НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Философия свободы. Фильм молодого режиссера Арминэ Арутюнян принят в программу Каннского кинофестиваля


В Москве 4 марта в Центральном доме журналистов состоялся первый закрытый показ нового короткометражного художественного фильма режиссера Арминэ Арутюнян «Мартагел. Она знает, чего боишься ты». Главные роли в картине исполнили Никита Токарев, Гамзат Лугуй, Маргарита Джавари. Художником постановщиком был Владимир Конышев, а оператором постановщиком – Михаил Вихров.

Мартагел – это имя волчицы, которая, по древней армянской легенде, нападала на людей в горных селениях Грузии в 1947 году. Ей приписывались мистические свойства – считалось, что волчица была оборотнем и днем принимала образ красивой девушки.

События тех дней легли в основу сюжета кинокартины Арминэ Арутюнян. В своей работе режиссер опиралась на рассказы очевидцев событий: местные жители утверждали, что к исчезновению людей был причастен дикий хищник – лев, который по непонятным причинам оказался в тех местах.

Откуда в горах Грузии появился лев-людоед, до сих пор точно неизвестно. В архивах России и Грузии материалы по данному делу хранятся под грифом «Секретно», но все же предположения, объясняющие странные события тех дней, есть. По одной из версий, лев мог сбежать из зоопарка Тбилиси, оказавшегося в запустении после окончания Великой Отечественной войны. Другое объяснение появления льва в горах Грузии дается в легенде, отсылающей к событиям более раннего периода. Местные жители рассказывали, будто в городе Эрзерум, находящемся на северо-востоке Турции, девушка из богатой турецкой семьи (по некоторым данным, из семьи губернатора) влюбилась в красавца армянина. Зная, что родные не дадут согласия на неравный брак, молодые люди тайно убежали в Армению. Расстроенные родственники молодой девушки решили отомстить за нанесенное оскорбление и отпустили на волю из своего домашнего зоопарка льва – тогда в имениях богатых турок было модно держать крупных диких животных.

Хищник сначала скитался в поисках легкой добычи по горам, но вскоре стал нападать на жителей сел. Обычной деревенской девушке – Алвард Попоян, оказавшейся в горах, удалось увидеть его собственными глазами и даже спасти из лап зверя младшего брата, призвав на помощь взрослых молодых людей, оказавшихся по воле случая неподалеку.

Собирая материалы к фильму, режиссер Арминэ Арутюнян встречалась с местными жителями, в том числе и с той самой девушкой. Но у автора не было цели снять документальный фильм. По жанру это скорее драма, основанная на реальных событиях с элементами мистики и обращенная к личному опыту режиссера. Съемки короткометражной ленты «Мартагел. Она знает, чего боишься ты» проходили в Сочи, Новороссийске и Москве. Фильм переносит зрителей в 1947 год, в села высокогорной Грузии, куда приехал старший лейтенант Николай из Москвы, чтобы выяснить причины странных исчезновений людей. Одновременно с ним в ту же местность прибывает молодой врач Явуз, который оказывается правнуком губернатора Эрзерума, из семьи которого когда-то и сбежала с любимым молодая девушка турчанка. Цель жизни этого героя – отомстить семье, в которую некогда была принята его родственница беглянка.

Оба молодых человека – Явуз и Николай – знакомятся с девушкой Парваной. Николай попадает под ее мистическое обаяние и узнает ее тайну: девушка по ночам оборачивается в кровожадную волчицу Мартагел. Явузу тоже об этом хорошо известно, ведь превращение девушки в хищника – результат проклятия губернатора Эрзерума. У Явуза есть и своя тайна: он способен превращаться в льва и хочет наказать волчицу. Однако в фильме волчица, защищающая любовь к близким, оказывается сильнее льва.

Эта лента о том, как ожившая легенда меняет судьбы трех героев, сведя их в смертельной схватке за жизнь. Борьба убивает зарождающуюся любовь, складывая отношения в трагический треугольник: девушка-волчица, мужчина-лев и следователь, раскрывающий секрет противоборства. Чтобы спастись, героям приходится обращаться к древним мистическим силам. Борьба между светом и тьмой в душах людей, между отвагой и страхом, между добром и злом продолжается и поныне, считает автор фильма.

– Когда-то в детстве я тоже боялась Мартагел, – рассказывает Арминэ Арутюнян, – и спустя годы я вернулась к этой теме. Это не просто история. Это, если хотите, философская притча. Она дает нам возможность заглянуть внутрь себя и признаться себе в своих страхах. Страхи разнообразны, они копятся годами, и побороть их невыносимо сложно. Самым сильный страх в этой истории – страх любить и быть любимым.

Но только мудрые и имеющие большой жизненный опыт готовы признавать свои страхи, получая в награду свободу, считает автор фильма.

Арминэ Арутюнян не собирается останавливаться на достигнутом. Ее мечта – снять по этой истории полнометражный фильм, и она надеется в процессе работы получить доступ к засекреченным документам – в архивах Тбилиси ей уже обещали содействие в решении этой задачи.

Представленная на закрытом показе лента стала уже третьей киноработой Арминэ Арутюнян. До этого она сняла два документальных фильма – «Сами-Сари» и «Чертополох», которые были отмечены призами международных фестивалей.

– Я безумно люблю свою работу! – сказала она после закрытого кинопоказа.

Во второй декаде марта стало известно, что фильм «Мартагел. Она знает, чего боишься ты» принят в программу Short Film Corner («Уголок короткометражного кино») Каннского кинофестиваля в этом году.

После первого показа своего нового многообещающего фильма Арминэ Арутюнян ответила на вопросы корреспондента «Московских Торгов», рассказав о творческих планах на будущее, источниках вдохновения и учителях в искусстве.

– На презентации Вы сказали, что главной идеей этого фильма является призыв к освобождению от страха ради обретения истинной свободы. Ранее, в картине «Чертополох», Вы подняли тему прощения. Почему Вы решили выбрать настолько психологические темы для выражения в кино?

 – Свобода от страхов и прощение – это путь к свободе! В документальном фильме «Чертополох» я рассказала о духовном подвиге, который дает нам свободу. Возможно, не все меня поймут, но простить своего врага, найти в нем помощника, даже друга, и идти дальше – это личная философия, это личная победа. Со страхами так же обстоят дела.

– Кто вдохновляет вас в творчестве?

– Жизнь. Родные и случайные люди. Особенные люди. С молодым актером Никитой Токаревым я познакомились перед съемками, и он меня поразил и осчастливил огромным желанием жить. Я отношусь к нему как к сыну (у меня есть дочь Елизавета, ей пять лет). В Сочи, помимо прочего, меня потрясли простые бабушки, которые согласились сдать в аренду для съемок свое жилье. Это по настоящему солнечные женщины. Мои друзья – моя большая удача.

– Кого Вы можете назвать своими учителями в искусстве?

– Валентина Распутина – с его деревенской прозой. Он описывал то ли драматический, то ли глубоко трагический разлом психики советского, российского человека. Классик не всегда мне был понятен и потому очень интересен. Мне не довелось быть учеником у этого мастера, но я учусь, читая его произведения. Еще я бы назвала французского кинорежиссера Марселя Карне. Его работы поражают одновременно простотой мысли и изысканностью стилистики. Помните его картину «Набережная туманов»? Минуты счастья, и сквозь туман – мечты о счастливой жизни.

– Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?

– В мае этого года наша съемочная группа направится в далекое горное село Грузии. В то место, где в 1947 году произошли события, описанные в моем короткометражном фильме. Совместно со сценаристом Владимиром Конышевым мы приступим к сценарию для полнометражного фильма. Мне недавно намекнули, что для этой работы можно было бы взять модного сценариста, передать дело ему. Но я хочу работать с той командой, которая уже сформировалась. Свобода дает нам силы к написанию сценария. Съемки полного метра планируем на 2017 год.


Назад в раздел
КростМосводоканалМоскапстройГлавУПДК
СоюзАБЗФУД