НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва требует новых мощностей. Город продолжит строить электроподстанции


Новые питающие мощности обеспечат электроэнергией вводящиеся в строй станции метро, реорганизуемые промзоны и новостройки на присоединенных территориях. В жилом секторе активно внедряются энергосберегающие технологии, причем из городского бюджета на это не тратится ни копейки, поскольку энергоэффективное оборудование внедряется инвесторами, заключающими с органами жилищного самоуправления энергосервисные контракты. Среди всего прочего новые мощности позволят обеспечить архитектурно-художественную подсветку фасадов на важнейших магистралях города и крупных улицах в историческом центре столицы. А в скором времени в городе появится еще один крупный потребитель электроэнергии: сеть станций для зарядки электромобилей.

После знаковой катастрофы мая 2005 года, когда в одночасье из-за пожара на подстанции «Чагино» электричества лишилась половина Москвы, в столице были приложены серьезные усилия для ввода в строй новых питающих мощностей. Городу удалось в течение трех лет преодолеть кризис в электроэнергетике. Но ситуация не стоит на месте: подстанции советской постройки вырабатывают свой ресурс, а городские власти реализуют масштабные проекты, требующие ввода в строй новых мощностей. И поскольку действующие подстанции закрыты для присоединения новых потребителей, то решить проблему нехватки мощностей может только пуск новых подстанций. Как заявил Мэр Москвы Сергей Собянин, сегодня городу, чтобы поддерживать намеченные темпы развития, необходимо вводить в строй по две-три новые подстанции.

В этом году намечено запустить три подстанции: «Горьковская», «Золотаревская» и «Ваганьковская». От подстанции «Горьковская» мощностью 300 МВА, которая уже успешно введена в строй, будут запитаны технопарк «Нагатино-ЗиЛ», кварталы, возводимые на месте промзоны, строящаяся Кожуховская ветка метро, а также другие объекты на территории Центрального, Южного, Восточного и Юго-Восточного административных округов столицы. «Золотаревская» подстанция будет обеспечивать подачу электроэнергии на объекты стадиона «Лужники», «Ваганьковская» возьмет на себя снабжение объектов на северозападе столицы и ряда районов центра города.

Как сообщил руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ДепТЭХ) Павел Ливинский, подстанция «Горьковская» была построена в 2012–2014 годах в рамках инвестиционной программы «ОЭК». Она расположена на территории Таганского района в межпутевом пространстве между Горьковским и Курским направлениями Московской железной дороги на Рабочей улице, д. 89, стр. 1. На подстанции установлено современное энергетическое оборудование: три понижающих силовых трансформатора мощностью 100 МВА, два понижающих трансформатора, один резервный трансформатор, распределительные устройства и 18 однофазных токоограничивающих реакторов типа РТОС на напряжение до 20 кВ.

Кроме того, на «Горьковской» подстанции установлены автоматизированные системы управления, позволяющие обслуживать ее силами одного дежурного работника. Базовое оборудование для подстанции было произведено на московском «Электрозаводе», по качеству и надежности оно не уступает лучшим мировым образцам. Обновится электросетевое хозяйство и на присоединенных территориях. Соглашение, заключенное руководством города с «Российскими сетями», предусматривает, что на землях «новой» Москвы будут построены одна подстанция на 500 кВ и 12 подстанций на 220 кВ.

Также будут проложены 130 км ЛЭП с напряжением 500 кВ и 250 км ЛЭП 220 кВ, кроме того, реконструкции подвергнутся шесть существующих там подстанций на 220 кВ.

В процессе модернизации подстанции будут оснащаться инновационным оборудованием: элементами генерирующих источников на базе солнечных батарей с системами накопления электроэнергии и зарядной инфраструктуры для электротранспорта.

Ввод в строй новых электроподстанций поспособствует созданию в городе опорной распределительной сети 20 кВ, которая должна прийти на смену сетям 6 кВ, преобладавшим до последнего времени в городе. В настоящий момент в столице несколько видов кабельных линий в зависимости от напряжения: 35 кВ, 20 кВ, 10 кВ, 6 кВ и 0,4 кВ. Переход на кабельные линии 20 кВ позволит повысить надежность системы и сократить потери при передаче электроэнергии на большие расстояния.

Предполагается, что к 2025 году линии 6 кВ в городе полностью будут заменены на линии 20 кВ, для чего потребуется проложить 2621 км нового кабеля. Для ввода в строй новых сетей в Москве уже создан определенный резерв мощности, в частности, построены 63 распределительных и соединительных пункта, 816 трансформаторных подстанций и проложено более 135 км новых линий электропередач.

Предполагается, что сети с напряжением 20 кВ обеспечат электроэнергией метро, общественный и железнодорожный транспорт, в частности Малое кольцо Московской железной дороги, и новые кварталы, возводимые на месте реорганизуемых промзон.

– Мы получим более эффективное энергохозяйство города, удовлетворим возрастающий спрос со стороны потребителей, следовательно, улучшим инвестиционный климат в столице. В целом вся энергосистема Москвы станет более надежной, эффективной и емкой, – убежден заместитель руководителя ДепТЭХ Всеволод Плешивцев.

Появление новых крупных потребителей энергии заставляет столичных энергетиков вносить серьезные коррективы в действующие схемы энергоснабжения. Например, в этом году реализуются новые схемы организации энергоснабжения 17 строящихся станций Московского метрополитена: «Ломоносовский проспект», «Лесопарковая», «Минская», «Деловой центр», «Раменки», «Кутузовский проспект», «Плющиха», «Волхонка», «Нижняя Масловка», «Хорошевская», «Ходынское поле», «Петровский парк», «Тушинская», «Авиамоторная», «Нижегородская», «Озерная» и «Стахановская».

В этом году для организации подключения станции «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии пришлось изменить схему энергоснабжения станции метро «Тушинская». Для этого было проложено четыре кабельные линии напряжением 10 кВ общей протяженностью 15,5 км. Прокладка осуществлялась как в земле, так и в городских коммуникационных коллекторах.

Архитектуре тоже нужен свет

Вводимые в строй подстанции будут делиться электричеством и с системами художественной подсветки фасадов зданий на крупных магистралях, памятниках архитектуры и крупных инженерных сооружениях, в частности, на мостах через Москву-реку. Системы подсветки создаются в рамках реализации программы по созданию единой цветосветовой среды города на 2011–2016 годы.

За прошлые годы системы архитектурной подсветки были смонтированы на крупнейших магистралях центра столицы: Новом Арбате, Тверской, Садовом кольце. Оригинальное цветосветовое оформление получили 22 моста через Москву-реку и Яузу.

В 2013 году подсветку смонтировали на 299 зданиях, ее стоимость составила 5,28 млрд руб.

Нынешним летом системы художественного освещения перешагнули границу Садового кольца и стали внедряться за пределами центра столицы. Теперь подсветку фасадов получили все дома, выходящие на вылетную магистраль проспект Мира – Ярославское шоссе. Системы подсветки зданий здесь работали и прежде: на проспекте Мира, на участке от Садового до Третьего транспортного кольца, теперь же они смонтированы и на домах, расположенных от ТТК до МКАД. В общей сложности на участке главной радиальной трассы протяженностью 11,5 км, идущей в северо-восточном направлении, было установлено 7,6 тыс. светильников. Системы архитектурно-художественной подсветки впервые были установлены на 90 зданиях. Подсветка Ярославского шоссе и проспекта Мира выполнена в холодно-белых и тепло-белых тонах с акцентами на верхние части зданий. Все системы освещения фасадов выполнены на основе светодиодных источников света и потребляют малое количество энергии.

В 2014 году уровень наружного освещения на улицах столицы возрос на 40%, а потребление энергии при этом, за счет применения энергосберегающих технологий, увеличилось лишь на 2%.

– Самое главное – вкладывать средства в развитие освещения, но при этом сохранять уровень потребления электрической энергии. На сегодняшний день в Москве есть около тысячи зданий, на которых размещена светохудожественная подсветка, – рассказывает заместитель Мэра по ЖКХ Петр Бирюков. – Также нынешним летом архитектурно-художественная подсветка зданий появилась на Каширском и Варшавском шоссе. До конца года монтаж аналогичных систем должен завершиться на Ленинградском и Щелковском шоссе, шоссе Энтузиастов и Рязанском проспекте.

Самой сложной из этих трасс с точки зрения систем художественной подсветки, по словам Павла Ливинского, стало Ленинградское шоссе из-за обилия боковых проездов-дублеров. Прошедшей зимой впервые в городе в рамках светохудожественного оформления была использована специальная осенне-зимняя подсветка, в холодных тонах. В этом году для жителей столицы была открыта осенне-зимняя подсветка, которая не только создает настроение в праздники, но и освещает дворы и пешеходные зоны.

Всего же до конца 2014 года в городе планируется оснастить установками архитектурно-художественной подсветки 433 здания на общую сумму 5,894 млрд руб. К концу 2014 года выполнение программы освещения города составит 50% от общего плана до 2016 года. До конца 2016 года число имеющихся в городе систем архитектурно-художественной подсветки зданий и сооружений вырастет еще на 1,7 тыс. Одновременно с художественной подсветкой зданий в рамках комплексного благоустройства кварталов обновляются и системы освещения во дворах жилых домов.

Жители сэкономят на электричестве

В жилом секторе активно реализуются мероприятия по энергосбережению. Как сообщил Павел Ливинский, проведенное городскими службами исследование структуры энергопотребления в многоквартирных домах и учреждениях города показало, что в 8 тыс. жилых домов и в 1,4 тыс. социальных учреждений уровень энергопотребления превышен. Для решения этой проблемы ДепТЭХ предлагает использовать механизм энергосервисных контрактов. В соответствии с такими соглашениями специальные энергосервисные компании устанавливают энергосберегающее оборудование в жилых домах и социальных учреждениях за свой счет. В течение срока действия контракта доходы от экономии ресурсов распределяются между потребителями и энергосервисными компаниями, что позволяет потре--бителям экономить на платежах за услуги ЖКХ, а компаниям – окупить инвестиции в энергосберегающее оборудование.

По окончании срока действия контракта, через пять – семь лет, энергосберегающее оборудование поступает в общую долевую собственность ТСЖ либо передается на баланс учреждений.

Внедрение энергосервисных контрактов не потребует привлечения средств жителей или дополнительных расходов бюджетных средств.

Предполагается, что все 8 тыс. неэффективных с точки зрения энергопотребления жилых зданий к 2017 году оснастят за счет инвесторов автоматическими узлами управления и другим энергосберегающим оборудованием. За счет внедрения современных технологий жители этих зданий смогут сэкономить за семь лет (с 2014 по 2021 год) в совокупности 8,5 млрд руб. При этом затраты на мероприятия по энергосбережению составят примерно 3,7 млрд руб.

Успехи столичных энергетиков в сфере энергосбережения признаны не только руководством города, но и федеральными властями.

– Москва задает очень серьезные стандарты в сфере энергоэффективности, город обладает огромным опытом применения таких технологий при проведении капитального ремонта в бюджетной сфере, – считает заместитель министра энергетики Антон Инюцын. По его словам, за три года Москва сделала колоссальный рывок с точки зрения внешнего облика и стала передовым городом с точки зрения внедрения освещения.

– Москва – лидер по разработке и внедрению энергосберегающих технологий в России, – говорит заместитель Мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. – Не первый год реализуется программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом Москва открыта и заинтересована в инновационных разработках, смелых идеях. На сегодняшний день столичная программа энергосбережения работает в составе 16 целевых отраслевых программ.

По данным заместителя Мэра, в столице программа энергосбережения позволила за три последних года сэкономить 4% потребляемой электроэнергии, а также дала 1,5% экономии по потреблению тепла, 8% – по газу.

По мнению Петра Бирюкова, у Москвы есть много интересных проектов, которые могли быть растиражированы в других регионах. Столичные энергетики охотно делятся своим опытом с коллегами из других субъектов Федерации. Так, на III Международном форуме энергосбережения и энергоэффективности ENES-2014, который пройдет с 20 по 22 ноября в Гостином Дворе, будет представлен объединенный стенд Правительства Москвы, включающий экспозиции «Мосэнерго», МОЭК и модель Центра энергосбережения и энергоэффективности. В дальнейшем макет будет выставлен в одном из павильонов возрожденной ВДНХ, пообещал Петр Бирюков.

Наконец, еще одно направление, на которое будут направлены вводимые в строй мощности, – это создание сети заправочных станций для электромобилей. К 2015–2016 годам в Москве должны открыться 250 заправок для транспорта с электрическим двигателем. Как сообщил Павел Ливинский, Правительство Москвы заключило с «Мосэнерго» соглашение о том, что компания установит в городе за свой счет 150 электрозарядных станций, а власти предоставят земельные участки для их размещения. Расположены они будут в пределах Садового кольца: вблизи АЗС на парковках возле кафе, торговых и бизнес-центров.

Кроме того, парковка электромобилей будет бесплатной на всей территории города. За последние два года в столице уже открылось 50 заправок для электромобилей. В прошлом году свою пилотную сеть электрозаправок из 28 станций запустила МОЭСК.

На электромобили пересаживаются не только продвинутые горожане, их уже использует целый ряд учреждений столицы. Так, на них пересели инспекторы особо охраняемых природных территорий, вскоре свой электротранспорт появится у сотрудников «Почты России», в ближайшем будущем электробусы начнут курсировать по Пятницкой улице.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КростМосгазМОЭКМИЦ
АбсолютКоминвест-АКМТСтройИнвест-3Союз