НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Краски «Круга света». Фестиваль световых шоу помог Москве добыть туристический «Оскар»


В конце сентября – начале октября российская столица в пятый раз стала местом проведения международного фестиваля «Круг света». Это мероприятие уже успело полюбиться москвичам и гостям столицы. Предыдущий «Круг света», проходивший в прошлом году, собрал 6 млн зрителей, в том числе 100 тыс. иностранных туристов, специально приехавших в российскую столицу именно в эти дни, чтобы посмотреть уникальное шоу, рассказал руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников.

Надо сказать, что за прошедшие годы формат этого мероприятия претерпел существенные изменения. Первый «Круг света», состоявшийся в 2011 году, собрал «всего» 250 тыс. зрителей и был не столько конкурсом светомузыкальных композиций, сколько смотром различных форм светохудожественной подсветки зданий. Сегодня же «Круг света» превратился в обладающее широкой международной известностью место для состязания в профессиональном мастерстве ведущих световых дизайнеров мира. Так, в рамках фестиваля был организован конкурс «световых» диджеев – «Арт Вижн» (Art Vision).

В общей сложности на протяжении фестиваля его посетителям была представлена 91 светомузыкальная динамическая композиция, созданная коллективами из 26 стран мира. В 2014 году на фестиваль приезжали светохудожники из 24 стран с 63 работами. Для фестиваля «Круг света» российские и мировые дизайнеры, арт-художники подготовили световые и мультимедийные шоу, создали видеомэппинг для трансляции на фасады известных зданий, памятников культуры и сооружений Москвы, а также продумали, как интегрировать свои идеи в архитектурное пространство города.

– Идея фестиваля появилась пять лет назад в ходе мозгового штурма, на котором решалось, как сделать город светлее и ярче, – отметил Владимир Черников. – Но тогда мы и представить себе не могли, что фестиваль приобретет такой масштаб и популярность. Сегодня это не просто праздник, это целая философия, стремление отразить динамичные изменения, происходящие в городе.

Организаторами фестиваля выступили Департамент средств массовой информации и рекламы и Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы. Учитывая растущую популярность фестиваля, руководство столицы приняло решение продлить сроки его проведения: в этом году он проходит на протяжении девяти дней, в то время как прошлогоднее мероприятие длилось всего три дня.

Увеличилось до девяти и число площадок, на которых он проводится. А потому одним из лозунгов нынешнего фестиваля стал слоган: «Вдвое больше, вдвое ярче». Главной же темой нынешнего юбилейного «Круга света» стало «Путешествие в город света».

Нынешней осенью световые инсталляции были представлены на Фрунзенской набережной, Андреевском мосту, ВДНХ, на Патриарших и Чистых прудах. Каждая из площадок, за исключением территории вокруг Большого театра, была рассчитана на то, чтобы принять единовременно до 100 тыс. человек. Посмотреть световые чудеса можно было каждый вечер с 19:30 до 23:00.

– Кроме того, нынешний год объявлен ЮНЕСКО Международным годом света и световых технологий, и фестиваль «Круг света» стал его золотым партнером, – отметил Владимир Черников.

Праздник к нам приходит

Фестиваль «Круг света» открылся 26 сентября 2015 года красочным светоцветовым представлением на фасадах комплекса зданий Министерства обороны РФ на Фрунзенской набережной и на Андреевском мосту. Зрители смогли увидеть шесть новелл, созданных мастерами студий из России, Франции, Великобритании и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Световая композиция на Андреевском мосту стала связующим звеном между сюжетами. В течение часа отечественные и зарубежные светохудожники показали сюжеты, посвященные истории российской армии, выдающимся русским путешественникам, произведениям российских композиторов и сюжетам из античной мифологии. В представлении было задействовано более 500 единиц световой техники, 140 видеопроекторов, а площадь видеомэппинга составила более 17 тыс. кв. м.

Фасад Государственного академического Большого театра (ГАБТ) стал местом демонстрации сюжетов, посвященных опере и балету. Так, на фронтон главного театра страны на протяжении всех девяти вечеров фестиваля выводились картины из знаменитых спектаклей: балета «Лебединое озеро», посвященного памяти балерины Майи Плисецкой, и оперы «Кармен», созданной, чтобы почтить память оперной певицы Елены Образцовой.

Кроме того, на фасаде ГАБТ демонстрировались лучшие видеомэппинговые работы, прошедшие во второй тур конкурса «Арт Вижн» в категории Classic.

В 2015 году на эту номинацию международного конкурса было подано 66 заявок. Из них широкой публике показаны лучшие 17 работ. Также на фасаде Большого можно было увидеть лучшие композиции, победившие на конкурсе в этой категории в прошлые годы.

А экранами для проекции световых шоу на ВДНХ, превращенной в фестивальные дни в «Парк света», стали павильоны и главная аллея выставки. Соревнования в аудиовизуальном искусстве конкурса «Арт Вижн» в номинациях Modern и VJing проходили на фасадах павильонов № 1 и № 32 «Космос». А в период с 28 сентября по 4 октября посетители выставки могли увидеть грандиозное световое шоу на льду с участием российских фигуристов по мотивам «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

На зданиях на Патриарших прудах разыгралась фантасмагория по мотивам романа «Мастер и Маргарита». А на Чистопрудном бульваре представили зарисовки, объединенные общей темой «Жизнь в городе света».

На фасад Центрального детского магазина на Лубянке проецировались истории о фантастических существах и шоу-парад игрушек. Вокруг бывшего «Детского мира» организовали пространство для пеших прогулок. В связи с этим в вечернее время в выходные дни движение автомобильного транспорта по Охотному Ряду от Лубянской до Театральной площади было ограничено. Впрочем, чтобы не раздражать автомобилистов, одну полосу для движения машин там все-таки оставили.

Вообще городские власти, несмотря на планируемый наплыв зрителей, специальных ограничений в работе общественного и личного транспорта вводить не стали. В метро регулировались лишь интервалы движения составов. В городе были созданы штабы с участием представителей ГУВД и Департамента транспорта, которые проводили мониторинг ситуации на площадках фестиваля и следили за соблюдением там порядка и безопасности.

Что касается ограничений движения автотранспорта, то помимо Охотного Ряда они вводились лишь на Фрунзенской набережной во время проведения церемонии открытия фестиваля.

В «Круге света» была задействована также и акватория Москвы-реки: от Дома музыки на Павелецкой до Лужнецкой набережной 26–27 сентября курсировали «мультимедийные баржи», воспроизводящие динамичные проекции на обе стороны внутренних стен набережной. Это зрелище получило название «Река света». Еще одной площадкой фестиваля на воде стал Гребной канал в Крылатском. Там эффекты лазеров и световых установок усилили пиротехника и водные фейерверки. Масштабное шоу создала международная команда, в которую вошли специалисты из России, Франции и Германии.

Образовательная часть фестиваля была также насыщенной и проходила в помещениях центра Digital October на Берсеневской набережной. На бывшей шоколадной фабрике «Красный Октябрь» проводились лекции, семинары, мастер-классы для светодизайнеров. Все желающие могли узнать об истории использования света и световых технологий в городской среде – от начала 60-х годов прошлого века до наших дней, а также получить представление о новых технологиях, используемых в архитектурной подсветке, трендах в светодизайне. Под руководством опытных мастеров все интересующиеся могли в ускоренном интенсивном режиме овладеть новейшими версиями таких программных продуктов, как MadMapper, Unreal Engine, VVVV, а также создать с их помощью собственный проект.

Бесплатно и очень качественно


Осеннее световое шоу – это лишь второй этап фестиваля «Круг света» 2015 года. Первый этап проходил весной, с 8 по 10 мая, и был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его площадками весной были Белорусский вокзал и Театр Российской Армии.

Из городского бюджета на проведение фестиваля «Круг света» было выделено 400 млн руб., однако общий бюджет мероприятия, как отметил Владимир Черников, в 2,5 раза больше. Остальные средства предоставили компании – спонсоры мероприятия. Партнерами юбилейного фестиваля стали компании Samsung, «Аэрофлот», Банк ЮГРА, Департамент туризма и коммерческого маркетинга Дубаи, а также компания «Ферреро Руссия».

Вход на все мероприятия и площадки фестиваля «Круг света» – свободный. Вход на трибуны осуществлялся по пригласительным билетам, которые распространяются через Департамент труда и социальной защиты населения, Департамент культуры, Комитет общественных связей и Департамент образования Москвы.

– Ни одного платного билета на площадки фестиваля нет и быть не может. Если появляются те, кто пытаются этим спекулировать, – просьба давать такую информацию, мы будем принимать все меры, чтобы находить таких людей и наказывать, – подчеркнул Владимир Черников.

«Круг Света» увидят все

Организаторы сделали все возможное, чтобы светодинамические композиции посмотрело как можно большее число зрителей. По предварительным оценкам организаторов, в этом году их число составит около 10 млн человек, то есть в 1,5 раза больше, чем годом ранее.

– В этом году мы ожидаем увеличения зрительской аудитории. Проведена серьезная работа по обеспечению безопасности и комфорта гостей. Все мероприятия согласованы с департаментами региональной безопасности, транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, МВД, другими структурами. Площадки открытия и закрытия фестиваля будут доступны для маломобильных граждан, – пояснил Владимир Черников.

Мероприятия фестиваля были включены в турпакет путешественников из-за рубежа и российских регионов.

– В текущем году мы рассчитываем на значительное увеличение зарубежных визитеров и гостей из других субъектов Российской Федерации, – отметил руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма.

Расчеты городских властей оправдались. Только за первый уик-энд фестиваля его мероприятия посетили два миллиона москвичей и гостей столицы. За световым шоу в парке ВДНХ наблюдали свыше 80 тыс. человек, а в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького посмотреть на феерию собрались около 200 тыс. зрителей.

Те, кто по каким-то причинам не смог увидеть световые шоу воочию или посмотреть трансляцию открытия фестиваля по телевизору, смогли оценить мастерство светодизайнеров с помощью сервиса «Окно в город». Десять камер видеонаблюдения, размещенные на Чистопрудном бульваре, Патриарших прудах, на ВДНХ и у Большого театра, у здания Минобороны на Фрунзенской набережной, транслировали шоу в Интернет в режиме онлайн. При этом трансляция была адаптирована для пользователей мобильных устройств.

За первые четыре дня фестиваля «Круг света» пользователи Интернета посмотрели 580 часов потокового видео с его основных площадок. Трансляция стала второй по популярности за всю историю сервиса «Окно в город» после репетиций Парада Победы.

Благодаря «Кругу света», а также другим тематическим мероприятиям, ранее организованным и проводившимся в столице, заметно повысился интерес к Москве со стороны международных туристических агентств и туристической общественности. Не случайно именно в дни проведения осенней части фестиваля «Круг света» стало известно о том, что Москве присудили международную премию в области туризма «Золотое яблоко». Престижную награду из рук президента Международной федерации журналистов, пишущих о туризме (FIJET), Тиджани Хаддада получил Мэр российской столицы Сергей Собянин.

– Конечно, это результат работы всей команды, скажу больше – миллионов москвичей, которые хотят сделать свой город краше, удобнее и комфортнее, более гостеприимным, – сказал Мэр.

По его словам, городские власти с самого начала поставили себе задачу сделать так, чтобы Москва стала самым комфортным городом мира.


Назад в раздел
КростГераМИЦГлавУПДК
АКСИТЕХАбсолютВККапстройсити