НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Значение своевременности. О сроках и датах в госзакупках


Победить в госзакупках достаточно непросто, однако сама по себе победа не только сулит грядущие выгоды, но и налагает на победителя ряд обязательств, выполнение которых требует соблюдения четко обозначенных в госконтракте временных периодов или пределов. Насколько важно заказчикам и поставщикам (подрядчикам, исполнителям) вписываться во временные рамки, закрепленные в договорах, и каковы последствия выхода за них, рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ на примерах из практики.

Каким образом исчисляются сроки, указанные в ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», – в календарных или рабочих днях?

Согласно ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в Единой информационной системе (ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. Приведенные нормы не свидетельствуют, что указанные в ней сроки исчисляются в рабочих днях. Также следует заметить, что правила Закона № 44-ФЗ для большинства случаев не предусматривают порядок, в соответствии с которым исчисляются установленные этим законом сроки (в календарных днях или в рабочих). Однако, поскольку в отдельных случаях нормы Закона № 44-ФЗ содержат специальное указание на то, что в тот или иной срок включаются рабочие дни (например, ч. 11 ст. 31, ч. 1 ст. 36, ч.ч. 4–6 ст. 37, ч. 6 ст. 44 этого закона), можно прийти к выводу о том, что в случаях, когда такое указание отсутствует, срок совершения соответствующего действия должен исчисляться в календарных днях, что имеет отношение и к норме ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации контракт может быть заключен не ранее чем через семь календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 календарных дней с даты подписания указанного протокола.

Распространяются ли на муниципальное унитарное предприятие требования ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ о предельных сроках оплаты по контрактам? Если распространяются, то каковы последствия, ответственность за неисполнение предписаний указанных норм? Как поступить заказчику в том случае, если он не может исполнить их в указанные в приведенных нормах сроки по причине нехватки денежных средств? Как поступить с теми контрактами, в отношении которых не соблюдались указанные требования?

1. С 1 января 2017 года действие Закона № 44-ФЗ распространено на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг (закупки) государственными и муниципальными унитарными предприятиями (унитарные предприятия). С указанной даты последние признаются заказчиками для целей Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого закона). Частью 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым унитарными предприятиями и размещенным до начала года в Единой информационной системе, в случаях, определенных п.п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, с 01.01.2017 унитарные предприятия при осуществлении закупок товаров, работ и услуг по общему правилу обязаны руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ. Это в полной мере касается и требований ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44ФЗ: каких-либо исключений из предусмотренных этими нормами правил применительно к контрактам, заключаемым унитарными предприятиями, ни сами эти нормы, ни иные положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают. Правила ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, определяющие необходимость оплаты заказчиком поставленных по контракту товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение сроков, предусмотренных этими нормами, являются императивными. Иными словами, стороны не могут согласовать в контракте иные сроки оплаты товаров, работ, услуг, противоречащие указанным положениям (смотрите также п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16).

Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Вступившим в силу с 1 мая 2017 года Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ, в редакции которого ныне действуют ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, его действие не распространено на ранее возникшие отношения. Поэтому условия заключаемых с 1 мая 2017 года унитарным предприятием договоров (контрактов) о сроках оплаты должны соответствовать упомянутым выше нормам. Как показывает правоприменительная практика, несоответствие условий контракта положениям ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ может быть квалифицировано как основание для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. 2. В силу положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Отсутствие денежных средств у одной из сторон обязательства (в том числе и у заказчика по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ) не является основанием для его освобождения от выполнения обязанности по оплате надлежащим образом оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров. Кроме того, нарушение заказчиком предусмотренного контрактом срока оплаты является основанием для взыскания с него неустойки (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

По результатам запроса котировок между заказчиком и поставщиком 20.09.2017 был заключен контракт на поставку оборудования.

По условиям контракта поставка товара должна быть осуществлена до 20.10.2017. Срок действия контракта – с момента заключения и до 31.10.2017. Контрактом не предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

В указанный срок поставка оборудования не была осуществлена, товар так и не поставлен. Поставщик в устной форме не отказывается от своих обязательств и утверждает, что поставит товар к 15.02.2018. Просрочка поставки возникла по причине задержки оформления товара на таможне, расторжение контракта не планируется, заказчик готов ждать поставки оборудования.

Правомерна ли приемка заказчиком товара по истечении предусмотренного контрактом срока? Необходимо ли начислить неустойку?

Ни положениями Закона № 44-ФЗ, ни нормами гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), не запрещены поставка товаров и их приемка за пределами предусмотренного контрактом срока. Истечение срока действия контракта само по себе не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Таким образом, заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами определенных контрактом сроков.

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Из приведенной нормы следует, что направление требования является обязанностью, а не правом заказчика. Следовательно, в приведенной ситуации заказчик обязан предъявить поставщику требование об уплате пени.

В связи с этим отметим, что обязанность уплатить сумму пени возникает у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если подрядчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, уплачивать пени он не обязан. Кроме того, в силу ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Планируется перенос срока оплаты товаров и срока действия контракта с 2017 года на 2018 год.

Можно ли изменять срок оплаты по договору в виде дополнительного соглашения в соответствии с Законом № 44-ФЗ? Не будет ли это являться нарушением?

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

Понятие существенных условий контракта Законом № 44ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По смыслу положений ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 55, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и ч. 13 ст. 34 данного закона, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств и о сроке действия контракта также являются существенными. Таким образом, предусмотренный контрактом срок оплаты товара (работы,__ услуги), равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в случаях, установленных законом. Возможность изменения сроков исполнения контракта, к которым по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ относятся и сроки оплаты товара (работы, услуги) заказчиком, Закон № 44-ФЗ предусматривает лишь в двух случаях:

– при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

– в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, допускающей изменение в 2017 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2017 году.

Так как в рассматриваемой ситуации исполнение контракта в части оплаты переносится на 2018 год, положения ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ неприменимы (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198). Поэтому указанные в вопросе условия могут быть изменены только в связи с уменьшением заказчику – казенному учреждению на основании п. 6 ст. 161 БК РФ средств лимитов бюджетных обязательств. В иных случаях (в том числе, если заказчик не является получателем бюджетных средств) продление срока действия контракта и перенос срока оплаты на 2018 год неправомерно.

Организация работает по Закону № 223-ФЗ. После направления заявки на продукцию поставщику он присылает договор, подписанный с его стороны с присвоенной датой и номером на договоре, любые корректировки в договор вносить отказывается (даже по дате).

После подписания договора поставщиком договор проходит ряд согласований у заказчика. В итоге указанная поставщиком дата составления и подписания поставщиком договора не совпадает с датой подписания договора заказчиком. При этом в ряде случаев договор иногда начинает исполняться до подписания его заказчиком. Какую дату в таком случае считать датой заключения контракта?

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством РФ в соответствии с ч. 1 указанной статьи, в реестр договоров. При этом вопросы, связанные с заключением договоров, регулируются не Законом № 223-ФЗ, а соответствующими положениями ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В частности, применительно к договору поставки таковыми являются условия о наименовании и количестве подлежащего передаче товара (ст.ст. 455, 465, 506 ГК РФ).

Если договор не подлежит государственной регистрации и для его заключения не требуется передача имущества, он признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ). Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно, содержит все существенные условия договора и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее полном и безоговорочном принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

В качестве акцепта могут рассматриваться, например, оплата адресованного плательщику счета, содержащего существенные условия договора, приемка товара с подписанием товаросопроводительных документов и т.п. Таким образом, если в приведенной ситуации до заключения договора путем его подписания в виде единого документа между сторонами возникают подобные отношения (приемка товара, оплата счета и т.п.), то в соответствующей части договор должен считаться заключенным с момента, когда оференту стало известно об акцепте его предложения (то есть с момента получения поставщиком оплаты, с момента приемки товара и т.п.).

При заключении договора в присутствии всех его сторон в простой письменной форме путем составления и подписания сторонами одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ) момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ) совпадает с датой подписания договора обеими сторонами. На практике подписываемые договоры нередко содержат ссылку на дату их составления. При отсутствии доказательств того, что фактически соглашение заключено ранее или позднее указанной в нем даты (это может следовать, например, из дат, проставленных сторонами при подписании, а также из иных обстоятельств), не исключено, что именно эта дата в случае возникновения спора и будет восприниматься (в частности, контролирующими органами) как момент заключения договора.

Вместе с тем, как видно из приведенных выше норм, при изложенных в вопросе обстоятельствах указанная поставщиком в подписанном им договоре дата составления договора не может рассматриваться в качестве момента заключения договора, поскольку на этот момент договор еще не подписан заказчиком, а направление поставщиком в ответ на указанную в вопросе заявку проекта подписанного договора, по всей видимости, должно рассматриваться как акцепт на иных условиях, то есть как отказ от акцепта и новая оферта (ст. 443 ГК РФ).

В заключение следует отметить, что при изложенных в вопросе обстоятельствах нужно учитывать и положения статей 440–442 ГК РФ. Если в подписанном поставщиком договоре или сопроводительных документах определен срок для акцепта, то договор считается заключенным, если акцепт будет получен поставщиком в пределах указанного в оферте срока (ст. 440 ГК РФ).

Если срок для акцепта поставщиком не определен, договор считается заключенным, если акцепт будет получен им до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен (как в приведенном случае) – в течение нормально необходимого для этого времени (п. 1 ст. 441 ГК РФ).

Согласно ст. 442 ГК РФ в случаях, когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием. Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным.

Таким образом, в случае несвоевременного направления заказчиком подписанного им экземпляра договора поставщику факт получения последним этого экземпляра необязательно приводит к заключению договора.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
МосводоканалГераИНАОЭК
ПНССтройИнвест-3ЦентрДоркомэкспо