НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Точка отсчета. Как правильно определить совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок по Закону № 223-ФЗ


В быстро изменяющемся и стремительно растущем массиве нормативных актов, регулирующих закупки как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ, разобраться весьма непросто даже специалисту, профессионально занимающемуся госзакупками.

Помимо знания законов надо еще уметь ориентироваться в методиках расчета тех или иных цифр, являющихся основанием для осуществления или неосуществления определенных закупок или их видов, а также того или иного количества закупок. Бывает и так, что в законах и подзаконных актах не всегда есть четкое и доходчивое разъяснение некоторых понятий, имеющих определяющее значение для правильного производства расчетов. Зачастую неправильное определение исходных данных для расчетов и, соответственно, производного от них итогового результата способно подвести участника госзакупок под достаточно серьезные штрафные санкции, поэтому следует тщательнее относиться к установлению тех цифр, на основании которых вычисляются проценты. Рассмотрим ситуацию с неуклонно меняющимся обязательным процентом контрактов, которые заказчик должен заключить с субъектами среднего и малого бизнеса, и проведением всех расчетов, связанных с ним.

Все ли договоры идут в расчет при вычислении заказчиком 10% закупок по Закону № 223-ФЗ у субъектов малого и среднего бизнеса?


Суммарный объем выручки организации за предыдущий год составил более 10 млрд руб. Согласно положению о закупке, действующему в организации, к закупкам без проведения торгов относятся и закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Какие договоры учитываются при расчете 10% закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществленных в соответствии с подп. «б» подп. 4 п. 18 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утверждено постановлением Правительства РФ от 11.12.2014№1352), по смыслу п. 5 того же Положения?

Правомерно ли в рассматриваемой ситуации включение в расчет указанных 10% договоров, заключенных заказчиком непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства как с единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками)? Может ли организация включить в этот расчет данные закупки?

Для начала следует заметить, что в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правительство РФ вправе установить:

1) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками;

2) годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП);

3) порядок расчета указанного объема;

4) форму годового отчета о закупке у СМСП и требования к содержанию этого отчета.

Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, годовом объеме закупки и порядке его расчета, а также форма годового отчета о закупке у СМСП, требования к содержанию такого отчета утверждены постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

Минимальный размер годового объема закупок, обязательный к размещению у СМСП, установленный п. 5 Положения, составляет 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками с СМСП по результатам закупок, осуществленных только у СМСП (подп. «б» п. 4 Положения), должен составлять не менее 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, включая закупки, осуществленные в порядке п. 18 Положения.

К сожалению, ни Закон № 223-ФЗ, ни Положение не содержат определения понятия «совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок», официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики по этому вопросу найти не удалось. При этом ни Закон № 223-ФЗ, ни Положение не связывают этот объем с объемами (размерами) финансирования договоров, планируемых к заключению (как, например, в п. 16 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), либо с объемом их фактического исполнения. Равным образом ни Закон № 223-ФЗ, ни Положение не указывают, что в этот объем включается только стоимость (цены) договоров, включенных в соответствии со ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ в реестр договоров, заключенных заказчиком.

Из буквального же прочтения определения «совокупный годовой стоимостный объем договоров» можно сделать вывод, что таковым следует считать общую сумму стоимости (цен) всех договоров, заключенных заказчиком в отчетном году. Такая сумма может определяться и как сумма общей стоимости договоров, включаемых в ежемесячные отчеты, в которые согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ включается стоимость всех договоров, заключенных в течение соответствующего месяца.

В то же время в п. 7 Положения приведен перечень закупок заказчика, которые не учитываются «при расчете в соответствии с п. 5 настоящего Положения совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства, по результатам закупок». Соответственно, общая стоимость заключенных по результатам закупок договоров, указываемая в ежемесячных отчетах, может служить только основой для расчета совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, исходя из которого определяется годовой объем закупок у СМСП. Для такого расчета из нее следует вычесть стоимость (цены) договоров, заключенных в рамках закупок, перечисленных в п. 7 Положения.

Таким образом, в совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, для целей расчета доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включаются цены всех договоров (все договоры), заключаемых (заключаемые) заказчиками по результатам всех закупок, кроме закупок, указанных в п. 7 Положения об особенностях участия таких субъектов в закупке.

Надо уточнить, что таким методом может быть проведен только расчет фактического исполнения заказчиком обязанности по осуществлению закупки у СМСП. Для надлежащего исполнения такой обязанности, как представляется, целесообразнее использовать предполагаемую общую стоимость (сумму цен) договоров в соответствии с планом закупок на соответствующий год, вычтя из нее сумму (предполагаемую) стоимости (цен) договоров, подлежащих заключению в рамках закупок, перечисленных в п. 7 Положения.

Несмотря на то что закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относятся к конкурентным способам проведения закупок, это не значит, что данные закупки не должны учитываться при определении совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в порядке п. 5 Положения, устанавливающего минимальный объем годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам всех закупок, и 10% совокупного годового стоимостного объема договоров по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подп. «б» п. 4 Положения (участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Закон № 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), в том числе закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Закупочную деятельность заказчика регламентирует именно положение о закупке, которое и содержит все требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупочных процедур (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 № Д28-317).

Право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки и условия применения этого способа, в том числе и закупки у единственного контрагента, не поставлено Законом № 223-ФЗ в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от цены договора. Не ограничивает такое право и требование ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ осуществлять в электронной форме закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ, поскольку оно относится именно к форме проведения закупки, которая при этом может осуществляться разными способами. Это следует и из п. 2 постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616, которым утвержден соответствующий перечень, на это также указано в разд. 6 разъяснений по вопросам применения Закона № 223-ФЗ, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2012 № ИА/44025/12.

Ни в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ни в других федеральных законах право заказчика закрепить в положении о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика не ограничивается какими-либо условиями. В частности, такая возможность не обусловлена ценой заключаемого договора либо его предметом.

Безусловно, действия заказчика не должны противоречить содержащимся в Законе № 135-ФЗ правилам и не должны нарушать установленные им запреты. Так, нарушением является заключение договора без проведения торгов в тех случаях, когда торги должны проводиться в силу закона (например, ст. 18 Закона №135-ФЗ, положения которой распространяются на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды), а при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1 и 5 ст. 17 Закона № 135-ФЗ). Однако само по себе осуществление в соответствии с положением о закупках закупки без проведения конкурентных процедур и заключение договора о выполнении работ с единственным контрагентом (в том числе на сумму, превышающую 100 тыс. руб. и более) не является нарушением Закона № 135-ФЗ.

Аналогичного мнения придерживаются и суды (например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 № 08АП-11402/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 № 18АП-16192/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 № 18АП-16110/14, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 № 15АП-19385/14).

Таким образом, способы закупки, процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика.

Надо заметить, что данная позиция не противоречит законодательству, тогда как в сравнении с нормами Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций при определении объема закупок, предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, при закупках у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в расчет совокупного годового объема закупок не включаются, в частности, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с ч. 1 ст. 93 того же Закона. Однако полагать, что подобный подход к исключению закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) из расчета совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, должен применяться и при осуществлении закупок в рамках Закона №223-ФЗ, нет правового основания: Закон №223-ФЗ аналогичной нормы не содержит.

Следовательно, поскольку по положению о закупке, действующему в организации, к закупкам без проведения торгов относятся и закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), то можно сделать вывод, что данные закупки в обязательном порядке должны включаться в расчет доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В заключение необходимо резюмировать, что действие Положения распространяется на юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 1 млрд руб. (п. 2 Положения). При этом для тех заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., постановление № 1352 применяется с 1 июля 2015 года, в отношении остальных – с 1 января 2016 года (п. 2 постановления № 1352).

В 2015 году годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., у СМСП устанавливается в размере не менее 9% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 года, а совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных такими юридическими лицами с СМСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подп. «б» п. 4 Положения, должен составлять не менее 5% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 года (п. 2.1 Положения).


Назад в раздел
МосинжпроектМосводоканалМОЭСКСатори
Коминвест-АКМТКапстройсити