НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Подлог не помог. Предоставляемая документация должна соответствовать обязательным требованиям к участникам закупки


Проведение торгов подразумевает заинтересованность участников как в результате, так и в процессе, поскольку те или иные нарушения в ходе конкурсных процедур или при подготовке к ним могут свести на нет затраченные на все это время, силы и деньги. Однако в действительности иногда нечистые на руку компании пытаются воспользоваться тем, что заказчику не всегда хватает компетенции и бдительности, а то и полномочий при проверке документации, предоставляемой в соответствии с обязательными требованиями к участникам закупки. В таких случаях трудно переоценить значение надзорных и контролирующих органов, чьей задачей и является пресечение поползновений нечистоплотных компаний покуситься на бюджетные деньги. Чем заканчиваются такие истории, когда осуществляется должный надзор, проиллюстрируем на конкретном примере.

Победителей судят


Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Пушкинского муниципального района Московской области, МБДОУ детский сад № 6 «Улыбка» и ООО «КТМ Сервис». Иск содержал требование о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона в электронной форме, оформленных протоколом подведения итогов. Также истец требовал признать не действительным муниципальный контракт на оказание услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) на 2016 год в МБДОУ детский сад № 6 «Улыбка», заключенный между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 6 «Улыбка» и ООО «КТМ Сервис».

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении первого из исковых требований, согласно которому просит признать недействительными торги в форме открытого аукциона в электронной форме в части оказания услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, оформленные протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2015 г. Ходатайство удовлетворено.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в иске.

От ответчиков МБДОУ детский сад № 6 «Улыбка», ООО «КТМ Сервис» не поступили в материалы дела мотивированные отзывы на иск.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд установил, что 28.12.2015 г. администрацией Пушкинского муниципального района был проведен аукцион в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) на 2016 год. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2015 г. победителем аукциона признано ООО «КТМ Сервис».

По результатам аукциона между МБДОУ детский сад № 6 «Улыбка» (заказчиком) и ООО «КТМ Сервис» (исполнителем) был заключен муниципальный контракт от 20.01.2016 г. на оказание услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) на 2016 год в МБДОУ детский сад №6 «Улыбка». Согласно п. 1.1 муниципального контракта исполнитель обязуется оказать услуги по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) на 2016 год, а заказчик обязуется принять результат услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом. Рассмотрев материалы дела, Арбитражный суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Условия допуска

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ содержится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Согласно пп. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ обязательного наличия лицензии требует деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение о лицензировании данной деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1225. Приложение к указанному положению определяет перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, включены в пункт 2 указанного перечня работ. В соответствии с п. 2 Положения лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Все ли средства хороши от пожара

Как следует из материалов дела, извещение о проведении оспариваемого аукциона размещено на электронной площадке 15.12.2015 г. Согласно пп. 1 п. 12 информационной карты аукциона обязательным требованием к участникам закупки является их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Подпунктами 2.2, 2.3, 2.6 пункта 22 информационной карты аукциона определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:

– документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1 п. 12 информационной карты;

– копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге;

– документы, подтверждающие отсутствие у участника такого аукциона и предлагаемого товара, работы или услуги условий, запретов и ограничений, установленных заказчиком.


Таким образом, для принятия участия в аукционе в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации на 2016 год ООО «КТМ Сервис» требовалось наличие лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как следует из справки №76, выданной отделом Департамента надзорной деятельности по Пушкинскому району ГУ МЧС России по Московской области, ответчику ООО «КТМ Сервис» не выдавалась лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Из заявки, поданной ООО «КТМ Сервис» на участие в оспариваемом аукционе, поданной в городскую прокуратуру МКУ «Тендерный комитет Пушкинского муниципального района», следует, что во второй части заявки общество предоставило перечень документов о соответствии участника аукциона единым требованиям, установленным заказчиком. В комплекте предоставленных ООО «КТМ Сервис» документов для аукциона имелась копия лицензии № 8-Б/02881 от 07.08.2013 г. на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий под номером бланка № 110626. Согласно выписке № 75, предоставленной отделом Департамента надзорной деятельности по Пушкинскому району ГУ МЧС России по Московской области, лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений № 8-Б/02881 от 07.08.2013 г. выдавалась юридическому лицу ООО «Салекс». В связи с чем суд приходит к выводу о том, что основания для признания ООО «КТМ Сервис» победителем оспариваемого аукциона отсутствовали, поскольку заявка ООО «КТМ Сервис» не соответствовала требованиям, предъявляемым к документации по аукциону на оказание услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС).

Кроме того, как следует из постановления отдела дознания МУ МВД России «Пушкинское» от 01.04.2016 г., было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица, в деяниях которого усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).

Закономерный финал

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в следующих случаях:

– если кто-либо необоснованно был устранен от участия в торгах;

– на торгах была неосновательно не принята высшая предложенная цена;

– продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

– были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

 – были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

По смыслу указанной нормы ГК Российской Федерации основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах суд признает недействительными торги в форме открытого аукциона в электронной форме, в части оказания услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, оформленные протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2015 г.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК Российской Федерации (п. 2 ст. 449 ГК РФ). На основании изложенного требования истца в части признания недействительным муниципального контракта от 20.01.2016 на оказание услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) также подлежат удовлетворению.

Арбитражный суд решил признать недействительными торги в форме открытого аукциона в электронной форме в части оказания услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, оформленные протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2015. Признать недействительным муниципальный контракт от 20.01.2016 на оказание услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) на 2016 г. в МБДОУ детский сад № 6 «Улыбка», заключенный между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 6 «Улыбка» и ООО «КТМ Сервис».


Назад в раздел
ОЭКМИЦЭнергокомплексМоскапстрой
ШколаАбсолютСтройИнвест-3