НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Социалка оцифровалась первой. Наиболее масштабные iт-проекты реализуются городом в области медицины и образования


В Департаменте информационных технологий подводят итоги первого года выполнения государственной программы «Информационный город», рассчитанной на 2012–2015 годы. Приоритетными направлениями в уходящем году стали два: информатизация структур, относящихся к комплексу социальной политики, и оказание услуг в электронном виде и внедрение в сфере ЖКХ сервисов, позволяющих гражданам оставлять свои замечания о работе тех или иных служб.


Компьютер на страже здоровья

Наибольших успехов удалось добиться в учреждениях здравоохранения. По словам заместителя руководителя департамента Андрея Белозерова, информатизация лечебно-профилактических учреждений Москвы с технической стороны заключалась в этом году в поставке нового оборудования, прокладке оптико-волоконных кабельных линий и построении локальных вычислительных сетей. Что же касается внедренных за счет технического перевооружения поликлиник сервисов для населения, то это были, прежде всего, поиск информации, электронная регистрация на прием к врачу и подача заявок на оказание каких-либо медицинских услуг. При этом создаваемая инфраструктура позволяет организовать многоканальное взаимодействие с пациентом. На прием можно записаться и через Интернет, и через инфоматы в поликлиниках, и через единый городской callцентр, а также с помощью специализированных мобильных приложений для смартфонов на базе iOS и Android.

Сервисом Единой медицинской информационно-аналитической системы для удаленной записи на прием воспользовался уже каждый восьмой москвич – всего более 1,5 млн пациентов, которые назначили более 5 млн визитов. К системе подключены 353 государственные поликлиники. К концу года к ней подключатся и другие амбулаторные учреждения – диспансеры, женские консультации, диагностические центры. В итоге на начало 2013 года число подключенных учреждений перевалит за 500.

Нынешней осенью для посетителей поликлиник стала доступна новая функция: бесплатное SMS-информирование обо всех действиях, связанных с назначением записи, ее отменой или переносом, по умолчанию подключается для всех пациентов, указавших свой номер мобильного телефона. При желании пользователь может от сервиса отказаться. В скором будущем все жители столицы смогут получать на свои мобильные телефоны оперативные уведомления о том, какие прививки им рекомендуется сделать в рамках национального и городского календаря иммунопрофилактики или в связи с надвигающейся эпидемией.

С появлением единой электронной системы учета и назначения прививок лечащий врач получит доступ к полной истории вакцинации пациента даже в случае его перехода из одного медицинского учреждения в другое и сможет оперативно оповестить его о необходимости пройти иммунопрофилактику.

Следующим этапом станет создание электронных медицинских карт.

Как отметил Андрей Белозеров, при внедрении информационных сервисов заниматься приходится не только техникой, но и обучением людей пользованию новыми сервисами. Учить приходится в первую очередь старшее поколение. Для этого, скажем, после установки инфомата в поликлинике департамент выделяет специального консультанта, который помогает его освоить пожилым людям.

Привлечение людей к пользованию сервисами – еще и вопрос совершенствования самих этих сервисов. Для этого по запросу сторонних разработчиков департамент раскрывает API-записи к врачу, чтобы они могли делать приложения на различных мобильных платформах. А в конце осени город обзаведется единой платформой открытых данных, на которой все ведомства раскроют по меньшей мере один набор данных из своих внутренних систем в машиночитаемом виде. При этом, как отметил Андрей Белозеров, электронная регистрация внедряется в комплексе с совершенствованием технического оснащения и созданием внутренних локальных вычислительных сетей в самих поликлиниках.

Чтобы Единая городская информационно-аналитическая система работала эффективно, более 16 тыс. врачей пройдут обучение основам компьютерной грамотности, а также овладеют навыками скоропечатания на очных и дистанционных курсах, организованных Департаментом информационных технологий совместно с Департаментом здравоохранения. Очный курс, записаться на который смогут по пять добровольцев из каждого учреждения, длится 18 дней и включает знакомство с компьютером и основными программами, освоение «слепого» метода набора текста и принципов работы в городской медицинской информационной системе. Занятия проводятся на компьютерах, аналогичных тем, которые начали поставлять в учреждения. Курс прошли уже два потока слушателей – сотрудники шести поликлиник и диспансеров. Освоить предложенную программу можно и дистанционно, на web-портале. В ближайшие два месяца обучение пройдут сотрудники еще 30 учреждений.

Решение предоставить возможность обучения всем медикам Москвы принято после успешного завершения пилотного курса для врачей в возрасте от 58 до 65 лет, который проводился в середине лета. По его итогам 85% контрольной группы почувствовали себя уверенными пользователями, а скорость набора текста, которая сыграет немаловажную роль при переходе на медицинские электронные карты, повысилась вдвое.

Планы обучения увязаны с графиком установки во всех кабинетах автоматизированных рабочих мест. Всего для работы медиков в ЕМИАС планируется установить свыше 20 тыс. компьютеров с операционной системой на базе Linux. Они уже появились в каждом кабинете у терапевтов и специалистов в 75 поликлиниках.


Разумное, доброе, вечное… электронное

Реализация проектов в сфере образования строится примерно по той же схеме, что и в медицине: сперва создается необходимая инфраструктура, а затем начинают внедряться новые сервисы.

Если говорить об инфраструктуре, то за последние полтора года удалось обеспечить доступ всех школ Москвы в Интернет на скоростях от 10 Мбит/c, а 800 школ из 1500 обладают зонами Wi-Fi. Компьютерный парк объединен в локальные сети в 90% средних общеобразовательных учреждений. Ноутбуки получили все учителя-предметники средней школы, компьютерной техникой оснащены младшие классы, и теперь в каждой школе есть хотя бы одна интерактивная доска. По словам Андрея Белозерова, такого нет больше ни в одном из регионов России, да и мало где во всем мире найдется подобное.

Что же касается сервисов, то в городе благополучно внедрена запись через Интернет в детские сады и в первые классы школ.

Многим педагогам старшего поколения, как и врачам, приходится осваивать компьютерную технику буквально с нуля. Однако Департамент информационных технологий следит за тем, чтобы новые дорогостоящие приобретения не оседали в школьных кладовках, а активно использовались. Глава департамента Артем Ермолаев призвал родителей активней жаловаться в его ведомство и сообщать о тех образовательных учреждениях, где новую технику достают лишь на время проверок, а потом снова убирают.

Теперь, по его словам, задача специалистов департамента в сфере образования заключается в том, чтобы агрегировать и систематизировать ту технику, которая в школах уже есть, и понять, какие ресурсы актуальны.

От этого будут зависеть и дальнейшие поставки оборудования.

За два года действия программы переоснащения школ парк их компьютеров практически удвоился: на 100 учащихся их теперь приходится 13. Артем Ермолаев также обратил внимание на рост использования компьютерной техники в преподавании не только информатики, но и традиционных гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

В дальнейшем будут внедряться такие сервисы, как удаленный доступ родителей к электронному дневнику, их SMS-оповещения о времени прихода ученика в школу и система информирования о режиме и качестве питания детей. В 130 учебных заведениях ЮВАО и САО для регистрации посещаемости и оплаты питания уже начали использовать электронные карты. Экспериментом охвачено более 70 тыс. семей. Родители получили доступ к меню школьной столовой и данным о выборе своего ребенка. Посмотреть, когда ученик пришел на занятия и чем питался, а также пополнить баланс карты можно на московском портале государственных услуг.

Следующим этапом развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры столичного образования должно стать развитие систем безопасности. Речь идет о создании единой системы видеонаблюдения за школьными зданиями и дворами на основе волоконнооптической сети МГТС. Главный столичный оператор проводной связи выиграл в июле конкурс Департамента информационных технологий на создание такой системы. Наблюдением должны быть охвачены игровые и спортивные площадки, зоны для сбора мусора, въезды и выезды с территории и пешеходные дорожки. Сумма контракта составила 816,27 млн руб.

Всего предстоит установить около 6 тыс. камер (в среднем по 4 на каждое учреждение). Для повышения качества картинки будут использованы датчики движения, предусмотрены функции включения обратной засветки, регулировка режимов яркости и режим подавления шумов.

Для накопления информации с последующим просмотром видеоархива на объектах наблюдения будут организованы локальные серверы с периодом хранения на них информации до 30 суток.

Параллельно с передачей данных на пульт охраны в школе будет осуществляться ретрансляция изображения с камер в централизованную систему видеонаблюдения города. Проект предусматривает защиту каналов передачи данных от сбоев и организацию системы стопроцентного резервирования.

До конца года к системе подключат треть московских школ, а завершить программу планируется в I квартале 2013 года. По желанию родителей и руководства школы, учебные заведения смогут наращивать количество камер, подключая их к общегородской системе. Чтобы родители были уверены в контроле качества еды, руководитель Департамента образования Исаак Калина предложил рассмотреть возможность размещения одной из камер на выходе из пищеблока.

Государственные услуги в цифре

Наконец, еще одно направление деятельности департамента – это осуществление функций электронного правительства: обслуживание москвичей через городской портал государственных услуг, а также участие горожан в управлении городскими объектами через порталы gorod.mos.ru, doroga.mos.ru и dom.mos.ru.

Их функционирование требует оперативной обработки и модерации обращений граждан. Речь идет об организации стандартной процедуры, инициируемой запросом гражданина, включающей принятие адекватных мер и завершающейся ответом городских исполнительных органов заявителю и публичным информированием об этом на официальных городских web-ресурсах.

Единая служба модерации появилась в городе уже в конце лета. Она обеспечивает подтверждение адекватности запросов и соответствие содержания ответов чиновников отправленным запросам. Власти утвердили регламент обработки жалоб, поступающих через городские интерактивные порталы и мобильные приложения. На содержательный ответ по электронному обращению отвели 8 рабочих дней вместо 30, согласно Закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ограничен также срок регистрации жалобы – не более суток в обычные дни и 72 часа – в праздники.

Помимо участия горожан в управлении жалобы, поданные через интерактивные порталы, позволили увеличить сбор штрафов с подрядных организаций и управляющих компаний, допускающих в своей работе нарушения. Речь идет о дополнительных миллионах рублей для городского бюджета.

Кроме того, за год функционирования городского портала процедуру регистрации в личном кабинете на нем прошли 311 тыс. москвичей.

При этом группой населения, наиболее активно использующей интерактивные сервисы, предоставляемые городскими властями, оказались старшеклассники: примерно 1/6 общего числа прошедших регистрацию пользователей составляют учащиеся 9–11-х классов. Они прошли регистрацию по упрощенной процедуре, для которой не требуется номер свидетельства пенсионного страхования.

В первую очередь школьников интересует информирование о результатах ГИА и ЕГЭ. В случае с выпускным экзаменом они могут ознакомиться не только с оценкой работы, но и посмотреть ее оптическую копию. Дальнейшим развитием системы взаимодействия городских властей и горожан должна стать возможность оплатить услуги более 6500 городских учреждений через Интернет или с помощью мобильного телефона. Для этого Правительство Москвы утвердило положение о единой городской информационной системе регистрации начислений и платежей. Выбрать услугу и оплатить ее любым привычным способом – через систему банк – клиент, со счета мобильного оператора, электронным кошельком или через терминалы экспрессоплаты – можно будет полностью дистанционно.

Переход на электронные способы оплаты также сократит количество невыясненных поступлений, связанных с неправильным или неразборчивым заполнением платежек. Город не планирует взимать плату за интеграцию сторонних игроков и не будет регулировать размер комиссии за осуществление платежей. Единственным требованием для банков и систем моментальных платежей, которые пожелают присоединиться к проекту, станет заметное и максимально прозрачное информирование клиента об итоговой сумме транзакции до ее проведения. С помощью системы можно будет оплатить более 250 государственных услуг, а также такие сервисы, как пребывание ребенка в детском саду, посещение платных кружков, музыкальной школы или медицинское обслуживание сверх норм ОМС. Запуск системы ожидается до конца года.

Наряду с интернет-сервисами город активно внедряет и мобильные. Причем речь идет не только о специальных программных приложениях для смартфонов и планшетов, но и об SMS-сервисах, доступных обладателю самого простого и дешевого мобильника.

Информационные и интерактивные сервисы Правительства Москвы стали доступны с любого сотового телефона по единому короткому SMS-номеру 7377 и через USSD-меню:*377#вызов. Все услуги предоставляются бесплатно, а USSD-сервисы доступны даже при нулевом и отрицательном балансе. SMS и USSD-cервисы предоставляются в рамках Единой мобильной платформы города и бесплатны для москвичей.

Для получения базовой информации о сервисах и инструкции по их подключению необходимо отправить на короткий номер 7377 команду «инфо» в кириллической или латинской раскладке или набрать на телефоне *377#вызов, чтобы попасть в основное USSD-меню.

Через SMS и USSD-сервисы доступна проверка начислений за ЖКХ, поиск эвакуированного автомобиля, уточнение легального статуса такси, подписка на городские новости с портала mos.ru, информирование о новых штрафах ГИБДД и даже мобильный аудиогид. Автомобилисты получили возможность оперативно запросить текст любой статьи ПДД и посмотреть, какой штраф полагается за их нарушение. После запуска эксперимента с введением платной парковки на улицах, прилегающих к Петровке и Каретному Ряду, водители смогут воспользоваться SMS- и USSD-сервисами, чтобы поставить машину на парковку или оплатить предполагаемое время стоянки.

Более того, как показали итоги первого месяца эксперимента, среди способов оплаты паковки на улицах в зоне эксперимента лидирует именно SMS-оплата при помощи короткого номера 7757 со счета мобильного оператора. Именно так оплатили свое парковочное место более 60% водителей, оставлявших машину на стоянке. Еще 30% оплатили парковку online или через мобильное приложение для iOS и Android с индивидуального счета водителя в московском парковочном пространстве. Пополнить же этот счет можно через личный кабинет на портале parking.mos.ru, где также в пилотном режиме заработал единый городской платежный шлюз. Оплата осуществляется с пластиковой карты или электронными деньгами.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГераМОЭСКМосводоканалМОЭК
ЦентрЛокоБанкФонд