НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Активный гражданин» пришел на помощь властям. Проект создан не для пиара


В работе Правительства Москвы, направленной на вовлечение населения в процесс управления городом, произошел очередной прорыв – его обеспечило внедрение приложения для смартфонов «Активный гражданин». Благодаря этой новинке мнение горожан будет учтено при принятии решений по итогам проведения опросов, касающихся ряда важных тем в жизни города.


С 2011 года Правительством Москвы уже был запущен портал «Наш город» – жалобная книга Москвы, где любой горожанин мог пожаловаться на недостатки в работе городского хозяйства. Затем было запущено приложение «Мобильная приемная», с помощью которого можно контролировать качество выполняемых городскими службами работ. По итогам проведенного среди пользователей этих ресурсов электронного опроса, 77% респондентов выразили желание активнее обсуждать с властями городские проблемы.

На предложение проголосовать за различные варианты благоустройства Триумфальной площади и переименование ВВЦ откликнулись 300 тыс. москвичей. За возвращение ВВЦ исторического названия – ВДНХ – проголосовало 90% участников опроса.

– С учетом такой высокой востребованности электронных голосований Мэр дал поручение создать специальный сервис для постоянного диалога с москвичами с активной жизненной позицией, – сообщила руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы Анастасия Ракова.

Предварительная регистрация для участия в проекте уже открыта на сайте ag.mos.ru. Для регистрации нужно оставить на сайте номер мобильного телефона и скачать приложение. Кроме того, потребуется заполнить профиль, в котором следует указать имя, фамилию, пол, возраст, адрес места жительства. После этого жители получают на телефон вопросы, на которые следует ответить. Зарегистрироваться смогут и жители столицы, не имеющие столичной прописки.

– Нам важно мнение всех москвичей вне зависимости от наличия регистрации, – говорит Анастасия Ракова. – Каждый из зарегистрированных пользователей принял участие в среднем в 5–6 электронных референдумах.

Изначально проект «Активный гражданин» был запущен именно как приложение для смартфонов, а не как интернет-сайт. Это было сделано во избежание искусственной накрутки голосов при голосовании, ведь идентификация по номеру мобильного телефона сильно затрудняет манипуляции. Для участия в проекте зарегистрировалось 140 тыс. горожан, поэтому даже несколько злоумышленников, решивших повлиять на результат голосования путем подтасовок, не смогут добиться своей цели, даже если купят тысячу sim-карт.

– Что такое «Активный гражданин»? По сути, это система электронного голосования. По тем городским вопросам, по которым у нас есть разные мнения, мы предлагаем высказаться москвичам, чтобы на основе их голосов принять правильное решение. Результаты электронных референдумов будут воплощаться в жизнь. Инициировать электронные референдумы станут Мэр, члены московского правительства и территориальные власти, каждую неделю вынося на обсуждение пользователей важные для города вопросы: проблемы транспорта, благоустройства территорий, здравоохранения, образования, другие городские темы, широко обсуждаемые в Интернете. Проект создан не для пиара.

Отвечая на задаваемые вопросы, москвичи напрямую влияют на принимаемые властями решения, – отметила Анастасия Ракова.

Для того чтобы активней вовлечь горожан в процесс принятия управленческих решений путем проведения интернет-референдумов, городские власти намерены поощрить тех, кто голосует чаще других. За участие в каждом опросе пользователь получает от 5 до 15 баллов. Когда их число перевалит за тысячу, для пользователей приложения станут доступны покупки в «Магазине бонусов».

В нем за накопленные баллы можно будет приобрести городские услуги, например, воспользоваться бесплатным велопрокатом, потратить их на парковку в платной зоне, зачислить на карту «Тройка», оплатить баллами билеты в кино, театр или музей. Благодаря всем этим возможностям, по предварительным оценкам властей, уже к концу этого года пользователями нового сервиса станут до миллиона москвичей.

В рамках «Активного гражданина» москвичи уже имели возможность проголосовать по вопросу перехода на «летнее время». Итоги оказались неоднозначными: 33% респондентов высказалось за сохранение в Москве существующего порядка исчисления времени, 37% поддержали предложения депутатов по переходу на постоянное «зимнее время», еще 30% хотят вернуться к сезонному переводу стрелок часов.

Результаты голосования москвичей, как пообещал на заседании Правительства Москвы Сергей Собянин, будут переданы в нижнюю палату федерального парламента.

Но большинство вопросов, конечно, касаются чисто московских проблем: развития маршрутов общественного транспорта, строительства поликлиник, функционирования школ и др. В любом случае власти гарантируют, что будет принято решение, за которое проголосовало большинство. Контроль за этим берет на себя Аппарат Мэра Москвы под руководством Анастасии Раковой. Она уточнила, что, если мнение москвичей разделится в соотношении 50:50, Правительство Москвы самостоятельно примет решение, какой из предложенных для обсуждения вариантов выбрать.

Вопросы будут выноситься на референдумы разных уровней: городского, окружного, районного и локального. Например, на районном уровне жителям Митина предложили высказаться, что они думают о создании в их районе парка. На востоке Москвы на окружном уровне жители обсудили инфраструктурные новшества в крупнейших парках. В ходе него появление велопроката в «Сокольниках» получило поддержку 30% участников опроса, прокат сегвеев понравился 35% проголосовавших горожан. А в Измайловском парке, по мнению 33% респондентов, не хватает теннисных кортов.

Горожане выступили также за активное развитие особо охраняемых природных территорий, 85% поддержали прокладку по их территории велодорожек, 69% – сооружение в природных парках спортплощадок.

На локальном уровне в рамках обсуждения проекта «Миллион деревьев» горожанам предложили выразить свое мнение по поводу целесообразности озеленения своих дворов. За озеленение придомовых территорий высказались около 52% респондентов. В то же время 48% москвичей убеждены, что зелени в их дворе уже достаточно.

– Из 38 тыс. человек, которые участвовали в опросе, больше половины хотят, чтобы дополнительная зелень появилась, – отметил Сергей Собянин на заседании Правительства Москвы, подводя предварительные итоги референдума. – В тех дворах, которые набрали больше голосов, высадка деревьев и кустарников начнется уже этой осенью. Есть еще ряд вопросов, по которым высказывались горожане: какими должны быть ярмарки выходного дня, какой будет судьба городских таксофонов. Ответы на все эти вопросы сейчас обобщаются и будут крайне важны городским властям, для того чтобы выяснить настроения как можно большего числа жителей столицы.

Примером общегородского референдума стало обсуждение дальнейшей судьбы мелкорозничной торговли в городе. Около 80% горожан поддержали курс властей на сокращение нестационарных торговых объектов, при этом 85% участников электронного опроса высказались за запрет продажи пива в киосках.

Большинство принявших участие в референдуме поддержали развитие мобильной сезонной торговли, ярмарок выходного дня и появление малоформатных стационарных продуктовых магазинов шаговой доступности, однако не всяких – против продажи свежих и замороженных мяса и рыбы в автолавках высказалось 78% респондентов.

Внесли свою лепту пользователи приложения и в решение вопроса о том, должны ли москвичи пользоваться преимуществом при записи детей в детские сады по сравнению с приезжими. Голосование проводилось с 30 мая по 5 июня. И 82% его участников заявили, что дети россиян с постоянной московской регистрацией должны пользоваться преимуществом перед приезжими из других регионов при записи в дошкольные образовательные учреждения. Однако 14,7% опрошенных считают, что приехавшие из других регионов семьи с детьми должны пользоваться равными правами с жителями столицы, имеющими постоянную регистрацию. С учетом результатов голосования будет принято решение, стоит ли менять существующие правила приема в детские сады. Впрочем, его итоги однозначно указывают на то, что маленькие москвичи и дальше будут пользоваться преимущественным правом на зачисление в муниципальный садик.

Пользователи мобильного приложения «Активный гражданин» могут высказать свое мнение и по поводу электронной записи в поликлиники: опрос о том, насколько нравится им эта система и как часто они ею пользуются, проводится в настоящий момент. Горожанам предлагается ответить на вопрос: «Как часто за последний год Вы обращались за помощью врачей в поликлинику?» Далее у москвичей хотят узнать, стало ли им удобнее записываться к врачу в поликлинике с появлением новых видов записи. Затем участник опроса должен отметить, какой способ записи используется чаще всего: интернет-портал госуслуг, сайт московской государственной единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), мобильные приложения, инфомат в вестибюле поликлиники, круглосуточная общегородская служба записи к врачам по телефону или регистратура поликлиники.

В настоящее время участникам проекта «Активный гражданин» предлагают помочь депутатам Мосгордумы в решении вопроса, надо ли вводить запрет на определенные виды деятельности, которые порой мешают москвичам заснуть в вечернее время. Респондентам предстоит ответить на вопросы: «Где, на Ваш взгляд, наиболее уместно выступление уличных музыкантов?», «Стоит ли запрещать выступление таких артистов в будние дни, вечерние часы, надо ли ограничивать время концертов?» Если горожане решат, что ограничения нужны, то деятельность музыкантов будет регламентироваться специальным городским законом. Предполагается, что штрафы для нарушителей, решивших поработать в неурочные дни или слишком близко от жилых домов, составят 1–1,5 тыс. руб.

Кроме того, пользователи мобильного приложения «Активный гражданин» смогут высказать свою позицию по поводу регулирования правил проведения ночных работ по погрузке и разгрузке товара в магазинах, которые располагаются в жилых домах. Теперь горожанам предлагается самим определить, какие условия должны соблюдаться при проведении работ по погрузке и разгрузке в ночное время: могут ли фасады жилых зданий освещаться фарами машин, должен ли водитель глушить мотор, пока ведутся поргрузочно-разгрузочные работы, и могут ли сотрудники магазинов использовать в вечерние часы громкую связь при проведении разгрузки.

Наконец, приложение «Активный гражданин» будет задействовано и при определении облика, который обретет переданная Правительству Москвы и вернувшая себе прежнее название Выставка достижений народного хозяйства. Горожанам предложат выбрать один из нескольких вариантов вида новых павильонов ВДНХ и определить их функциональное назначение.

Позаботились власти и о том, чтобы со временем в число участников проекта «Активный гражданин» смогли войти и те москвичи, которые пока еще не обзавелись смартфонами. До конца года должен заработать интернет-сайт «Активный гражданин», благодаря чему число пользователей возрастет до 8 млн человек. К этому моменту будет продумана и система противодействия «накрутке» голосов при интернетголосовании. А не имеющие компьютера с выходом в Интернет, но желающие принять участие в решении городских проблем москвичи смогут проголосовать в многофункциональных центрах оказания госуслуг (МФЦ).

Помимо практически всенародного обсуждения на референдумах правительство для решения проблем, требующих вдумчивого, профессионального подхода, использует и другой тип обсуждения готовящихся решений – краудсорсинг.

В этом случае проблема решается с помощью мозгового штурма, коллектив экспертов может быть достаточно широким (в отдельных случаях до 10 тыс. человек), но не сопоставимым по численности с количеством горожан, принимающих участие в электронных референдумах. От коллектива, занимающегося решением городских проблем методом краудсорсинга, требуется глубокое погружение в тему. По словам Анастасии Раковой, участники краудсорсинговых проектов уделяют обсуждению вопросов минимум по два часа в день в течение месяца. В Москве впервые в стране начала функционировать постоянно действующая краудсорсинговая площадка. В качестве пилотного проекта на ней обсудили вопросы о дальнейшем развитии портала «Наш город». В итоге отобрано около 60 дополнительных проблемных тем, которые будут в течение полугода размещены на городском портале.

Следующим краудсорсинговым проектом станет оптимизация схемы движения наземного городского транспорта. В ее подготовке и обсуждении примет участие около 8 тыс. человек. Вслед за этим на краудсорсинговую площадку будет вынесено обсуждение развития сети МФЦ.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
СаториТеплоцентрстройОЭКИНА
МОСПРОМСТРОЙПНСШкола