НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Самостоятельный подрядчик. Ответы на основные вопросы по применению ПП № 570


Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым подписано постановление № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». Оно вступило в силу 25 мая 2017 г. Подробнее о положениях постановления рассказывает Илья Митин, специалист 2-й категории ООО «РусБизнесТрейд».

Сроки и обязательства

Постановление предусматривает 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчики обязаны выполнять собственными силами, то есть без привлечения третьих лиц
(субподрядчиков). Так на заказчика возлагается обязанность включать в документацию о закупке конкретные виды и объемы работ из указанного перечня, а стоимость таких работ, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, должна составлять:

– с 25 мая 2017 года и до 1 июля 2018 года – не менее 15% цены государственного или муниципального контракта;

– с 1 июля 2018 года – не менее 25% цены государственного или муниципального контракта.

При этом муниципальный или государственный контракт должен содержать обязательство подрядчика по самостоятельному выполнению выбранных им работ, а также предусматривать меру ответственности за невыполнение такого условия контракта в виде штрафа в размере 5% цены работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

Применение постановления

Большинство новых нормативно-правовых актов, и не только в сфере закупок, неизбежно вызывает огромное количество вопросов у правоприменителей. В этой статье мы постараемся ответить на несколько вопросов, которые в числе первых появляются при ознакомлении с постановлением № 570.

1. Подпадает ли капитальный и текущий ремонт под действие постановления?

Как следует из практики антимонопольного органа, в случаях, когда заказчик закупает работы по капитальному ремонту, устанавливать в извещении и документации о закупке требования к подрядчику на основании постановления № 570 неправомерно. Это связано с тем, что документ распространяется только на работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

Учитывая специфику закупок в строительстве, официальные разъяснения могут дать: Федеральная антимонопольная служба, Министерство финансов Российской Федерации, а также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Однако такие разъяснения сегодня не смогут быть основаны на практике (ввиду начала ее формирования и отсутствия единого подхода), а будут давать отсылку на положение постановления № 570.

Разберем этот вопрос подробно.

Постановление принято в соответствии с ч. 2 ст. 110.2 44-ФЗ, в которой нет упоминания о капитальном и текущем ремонте объектов капитального строительства.

Название статьи 110.2 – «Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства». Часть 2 ст. 110.2 гласит: «Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту».

Из трактовок закона очевидно, что постановление № 570 не может быть применимо к работам по капитальному и/или текущему ремонту.

2. На каком этапе участником должны быть предложены конкретные виды и объемы работ из числа указанных в документации, которые заказчик обязан включить в контракт: на этапе подачи заявки на участие в закупке, при заключении контракта или в процессе его исполнения?

В рассматриваемом документе говорится о видах работ, которые подрядчик выполняет самостоятельно, упоминания об участниках закупки в нем отсутствуют. Кроме того, в перечне документов и сведений, которые в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ должны содержаться в составе заявки на участие в закупке, отсутствует обязанность предоставления участником закупки предложения о конкретных видах работ, которые в соответствии с постановлением № 570 подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 46 Федерального закона № 44-ФЗ проведение переговоров заказчика с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений не допускается до выявления победителя.

То есть самым логичным выглядит то, что подрядчик обязан предоставить информацию о конкретных видах работ, которые он выполняет самостоятельно, после подписания контракта, путем подписания соответствующего дополнительного соглашения.

3. Вправе ли заказчик указать в документации только часть видов работ, предусмотренных постановлением?

Пункт а) постановления № 570 гласит: «…возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке», а также, как следует из пункта б) постановления № 570: «…конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ…». Из чего следует, что на этапе формирования документации заказчик указывает в документации все возможные виды и объемы работ, из 34 представленных в составе постановления, которые имеются в составе сметной документации по соответствующему объекту, для предоставления выбора подрядчику. «Не глядя» указывать все 34 вида работ в документации не рекомендуется, т.к. не все они могут входить в перечень подлежащих выполнению на определенном объекте строительства или реконструкции, так, например, при строительстве административного здания вероятность выполнения водолазных работ крайне мала.

4. Как быть, если на некоторые виды работ из постановления № 570 допуск СРО не требуется?

С 1 июля в силу вступили поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые были приняты Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ. Данные изменения отменяют необходимость получения допусков СРО в сфере строительства, а ранее выданные допуски СРО прекратили свое действие и на сегодняшний день не имеют юридической силы.

При этом для выполнения отдельных строительных работ подрядчику необходимо являться членом СРО, однако в случае выполнения строительно-монтажных работ по контрактам на сумму менее 3 млн руб. членство в СРО не требуется. Учитывая, что закупки по строительству и реконструкции объектов капитального строительства на сумму ниже 3 млн руб. являются скорее исключительной редкостью, чем сложившейся практикой, членство в СРО и получение выписок СРО (по форме утвержденной приказом Ростехнадзора № 58 от 16.02.2017) является необходимым условием для участия в закупках по строительству и реконструкции объектов капитального строительства. Исключениями являются унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием для случаев, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГК РФ. Подпадающим под данные статьи организациям обязательное членство в СРО не требуется.

Все вышеизложенное является лишь экспертным мнением и дает общее представление о том, как работает постановление № 570.

Принятые решения направлены на повышение прозрачности исполнения государственных и муниципальных контрактов, качества выполняемых в рамках контрактов работ за счет привлечения к их исполнению квалифицированных подрядчиков. Но, как ранее отмечалось, по данному постановлению устоявшейся практики не сложилось, что вызывает множество вопросов как со стороны заказчиков, так и подрядчиков.


Назад в раздел
СаториГераОЭКТеплоцентрстрой
ШвабеФондЛокоБанкАБЗ