ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Российская энергетическая неделя собрала министров энергетики из десятков стран


Путин.jpg

Москва добилась высоких показателей экономии энергоресурсов и создала самую совершенную в мире систему газоснабжения

Форум «Российская энергетическая неделя», главное событие года в российском топливно-энергетическом комплексе, прошел в выставочном зале «Манеж» с 3 по 7 октября. Это мероприятие стало судьбоносным не только для национальной энергетики, но и для отрасли в мировом масштабе. Достаточно сказать, что в нем приняли участие министры энергетики из 30 стран мира, включая главу министерства энергетики США Рика Перри и министра энергетики Саудовской Аравии Халеда аль-Фалеха, представители международных объединений стран-экспортеров энергоносителей – ОПЕК и Форума стран-экспортеров газа, а также руководителей таких международных нефтяных концернов, как Shell, Total, Fortum и Еnel.

Владимир Путин: электроэнергия потеснит углеводороды

В день открытия форума на пленарном заседании перед его участниками выступил Президент России Владимир Путин. Глава государства изложил российскую точку зрения на основные тенденции развития мирового энергетического рынка и свою точку зрения на перспективы развития основных его секторов. В частности, он отметил, что наиболее динамичным сегментом мирового энергетического рынка является электроэнергетика. Согласно экспертным оценкам, к 2040 году потребление электроэнергии удвоится, в то время как спрос на первичную энергию – нефть, уголь, газ и другие источники – вырастет лишь на 30%. При этом объем поставок российского газа в Европу постоянно растет, и по итогам 2018 года он может превысить 200 млрд куб. м. Президент также обратил внимание на увеличение спроса на сжиженный природный газ, объем потребления которого в мире за последние 10 лет вырос почти вдвое. Владимир Владимирович отметил, что Россия является активным участником рынка СПГ, вводит в строй новые добывающие и перерабатывающие мощности, реализует стратегические планы развития транспортной инфраструктуры, в том числе обустраивает Северный морской путь и создает ледокольный флот, который позволит организовать круглогодичное движение судов, в том числе газовозов по российскому Северному морскому пути. С Северным морским путем связан и еще один энергетический проект в сфере судоходства – строительство атомных ледоколов нового поколения.

Стоимость создания одного такого судна составит 95 млрд руб. Первый ледокол «Лидер» будет построен за счет бюджетных средств, второй и третий – на основе государственно-частного партнерства. Ожидается, что новый атомный ледокол мощностью 120 МВт первым в мире сможет круглый год проводить суда по Севморпути при толщине льда до 4 м. Строиться ледоколы будут на верфи «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.

Еще одно важное направление мировой энергетики, которое снова демонстрирует позитивную динамику, – это угольная промышленность. Еще 10 лет назад в перспективность поставок этого энергоносителя мало кто верил. А сегодня мы видим, как спрос на уголь устойчиво растет, в первую очередь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия также будет работать не только над увеличением экспортных заказов в атомной энергетике, но и развивать альтернативную энергетику в труднодоступных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Владимир Путин подчеркнул, что сейчас Россия строит 25 энергоблоков атомных электростанций в 12 странах мира. Всего в российском портфеле заказов на 36 энергоблоков.

Альтернативные источники энергии важны, однако традиционные углеводороды будут использоваться в мире еще десятилетия, убежден Президент России. При этом российский лидер отметил, что Россия присоединяется к лучшим международным практикам: ресурсосберегающим технологиям, оказывающим наименьшее влияние на окружающую среду.

Москва научилась экономить ресурсы, но не жалеет средств на обновление энергетической инфраструктуры

Весьма представительной на Российской энергетической неделе была делегация российской столицы. Мэр города Сергей Собянин выступил на второй день мероприятия по вопросам энергосбережения и охраны окружающей среды в топливно-энергетическом хозяйстве столичного мегаполиса. В частности, Сергей Семенович отметил, что энергоемкость валового регионального продукта Москвы снизилась на треть за семь лет, а к 2020 году должна сократиться еще на 7%. За это время в городе на четверть уменьшилось потребление. В столичной энергетике в качестве основного топлива перестал использоваться мазут.

За это время в столице были сделаны серьезные вложения в развитие генерации, обновление сетей, оптимизацию расхода ресурсов и контроль за расходованием электроэнергии, тепла и воды. В городе повсеместно внедрены индивидуальные приборы учета расхода горячей и холодной воды, общедомовые приборы учета тепла, получили распространение многотарифные счетчики электроэнергии и автоматизированные узлы управления системой отопления. Москва вошла в пятерку самых освещенных городов мира, почти на 50% увеличилась освещенность города, при этом потребление электроэнергии на освещение не увеличилось за счет внедрения в системе уличного освещения энергоэффективных технологий.

Газовое хозяйство Москвы, по словам Мэра, после проведенной модернизации шести газораспределительных станций, включая крупнейшую «Очаковскую», является одним из самых технически совершенных и безопасных в мире. На газовых сетях внедрена современная автоматизированная система управления, и в случае аварии диспетчер дистанционно успевает отключить аварийный участок всего за 1,5 мин. Последний объект, на котором завершена реконструкция, – «Карачаровская ГС». Теперь она работает в автоматическом режиме без операторов.

По словам Сергея Семеновича, город вышел в мировые лидеры по вложениям в транспортную инфраструктуру – в строительство метро, автомобильных дорог и развязок, развитие железнодорожной сети, но сопоставимые по объему вложения (примерно от 30 до 40% от того, что вкладывается в дороги и общественный транспорт) делаются и в коммунальную инфраструктуру, в развитие электроэнергетики, водо-, газо- и теплоснабжения. При этом инфраструктурные вложения города быстро окупаются – один рубль инвестиций Москвы привлекает три рубля частных инвестиций.

Снижение вредных выбросов объектов генерации улучшает и экологическую обстановку в городе. В 2017 году российская столица также возглавила рейтинг самых озелененных мегаполисов мира. В Москве озеленено 54% территории. По данным исследования, проведенного международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC), около 60% жителей Москвы предпочли бы остаться в своем городе, а 40% готовы рассмотреть возможность переезда. При этом Москва входит в пятерку мегаполисов мира, в наибольшей степени соответствующих образу города будущего.

Стратегия развития энергетического хозяйства Москвы

Днем ранее на проведенной в рамках форума конференции «Мировая электроэнергетика: вызовы четвертой промышленной революции» выступил заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, глава Комплекса городского хозяйства Петр Бирюков.

Его выступление также было посвящено проблеме экономии ресурсов в столичной энергетике и цифровизации отрасли. Сегодня половина всех технологических процессов в топливно-энергетическом хозяйстве мегаполиса выполняется в автомати ческом режиме с использованием цифровых технологий.

В электроэнергетике внедрена система диспетчеризации, которая позволяет контролировать и анализировать параметры работы энергетического оборудования, формировать модели управления и осуществлять мониторинг технологических процессов на объектах генерации. Аналогичные системы внедрены и на сетях тепло-, водо- и газоснабжения, а также водоотведения и канализации.

В системе наружного освещения, включая архитектурно-художественную подсветку фасадов зданий и значимых сооружений, сегодня применяются методы интеллектуально-дистанционного управления режимом работы, что позволяет снизить потери при передаче энергии.

Проводимые в энергетическом комплексе Москвы мероприятия по совершенствованию инфраструктуры и внедрению энергоэффективного оборудования позволили достичь существенных результатов по снижению технологических потерь в электросетях – до 6%. За пять лет – с 2012 по 2017 годы – удельный расход топлива на выработку единицы тепловой и электрической мощности в столице понизился с 4,13 до 3,2 кг условного топлива. Москва на сегодняшний день обеспечивает электроэнергией более 15 млн жителей. В российской столице этот показатель составляет около 959 кВт/ч на человека в год. Это относительно низкий уровень в сравнении с другими мировыми мегаполисами, считает Петр Павлович, в Лондоне расходуется 1500 кВт/ч на человека в год, в Нью-Йорке – 2500 кВт/ч.

Говоря об обновлении инфраструктуры топливо-энергетического и коммунального хозяйства, заместитель Мэра уточнил, что из системы теплоснабжения выведено более 40 малоэффективных котельных, пользователи которых были переключены напрямую на крупные городские ТЭЦ. В системе водоснабжения введены новый блок озоносорбции Рублевской станции водоподготовки производительностью 320 тыс. куб. м питьевой воды в сутки, а также второй блок Курьяновских очистных сооружений производительностью 600 тыс. куб. м сточных вод в сутки. В электросетевом хозяйстве в эксплуатацию введены крупные электроподстанции «Берсеньевская», «Сколково» и «Медведевская».

Стратегия развития энергетического хозяйства Москвы, по словам Петра Бирюкова, будет формироваться с учетом наличия у города существенных резервов мощностей и предусматривает применение современных разработок и передовых технологий в сфере энергопотребления. В ближайшие годы планы совершенствования системы энергоснабжения города будут формироваться с учетом интенсивного развития системы скоростного общественного транспорта и значительных объемов жилищного строительства в рамках программ реновации, а в секторе ЖКХ – программы благоустройства общественных пространств «Мой район».

Кроме того, городские власти Москвы тестируют цифровые платформы для контроля за вывозом снега и мусора из столицы. Об этом сообщил руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Эдуард Лысенко. Эти решения тестируются в рамках программы «Умный город – 2030». Система контроля за утилизацией снега включает в себя сбор и передачу информации о режимах работы стационарных и мобильных пунктов снегосплава, автоматический замер движения грузовиков со снегом и снегоуборочной спецтехники и контроль за соблюдением норм вывоза снежной массы. Если прежде объем вывезенного снега рассчитывался на глаз, то внедренная технология учета позволяет узнать точный объем утилизованного снега, что позволяет получить до 1,5 млрд руб. экономии городского бюджета в год. Теперь аналогичная система слежения и учета внедряется для контроля за работой мусоровозов и процессом вывоза, захоронения, утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

Не ударил в грязь лицом и стенд Москвы на Российской энергетической неделе. Правительство города представило на форуме выставочную экспозицию «Энергетика комфорта». Стенд, выполненный в виде генератора энергии будущего, словно бы парил над поверхностью: эффект левитации достигается с помощью экранов у основания. Центральная экспозиция стенда была представлена в проекционном пространстве цилиндрической формы. Для полного погружения смотровая площадка помещена на подвижную платформу. За счет синхронизации движения платформы и контента на проекционных экранах возникает иллюзия путешествия по городу будущего в транспортной капсуле. На стенде посетители могли также ознакомиться с перспективными проектами ведущих энергетических компаний Москвы: ПАО «Мосэнерго», ПАО «МОЭК», ПАО «МОЭСК», АО «Мосгаз», АО «ОЭК», АО «Мосводоканал», ГУП «Моссвет».

Как развивать производство и при этом не вредить экологии

На третий день работы форума на панельной дискуссии «Энергетика будущего – высокая эффективность и безопасность» руководители одного из ведущих предприятий энергетической сферы столицы – Московского нефтеперерабатывающего завода – рассказали о том, как в условиях современного мегаполиса можно развивать производство и при этом не вредить экологии. МНПЗ сегодня обеспечивает более трети рынка моторного топлива столичного региона. Начиная с 2011 года здесь реализуется долгосрочная комплексная программа модернизации. Общая стоимость проекта – более 250 млрд руб. Завод планомерно избавляется от устаревших производственных объектов и внедряет самые современные технологии. На Московском НПЗ внедрена первая в стране система строгого экологического мониторинга. В нее входят автоматизированный контроль за выбросами в атмосферу одновременная передача данных госорганам надзора на сайт завода и светодиодный уличный экран. Еще одним важнейшим шагом к «зеленому» производству стало строительство новых биологических очистных сооружений «БИОСФЕРА».

МНПЗ полностью перешел на выпуск топлива стандарта «Евро-5» и модернизировал установки производства битума и серы.

Показатель очистки сточных вод достиг практически 100%. Помимо этого, за последние два года на заводе было заменено более 6 тыс. источников света на современные светодиодные светильники. Комплексная программа модернизации предприятия продолжается, ее очередной этап должен завершиться к 2020 году.

Министерство энергетики Московской области представило на Российской энергетической неделе «умные» опоры освещения, которые помимо своего основного назначения могут также использоваться для подзарядки электромобилей, электрических самокатов и электровелосипедов.

Первая система освещения с интегрированной зарядкой для электротранспорта была установлена в Подмосковье в начале сентября в селе Домодедово. На сегодняшний день в регионе установлены и тестируются четыре такие опоры, в том числе в Нахабине, Раменском и Балашихе. Впоследствии устройства будут созданы во дворах многоквартирных домов по заявке жителей. Планируется, что в Московской области до конца года появится порядка 200 «умных» опор.

В настоящий момент в Подмосковье работают 50 обычных зарядных станций средней мощности. Они установлены вблизи мест массового скопления жителей: возле торговых центров, МФЦ, спортивных объектов, мест культурного наследия, но их нет в жилых массивах. Также работают три быстрые зарядные станции мощностью 50 кВт вблизи аэропортов Шереметьево и Домодедово и на Минском шоссе. Пока заряжать электротранспорт в Подмосковье можно бесплатно, однако в ближайшее время за эту услугу может быть введена плата.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: официальный сайт форума: rusenergyweek.com, фотобанк Росконгресс



Назад в раздел
МосинжпроектМосгазКапиталГлавУПДК
АКСИТЕХ