НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Глобальная энергетическая повестка


Untitled-1 copy.jpg

Со 2 по 5 октября состоялся международный форум «российская энергетическая неделя» (РЭН), который проходил в Москве. его организаторами выступили министерство энергетики России и фонд «РОСКОНГРЕСС».

Главным событием первого дня РЭН стало пленарное заседание «Энергетическое партнерство для устойчивого развития» с участием Президента России Владимира Путина. На нем также выступили генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Сануси Баркиндо, председатель совета директоров, главный исполнительный директор Exxon Mobil Corporation Даррен Вудс, главный исполнительный директор BP Роберт Дадли, председатель правления, главный исполнительный директор OMV AG Райнер Зеле и президент, главный исполнительный директор Fortum Corporation Пекка Лундмарк.

В ходе дискуссии участники сессии затронули вопросы развития глобального энергетического рынка, обсудили вызовы, стоящие перед мировой энергетикой, и ключевые проблемы международного сотрудничества в энергетическом секторе.

В основу деловой программы РЭН легли дискуссии, посвященные цифровой трансформации отрасли, развитию угледобывающего рынка, атомной энергетике, новым тенденциям ценообразования на международных рынках нефти, перспективам сотрудничества предприятий ТЭК и ОПК для целей импортозамещения и технологического развития, экологической безопасности энергетического рынка.

Основная программа энергонедели насчитывала более 70 мероприятий, в деловой программе форума приняли участие 417 спикеров. В 2019 году РЭН за четыре дня посетили свыше 10,5 тыс. участников и представителей СМИ из России и 88 иностранных государств и территорий. Впервые в работе форума приняли участие представители Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Конго-Браззавиля, Конго-Киншаса, Южной Осетии, Сомали, Чехии. Площадку РЭН посетили свыше 400 компаний топливно-энергетического комплекса России.

Владимир Путин, Президент РФ:

«В этом году у нас рекордное число участников. Это говорит о том, что форум набирает обороты: 10,5 тысячи участников, более 200 компаний из 80 стран мира. Уверены: в основе такого интереса лежит стремление к сотрудничеству, повышению доверия – все это нацелено на технический и технологический прогресс ТЭК, обеспечение энергетической и экологической безопасности планеты.

Мы видим, как вместе с увеличением масштабов, взаимосвязанности мировой энергетики возрастает и ее чувствительность, как нестабильность в отдельных регионах отражается на глобальном уровне спроса и предложения. В этих условиях крайне важно использовать все механизмы для балансировки рынка, с учетом интересов всех сторон находить взаимоприемлемые развязки.

Ярким примером такого диалога стала сделка «ОПЕК плюс» – первое в истории успешное взаимодействие стран – участниц ОПЕК и государств, не входящих в эту организацию. Россия остается ответственным участником «ОПЕК плюс». И мы уверены, что наше сотрудничество будет развиваться.

Причем речь идет не только об уровне добычи нефти, но и о тесной кооперации по таким направлениям, как внедрение новых технологий добычи, переработки, транспортировки углеводородов, решение экологических проблем.

По мнению экспертов, потребление энергоресурсов в ближайшие годы будет расти прежде всего в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на традиционных рынках – таких как Европа.

И здесь на первый план выходит надежность и предсказуемость поставок. Работа по общим прозрачным правилам, свободным от недобросовестной конкуренции в политической «обертке», когда под надуманным предлогом вводятся ограничения на деятельность энергетических компаний или их партнеров.

Но и в этих условиях мы демонстрируем ответственный, деловой подход, в том числе в отношениях с нашими многолетними партнерами в Европе.

Убеждены, как бы ни кипели эмоции и страсти, какие бы нечистоплотные приемы ни использовались против нас, надо руководствоваться фундаментальными принципами прагматизма, надежности, видением общего будущего. Мы и намерены, и будем поступать именно так.

Россия обеспечивает стабильные, бесперебойные поставки газа на европейском направлении. Мы продолжаем реализацию крупных инфраструктурных проектов, таких как газопроводы «Турецкий поток», «Северный поток-2». Морской участок «Турецкого потока» завершен, идут работы на суше. «Северный поток-2» также строится по графику: уже проложено свыше 82% маршрута.

Задача этих проектов – диверсифицировать маршруты поставок газа, убрать транзитные риски и тем самым укрепить энергетическую безопасность Европы.

И конечно, у нас появляются новые стимулы развивать сотрудничество с теми, кто не поддерживает такую логику – логику недобросовестной конкуренции.

В частности, в Азии спрос на углеводороды растет, увеличивается, он растет быстрее, чем в Европе.

Россия уже стала крупнейшим экспортером нефти в Китай.

За последние 10 лет наши поставки нефти в эту страну увеличились в 4,5 раза, а нефтепродуктов – в 2 раза. К концу года планируем запустить газопровод «Сила Сибири». Он станет частью восточного маршрута, по которому в КНР будет поставляться российский газ.

Вместе с иностранными партнерами мы развиваем и новые, емкие рынки и направления, работаем в такой перспективной нише, как производство сжиженного природного газа. Отмечу, что с начала века число стран – потребителей СПГ выросло более чем в 5 раз. Спрос увеличился почти вдвое. По некоторым оценкам, через 5–10 лет на долю СПГ будет приходиться половина мировой торговли газом.

С учетом этих тенденций мы разрабатываем ресурсную базу Арктики. Развиваем Северный морской путь и наш транспортный флот. Расширяем географию поставок российских углеводородов.

Благодаря проекту «Ямал СПГ» доля России на глобальном рынке СПГ увеличилась более чем вдвое и сейчас составляет около 9%. Для России это пока немного, но это заметный прогресс. Вместе с компаниями из Франции, Японии, Китая мы реализуем проект «Арктик СПГ-2», он даст еще 20 млн тонн газа в год.

Низкая себестоимость добычи и привлекательная логистика делают российские СПГ-проекты одними из самых конкурентных в мире и позволяют рассчитывать на долгосрочный рост нашей доли на этом динамичном рынке. Мы рассчитываем – может быть, здесь уже за круглыми столами звучала эта цифра – к 2035 году выйти на уровень производства СПГ 120–140 млн тонн в год.

Сегодня у России один из самых чистых низкоуглеродных энергобалансов в мире. Больше трети нашей генерации приходится на гидро- и атомную энергетику, еще 50% – на газ.

За последние пять лет в нашей стране введено 800 МВт мощностей на базе возобновляемых источников энергии. Почти половина из них – в прошлом году. Строятся и проектируются объекты еще на 4700 МВт. Мы запустили инструменты поддержки низкоуглеродной энергетики. Для проектов ветровой, солнечной и гидрогенерации используются долгосрочные договоры поставки мощности.

Рассчитываем, что принятые меры стимулируют собственные научные разработки, приток инвестиций в этот высокотехнологичный сегмент российской энергетики, гарантируют возврат капитала и высокую доходность вложенных средств. И конечно, особое внимание нужно уделить повышению эффективности производства и использования энергоресурсов. Шире использовать цифровые технологии при добыче сырья, в генерации и при передаче электроэнергии.

В сфере потребления энергии сосредоточен огромный резерв.

По некоторым оценкам, повсеместное внедрение «умных сетей» в мире может на четверть снизить ежегодные потери в этой сфере. Россия активно применяет цифровые решения в электросетевом комплексе. Запущены пилотные проекты «умных сетей» в Калининграде, Уфе, Белгороде. С учетом результатов будем масштабировать этот опыт и на другие города, другие регионы Российской Федерации.

Россия приглашает к сотрудничеству. Мы открыты для созидательного, конструктивного партнерства в области энергетики – в интересах нашего общего стабильного и предсказуемого будущего».

Цифровую трансформацию не остановить: как обеспечить безопасность жизнеобеспечивающей инфраструктуры?

Заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ПЕТР БИРЮКОВ:

Untitled-2.jpg

– Cегодня Москва представляет собой мегаполис, где отрабатываются все современные технологии, в первую очередь на московских энергетических компаниях, мощность которых достаточно велика. Вместе с Министерством энергетики мы следуем всем требованиям, всем решениям, которые были обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года, когда Владимир Владимирович в качестве одного из национальных приоритетов России обозначил внедрение интеллектуальных систем в управление электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий. Сегодня половина всех технологических процессов в Москве выполняется в автоматическом режиме. Созданная система диспетчеризации контролирует и анализирует параметры работы аналитического оборудования, создает модели управления для решения, контроля, развития технологических инцидентов, для реализации тех или других вопросов. Аналогичные процессы реализованы и в теплоэнергетических сетях, сетях водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Таким образом, в столице уже сформировался устойчивый опыт управления ЖКХ города на основе высоких технологий.

В Москве была введена подстанция «Медведевская», на примере которой можно наглядно увидеть, как работает цифровая энергетика. Я не стал бы останавливаться только на одной подстанции, потому что речь идет о целом комплексе мероприятий по цифровизации, проводимых Правительством Москвы. Цифровизация неизбежна, но она неизбежна не только на уровне страны. Она неизбежна на уровне региона, тем более столицы. Каждое предприятие должно участвовать в данном процессе. Особенно это касается топливно-энергетического хозяйства: это подача тепла, электроэнергия, водоснабжение, канализация, газоснабжение и т.д. Все ресурсы должны быть цифровизованы. Я определил бы несколько основных направлений, которыми мы сегодня занимаемся. Это дистанционный сбор больших данных, применение интеллектов, подключение резервных мощностей. Ведь ни для кого не секрет, что когда-то Россия находилась на предпоследнем месте (184-м из 185 стран-участников) в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» в вопросах подключения к электросетям.

Сегодня мы занимаем 12-ю строчку рейтинга. Это в первую очередь благодаря тому, что в системе энергетики Москвы были проведены соответствующие реформы. Москва создает ряд условий, необходимых для решения вопросов цифровизации всех участников процесса, и не важно, то ли это городские системы, то ли системы частного капитала. Мы признательны тому, что московские ресурсоснабжающие организации активно включились в эту работу. Создается центр управления городским хозяйством. Этот центр, где будут применены современнейшие технологии, заработает буквально через 2,5 года.

Сегодня уже очевидны результаты применения цифровизации в Комплексе городского хозяйства Москвы.

Во-первых, примерно на 30% сокращаются операционные расходы в аналитических компаниях. Во-вторых, потери в электросетях не превышают 5,3%. Это достаточно высокий показатель. Хотелось бы подчеркнуть: несмотря на то что город ежегодно прирастает в площадях недвижимости примерно по 9 млн кв. м в год, объемы потребления электрической энергии не растут, а остаются на том же уровне. Кроме того, за счет применения «умных» цифровизованных технологий на 30% сокращается потребление газа, а количество потребляемой тепловой энергии остается на том же уровне, что и водопотребление. Сегодня наши мощности позволяют увеличить тепловую подачу в два раза. Как я уже говорил выше, московская подстанция

«Медведевская» – один из примеров цифровизации и «умных» технологий поставщика. А что же делается на уровне потребителей? Начиная с 2015 года в городе работает автоматизированная система учета потребления ресурсов, которая считывает все показания теплоносителей.

На сегодняшний день 40% жилых зданий и более 3 тыс. зданий – объектов бюджетной сферы подключены к этой системе.

Остановимся на газовой отрасли. Применение цифровизации позволило очень быстро реагировать на неполадки в системе газоснабжения. Если раньше сбой в системе требовал более двух часов на ликвидацию последствий, то сегодня на это уходит лишь полторы минуты. Система автоматически срабатывает и перекрывает кран. Для такой автоматизации была проведена огромная работа, а именно шесть газообразующих станций были капитально переоборудованы и реконструированы.

В них введен новый уровень управления. Мы поставили более 600 различных кранов, включили их в систему цивилизованного управления с запорными устройствами. В этой работе принимали участие не только российские компании, активно работали и наши зарубежные партнеры.

Необходимо отметить, что системы «умного» управления городом, системы цифровизации касаются каждого москвича, каждого потребителя услуг. Сегодня мы решаем серьезнейшие задачи модернизации нашей городской системы. В первую очередь это программа реновации жилого фонда. Конечно, без «умныхтехнологий, без «умной» системы управления нам эту задачу не решить. Ведь земли для строительства новых мощностей становится меньше, а мы должны руководствоваться тем, что на сегодняшний день есть. Если через пять лет мы полностью перейдем на цифру, то можно будет говорить о великих свершениях в области цифровизации в Москве.

Цифровая трансформация. Стратегия развития электросетевого комплекса

Председатель правления, генеральный директор ПАО «Россети» ПАВЕЛ ЛИВИНСКИЙ:

Untitled-3.jpg

О кибербезопасности

– Тема кибербезопасности актуальна сегодня везде, и защита от хакерских атак существует на всех объектах критической инфраструктуры в стране.

Электросетевой комплекс России уникален – это единое технологическое пространство от Владивостока до Калининграда, любой его взлом может иметь крайне неприятные, если не сказать критические, последствия для всей экономики и даже государственной безопасности. Россети управляют этим – одним из крупнейших в мире – сетевым комплексом и отвечают за электроснабжение потребителей по всей стране. На сегодняшний день самые передовые технологии защиты от хакерских атак и незаконного проникновения в системы энергообеспечения применяются в Москве, поэтому мы учитываем имеющийся в столичном регионе опыт и тиражируем его в регионах.

Кроме того, у Россетей налажен информационный обмен и с зарубежными партнерами, нашими специалистами пристально изучается опыт коллег из Европы, Китая.

Бюджет, ежегодно выделяемый на обеспечение кибербезопасности, составляет порядка 2 млрд рублей.

И должен заметить, это те средства, которые Россети экономят за счет цифровизации, позволяющей повышать эффективность всех бизнес- и технологических процессов, а не за счет дополнительной нагрузки на потребителей. Россети – это регулируемая монополия, придерживающаяся утвержденного роста тарифов на свои услуги по формуле «инфляция минус», что означает не более 3% в год.

Но реализация концепции «Цифровая трансформация» позволяет сократить наши расходы на 30%, часть сэкономленных средств направляется на развитие систем киберзащиты, а также, безусловно, с помощью инновационных решений и передовых технологий мы повышаем устойчивость и надежность электросетей.

Приведу пример: был сильный шторм на Балтике, который задел даже Германию и Чехию. И в этих странах произошли аварийные отключения электричества, а у нас в Санкт-Петербурге их не было. Потому что за счет цифровой трансформации срабатывает система отказоустойчивости – автоматикой локализуется поврежденный участок, на котором потребители запитываются по резервным схемам. Реакция мгновенная: минуты – и переключение состоялось, не нужен срочный выезд бригад. Экономия очень большая. И комфорт для клиентов.

Но повторю, видя все блага от цифровизации, Россети понимают и возрастающие риски. Уже сейчас группа отражает порядка 9 млн кибератак в год. Ежедневно наши специалисты предотвращают почти 30 тысяч попыток проникновения в корпоративный периметр.

Злоумышленники пробуют использовать для атак технологические системы управления, электронную почту, мобильные сервисы, даже портал заявок на технологическое присоединение.

Но хочу сказать, что ни в 2018 году, ни за первые три квартала текущего года ни одна кибератака на Россети не удалась.

Нам очевидно, что наиболее уязвима технологическая система управления, и мы Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину обещали, что в течение трех лет у нас появится абсолютно новая система, учитывающая специфику применения цифровых технологий именно в электроэнергетической отрасли.

Перечислю три основных момента, которые учитываются нами при ее разработке. Во-первых, это полное исключение возможности удаленного доступа к системе, программным комплексам, невозможность управлять оборудованием из-за границ корпоративного периметра. Во-вторых, все серверы и устройства информационной инфраструктуры для хранения и обработки данных в обязательном порядке размещаются только на территории РФ. И в-третьих, применение в управлении информационной инфраструктурой рискориентированного подхода.

Сейчас эта система разрабатывается, мы стремимся создать лучший продукт в мире.

О регулировании электросетевого комплекса страны

– Нам необходимо скорректировать нормативно-правовую базу регулирования в электроэнергетике, потому что она уже отстает от реалий. За 50 лет поменялись технологии, поменялся мир – необходимо поменять написанные полвека назад регуляторные правила.

Без совершенствования законодательства невозможно реализовать весь необходимый для стабильной работы электросетей комплекс мер, включающий и цифровую трансформацию, и выход на другие рынки, и консолидацию активов. Одно без другого работать не будет, и появляются существенные риски.

Ключевая проблема – износ основных фондов. Дело в том, что в нынешних условиях, даже несмотря на то что финансово-экономические показатели у Россетей хорошие, у группы компаний совершенно нет свободного денежного потока, которым мы могли распоряжаться по собственной инициативе, направляя его на решение амортизационных задач, потому что мы не рыночная компания, мы работаем в условиях жесткого регулирования тарифного меню, все наши инвестиционные программы расписаны. Все это приводит к критическому старению оборудования на 2% в год.

Четыре следующие инициативы Россетей по изменению законодательства позволят остановить износ основного оборудования, оптимизировать инвестиционные программы и сдерживать сетевую составляющую в тарифе на электроэнергию:

– изменение системы льготного технологического присоединения (треть объемов инвестиционных программ в распределительном сетевом комплексе уходит на льготное ТП при последующем использовании потребителями не более 10% от построенных мощностей);

– введение сетевого резерва, что даст высвобождение мощностей и научит потребителя правильно планировать свои расходы (фактически это станет дополнительным элементом программы энергосбережения);

– дифференциация тарифа ФСК: обязательно нужно довести уровень тарифа для напрямую подключенных к магистральным сетям потребителей хотя бы до уровня перекрестного субсидирования, справедливое распределение этой нагрузки на все категории потребителей прописано в утвержденной правительством стратегии развития электросетевого комплекса;

– законодательно закрепленные долгосрочные тарифы с правом электросетевых компаний оставлять себе полученную в течение года экономию, чтобы не ходить ежегодно в ФАС. Тут есть нюансы, которые необходимо учесть, особенно во взаимодействии с регионами. Но вопрос тоже нужно решать.

И еще необходимо продолжить консолидацию сетевых активов, так как в естественно-монопольном секторе конкуренция вредна и ведет к дублированию расходов на электроэнергетику.

Необходимо остановить создание новых сетевых организаций, существующие активы передавать в системообразующие сетевые компании (их в стране всего несколько). Это приведет к исключению повторения одних и тех же затрат в отрасли, сразу же упадет нагрузка на тариф.

Отмечу, все это делается в интересах потребителя, которому мы сможем и в будущем гарантированно обеспечивать надежное и доступное электроснабжение.

ТЭК будущего: технологические решения для городов и регионов

Заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ПЕТР БИРЮКОВ:

– Хочу отметить, что топливно-энергетический комплекс Москвы – один из крупнейших не только в нашей стране, но, наверное, и во всем мире. Наши мощности можно сравнить c мощностями целых государств. Например, мощность электроснабжения Москвы превышает систему Бельгии на 45%, а теплоснабжения – систему Бельгии и Польши, вместе взятых, на те же 45%. Развитию аналитического комплекса города способствуют несколько основных вызовов.

Во-первых, это потребность жителей в росте качественного сервиса и услуг. Второе – цифровизация всего топливно-энергетического комплекса столицы. В-третьих, устаревание и износ инфраструктуры, а также растущее потребление энергоресурсов.

В ответ на эти вызовы столица существенно модернизировала физическую и цифровую инфраструктуру в части электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, а также освещения города – не только наружного, но и архитектурно-художественного. Все это было сделано для повышения надежности и доступности инфраструктуры ТЭК.

Приведу лишь несколько цифр. В период с 2010 по 2018 год реконструировано и построено 12,5 тыс. км линий электропередач. За это время введено в эксплуатацию свыше 19 тыс.

МВА трансформаторных мощностей, увеличились объемы по воде и газу. В результате проводимых мероприятий аварийность снизилась на 12,8%, а потери – на 5%. Надо сказать, что последние 10 зимних периодов Москва проходит без аварий и отключений на тепло-, водо-, газовых и электрических сетях, для этого отработаны системы резервирования.

О нашей работе красноречивее всего говорят цифры. Для сокращения повреждений на тепловых сетях в период с 2010 по 2018 год реконструировано более 1400 км тепловых коммуникаций. Это позволило экономить примерно 5% ресурсов.

Для надежной и безопасной эксплуатации газораспределительной системы город проектирует и строит самые разные объекты. За последние 8–9 лет реконструированы, цифровизированы все системообразующие газораспределительные станции. В результате за счет оптимизации схемы теплоснабжения, вывода из эксплуатации в холодный режим отдельных районных тепловых станций снизился объем транспортировки газа, а его потребление – более чем на 30%.

За последние 9 лет Москва стала ярче и красивее. Сегодня наш город входит в число пяти самых освещенных столиц в мире. Это Токио, Нью-Йорк, Лондон, Париж и Москва. За последние годы количество осветительных приборов в городе выросло в полтора раза, но при этом сокращается потребление электроэнергии. И это при росте архитектурно-художественной подсветки, подключении новых потребителей.

Необходимо отметить, что ежегодно Москва прирастает примерно на 9 млн кв. м различных площадей недвижимости. В городе реализуются инициативы повышения технологического уровня энергетики и ЖКХ. Проекты направлены на повышение уровня цифровизации, энергоэффективности отрасли, а также на обеспечение доступности услуг бизнесу и населению.

Хочу отметить, что если 7 лет назад Россию считали одним из аутсайдеров в вопросах предоставления бизнесу услуг по подключению к электросетям (мы были на 184-м месте из 185 стран в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»), то сегодня Россия занимает 12-ю строчку рейтинга Всемирного банка по показателю «Подключение к системе электроснабжения» благодаря реформам, проводимым в Москве.

Хотел бы остановиться на 6 знаковых проектах, над которыми мы сегодня работаем. Первое – это создание цифровых районов электрических сетей. Данное решение позволяет отслеживать и управлять в режиме реального времени параметрами работы всех участников процесса передачи и потребления электрической энергии. Как эксперимент у нас эта работа сейчас идет на территории одного округа. Планируем в будущем включить в эту работу все округа.

Второе – проект интегрированной системы, так называемый цифровой электромонтер. Это такие мобильные устройства для персонала, позволяющие оперативно планировать и управлять работами бригад, анализировать эффективность использования рабочего времени.

Проект позволяет до 2023 года снизить уровень потерь в электрических сетях на 18% дополнительно к тому, что есть. В-третьих, развивается автоматизация учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. В настоящее время более 80% многоквартирных домов оснащены общедомовыми узлами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. К автоматизированной системе учета потребления ресурсов (АСУПР) подключено более 14 тыс. многоквартирных домов и более 3 тыс. объектов социальной сферы. До 2024 года запланировано подключение еще 32 тыс. объектов к АСУПР.

В-четвертых, город двигается дальше, мы сейчас заключили контракт жизненного цикла, по которому вся система будет модернизирована, а приборы учета обновлены.

Для этого привлечены предприятия как государственного, так и частного бизнеса, такие как Россети, Ростелеком и др. В-пятых, автоматизация управления газораспределительной сети. За последние годы была осуществлена реконструкция газораспределительных пунктов, автоматизирована система управления газораспределительной сетью и система управления запорными устройствами.

Реконструированы все системообразующие газораспределительные станции. Повысились их надежность, безопасность, эффективность транспортировки газа. Сокращается время на устранение технологических неполадок. Если раньше при технологических инцидентах уходило два часа на отключение той или иной системы, то сегодня всего лишь полторы минуты. В-шестых, внедряется энергоэффективное решение жилищного строительства. В частности, в одном из районов юго-востока Москвы создан квартал, в котором установлены самые передовые технологии «умного» города, от «умных» счетчиков в квартире до технологии дистанционного управления уличным освещением. В результате достигнута 25%-ная экономия на отоплении в этих домах, 60%-ная – на уличном освещении и до 80% – на освещении мест общего пользования.

В городе внедряется система «умного» освещения, где автоматически работают системы и датчики. Создаются регулярные стимулы, внедряются энергосервисные контракты, заключение которых обеспечивает до 20% экономии топливно-энергетических ресурсов. Правительство города в своих планах ставит задачу покрыть сервисными контрактами более четверти всех домов и бюджетных учреждений. Потенциал у данного решения действительно высокий.

В настоящее время в столице функционирует городская информационная система АСУ ЕИРЦ, предназначенная для автоматизации процессов начислений и учета платежей за жилые и нежилые помещения. Благодаря этой системе жители получают единый платежный документ, прозрачно отражающий все расчеты за жилищно-коммунальные услуги. Внедрение подобных систем позволяет обеспечивать рост собираемости платежей за услуги ЖКХ. Сегодня в Москве уровень собираемости платы за услуги ЖКХ больше, чем по всей России.

Сокращаются расходы на организацию взаимодействия с жителями, обеспечивается контроль управляющих компаний, а их в городе сегодня работает более 500.

Для синергетики в ЖКХ привлекается все больше крупных частных компаний, которые занимаются разработкой и внедрением цифровых решений. Компании инвестируют в создание умной городской инфраструктуры в сфере ЖКХ свои средства.

В ближайшем будущем столица продолжит активно внедрять новые технологии в отрасль энергетики и ЖКХ, добиваться целей по повышению эффективности, использования ресурсов, повышения доступности и качества оказываемых услуг. Еще одна цель – повышение уровня безопасности, надежности и безаварийности инфраструктуры.

Я позволю себе привести один пример, как в комплексе решаются эти вопросы. Всему миру известна программа «Моя улица», в рамках которой на сегодняшний день отремонтировали около 400 улиц. Независимое коммерческое партнерство «Институт городских земель», штаб которой находится в Вашингтоне, присудило Москве первую премию за реализацию проекта для создания комфорта в городах. Из 200 соискателей были отобраны 11, из них 7 организаций и городов американского континента, 3 – Азии, Европу представляла только Москва.

Так вот, еще раз подчеркиваю, Москва стала лауреатом конкурса и заняла первое место, за что был вручен соответствующий диплом.

В ходе реализации программы «Моя улица» было создано не только комфортное городское пространство, одновременно решались вопросы надежности жизнеобеспечения. Для этого все воздушные линии электропередач и воздушные коммуникации были спрятаны под землю, обеспечена надежность всей инженерной инфраструктуры как минимум на 40 лет, включая тепло-, водо-, электро- и газоснабжение. И такая практика продолжается.

Что касается стратегического развития, то я остановился бы на трех направлениях. Первое – создание цифровых платформ для управления инфраструктурой учета потребления ресурсов. Второе – контроль состояния инфраструктуры, формирование единой информационной системы для анализа и управления отраслью энергетики и ЖКХ города. И третье – цифровизация отрасли на основе БИМ-технологий, когда все процессы жизненного цикла, объекты инженерной инфраструктуры города объединены.

Главное: отрасль должна стоять ближе к потребителю. Необходимо внедрять такие решения, которые были бы направлены не только на повышение энергоэффективности, но и прежде всего на качество улучшения городской среды как для жителей, так и для бизнеса.

Бизнес должен активно вовлекаться в проект развития энергетики и ЖКХ. В свою очередь, правительство города будет этому активно способствовать.

Энергия для человека: создавая настроение города

Руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ:

Untitled-4.jpg

Задача власти – постоянно поднимать качество жизни горожан. Добиваться того, чтобы каждый житель города чувствовал себя комфортно. И эту задачу надо решать постоянно. Ведь большинство населения живет в городах. В больших городах, согласно статистике, живет более половины всего населения. И это еще не предел. По прогнозам, к 2050 году почти 80% населения планеты будет жить в крупных городах. Очевидно, что идет процесс централизации, а не децентрализации. Люди не желают жить в деревне. Они привыкли к нормальным цивилизованным условиям: к теплу, свету, уюту и комфорту. И каждый рассчитывает на то, чтобы ЖКХ работало исправно. Не случайно, если посмотреть на аббревиатуру ЖКХ в зеркальном отображении, то получается ХКЖ, что можно расшифровать как Хорошее Качество Жизни.

Москва сильно изменилась в лучшую сторону. И не только внешне. Произошли изменения в системе управления городом. Сейчас власти оперативно реагируют на обращение жителей. И не просто отвечают, а реально устраняют проблему. В свою очередь, москвичам нет смысла по случаю какой-либо неполадки в системе ЖКХ звонить в единый диспетчерский центр. Для этой цели чаще всего используются Интернет, социальные сети. Как показала практика, это более действенный метод, и москвичи часто им пользуются. И это притом что за последнее время существенно возросли требования к власти. Если в 1995 году хватало одного – чтобы батареи в квартире были горячими, то сейчас этого недостаточно. Москва – город очень претензионный: уровень запросов к властям, к ЖКХ постоянно растет, как и к уровню оказания сервисов.

Поэтому нам нужно теснее взаимодействовать с бизнесом, с людьми, компаниями, прежде всего крупными – как российскими, так и европейскими, которые занимаются цифровизацией. Это крайне важно для города. Кстати, по уровню цифровизации Москва действительно стоит на первом месте, обогнав по этим показателям Нью-Йорк, Токио, Лондон.

Хочу подчеркнуть, что в Москве ни одна инициатива не остается без внимания власти. Приведу конкретный пример.

Москва объявила голосование на проекте «Активный гражданин» по введению программы раздельного накопления отходов в текущем году. И уже с 1 января 2020 года в городе вводится раздельное накопление отходов. Для этого сейчас в городе создается специальная инфраструктура: под одним брендом появляются специальные площадки, мусоровозы, закупаются мусорные контейнеры. Нет никаких сомнений, что необходимая инфраструктура не только будет создана, но и заработает в полную силу. Остается решить только один вопрос – сколько из 13 миллионов горожан будут готовы постоянно и реально разделять мусор, то есть бытовые отходы, которые накапливаются в каждом доме.

Кстати, в Московской области чуть раньше Москвы начали заниматься раздельным накоплением отходов. Но результаты, скажу честно, удручают. Далеко не все жители начали выполнять эту программу. Более того, по некоторым цифрам понятно, что для Подмосковья характерна крайне малая вовлеченность в раздельное накопление мусора. И причина вовсе не в том, что большинство домов спроектировано с маленькой кухней, на которой трудно расположить несколько мусорных ведер, а в том, что раньше никто этим не занимался. Трудно чисто психологически перестроиться под новую программу. И особенно для старшего поколения, если человек прожил 60–70 лет и, выбрасывая мусор, никогда не задумывался, что его нужно разделять. А, как известно, привычка – это вторая натура.

Но при этом понятно, что программа раздельного накопления отходов важна. Об этом говорит и тот факт, что в среде активного населения – молодежи – раздельном сборе мусора стали говорить чаще, чем о футболе.

Но на одних только разговорах останавливаться нельзя. Мы будем максимально информировать население, популяризировать раздельное накопление отходов. Но каков будет результат, насколько будет успешна эта программа, зависит только от горожан. От них зависит, насколько быстро она будет реализована, а также сколько мы будем устанавливать мусорных контейнеров – два или четыре, как в Германии. Может быть, вернемся к одному, если никто не будет отбирать пластик, металл, бумагу и стекло, чтобы отдельно разложить эти компоненты, которые, к слову сказать, представляют вторичные материальные ресурсы. Им можно дать вторую жизнь после переработки.

Мы сейчас проводим очень много встреч с перевозчиками мусора, с компаниями, которые занимаются его переработкой. В этой отрасли только в Центральном федеральном округе есть почти 120 предприятий с интересными технологиями, когда, например, из стекла с добавлением полимеров делается топливо, которое идет потом на цементные заводы. При этом оно очень дешевое и эффективно используется. Есть предприятия просто по переработке пластика и многих других компонентов.

Правда, об этом мало пока говорится. Это дело недалекого будущего: об этой проблеме надо рассказывать все чаще и громче, вовлечь в нее как можно большее количество населения. И не только населения. Предприятия, специализированные на переработке, тоже должны быть заинтересованы в получении вторсырья. Ведь на большинстве таких предприятий проблема одна: нет необходимого объема сырья.

А если нет сырья, значит, нет и расширения производства. Как нет и нового оборудования. И это естественно, потому что для развития производства, его расширения и модернизации необходима постоянно обновляющаяся сырьевая база.

Если посмотреть на опыт западных стран по раздельному сбору мусора, то там этот проект реализуется уже 40–50 лет. Но, несмотря на это, все равно он находится в какой-то перманентной фазе. И это нормально.

Одно дело – построил дом, получил конкретный результат и начал его эксплуатировать. С мусором все сложнее.

Здесь все зависит от нас самих. Хочу попросить всех быть максимально вовлеченными в эту очень важную программу. Ведь у нее самая благая цель – чтобы город стал чище и у наших детей было бы другое, лучшее будущее, нежели у нас. Это очень важно.

Энергия для человека: создавая настроение города

Вице-президент ПАО «Сбербанк» – председатель Московского банка ВЯЧЕСЛАВ ЦЫБУЛЬНИКОВ:

Untitled-5.jpg

– Сбербанк плотно занимается сервисами, которые облегчают жизнь горожанам. В этом проявляется вовлеченность в диалог с москвичами самого банка, а также предоставление возможности жителям участвовать в формировании комфортных условий жизни.

Ряд таких условий уже реализован в рамках сотрудничества Правительства Москвы и Сбербанка. И впереди еще много планов.

Одно из уже хорошо зарекомендовавших себя условий комфорта – сервис «Сбербанк-онлайн». Сегодня им пользуются 7,5 млн москвичей – 2,5 млн ежедневно.

Приложение «Сбербанк-онлайн» – не просто иконка на экране гаджетов. Это достаточно серьезная интеллектуальная система, которая включает в себя многое: вопросы аналитики и измерения, в конечном итоге визуализация и т.д. Она проста и комфортна.

Если москвичи стали пользоваться данным сервисом, значит, он действительно удобен, ведь Москва сегодня – самая конкурентная среда, а москвичи – самые требовательные к уровню и качеству сервиса россияне. Мы это чувствуем, видим срез, потому что филиалы Сбербанка работают в каждом регионе. Москва здесь по-хорошему сильно отличается.

Как москвич, я сам вовлечен. Благодарен судьбе за то, что руководство банка год назад вернуло меня из центрального аппарата в Москву, и у меня есть возможность с 15-тысячным коллективом московского Сбербанка участвовать вместе с городом, на мой взгляд, в очень важной миссии. Это создание из Москвы такого города, который претендует на звание одного из лучших мегаполисов мира.

Думаю, таких задач еще никто никогда не ставил, а сейчас они поставлены и решаются. Город становится лидером в самых разных рейтингах.

Пятнадцатитысячный коллектив московского Сбербанка тоже вовлечен. И наша вовлеченность – в двух ипостасях. Во-первых, очень активно развиваем институт волонтерства и постоянно поддерживаем различные городские программы. Сами что-то генерируем в той же сфере ЖКХ.

Во-вторых, постоянно создаем сервисы, которые делают жизнь москвичей удобной, комфортной. Сегодня разговор идет о дальнейшем развитии сервисов с искусственным интеллектом, с распознаванием лиц. Это гарантирует еще большую безопасность.

Сегодня Москва, как и многие города мира, движется в сторону электронной коммерции. Все меньшее количество горожан ходит за покупками в магазины. Люди стали заказывать товары по телефону, с помощью различных приложений. И здесь встает вопрос – куда эти товары доставлять, если москвичи все время на работе?

Сбербанк обсуждал этот вопрос в Правительстве Москвы. Создадим пилотный проект с постаматами, которые располагаются во внутренних структурных подразделениях Сбербанка. Товары можно будет забрать по дороге домой. Вроде бы мелочь, но дополнительный комфорт.

Напомню, что сегодня москвичи имеют возможность буквально в один клик оплатить коммунальные услуги с помощью QR-кода. Сейчас много инициатив по оплате тепла. Например, берется отдельный жилой дом и с помощью энергосервисных контрактов или без них проводится работа по оптимизации расходов теплоэнергии.

Технологии там хорошо известные и достаточно простые. Можно создать приложение, с помощью которого отслеживать расходы на тепло. Сегодня в сервис «Сбербанк-онлайн» выводим все счетчики по услугам ЖКХ. Таким образом, у всех клиентов будет возможность производить оплату в один клик, глядя на данные счетчиков. Таким образом, Сбербанк помогает людям более осознанно использовать энергию.

Так что вовлеченность существует, работает во встречных направлениях и будет развиваться дальше.

Создание комфортной городской среды

Старший директор центра развития энергетики компании BCG РААД КАДИРИ:

Untitled-6.jpg

- Я буду говорить о будущем городов, о том, чего мы можем достичь с помощью науки. Москва сегодня уже достигла очень амбициозных целей, и эти амбиции помогают городу продвигаться вперед.

Вопросы развития города и использования энергии – все это вопросы управления происходящих в энергетике процессов. Сегодня 60% населения живут в городах, но в ближайшие 20–30 лет этот показатель может увеличиться до 80%. Думаю, что люди будут все дальше и дальше отходить друг от друга, не будет такой концентрации населения. Но то, что мы видим сейчас на примере современных городов, создает ощущение обратной ситуации. Когда мы оцениваем масштаб того, что происходит в Москве, а именно увеличение населения до 20 млн человек и расширение территории в 2,5 раза, 9 млн кв. м нового жилья, – эти данные впечатляют. Я даже не мог представить, что такое может быть. Удивительно, чего смогла достичь Москва благодаря определенным инициативам.

Здесь говорили о качестве жизни. Хотел бы отметить, что главное не в том, как удовлетворяются потребности в энергетических услугах, а в том, как снижается загрязнение окружающей среды от их использования. Важно знать, как вы работаете с отходами, как боретесь с пробками. Это то, что важно для москвичей, – защита окружающей среды.

Или проблема экономического роста. Как будет обеспечено устойчивое экономическое развитие в условиях городской среды? Как будут использованы процессы трансформации, урбанизации, для того чтобы создавать новые пути экономического развития?

С точки зрения долгосрочной перспективы вопрос заключается в том, как мы работаем с инновациями, как используем их преимущества. Например, «умная» энергетика. Речь идет об использовании чистых источников энергии, возможности инноваций, инноваций с точки зрения передачи и распределения энергии.

Еще один вопрос – «умная» мобильность. Мы меняем транспортные средства, типы транспортных средств, и вместе с тем меняются потребности в энергии. Во многих городах все чаще используются электрические двигатели.

Появляются электрические автобусы. Все шире применяются рациональная организация движения и контроль за ним. Это очень важный вопрос.

Мы говорили о мобильных приложениях по оплате коммунальных услуг. Они помогают разработать новые модели поведения, которые формируются под влиянием использования умных технологий. Ключевой момент здесь заключается в обсуждении проблем экономики, проблем доходов и расходов каждого человека, то есть тех денег, которые находятся в кармане. Каждый должен знать, за что он платит и какие преимущества могут принести новые технологии. Люди должны понимать, что для них выгодно. Поэтому надо объяснять, что меняется в предоставляемых услугах и почему. Тем более что в век социальных медиа есть возможность непосредственно обращаться к населению. В Москве централизованная инфраструктура ЖКХ и энергоснабжения, что позволяет сделать многое лучше, чем в других городах.

Еще один момент с точки зрения новых технологий, которые позволяют более эффективно использовать энергетику, это вопросы доверия со стороны потребителей.

Если мы выбираем правильные модели, правильные технологии, потребители относятся к этому с пониманием, как это происходит, к примеру, в Торонто.

Использование датчиков – это очень важно для идеи «умного» города. Люди задают вопросы – насколько они находятся под контролем? Действительно ли это преимущество или наоборот. Для руководства города важно руководить изменениями. Если есть амбиции, то власти должны быть инициаторами инноваций. Если Москва признана инновационным городом, руководство города должно возглавлять этот процесс, направлять его. Это прежде всего касается законодательства. Важно также выбрать правильные области, куда будут имплементированы новые, цифровые технологии. Власти должны быть последовательны и терпеливы, для того чтобы осуществить все эти изменения. Важно определить, насколько важны эти изменения с точки зрения осуществления долгосрочных проектов.

В этом случае необходимо общественное доверие.

Энергия для человека: создавая настроение города

Основатель архитектурного бюро Wowhaus ОЛЕГ ШАПИРО:

Untitled-7.jpg

– Количество участников городского процесса не ограничивается только горожанами и властями, их значительно больше – это разные группы граждан, представители различного бизнеса, общественные объединения, наконец, администрация. Причем у всех разные интересы, приоритеты, разные представления о том, какой должна быть окружающая их городская среда и какие направления ее развития являются наиболее важными, поэтому найти общий язык и прийти к общему мнению зачастую бывает очень непросто. Тут как нельзя кстати вспоминается старый фильм с говорящим названием «Трудности перевода». Тем не менее интерес к проблемам города очень большой, и все стремятся принять участие в преодолении этих проблем.

В то же время не стоит забывать, что город – это очень сложный организм, саморазвивающаяся единица. Любые внесенные изменения в его жизнь моментально сказываются на всем городском укладе. Существует даже теория, что управление городом – это принятие решений в условиях непреодолимой и бесконечной неопределенности.

Мы имеем бесконечное количество факторов, которые влияют на процесс. Но в любом случае рано или поздно наступает момент, когда приходится волевым усилием принимать решение. Как сделать этот процесс оптимальным, как не ошибиться? Есть только один способ, и заключается он в том, что в любом случае надо ориентироваться на человека, на его интересы и потребности.

Я буквально на днях вернулся из Севастополя, где участвовал в обсуждениях проблем обустройства города. Собралось примерно 300 человек во главе с губернатором, который модерировал процесс дискуссии на протяжении трех часов. Обсуждали, в общем-то, простые вещи, но разговор получился довольно оживленным. Речь шла о центральной улице Севастополя, где проходят парады. Тема дискуссии – нужно ли там делать велодорожку или не нужно, какие фонари установить: исторические или, наоборот, новые, какое мощение использовать – белое или другое, стоит ли очищать фасады домов или оставить все так, как есть? Звучали мнения, что вообще ничего делать не надо. Казалось, обсуждению не будет конца. И это характерно не только для Севастополя. Где бы ни проходили общественные слушания, посвященные проблемам обустройства городской среды, везде складывается очень похожая ситуация.

Недавно завершилась реконструкция набережной в Туле, выполненная по проектам моей компании. Новая пешеходная зона в городе оружейников появилась на месте, где еще год назад была промзона. Она загораживала исторический тульский Кремль, одна из сторон оставалась недоступной для простых граждан. Кремль в Туле со стороны завода, который работает в режиме особой секретности, никто не видел. И вот завод отдал часть своих территорий городу. Возник вопрос – что там сделать? У любого архитектурного проекта всегда есть риск, который заключается в том, что для его реализации потребуется куча денег, но зачастую все финансовые вложения оказываются бесполезными, потому что у людей сделанное не вызывает никакого интереса. Чтобы этого не случилось, необходимо иметь определенный сценарий, в котором должно быть хотя бы приблизительно расписано, как создаваемое пространство будет функционировать – кто придет туда утром, кто вечером, чем режим работы в выходные отличается от режима работы в будни и так далее.

У нас в офисе работают социологи, антропологи, которые проводят опросы жителей. Но для архитектора мало выяснить настроения и пожелания граждан, требуется еще сделать чуть больше того, чего ожидают люди. Иногда это получается.

Предмет гордости архитектурного бюро Wowhaus – реализованный проект реконструкции парка в Капотне. Мы этот объект называем между собой «нефтяной парк». Потому что когда-то это была глубокая окраина города. А сегодня вокруг нефтеперерабатывающего завода живет более 70 тыс. человек. Реализовать проект оказалось непросто. Сложная территория: здесь проходит нефтепровод, протянута ЛЭП.

В то же время это береговая зона Москвы-реки. Там есть болотистые низины, есть гнездовья птиц. Там красиво. При этом всего 10 процентов этой территории пригодны для застройки. Мы долго думали, что там можно сделать.

И пришли к выводу, вместе с жителями, кстати говоря, что оптимальным решением здесь будет создать парк циклических занятий. В результате на этой территории появились лыжня, роллердром, биатлонный стадион, дорожки для ходьбы, для бега, велосипедные дорожки. В итоге эта большая территория стала притягательной не только для жителей Капотни, туда стали приезжать из других районов.

Благодаря многочисленным поездкам по стране у меня сложилось твердое убеждение, что городским благоустройством занимаются не только в столице. На сегодняшний день есть осознание того, что городская среда – это важная часть жизни, что ею надо заниматься. Понятно, что у кого-то больше возможностей для этого, у кого-то меньше. Но, в общем, каждый город что-то делает для своих жителей.

Благоустройство городов – это, конечно, не панацея, но важная вещь. Вся страна вовлечена в этот процесс, и это хорошо.

Untitled-8.jpg

Фото: Эдуард Жигайлов



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 12/2020

Читать свежий номер

МОЭКСаториМосгазОЭК
ДоркомэкспоКапстройситиРоссийский