НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Выгодное предложение. Так ли прост запрос котировок


У каждого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), используемого при осуществлении закупок, есть свои особенности и подробности. Для запроса котировок Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не устанавливает никаких ограничений в части видов товаров, работ, услуг.

Видимо, поэтому данный способ является одним из самых привлекательных для заказчиков, поскольку дает возможность в кратчайшие сроки осуществить закупку любых услуг, работ либо товаров по минимально возможной цене контракта. Рассмотрим несколько практических ситуаций вокруг и около запроса котировок, когда требуются углубленные знания организационных и юридических тонкостей.

Как считать 10% от совокупного дохода, если запрос котировок был объявлен в 2014 году, а итоги подведены в 2015-м?


Прошел запрос котировок на сумму 500 тыс. руб. Извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте в 2014 году, а протокол итогов – в 2015 году. Как считать 10% от совокупного годового объема согласно п. 2 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В целях определения годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, в 2015 году следует учитывать суммы, подлежащие оплате по контрактам, заключенным по результатам запроса котировок, в 2015 году (независимо от даты заключения контракта). Иными словами, если в приведенной ситуации оплата по контракту будет осуществляться в 2015 году, цену контракта необходимо включить в совокупный годовой объем закупок заказчика, осуществляемых путем проведения запроса котировок в 2015 году, и соотнести с совокупным годовым объемом закупок, который утвержден на тот же календарный год.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями § 3 гл. 3 этого закона. Но это возможно только при условии, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, в совокупный годовой объем закупок на текущий финансовый год включаются суммы оплаты по контрактам, которая будет осуществляться в этом финансовом году независимо от того, в каком году заключен контракт (см. также п. 86 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Закон № 44-ФЗ не определяет понятие годового объема закупок (в том числе применительно к ограничениям, установленным ч. 2 ст. 72 этого закона). В данном случае необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 3 этого закона, закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, исполнение обязательств по контракту включает оплату заказчиком поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг (п. 2 ч. 1 ст. 94 этого закона). Поэтому объем осуществленных в том или ином календарном периоде закупок в денежном измерении необходимо определять как сумму оплаты по контрактам (независимо от даты их заключения), которая произведена в том же периоде.

Из вышеизложенного, скорее всего, следует, что для целей применения ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ заказчик должен определять годовой объем закупок с учетом общего объема финансового обеспечения, выделенного для осуществления закупок на тот же календарный период, в отношении которого определяется такой годовой объем. Финансовое обеспечение исполнения контрактов, составляющее совокупный годовой объем закупок, предназначено для оплаты контрактов в соответствующем финансовом году независимо от того, на какой год приходится начало осуществления закупки и дата заключения контракта. Поэтому можно сделать вывод, что годовой объем закупок, осуществленных путем проведения запроса котировок, в контексте ч. 2 ст. 72 Закона №44-ФЗ следует рассматривать как общую сумму оплаты по контрактам, заключенным по результатам проведения запроса котировок в календарном году, в отношении которого утвержден совокупный годовой объем закупок заказчика.

Из сказанного следует, что, если в приведенной ситуации оплата по контракту будет осуществляться в 2015 году, указанную в вопросе сумму необходимо учесть в годовом объеме закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в 2015 году, и, соответственно, соотносить с совокупным годовым объемом закупок заказчика, который утвержден на 2015 год. То обстоятельство, что извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте в 2014 году, в целях соблюдения ограничений, установленных ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ, не имеет значения.

Однако надо отметить, что правоприменительной практики, в которой рассматривалась бы аналогичная ситуация, обнаружить не удалось.

За официальными разъяснениями по этому вопросу можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу (подп. 5.3.1.12, 5.3 п. 5, подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Каков порядок размещения в реестре договоров досрочно исполненного договора подряда, заключенного по результатам открытого запроса котировок, если такая возможность была предусмотрена договором, и не является ли такой способ исполнения обязательств изменением условий договора?

В рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был проведен открытый запрос котировок, по его результатам заключен договор подряда. В протоколе, составленном по результатам закупки, указано: срок выполнения работ по договору – по 01.10.2015, срок исполнения договора – по 30.11.2015. Договором предусмотрено право подрядчика выполнить и сдать работы досрочно. Подрядчик этим правом планирует воспользоваться и сдать работы 20.08.2015.

Является ли в рассматриваемой ситуации досрочное исполнение договора изменением его условий? Необходимо ли размещать в Единой информационной системе, в реестре договоров информацию, предусмотренную ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, или достаточно в реестре договоров размещения информации об исполнении договора подряда 30.11.2015?


Исполнение подрядчиком предусмотренных договором подряда обязанностей до истечения указанных в вопросе сроков не свидетельствует об изменении условий договора. Если иное не предусмотрено положением о закупке, размещать на официальном сайте информацию об исполнении договора (в том числе досрочном) не требуется. Информация об исполнении договора подряда должна быть направлена заказчиком для включения в реестр договоров в течение 10 рабочих дней со дня фактического исполнения договора сторонами.

Положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрен ряд требований, касающихся размещения заказчиком в Единой информационной системе (на официальном сайте) и реестре договоров информации (документов) об изменении и исполнении договоров, заключенных заказчиками в соответствии с этим законом.

В частности, согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ, если при заключении и исполнении договора изменяются сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в Единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Условия договора подряда о сроках (выполнения работ, оплаты, действия договора и т.п.) должны определяться календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК РФ). В силу ст. 310, 450–450.1 ГК РФ эти условия могут изменяться в одностороннем порядке только в том случае, если такая возможность предусмотрена договором. Вместе с тем, как прямо предусмотрено п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. Следовательно, обязательство, исполненное до наступления предусмотренного договором предельного срока, считается исполненным в надлежащий срок (в соответствии с условиями обязательства). Более того, поскольку досрочное исполнение по общему правилу не требует согласования с контрагентом, такое исполнение не может рассматриваться как действие, направленное на одностороннее изменение согласованных сторонами условий обязательства (тем более если досрочное исполнение прямо предусмотрено договором).

Таким образом, в приведенной ситуации не имеется оснований для размещения на официальном сайте информации об изменении условий договора.

Требования о размещении на официальном сайте сведений об исполнении (в том числе досрочном) договора Закон № 223-ФЗ не содержит. В силу ч. 6 ст. 4 этого закона такое требование может быть предусмотрено положением о закупке заказчика. Поэтому, если иное не предусмотрено положением о закупке, которым руководствуется заказчик, в рассматриваемом случае не требуется размещать на официальном сайте и информацию об исполнении договора.

Вместе с тем ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков включать информацию о результатах исполнения договоров в реестр договоров. Заказчик в течение 10 дней со дня исполнения (подп. «з» п. 2, подп. «в» п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132) направляет информацию о результатах исполнения договора (в том числе об оплате исполненного по договору) для внесения в реестр договоров. Это следует из ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ и упомянутых Правил. На наш взгляд, из приведенных норм следует, что информация, касающаяся результатов исполнения договора, вносится заказчиком в реестр в течение 10 дней со дня исполнения договорных обязательств в полном объеме. Для заказчика таким исполнением является и принятие исполненного от контрагента, и его оплата (ст. 454, 513, 702, 781 ГК РФ). Подчеркнем, что по смыслу перечисленных норм днем начала течения указанного 10-дневного срока является день, следующий за днем фактического исполнения обязательств (и их прекращения в соответствии со ст. 408 ГК РФ), а не указанный в договоре последний день срока, в течение которого должно быть исполнено соответствующее обязательство.

Можно ли совместить в одном лоте электронный аукцион и запрос котировок, а также товары, подпадающие под действие приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 с соответствующей преференцией и не подпадающие под него?

Готовятся электронный аукцион, запрос котировок. Осуществляется закупка товаров, одни из которых подпадают под действие приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155, а другие нет. Нужно ли разбивать товары на два лота (электронный аукцион, запрос котировок), или можно оставить один лот и указать преференцию для товаров, работ, услуг из Таможенного союза в размере 15% от предложенной цены контракта?

В целях предоставления преференций товары, перечисленные в п. 1 указанного в вопросе приказа, должны приобретаться в рамках отдельной закупки или должны быть выделены в отдельный лот.

Согласно п. 3 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155, при проведении аукциона и запроса котировок по закупке товаров, перечисленных в п. 1 этого документа, участникам закупки предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% в порядке, предусмотренном п. 4, 6, 7 приказа. Такую преференцию получают участники, предлагающие к поставке товары российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения. При проведении аукциона это происходит путем заключения контракта с победителем аукциона по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены контракта (п. 7 приказа). При проведении запроса котировок – путем применения понижающего 15%-ного коэффициента к предложенной участниками в заявках цене государственного (муниципального) контракта при рассмотрении и оценке заявки на участие в запросе котировок по критерию «цена контракта» (п. 4 приказа).

В соответствии с подп. «а» п. 8 приказа указанный порядок предоставления преференций не применяется, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень, предусмотренный в п. 1 приказа.

Объединение в рамках одного лота товаров, включенных и не включенных в этот перечень, законодательством не запрещено. Однако предоставление преференций, установленных приказом, возможно только в случае закупки исключительно тех товаров, которые перечислены в п. 1 приказа. Если заказчик планирует приобретение товаров как включенных, так и не включенных в этот перечень, в целях предоставления преференций товары, перечисленные в п. 1 приказа, должны приобретаться в рамках отдельной закупки или выделяться в отдельный лот.


Назад в раздел
ГераМОЭСКМосинжпроектЭнергокомплекс
МОСПРОМСТРОЙЦентрАктивКапитал