НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Меньше не значит легче. Закупки малого объема не такие простые, какими иногда кажутся


Невысокая цена закупки и отсутствие конкурсной процедуры при ее проведении ни в коей мере не свидетельствуют о том, что ей надо уделять меньше внимания. Наоборот, порой при ее осуществлении возникает гораздо больше вопросов, чем при закупке с конкурентной борьбой и большим количеством участников. Почему это происходит и как грамотно преодолеть подвохи обманчивой легкости закупок малого объема, на примерах их практики рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Вправе ли заказчик (бюджетное учреждение) при заключении контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федрального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сумму менее 100 тыс. руб. указывать в нем цену контракта и реквизиты сторон вручную, не ссылаться в тексте контракта на Закон № 44-ФЗ и предусмотреть, что контракт действует не до 31 декабря, а до полного исполнения сторонами обязательств, при этом не указывая в контракте срок оплаты?


И письменно, и устно

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях, в том числе ГК РФ. Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, контракт, заключаемый в соответствии с требованиями этого закона, представляет собой гражданско-правовой договор.

Таким образом, к договору (контракту), который заключается в соответствии с правилами Закона № 44-ФЗ, применяются общие положения ГК РФ о сделках и договорах с учетом особенностей правового регулирования, установленных Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

Согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ, сделки совершаются устно или
в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). При соблюдении определенных требований договор в письменной форме может быть также заключен путем обмена документами или путем совершения действий, свидетельствующих об акцепте оферты (абзац второй п. 1 ст. 160, п.п. 2, 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

При этом нормы ГК РФ не указывают на способ составления текста договора (в машинописном виде либо от руки). Не существует запрета и на совмещение этих способов в одном тексте.

Закон № 44-ФЗ также не содержит специальных требований к способу письменного оформления контракта, не указывает, что контракт может быть составлен только в печатном (машинописном) виде, и не запрещает совмещать в одном документе, выражающем содержание контракта, различные способы составления текста этого документа (разумеется, это относится к случаям, когда контракт заключается в виде документа на бумажном носителе).

Договором как документом оформляется согласованное волеизъявление сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). При заключении договора правовое значение имеет не способ составления текста контракта (при соблюдении письменной формы договора в требуемых случаях), а достижение сторонами согласия по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ). Если стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора, он считается заключенным независимо от того, каким способом или способами составлен текст такого договора. Иными словами, наличие в тексте договора отдельных положений, выполненных рукописным текстом, не означает, что такой договор не является заключенным.

Еще раз следует отметить, что изложенное принципиально применимо и к контрактам, которые заключаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ, поскольку из этого Закона не следует иное. Возможность указания отдельных реквизитов договора от руки подтверждается и судебной практикой (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 № 08АП-10492/13). Таким образом, частичное составление текста контракта, заключенного на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, от руки не противоречит требованиям законодательства.

Ссылка на закон в контракте не обязательна

Положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрены условия, информация и реквизиты, подлежащие в обязательном порядке включению в контракт. Однако ни Законом № 44-ФЗ, ни иными нормативными актами не предусмотрено, что в контракте, заключаемом на основании этого Закона, необходимо указывать конкретные нормы Закона № 44-ФЗ, на основании которых заключен контракт, а также на основании которых он может быть изменен или расторгнут. В ряде случаев типовые формы контрактов предусматривают включение подобных сведений в текст контракта, однако это не относится к рассматриваемой ситуации. Таким образом, несмотря на то, что зачастую на практике стороны указывают в контрактах, дополнительных соглашениях к ним ссылки на нормы Закона № 44-ФЗ, предусматривающие основания заключения, изменения и расторжения контракта, это не является обязательным, никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту, отсутствие в контракте подобной информации само по себе не может иметь для сторон неблагоприятных последствий. В частности, независимо от включения соответствующей информации в контракт, заключенный с соблюдением порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ, к такому контракту применяются соответствующие требования этого закона, касающиеся возможности и порядка изменения и расторжения контракта.

Сроки - дело тонкое

Закон № 44-ФЗ не требует указывать в контракте срок его действия. По общему правилу контракт должен содержать условие о сроке оплаты товара (работы, услуги), однако включать это условие в контракты, заключаемые на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не обязательно (ч. 13 и ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ договором может быть предусмотрено, что окончание его срока действия влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Таким образом, заказчик вправе включить в текст контракта, заключенного на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, условие о том, что контракт действует до полного исполнения сторонами обязательств. Аналогичной позиции придерживаются контролирующие органы (смотрите, например, решение УФАС по Алтайскому краю от 23.08.2016 № 499/16). Подобное условие включают и в типовые формы контрактов. Отсутствие же в контракте подобного условия не свидетельствует о каком-либо нарушении. Пунктом 2 ст. 314 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не
содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. В силу ст.ст. 486 и 516 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором и не вытекает из существа обязательства. А исходя из положений п. 1 ст. 779 ГК РФ, п. 1 ст. 781 ГК РФ, п. 1 ст. 711 ГК РФ, ст. 783 ГК РФ обязанность по оплате выполненных работ и оказанных услуг (если договором не предусмотрена предварительная или поэтапная оплата работ (услуг)) возникает у заказчика после их фактического выполнения (оказания) при условии, что они выполнены (оказаны) надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. Поэтому даже если в контракте отсутствует условие о сроках оплаты товаров, работ и услуг, по общему правилу они должны быть оплачены заказчиком после надлежащего исполнения контрагентом предусмотренных контрактом обязательств.

Вместе с тем при заключении контрактов бюджетное учреждение вынуждено (принимая во внимание перспективу последующих контрольных мероприятий) учитывать рекомендации Минфина России, приведенные, в частности, в письме Минфина России от 31.03.2016 № 02-04-06/18225. Как указано в этом документе, при планировании срока, на который будет заключен контракт, бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться показателями плана финансово-хозяйственной деятельности, а срок принятия предусмотренных контрактом обязательств не должен превышать срока действия действующего в учреждении плана финансово-хозяйственной деятельности, который, напомним, составляется на один или на три года в зависимости от срока, на который принят бюджет (п. 3 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н). Еще раз надо подчеркнуть, что нормативными актами прямо не установлено ограничений, в силу которых при изложенных в вопросе обстоятельствах в контракт должны включаться условия о сроке его действия в пределах финансового года и о конкретном сроке оплаты учреждением исполненного по контракту. Однако, учитывая упомянутые выше рекомендации, в контракты целесообразно включать условие, которое бы позволяло установить, что предусмотренное контрактом расходное обязательство возникает в пределах срока, на который утвержден план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Бюджетное учреждение заключило государственный контракт стоимостью до 100 тыс. руб., предметом которого являются проектные работы по реконструкции здания. Здание принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

Кому в соответствии с п. 1 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ будут принадлежать исключительные права на результаты выполненных проектных работ? Обязано ли бюджетное учреждение привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы приемки работ в соответствии с п. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, если не предусматривается государственная или негосударственная экспертиза проектной документации?

ФЗ-44 и авторское право

Прежде следует отметить, что ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ по смыслу ч. 1 этой статьи распространяется на государственные и муниципальные контракты, заключаемые государственными и муниципальными заказчиками от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, которым и должно переходить исключительное право на создаваемые произведения. Между тем бюджетные учреждения по смыслу п.п. 5–7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, а заключаемые ими контракты согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ не являются государственными или муниципальными контрактами.

Таким образом, в данном случае ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не применяется.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), то есть защищаемыми законом результатами интеллектуальной деятельности, объектами интеллектуальной собственности (пп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права (ст. 1226 ГК РФ), которые применительно к объектам авторских прав именуются авторскими (п. 1 ст. 1255 ГК РФ), и прежде всего – исключительное право (ст. 1226, п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Исключительное право – в некотором роде аналог права собственности на вещи в отношении результатов интеллектуальной деятельности – состоит в возможности его обладателя (правообладателя) по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности и при этом может быть отчуждено (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора и впоследствии может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

В частности, согласно п. 1 ст. 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное. В этом случае подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такое произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права (п. 2 ст. 1296 ГК РФ). В случае, когда в соответствии с указанным договором исключительное право на произведение принадлежит подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать такое произведение в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях безвозмездной простой лицензии в течение всего срока действия исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Однако данные правила распространяются только на договоры с юридическими лицами, поскольку согласно п. 5 ст. 1296 ГК РФ не распространяются на договоры, в которых подрядчиком (исполнителем) является сам автор произведения, то есть по смыслу ст. 1257, п. 1 ст. 1258 ГК РФ гражданин, физическое лицо или граждане, физические лица, творческим трудом которого (которых) создается произведение.

Договоры на создание произведений с гражданами именуются авторскими и регулируются ст. 1288 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1288 ГК РФ, договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В этом случае к такому договору, соответственно, применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

Отсюда можно сделать вывод, что по умолчанию, если договором авторского заказа не предусмотрено иного, исключительное право на создаваемое произведение возникает у его автора (авторов).

Можно обойтись без привлечения экспертов

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона № 44-ФЗ заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных этим законом. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона
№ 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

В ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ содержится правило о том, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением случаев, перечисленных в этой части, к которым относится и случай заключения договора с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 1 указанной части).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации заказчик в любом случае не обязан привлекать для приемки результата
выполненных работ экспертов или экспертные организации.

Кроме того, следует обратить внимание, что по смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотренная этим законом «экспертиза» фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки от контрагента, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1–3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).

Соответственно, привлечение экспертов, как следует из вышеописанных норм, является привлечением третьих лиц к исполнению обязанности заказчика по приемке товара. Такая экспертиза не равнозначна государственной экспертизе проектной документации.

В связи с этим следует обратить внимание также на то, что согласно п. 3 ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик также не обязан привлекать сторонних экспертов, если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ.


Назад в раздел
ГлавУПДКИНАМОЭКМИЦ
АбсолютШвабеПНСДоркомэкспо