НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Гасан Гасангаджиев: «Мы вступаем во второй этап цифровизации»


Применение современных технологий в газовом хозяйстве Москвы

Третий Международный форум «Российская энергетическая неделя» (РЭН-2019), проходивший 2–5 октября, установил рекорд по числу участников – 10,5 тыс. человек и более 200 компаний из 80 стран мира. Об успешном опыте цифровизации газового хозяйства столицы в интервью «Московским торгам» рассказал генеральный директор АО «Мосгаз» Гасан Гасангаджиев.

– Гасан Гизбуллагович, на РЭН-2019 Президент России Владимир Путин говорил о технологическом прогрессе ТЭК, заместитель Мэра Москвы Петр Бирюков – о цифровизации энергетики и городского хозяйства в целом. Какое впечатление форум оставил у Вас?

– Цифровизация экономики, цифровизация энергетики, цифровизация технологических процессов – Россия готова к этим проектам. Мы должны очень быстро перейти на «цифровые рельсы» для дальнейшего развития страны.

Что сегодня дает цифровизация? Во-первых, она упрощает управление, делает его более удобным. Во-вторых, позволяет систематизировать те энергетические мощности, которые могут быть реконструированы и вовлечены в экономический процесс.

Цифровое управление дает возможность грамотно использовать эти мощности с точки зрения загрузки. Результат – существенная экономия инвестиций, снижение себестоимости киловатт-часа или гигакалории, что в конечном итоге отражается на валовом продукте.

– Когда Мосгаз начал внедрять цифровые технологии?

– Еще за несколько лет до начала эры «цифры» Мосгаз впервые задумался о создании электронной схемы газового хозяй ства Москвы. Эта модель была разработана еще в 2010 году.

Сегодня мы – крупнейшая газораспределительная компания в мире. Только представьте: у нас на обслуживании находятся 24 тыс. газифицированных домов, а объем поставки газа на крупные энергетические и промышленные объекты столицы сравним с поставками газа для отдельных стран. При этом доля автоматизированных процессов – 75–80%.

В первую очередь, для нас автоматизация – это возможность нажать кнопку и никуда не ехать, вместо того чтобы отправлять бригаду закрутить гайку. Но для этого должна быть установлена цепочка устройств, которая заменяет руки, и у этих устройств должны быть «мозги».

Сегодня диспетчер Мосгаза не сидит перед экраном непрерывно, чтобы контролировать, не отклонился ли какой-то параметр от нормы. За него это делает компьютер, а диспетчер в этом практически не принимает участия. Но газ – опасный продукт, поэтому если поступил сигнал, персонал обязан немедленно отреагировать.

– Что, на Ваш взгляд, уже дала «цифра» Мосгазу?

– Экономическая эффективность компании увеличилась в разы, при этом не выросли ни штатная численность, ни парк техники. Сегодня не переходить на «цифру» – значит работать неэффективно, нагружать городскую среду своим чрезмерным присутствием. Оранжевая машина с персоналом в спецовках всегда вызывает содрогание у москвичей. Изменить эту ситуацию можно лишь одним способом – перейти на цифровое управление газовым хозяйством.

Прием газа в Москве осуществляется через множество газораспределительных устройств, которые практически не посещаются персоналом. Раньше на этих объектах дежурили по 15–20 человек в круглосуточном режиме, а сегодня есть один специалист, который видит на экране параметры всех газораспределительных пунктов (а их по Москве почти 400) и режимы поставки газа абонентам. Квалификация персонала Мосгаза достаточна, чтобы удаленно анализировать данные и прогнозировать возможные риски.

– Что получает от всех этих технологических новшеств потребитель, москвич?

– Москвич хочет, чтобы газовый прибор в его квартире был в порядке, чтобы его обслуживанием занималась квалифицированная специализированная служба, чтобы можно было спать спокойно. Сегодня потребитель с любого гаджета может оставить заявку, которая исполняется в удобное для него время. Раньше это могло занимать до двух недель. Это тоже результат цифровизации: чтобы оперативно предоставить москвичу качественную услугу, нужно обработать большой объем информации.

– В какой момент Вы окончательно поняли, что цифровизация – это будущее компании?

– В 2015 году мы завершили большой проект, связанный с газоснабжением ТЭЦ-20. По сути, это была модель дальнейшего развития Мосгаза. В условиях плотной городской среды (Варшавское шоссе, Нахимовский проспект, Новочеремушкинская улица, площадь Гагарина) необходимо было построить 7 км газопроводов диаметром от 1200 до 1500 мм. Мы не смогли бы проложить трубу обычным методом, поэтому строили газопровод как метро, методом микротоннелирования. Надежность системы так высока, что проверять газопровод достаточно один раз в десять лет. Мы оставили четыре контрольные точки через каждые полтора-два километра, которые позволяют «слушать» трубу, так же как врач обследует пациента с помощью фонендоскопа. При этом контрольные датчики выведены в Центральное диспетчерское управление Мосгаза, и если специалисты зафиксируют отклонение параметров, будет принято соответствующее решение. Это и есть цифровая технология.

Untitled-1.jpg

Генеральный директор АО «Мосгаз» ГАСАН ГАСАНГАДЖИЕВ

Фото: пресс-служба АО «МОСГАЗ»



Назад в раздел
МОЭКМосводоканалГеопроектизысканияТеплоцентрстрой
РоссийскийЦентрАБЗ