателя с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Право собственности и другие вещные права на объекты недвижимости, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Они возникают с момента такой регистрации, то есть с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, ст. 551 ГК РФ). Исполнение же договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами (п. 2 ст. 551 ГК РФ).
Таким образом, с заключением договора продажи недвижимости арендодатель не утрачивает право собственности на такую недвижимость. Он перестает быть стороной договора аренды, заключенного в отношении такой недвижимости, только с даты государственной регистрации перехода права собственности на нее к покупателю (в приведенной ситуации – с 3 февраля 2015 года). До этой даты продавец недвижимости (даже если им заключен договор продажи соответствующего объекта), оставаясь ее собственником, вправе распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сдавать ее в аренду.
Поэтому в приведенной ситуации договор аренды указанного в вопросе объекта мог быть заключен с ее прежним собственником вплоть до 3 февраля 2015 года (в том числе и на указанный в вопросе срок). Начиная же с указанной даты полномочия по распоряжению названным в вопросе объектом недвижимости переходят к новому собственнику. В связи с этим, если переход права собственности произошел в пределах срока договора аренды, новый собственник в силу закона становится стороной договора аренды. Соответственно, он и приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду (п. 1 ст. 617 ГК РФ, п. 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).
В этом случае заключать с новым собственником отдельный контракт не требуется. Если же с прежним собственником договор заключен на указанный в вопросе срок, с новым собственником может быть заключен договор аренды на срок с 3 февраля (при этом датой его заключения может быть как 3 февраля, так более ранняя дата). Само по себе заключение договоров аренды в таком порядке законодательству (в том числе и Закону № 44-ФЗ) не противоречит.
При этом необходимо помнить, что в приведенной ситуации заключение и исполнение каждого из названных в вопросе договоров аренды представляет собой самостоятельные закупки (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, сведения об обеих указанных в вопросе закупках должны быть своевременно отражены в плане-графике и направлены в порядке и сроки, установленные ст. 103 Закона № 44-ФЗ, для включения в реестр контрактов. Поэтому, если, например, второй из указанных в вопросе контрактов не предусмотрен планом-графиком, заказчику необходимо внести соответствующие изменения в план-график и направить сведения о данной закупке для включения в реестр контрактов.
Обращаем ваше внимание, что заключение контракта является частью процедуры определения контрагента, которая, в свою очередь, является частью закупки, и все эти действия должны совершаться в порядке, определенном Законом № 44-ФЗ. Если обязательства между будущими сторонами контракта начинают исполняться до подписания контракта, это может быть истолковано как закупка без соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ, то есть с нарушением закона.
Как правильно осуществить закупку услуги по лизингу автомобиля в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ?
Есть ли особенности закупки автомобиля на условиях заключения контракта финансовой аренды (лизинга) по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
В первую очередь обратим внимание, что само понятие «лизинг» в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отсутствует. Из п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона следует, что он распространяется и на отношения, связанные с заключением договора лизинга как разновидности аренды имущества (ст. 625, 665 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее также – контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента. К конкурентным способам определения контрагента ч. 2 ст. 24 этого Закона относит конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный), аукционы (электронный и закрытый), запрос котировок и запрос предложений. Способ определения контрагента выбирается заказчиком в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ. В силу ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.
Для осуществления закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, заказчик, согласно ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, обязан проводить электронный аукцион. Электронный аукцион может не проводиться, если предусмотренные упомянутым перечнем товары, работы и услуги с учетом критериев, установленных Законом № 44-ФЗ для выбора соответствующего способа закупки, могут быть приобретены на основании договора, заключенного по результатам проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента.
В соответствующий Перечень, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, включены, в частности, услуги по финансовому посредничеству. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, классифицирующий услуги по финансовому лизингу, определил им код 65 (см. позиции 65.2–65.21.10.210 классификатора). Следовательно, если предмет указанного в вопросе договора может быть отнесен к позициям кода 65 ОКПД (финансовый лизинг), для его заключения необходимо проведение электронного аукциона.
В ином случае, в частности если имущество передается в оперативный лизинг (см. код 71 классификатора, который не включен в Перечень), контрагента следует определять путем проведения открытого конкурса. Однако и в том и в другом случаях возможно применение других способов определения контрагента с учетом указания ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ о возможных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), альтернативных проведению электронного аукциона, а также критериев выбора соответствующих способов, которые предусмотрены гл. 3 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в зависимости от цены договора, особенностей статуса заказчика, предшествующего признания торгов с тем же объектом закупки несостоявшимися и некоторых других обстоятельств договор лизинга автомобиля может быть заключен с единственным исполнителем. Например, в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 25 ч. 1, по результатам запроса котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ), запроса предложений (п. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
Вместе с тем, скорее всего, лизинг автомобиля не может быть объектом закупки, осуществляемой путем проведения конкурса с ограниченным участием (ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ), а также двухэтапного конкурса (ч. 2 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Если услуги лизинга приобретает муниципальный заказчик или муниципальное бюджетное учреждение, при осуществлении закупки таких услуг вряд ли могут быть применены и закрытые способы определения контрагента (ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ).
Надо отметить, что, по общему правилу, контракт, в соответствии с Законом № 44-ФЗ, может быть заключен на срок, не превышающий срока действия утвержденных для заказчика лимитов бюджетных обязательств, который, в свою очередь, не превышает трех лет (абз. 21, 48, 49, 51 ст. 6, п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ). Однако договор об оказании услуг лизинга автомобиля может быть заключен на более длительный срок в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования. Также это возможно в соответствии с иными решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в установленном порядке (п. 3 ст. 72 БК РФ и письмо ФАС России от 14.07.2014 № АД/28082/14).
Договор лизинга автомобиля, лизингополучателем по которому является государственное или муниципальное учреждение (бюджетное или казенное), должен предусматривать:
– обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга (иными словами, в исключение из общего правила, предусмотренного ст. 665 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», продавец имущества, передаваемого в лизинг по такому договору, не может определяться лизингополучателем);
– запрет на обеспечение залогом выполнения обязательств по договору лизинга (за исключением залога имущества, подлежащего передаче в лизинг);
– право сторон договора лизинга изменять размер лизинговых платежей по соглашению сторон договора лизинга в соответствии с бюджетной сметой казенного учреждения либо планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Кроме того, по такому договору не допускается осуществлять расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга (п. 1–3 ст. 9.1 Закона о лизинге). Также следует обратить внимание, что казенные и бюджетные учреждения, являющиеся лизингополучателями по договору лизинга, для выполнения своих обязательств по договору лизинга не вправе заключать такие сопутствующие договоры, как договоры о получении кредитов, займов (п. 5 ст. 9.1 Закона о лизинге).
Иных особенностей заключения договора лизинга автомобиля в порядке, указанном Законом № 44-ФЗ, законодательство не предусматривает.
Текст: Олег Кричевский
Назад в раздел