Когда нарушены обязательства по госконтракту, неизбежно возникает вопрос о наказании – выплате пени или неустойки нарушителем. В силу тех или иных коллизий, возникающих в конкретных ситуациях, сторонам договора не всегда удается правильно разобраться в каких случаях и в каком размере должна быть произведена эта выплата.
С помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрим несколько примеров из практики, они подскажут алгоритм решения в схожих ситуациях.
Государственным учреждением по итогам электронного аукциона заключен контракт на оказание услуг по разработке, поставке и внедрению автоматизированной системы. Исполнитель допустил просрочку исполнения обязательств, в связи с чем заказчиком была направлена претензия о взыскании пени в соответствии с постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063. После этого был подписан акт приемки оказанных услуг с указанием отсутствия претензий у заказчика по сроку и качеству принятых работ. Вслед за тем заказчиком была повторно направлена претензия. Правомерно ли в данной ситуации взыскание пени за просрочку исполнения обязательств?
Этот же заказчик в исковом заявлении рассчитал неустойку в соответствии с постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063. Как суды применяют ст. 333 ГК РФ при взыскании неустойки по контрактам, заключенным в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Положения Закона № 44-ФЗ обязывают заказчика предъявлять требования об уплате пени, если исполнителем допущена просрочка обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Буквально из приведенной формулировки следует, что ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика предъявить требование об уплате контрагентом неустойки в каждом случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом (п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 № 02-02-07/66867). Аналогичной позиции придерживаются суды, указывая, что предусмотренная ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ неустойка является законной (ст. 332 ГК РФ), а ее размер определен Законом № 44-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, в связи с чем заказчик вправе требовать уплаты такой неустойки независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 № 13АП 27185/15, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 № 10АП-10118/15). Сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства также не препятствуют предъявлению заказчиком требования об уплате неустойки (п. 2 ст. 1, ст. 9 ГК РФ, так же постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 № 07АП-4210/14, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2016 № Ф08-4323/16 по делу № А32-27033/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2015 № Ф07-1215/15 по делу № А56-28914/2014).
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении (п. 1 ст. 333 ГК РФ). Ни Закон № 44-ФЗ, ни ГК РФ, ни иные нормативные акты не содержат положений, которые бы исключали либо ограничивали применение указанной нормы к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Более того, на то обстоятельство, что приведенная норма применяется к таким отношениям, прямо указано в п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (также определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2016 № 306-ЭС15-15659, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 № 11АП-4762/16, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2016 № Ф08-3152/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.06.2016 № Ф09-5716/16 по делу № А34-2039/2015). Поэтому в приведенной ситуации при наличии соответствующих оснований суд вправе уменьшить размер неустойки.
Государственным бюджетным учреждением 13.03.2016 был заключен контракт, предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Сумма контракта 64 875,65 руб. Срок исполнения контракта был установлен с момента его заключения и до 31.03.2016. Товар поставщиком не был передан в полном объеме.
Размер пени по сравнению с тем, как он определен в Законе, контрактом не увеличивался. Каков будет размер пени на 15.05.2016 и с 16.05.2016 по 24.06.2016?
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных контрагентом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом [...], утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, устанавливают, что размер ставки, исходя из которой исчисляется пеня, предусмотренная ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, определяется как размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату уплаты пени, с учетом коэффициента К (п. 7 указанных Правил).
В свою очередь, коэффициент К определяется как процентное соотношение количества дней просрочки, допущенной контрагентом заказчика, к количеству дней, в течение которых контракт должен был быть выполнен (п. 8 Правил). В том случае, если такое соотношение находится в диапазоне от 0 до 49% включительно, размер коэффициента равен 0,01, если в диапазоне от 50 до 99%, то 0,02, если же соотношение равно или превышает 100%, то применяется коэффициент 0,03 (письмо Минфина России от 23.04.2015 № 02-02-04/23193).
Поскольку в рассматриваемом случае срок исполнения контракта установлен с 13 по 31 марта 2016 года включительно, то на 15 мая 2016 коэффициент К следует признавать равным 0,03, так как соотношение количества дней просрочки к количеству дней срока исполнения контракта составит на эту дату 236,8% ((45 / 19) х 100 = 236,8).
Принимая во внимание, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (п. 1 указания Банка России от 11.12.2015 № 3894-У, письмо Минфина России от 22.01.2016 № 02-02-15/2350), то по состоянию на 15 мая 2016 года размер такой ставки был равен 11% (информация Банка России от 31.07.2015 «О ключевой ставке Банка России»). Следовательно, размер ставки, по которой исчисляется пеня, на 15 мая 2016 года был равен 0,33% (11% х 0,03 = 0,33%). Этот размер ставки больше, чем 1/300 ставки рефинансирования (11% / 300 = 0,036), поэтому применению согласно ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ подлежит именно он. Учитывая, что обязательство не было выполнено поставщиком в полном объеме и в связи с этим не имеется оснований для уменьшения цены договора, от которой начисляется пеня, то на 15 мая 2016 года размер подлежащей уплате пени будет равен 9634 руб. 03 коп. (0,33% х 45 х 64875,65 = 9634,03). При расчете пени за период с 16 мая по 24 июня 2016 г. коэффициент к ставке рефинансирования составит также 0,03, поскольку соотношение количества дней просрочки и количества дней исполнения обязательства будет равно 210,5% (40 / 19 х 100 = 210,5).
Однако размер ключевой ставки, исходя из которого определяется ставка рефинансирования, был уменьшен начиная с 14 июня 2016 года (информация Банка России от 10.06.2016), поэтому на день уплаты пени 24 июня 2016 года ставка рефинансирования будет признаваться равной 10,5%.
Таким образом, пеня за период с 16 мая по 24 июня 2016 года, при условии полного неисполнения поставщиком своих обязательств, составит 8174 руб. 33 коп. (10,5% х 0,03) х 40 х 64875,65 = 8174,33).
Между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Высшего профессионального образования (заказчик, ФГБОУ ВПО) и ООО «Вега» (поставщик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и на основании результатов закупки путем проведения аукциона в электронной форме 07.09.2015 был заключен договор на поставку оборудования (контракт). Поставщик должен был поставить оборудование в срок по 07.10.2015 включительно (в течение 30 дней с момента заключения договора), однако оборудование было поставлено заказчику 18.12.2015.
С учетом действовавшей в 2015 году ставки рефинансирования в размере 8,25% сумма пени составила 17,57% от цены контракта (просрочка исполнения – 71 день). Руководствуясь ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных договором, и с учетом времени, необходимого для подготовки документов и прохождения внутренних согласований в ФГБОУ ВПО, 29.12.2015 заказчиком поставщику было направлено требование об уплате пени, которое было получено им 14.01.2016. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 14.03.2016№190, заказчики предоставляют отсрочку уплаты пеней и (или) осуществляют списание начисленных сумм пеней в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 гг. исполнения поставщиком всех обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пп. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190, если общая сумма неуплаченных пеней превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм пеней до окончания текущего финансового года; осуществляет списание 50% неуплаченных сумм пеней при условии уплаты 50% неуплаченных сумм пеней до окончания текущего финансового года.
Возможно ли в данной ситуации списание заказчиком 50% неуплаченной суммы пеней при условии уплаты поставщиком 50% суммы пеней до конца 2016 года по контракту, завершение исполнения обязательств поставщиком по которому произошло в 2015 году? Исходя из какой ставки рефинансирования должны рассчитываться пени в такой ситуации (8,25% или 11%)?
В силу ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063, размер пени, уплачиваемой контрагентом заказчику в связи с ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактом обязательств, определяется исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату уплаты пени.
С 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается (указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У).
Таким образом, поскольку до 1 января 2016 г. контрагентом пеня не уплачена, нет оснований определять ее размер исходя из ставки рефинансирования, действовавшей до указанной даты. В приведенной ситуации с этой целью должен использоваться размер ключевой ставки Банка, который на сегодняшний день составляет 11,00% годовых (информация Банка России от 31 июля 2015 г., а также постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1340, письмо Минфина России от 22 января 2016 г. № 02-02-15/2350).
Именно определенный с использованием этой ставки размер пени заказчику необходимо сопоставить с ценой контракта для решения вопроса о возможности частичного списания неуплаченной суммы пеней. Если общая сумма неуплаченной пени более 5%, но не более 20% цены контракта, 50% этой суммы может быть списано заказчиком при условии уплаты контрагентом остальных 50% до окончания 2016 года.
Если же общая сумма неуплаченной пени превышает 20% цены контракта, частичное списание пени невозможно и заказчик может предоставить только отсрочку уплаты пени до окончания 2016 года (пп. «б», «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 190).
С помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрим несколько примеров из практики, они подскажут алгоритм решения в схожих ситуациях.
Государственным учреждением по итогам электронного аукциона заключен контракт на оказание услуг по разработке, поставке и внедрению автоматизированной системы. Исполнитель допустил просрочку исполнения обязательств, в связи с чем заказчиком была направлена претензия о взыскании пени в соответствии с постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063. После этого был подписан акт приемки оказанных услуг с указанием отсутствия претензий у заказчика по сроку и качеству принятых работ. Вслед за тем заказчиком была повторно направлена претензия. Правомерно ли в данной ситуации взыскание пени за просрочку исполнения обязательств?
Этот же заказчик в исковом заявлении рассчитал неустойку в соответствии с постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063. Как суды применяют ст. 333 ГК РФ при взыскании неустойки по контрактам, заключенным в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Положения Закона № 44-ФЗ обязывают заказчика предъявлять требования об уплате пени, если исполнителем допущена просрочка обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Буквально из приведенной формулировки следует, что ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика предъявить требование об уплате контрагентом неустойки в каждом случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом (п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 № 02-02-07/66867). Аналогичной позиции придерживаются суды, указывая, что предусмотренная ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ неустойка является законной (ст. 332 ГК РФ), а ее размер определен Законом № 44-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, в связи с чем заказчик вправе требовать уплаты такой неустойки независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 № 13АП 27185/15, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 № 10АП-10118/15). Сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства также не препятствуют предъявлению заказчиком требования об уплате неустойки (п. 2 ст. 1, ст. 9 ГК РФ, так же постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 № 07АП-4210/14, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2016 № Ф08-4323/16 по делу № А32-27033/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2015 № Ф07-1215/15 по делу № А56-28914/2014).
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении (п. 1 ст. 333 ГК РФ). Ни Закон № 44-ФЗ, ни ГК РФ, ни иные нормативные акты не содержат положений, которые бы исключали либо ограничивали применение указанной нормы к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Более того, на то обстоятельство, что приведенная норма применяется к таким отношениям, прямо указано в п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (также определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2016 № 306-ЭС15-15659, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 № 11АП-4762/16, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2016 № Ф08-3152/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.06.2016 № Ф09-5716/16 по делу № А34-2039/2015). Поэтому в приведенной ситуации при наличии соответствующих оснований суд вправе уменьшить размер неустойки.
Государственным бюджетным учреждением 13.03.2016 был заключен контракт, предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Сумма контракта 64 875,65 руб. Срок исполнения контракта был установлен с момента его заключения и до 31.03.2016. Товар поставщиком не был передан в полном объеме.
Размер пени по сравнению с тем, как он определен в Законе, контрактом не увеличивался. Каков будет размер пени на 15.05.2016 и с 16.05.2016 по 24.06.2016?
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных контрагентом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом [...], утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, устанавливают, что размер ставки, исходя из которой исчисляется пеня, предусмотренная ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, определяется как размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату уплаты пени, с учетом коэффициента К (п. 7 указанных Правил).
В свою очередь, коэффициент К определяется как процентное соотношение количества дней просрочки, допущенной контрагентом заказчика, к количеству дней, в течение которых контракт должен был быть выполнен (п. 8 Правил). В том случае, если такое соотношение находится в диапазоне от 0 до 49% включительно, размер коэффициента равен 0,01, если в диапазоне от 50 до 99%, то 0,02, если же соотношение равно или превышает 100%, то применяется коэффициент 0,03 (письмо Минфина России от 23.04.2015 № 02-02-04/23193).
Поскольку в рассматриваемом случае срок исполнения контракта установлен с 13 по 31 марта 2016 года включительно, то на 15 мая 2016 коэффициент К следует признавать равным 0,03, так как соотношение количества дней просрочки к количеству дней срока исполнения контракта составит на эту дату 236,8% ((45 / 19) х 100 = 236,8).
Принимая во внимание, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (п. 1 указания Банка России от 11.12.2015 № 3894-У, письмо Минфина России от 22.01.2016 № 02-02-15/2350), то по состоянию на 15 мая 2016 года размер такой ставки был равен 11% (информация Банка России от 31.07.2015 «О ключевой ставке Банка России»). Следовательно, размер ставки, по которой исчисляется пеня, на 15 мая 2016 года был равен 0,33% (11% х 0,03 = 0,33%). Этот размер ставки больше, чем 1/300 ставки рефинансирования (11% / 300 = 0,036), поэтому применению согласно ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ подлежит именно он. Учитывая, что обязательство не было выполнено поставщиком в полном объеме и в связи с этим не имеется оснований для уменьшения цены договора, от которой начисляется пеня, то на 15 мая 2016 года размер подлежащей уплате пени будет равен 9634 руб. 03 коп. (0,33% х 45 х 64875,65 = 9634,03). При расчете пени за период с 16 мая по 24 июня 2016 г. коэффициент к ставке рефинансирования составит также 0,03, поскольку соотношение количества дней просрочки и количества дней исполнения обязательства будет равно 210,5% (40 / 19 х 100 = 210,5).
Однако размер ключевой ставки, исходя из которого определяется ставка рефинансирования, был уменьшен начиная с 14 июня 2016 года (информация Банка России от 10.06.2016), поэтому на день уплаты пени 24 июня 2016 года ставка рефинансирования будет признаваться равной 10,5%.
Таким образом, пеня за период с 16 мая по 24 июня 2016 года, при условии полного неисполнения поставщиком своих обязательств, составит 8174 руб. 33 коп. (10,5% х 0,03) х 40 х 64875,65 = 8174,33).
Между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Высшего профессионального образования (заказчик, ФГБОУ ВПО) и ООО «Вега» (поставщик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и на основании результатов закупки путем проведения аукциона в электронной форме 07.09.2015 был заключен договор на поставку оборудования (контракт). Поставщик должен был поставить оборудование в срок по 07.10.2015 включительно (в течение 30 дней с момента заключения договора), однако оборудование было поставлено заказчику 18.12.2015.
С учетом действовавшей в 2015 году ставки рефинансирования в размере 8,25% сумма пени составила 17,57% от цены контракта (просрочка исполнения – 71 день). Руководствуясь ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных договором, и с учетом времени, необходимого для подготовки документов и прохождения внутренних согласований в ФГБОУ ВПО, 29.12.2015 заказчиком поставщику было направлено требование об уплате пени, которое было получено им 14.01.2016. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 14.03.2016№190, заказчики предоставляют отсрочку уплаты пеней и (или) осуществляют списание начисленных сумм пеней в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 гг. исполнения поставщиком всех обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пп. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190, если общая сумма неуплаченных пеней превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм пеней до окончания текущего финансового года; осуществляет списание 50% неуплаченных сумм пеней при условии уплаты 50% неуплаченных сумм пеней до окончания текущего финансового года.
Возможно ли в данной ситуации списание заказчиком 50% неуплаченной суммы пеней при условии уплаты поставщиком 50% суммы пеней до конца 2016 года по контракту, завершение исполнения обязательств поставщиком по которому произошло в 2015 году? Исходя из какой ставки рефинансирования должны рассчитываться пени в такой ситуации (8,25% или 11%)?
В силу ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063, размер пени, уплачиваемой контрагентом заказчику в связи с ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактом обязательств, определяется исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату уплаты пени.
С 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается (указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У).
Таким образом, поскольку до 1 января 2016 г. контрагентом пеня не уплачена, нет оснований определять ее размер исходя из ставки рефинансирования, действовавшей до указанной даты. В приведенной ситуации с этой целью должен использоваться размер ключевой ставки Банка, который на сегодняшний день составляет 11,00% годовых (информация Банка России от 31 июля 2015 г., а также постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1340, письмо Минфина России от 22 января 2016 г. № 02-02-15/2350).
Именно определенный с использованием этой ставки размер пени заказчику необходимо сопоставить с ценой контракта для решения вопроса о возможности частичного списания неуплаченной суммы пеней. Если общая сумма неуплаченной пени более 5%, но не более 20% цены контракта, 50% этой суммы может быть списано заказчиком при условии уплаты контрагентом остальных 50% до окончания 2016 года.
Если же общая сумма неуплаченной пени превышает 20% цены контракта, частичное списание пени невозможно и заказчик может предоставить только отсрочку уплаты пени до окончания 2016 года (пп. «б», «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 190).
Назад в раздел