ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Деньги по адресу


Москва входит в мировые рейтинги привлекательности

Вначале октября на заседании президиума Правительства Москвы была утверждена Адресная инвестиционная программа (АИП) города на 2019–2021 годы. Документ представляет собой список строящихся и проектируемых объектов, финансируемых за счет городского бюджета. Новая программа сохранила приоритеты инвестиционной политики, определенные в 2011 году.

Деньги и транспорт

Как следует из документа, размещенного на официальном сайте столичного Стройкомплекса, за три ближайших года планируется построить и ввести в эксплуатацию 650 городских объектов. В частности, городские власти говорят о том, что будут сооружены и введены в эксплуатацию 57,9 км новых линий метро, 21 станция и три электродепо. Также до 2021 года будет осуществлено строительство 280 км автомобильных дорог, 30 пешеходных переходов и 83 сооружений (мостов, эстакад и путепроводов).

На осуществление всех этих планов будет выделено 1,5 трлн руб.: 529,9 млрд руб. – в 2019 году, 535,5 млрд руб. – в 2020-м и 538,9 млрд руб. – в 2021-м.

Притом что предполагаемый уровень дохода городского бюджета в 2018 году составит 2,1 трлн руб., в 2019-м – 2,2 трлн руб., в 2020-м – 2,3 трлн руб. Всего за три года Москва должна получить в виде дохода 6,6 трлн руб., говорится в документе.

Ключевым приоритетом для властей было и остается развитие метрополитена. Согласно планам городских властей, за три года будет достроена Некрасовская линия, введены в эксплуатацию участки Большой кольцевой линии (БКЛ). Также предполагается, что Сокольническая ветка, точнее, ее юго-восточная оконечность, будет продлена еще дальше вглубь территории Новой Москвы. В результате на метро можно будет доехать до поселка Коммунарка, который расположен в Новомосковском административном округе.

Помимо того, что до Коммунарки дотянут красную ветку метро, этот населенный пункт станет отправной точкой для еще одной линии метро – Коммунарской. К тому же продолжится и формирование наземного транспортного каркаса этих территорий.

Еще одним направлением работы станет проектирование и строительство продолжения Калининско-Солнцевской ветки до Внукова и Люблинско-Дмитровской линии до района Северный.

Одновременно с развитием метрополитена столичные власти предполагают продолжение финансирования транспортно-пересадочных узлов города и развитие Киевского направления Московской железной дороги.

В результате реализации программы значительно улучшится транспортная доступность некоторых районов города. В частности, за три года будет сооружена новая трамвайная линия протяженностью 5,2 км от станции метро «Пражская» до Бирюлева Западного. Там же появится и новое трамвайное депо на 150 единиц подвижного состава.

Всего до 2021 года предполагается ввести 280 км автомобильных дорог, 30 пешеходных переходов и 83 искусственных сооружения (мосты, эстакады и путепроводы). В планах – строительство Северо-Восточной хорды, Южной рокады, Юго-Восточной хорды и Южного дублера Кутузовского проспекта.


На строительство объектов в рамках государственной программы «Градостроительная политика» в 2018-2019 гг предусмотрено 18,1 млрд руб.


За три года будет полностью обеспечено транспортное обслуживание территорий «ЗИЛа» и административно-делового центра «Коммунарка».

Новая АИП включает 37 дополнительных дорожных объектов протяженностью около 130 км. В их числе – участки Южной рокады и Южного дублера Кутузовского проспекта. Запланировано завершение основного объема работ по строительству Северо-Западной и Северо-Восточной хорд. Продолжится строительство дороги «Солнцево – Бутово – Видное».

Среди крупных инфраструктурных проектов надо отметить следующий: «Строительство многоуровневой транспортной развязки на пересечении Пролетарского проспекта с магистралью Южная рокада с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью на участке от Пролетарского проспекта до Каспийской улицы». В рамках этого же проекта предполагается расширение Кантемировской улицы. Проектирование должно пройти в 2018–2019 годах, построить объект предполагается в 2019–2021 годах. На этот проект в рамках АИП будет выделено 7 млрд руб. Также будет начато строительство участка Южной рокады от ул. Кантемировская до ул. Бакинская – спрямление Пролетарского проспекта. Проектирование – 2018–2019 годы, строительство – 2020–2021 годы. В рамках АИП на этот проект выделят 1,5 млрд руб.

2.jpg

Кроме того, будет начато возведение необходимого моста через Москву-реку с многоуровневой транспортной развязки на Каширском шоссе на участке от ул. Каспийской до ул. Шоссейной с необходимой для их функционирования улично-дорожной сетью. Проектирование – 2017–2018 годы, строительство – 2019–2021 годы. На это выделяется 14,5 млрд руб.

Культура, спорт и социальная сфера

Продолжатся благоустройство и реконструкция набережных Москвы-реки – Карамышевской, Симоновской и Крутицкой. Создать новые городские набережные планируется на территории промзоны «ЗИЛ»; на правом берегу Москвы-реки от Филевского парка до театра «Мастерская Петра Фоменко»; в Серебряном бору от Живописного моста до устья реки Сходни.

– Впервые в бюджете прописана строка на реновацию, – отметил Сергей Собянин. – На ближайшие четыре года на эти цели выделяем 400 млрд руб. Эта колоссальная сумма позволит обеспечить все гарантии, которые мы даем москвичам при переселении из ветхого жилья. При этом сохраняются приоритеты по строительству дорог, метро, недвижимости. В целом усилена социальная направленность бюджета и сохранены инвестиции в развитие города и его будущее.

Одним из приоритетных направлений в АИП остается реализация государственных программ по развитию социальной сферы, на нужды которой в 2018–2020 годах выделяются 221 млрд руб. В течение трех лет на эти средства будут построены и введены в эксплуатацию: 41 детское дошкольное образовательное учреждение; 25 школ и 36 пристроек к ним; 34 поликлиники, 21 больничный корпус, 8 подстанций скорой помощи; 44 спортивных объекта; 1 млн 483 тыс. кв. м жилья.

В частности, с 2019 по 2021 год планируется построить или отреставрировать такие уникальные объекты, как многопрофильная больница с роддомом в Коммунарке; кардиологический перинатальный центр в городской клинической больнице (ГКБ) имени Л.А. Ворохобова; лечебные корпуса ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова; неонатальный корпус ГКБ имени В.В. Виноградова; радиологический корпус Морозовской детской городской клинической больницы; стационарные отделения скорой помощи в ряде городских больниц; экспериментальная школа на 2,5 тыс. мест с кванториумом на территории «ЗИЛа» (самая большая школа России); новая сцена «Уголка дедушки Дурова»; усадьба Останкино; исторические павильоны, аттракционы и другие сооружения ВДНХ; крупный спортивный комплекс в Некрасовке (с крытым катком, бассейном, экстрим-парком и зоной воркаута).

В части спортивных объектов будут построены и введены в эксплуатацию шесть футбольных полей, 14 физкультурно-оздоровительных комплексов, три спортивно-оздоровительных плавательных бассейна, инфраструктура для проведения чемпионата мира по футболу на территории ОК «Лужники», а также прочие объекты спорта, включая спортивный кластер в Некрасовке.

Не останется без финансирования коммунальная и инженерная инфраструктура города. На эти цели будет выделено 85,8 млрд руб. На строительство объектов в рамках государ-ственной программы «Безопасный город» в 2018–2020 годах будет направлено 20,8 млрд руб. Указанные средства позволят ввести в эксплуатацию 22 пожарных депо и 13 административных зданий.

На строительство объектов в рамках государственной программы «Градостроительная политика» в 2018–2020 годах предусмотрено 18,1 млрд руб.

В рамках реализации государственной программы «Культура Москвы» будут построены и реконструированы 26 объектов культуры, в том числе четыре музейных здания, пять театральных зданий и три объекта культурного наследия.

Рейтинги привлекательности

Принятие таких долгосрочных программ, как АИП, не может не сказаться на инвестиционной привлекательности города. Портал mos.ru проанализировал, в каких рейтингах участвует Москва и как это отражается на жизни мегаполиса. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило инвестиционный уровень рейтинга Москвы. По мнению специалистов агентства, Москва обладает сильными бюджетными и кредитными характеристиками. Кредитный рейтинг города подтверждает, что инвесторы могут вкладывать в него средства, не опасаясь возможных неблагоприятных экономических условий.

Но можно было бы сказать, что это частное мнение какой-то одной организации, однако кредитные рейтинги города, присвоенные двумя другими международными агентствами – Moody’s Investors Service и Standard & Poor’s, также находятся на инвестиционном уровне.

Москва присутствует и в исследовании, проведенном Foreign Direct Investment Intelligence (FDI). В этом документе столица попала на первое место среди восточноевропейских городов будущего на 2018–2019 годы. Это значит, что Москва сейчас наиболее привлекательна для инвесторов. В общеевропейском списке самых привлекательных городов для инвестиций Москва оказалась на шестом месте, что тоже совсем неплохо.

Для составления рейтинга эксперты FDI изучили данные, разбитые по более чем ста критериям, среди которых – ВВП городов, продолжительность жизни граждан, количество горожан с высшим образованием, развитие транспорта и дорожной инфраструктуры, доступность аренды помещений для бизнеса.

Еще раньше, в феврале текущего года, Financial Times опубликовала рейтинг инвестиционной привлекательности городов Европы (fDi European Cities and Region of the Future 2018/2019). В нем Москва вошла в ТОП-5 среди крупнейших европейских городов. Рейтинг составлялся на основе 97 параметров, которые разделили на группы по экономическому потенциалу, человеческому капиталу и образу жизни, издержкам ведения бизнеса, инфраструктуре и благоприятности среды для бизнеса.

Эксперты The Boston Consulting Group (BCG) сравнили Москву, Берлин, Гонконг, Лондон, Мехико, Нью-Йорк, Париж, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур, Токио и Шанхай по уровню развития «новой экономики». Под этим термином исследователи подразумевают стратегию конкуренции мегаполисов, направленную на привлечение в город талантливых ученых и предпринимателей, инвестиций и технологий.

По количеству созданных рабочих мест в категории «Знание» Москва заняла первое место. На втором месте столица по обеспеченности технопарками, уступая в этом лишь Берлину. Кроме того, Москва – третья по числу технологических стартапов, в этом она уступает только Нью-Йорку и Лондону.

В рейтинге по развитию инструментов электронного правительства, которое проводили специалисты ООН, Москва заняла первое место среди 40 городов мира. В пояснительной записке к своему рейтингу эксперты международной организации отметили сервисы и проекты, которые привлекают граждан к участию в городских инициативах. В Москве действует несколько таких платформ: проект «Активный гражданин», портал «Наш город», портал для краудсорсинга.

Аналитика BCG показала, что с 2011 года Москва развивает комфортную городскую среду быстрее, чем 11 других мегаполисов, сопоставимых с ней по уровню дохода и численности населения. В этом Москва обошла Берлин, Гонконг, Лондон, Мехико, Нью-Йорк, Париж, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур, Токио и Шанхай. Кроме того, среди перечисленных городов Москва оказалась на втором месте по количеству парковых зон и числу достопримечательностей.

В 2017 году компания PricewaterhouseCoopers (PwC) решила сравнить мегаполисы мира по уровню градостроительного развития. В итоге Москва оказалась на вторых местах по плотности рельсового транспорта, вводу в эксплуатацию новых дорог и по площади зеленых насаждений на плотность населения.

Еще одно исследование PwC показало, что Москва – город с самой доступной социальной инфраструктурой в мире. Эксперты сравнивали ее с 13 мегаполисами: Нью-Йорком, Парижем, Шанхаем, Лондоном, Сан-Паулу, Гонконгом, Токио, Сеулом, Сингапуром, Берлином, Барселоной, Мехико и Чикаго.

В частности, в исследовании говорится, что школы в Москве находятся в пешей доступности от жилья. Среднее расстояние от дома до ближайшей школы – менее 400 м, в то время как в других городах этот показатель приближен к 1,2 км.

Москва вошла в ТОП-5 среди развивающихся городов по уровню оказания медицинской помощи. Исследование также провела компания PwC. Российская столица стала первым городом в мире по доступности врачей общей практики.

А созданная в Москве инфарктная сеть была названа аналитиками одной из лучших инициатив в сфере здравоохранения.

Bain & Company оценила системы образования в 20 мегаполисах мира. Москва вошла в пятерку лучших. Эксперты оценивали три направления: «Знания», Digital и «Развитие индивидуальных талантов». По уровню знаний школьников Москва заняла пятое место – после Сингапура, Шанхая, Гонконга и Токио.

Но в этом же исследовании Москва стала лидером по доступности образования и заняла четвертое место по количеству победителей и призеров международных математических, естественно-научных и гуманитарных олимпиад. Кроме того, эксперты высоко оценили такие сервисы, как московский электронный дневник и цифровую систему контроля входа в здание школы.

Агентство McKinsey & Company провело исследование среди 24 крупнейших мегаполисов мира по уровню развития транспортных систем. В этом рейтинге Москва заняла шестое место, уступив Сингапуру, Парижу, Гонконгу, Лондону и Мадриду. Транспорт российской столицы назвали эффективным, быстрым, удобным и финансово доступным. Эксперты отдельно отметили темпы строительства метро и обустройство выделенных полос для наземного общественного транспорта.

Профессионализм во всем

В самом конце октября стали известны результаты ежегодного рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса». По направлению «Получение разрешений на строительство» Россия поднялась за год на 67 позиций, заняв 48-е место среди 190 оцениваемых стран. Об этом сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.

По словам главы департамента, по данному направлению эксперты оценивали сложность получения разрешений на строительство и качество контроля над безопасностью зданий от проектирования до эксплуатации. Он особо выделил показатель «качество строительного контроля», по которому было набрано 14 баллов из 15 возможных на основе анкетирования застройщиков Москвы и Санкт-Петербурга.

– Повышение позиции страны в рейтинге по направлению «Получение разрешений на строительство» стало возможным благодаря тому, что эксперты Всемирного банка в этом году учли реформы в области контроля качества и безопасности строительства, которые были проведены в Москве за несколько последних лет, – объяснил Сергей Лёвкин.

– Столь стремительный рост обеспечен благодаря учету оптимизации проверок качества строительных работ в зависимости от категории риска строящегося объекта, а также внедрению современных инструментальных методов проверки качества выполненных работ, в том числе с применением неразрушающих методов, позволяющих оценить качество скрытых работ, – добавил он.

По словам Сергея Лёвкина, огромная работа проведена и в части оптимизации процедур в градостроительной сфере, сокращения сроков получения заявителями разрешительной документации.

– По поручению Мэра Москвы Сергея Собянина снизить административное давление на бизнес городское Правительство активно внедряет онлайн-сервисы и электронные услуги в строительстве. Мы освободили застройщиков от необходимости запрашивать документы, которые имеются в распоряжении госорганов, мы открыли девелоперам доступ к информации об условиях и ограничениях использования территории, содержащейся в государственных информационных системах, – подчеркнул руководитель департамента.

Также экспертами Всемирного банка были учтены сокращение срока выдачи разрешений на строительство и ввод эталонного объекта в эксплуатацию. «Эталоном», разъяснил Сергей Лёвкин, считается складское здание площадью 1300 кв. м на земельном участке около 1 га с подключением к сетям водоснабжения и водоотведения.

– Согласно данным рейтинга Всемирного банка, по сравнению с предыдущим годом, срок получения разрешительной документации сократился на 44,5 дня и составил 194,5 дня, а стоимость снизилась на 0,2% и составила 1,3% от стоимости объекта. Изменения по сокращению срока выдачи разрешительных документов были приняты еще в 2016 году, но учтены экспертами Всемирного банка только сейчас, – сообщил Сергей Лёвкин.

Кроме этого, эксперты Всемирного банка отметили усилия Москвы, направленные на совершенствование процесса подключения к инженерным сетям.

В 2017 году Москва выступила инициатором проведения пилотного проекта по переводу услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению к инженерным сетям в электронный вид. В указанный пилотный проект федеральным постановлением также были включены Санкт-Петербург и Московская область.

Реализация эксперимента позволит застройщикам Москвы направлять единую заявку на подключение к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения дистанционно через официальный портал Мэра и Правительства Москвы, чего сейчас нет ни в одной стране мира. Указанный проект стартует уже в декабре 2018 года. Ожидается, что положительный эффект от реформы по переводу в электронный вид услуг ресурсоснабжающих организаций может быть оценен экспертами уже в следующем году.

Остается надеяться, что в результате реализации АИП за три года Москва сможет улучшить свои позиции в этих и других рейтингах.

1.jpg

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства МАРАТ ХУСНУЛЛИН

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Эдуард Жигайлов; Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
МОЭККапиталТеплоцентрстройГлавУПДК
ВКЦентрДоркомэкспо