НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Реклама в законе. Городские власти вводят новые правила установки и эксплуатации рекламных конструкций


Столичные власти наконец определились с тем, какие форматы наружной рекламы в городе допустимы, а какие нет. В ближайшее время число рекламных конструкций существенно уменьшится. Некоторые существующие в настоящий момент форматы будут запрещены, увеличатся штрафы за нарушения правил размещения рекламы. В ближайшее время также должна быть проведена инвентаризация рекламных конструкций на присоединенных территориях. Об изменениях в рекламной политике в столице рассказывает руководитель Департамента СМИ и рекламы города Москвы Владимир Черников.


Вместо светодиодных телевизоров - медиафасады

Столичное рекламное ведомство подготовило новые правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы в Москве. До сих пор в городе правила установки рекламных конструкций регламентировались постановлением Правительства Москвы № 908-ПП от 21 ноября 2006 года. Чтобы сделать этот документ рабочим, в него пришлось 19 раз вносить различные поправки, но все равно в документе оставалось еще множество лазеек для недобросовестных владельцев рекламных конструкций, допускались виды рекламы, вносящие диссонанс в городскую среду. Теперь, в соответствии с новыми правилами, с улиц города исчезнут гигантские светодиодные телевизоры. По мнению специалистов ГИБДД, они отвлекают водителей от дороги. А в 2002 году рекламный ролик, показанный на таком экране перед трансляцией матча сборных России и Японии, спровоцировал толпу фанатов на погром. Впрочем, сами светодиодные экраны как носители рекламы останутся, но с картинкой не динамической, движущейся, а статической, которая будет сменяться другой статической рекламой через определенный, достаточно долгий промежуток времени. В настоящий момент в столице имеется 54 светодиодных динамических экрана. Два из них, расположенные на Новом Арбате, демонтируются как не имевшие положенных разрешений. Другие смогут демонстрировать движущиеся картинки – до тех пор пока срок нынешних разрешений не истечет. А это максимум до 2015 года.

Место светодиодных телевизоров на стенах домов могут занять киноэкраны. Правила предусматривают и появление нового формата рекламы – медиафасадов. Днем такой дом будет как обычный дом, без какой-либо рекламы, а в вечерние часы на его выходящей на улицу стене при помощи мощного лазерного проектора появятся картинки, но опять же только статические. Сегодня в вечерние часы таким образом рекламу транслируют на выходящем на Тверскую улицу фасаде Центрального телеграфа.


16 форматов и 14 зон

В городе больше не найдется места для рекламы на строительных сетках, которыми накрывают дома на время капитального ремонта, заборах вокруг строек и панельных установок на крышах. Одним из своих важных достижений в борьбе против рекламных конструкций, портящих исторический облик города, в Департаменте рекламы и СМИ считают демонтаж гигантской вращающейся эмблемы Mercedes на крыше Дома на набережной. В соответствии с новыми правилами из городской среды исчезнут также рекламные щиты форматом больше 5х15 м. Не будет в городе и панель-кронштейнов, устанавливаемых на опорах освещения. В общей сложности в городе разрешено будет использовать 16 рекламных форматов. Это кронштейны 1,2х1,8 м на опорах, афишные стенды 1,8х2 м, тумбы высотой не более 3,8 м, сити-форматы 1,2х1,8 м, ситиборды 3,7х2,7 м, щиты 6х3 м. Из крупных форматов допускаются лишь суперборды 4х12 м и суперсайты 5х15 м. Из так называемой уличной мебели рекламные модули предусмотрены на скамейках, пешеходных ограждениях, остановочных павильонах, указателях. Для всех конструкций установлено требование – наличие внутренней или внешней подсветки (исключение составляют скамейки, афишные стенды и временные объекты). Проект нового постановления регламентирует и правила размещения в городской среде информационных указателей. Предполагается, что размещение указателей и вывесок не потребует оформления разрешений. На каждое заведение отводится только одна вывеска площадью 1 кв. м, причем с подсветкой. Все, что превышает указанную площадь, придется оформить в департаменте как конструкцию предприятий потребительского рынка. Но главное новшество – четкое разделение территории столицы на 14 зон. В каждой из них можно будет использовать лишь строго определенные форматы рекламы из общего перечня. На основе новых правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы была разработана схема территориального планирования для всех типов рекламных конструкций. К примеру, в находящихся под охраной ЮНЕСКО территориях памятников Кремля, Новодевичьего монастыря и музея-усадьбы Коломенское – могут быть размещены лишь театральные афиши и так называемые конструкции предприятий потребительского рынка и общественного питания (информационные вывески, указатели). В парках уже разрешаются скамейки с рекламными модулями, а на Бульварном кольце можно будет размещать рекламу на остановках, тумбах, указателях и сити-форматах. Рекламные щиты 6х3 м, наиболее часто встречающиеся вдоль дорог, теперь можно будет устанавливать за пределами Садового кольца. При этом максимально разрешенный формат также будет варьироваться в зависимости от конкретной территории. Скажем, на магистралях с шестиполосным движением разрешат размещать конструкции формата 6х3 м. На магистралях с четырьмя полосами движения площадь рекламы будет меньше. Самые крупные форматы – суперборды и суперсайты – узаконят лишь за Третьим транспортным кольцом.

Владимир Черников также уточнил правила новых аукционов на право размещения рекламных конструкций, которые намечено провести летом будущего года после массового истечения сроков договоров аренды. На торги будут выставляться места только под те конструкции, что указаны в схеме. Прежде проводился аукцион на место, и лишь после этого победитель согласовывал формат конструкции. Эта схема оставляла широкий простор для коррупции. Уже при продаже рекламного места будет отдельно обговариваться площадь размещаемого на нем носителя и какая динамическая технология (призмавижн, скроллеры или иная) может быть применена. В зависимости от этого с каждого рекламо-места определят авансовый платеж в бюджет. При этом при проведении аукционов будет отсутствовать какая-либо предварительная квалификация. К торгам могут быть допущены не только профессионалы в области рекламы, но и предприниматели, только пробующие свои силы на рекламном рынке. «Профессиональный ценз» у нас отсутствует – новые владельцы рекламных мест или рекламных контрактов не обязательно должны до этого заниматься рекламной деятельностью. Если какая-то фирма уверена в своих возможностях и готова вкладываться в этот бизнес, то почему бы и нет?» – считает Владимир Черников.


Пока порядок только снится…

Столичный Департамент СМИ и рекламы всерьез озабочен не только совершенствованием городских правил размещения рекламы, но собирается выступить с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство. В ближайшее время ведомство намерено предложить поправки в Закон «О рекламе», увеличивающие размер штрафов за использование в качестве рекламных носителей так называемые брендмобили. Речь, заметим, идет не о размещении рекламы на транспортных средствах, курсирующих по городу, а о брошенных, не функционирующих автомобилях, на которые устанавливают периодически сменяемые рекламные надписи и стикеры. «За три ночи нашими сотрудниками из города было вывезено 200 «Газелей» с рекламными конструкциями. К чему это привело? Их стало только больше, поскольку штраф составляет всего 5 тыс. руб. Нарушители готовы на месте заплатить этот штраф и продолжить свою работу», – посетовал Владимир Черников. По мнению главы столичного рекламного ведомства, для того чтобы штрафные санкции сделали использование брендмобилей экономически неэффективным, размер штрафов следует увеличить до 300 тыс. руб. для частных лиц и до 1 млн руб. для юридических лиц. Вскоре предложения департамента должны быть внесены в Госдуму. Однако до наведения порядка на рекламном рынке столицы еще далеко. По словам Владимира Черникова, 60% размещенной в городе наружной рекламы не согласовано с властями. В основном это небольшие конструкции, устанавливаемые предприятиями потребительского рынка, но есть среди нелегалов и гиганты. При проверке крупнейшей в Европе рекламной конструкции у Павелецкого вокзала выяснилось, что гигантская реклама размером 1,5 тыс. кв. м шесть лет висела на фальшивом 200-метровом строительном заборе, стройка за которым никогда и не велась! И приносила эта реклама на заборе около миллиона долларов дохода в месяц. Разрешение на ее установку было необоснованно выдано руководством прежнего Комитета рекламы, оформления и информации города Москвы. К сожалению, и ужесточение политики городских властей порой лишь подталкивает операторов рекламного рынка к не--законным действиям. Так, сегодня следственные органы расследуют исчезновение из Департамента СМИ и рекламы 400 бланков разрешений на установку рекламных конструкций. Один из таких бланков «засветился» при попытке противодействовать демонтажу конструкции на площади у Павелецкого вокзала. Документ якобы позволял продлить ее существование до 2015 года.


Доходы от «наружки» растут

И все же есть на рекламном фронте и успехи. К примеру, город продолжает успешно избавляться от уродовавших его крупногабаритных рекламных конструкций, прежде всего от сверхбольших форматов, размещавшихся на заборах и крышах зданий вдоль оживленных транспортных магистралей.

В настоящий момент ведется демонтаж пяти строительных заборов в центре города. Причем один такой рекламный забор вокруг разобранной гостиницы «Россия» на Кремлевской набережной также на самом деле никакой реально ведущейся стройки не огораживал. Другие демонтируемые рекламные заборы расположены на Якиманке, Сущевском Валу, Кутузовском проспекте и на Новом Арбате, д. 24. Кроме того, власти города продолжают демонтаж крышных установок. Так, за последнее время были демонтированы крышные установки «Роснефть» с дома на Ленинском проспекте, 30. Также демонтирована крупноформатная крышная установка «Росгосстрах» на улице Серафимовича. В начале осени планируется демонтировать крышную установку Samsung на здании Библиотеки им. Ленина – в августе истек срок разрешения на размещение этой конструкции. Еще один формат носителей рекламы и информации, который должен подвергнуться в городе радикальному обновлению, – афишные стенды. Установленные на бетонных опорах металлические или фанерные прямоугольники, рассчитанные на шесть листов ватманского формата А1, в департаменте считают вчерашним днем. По мнению Владимира Черникова, такие стенды портили облик бульваров и газонов столиц. Поэтому в этом году было демонтировано свыше 8 тыс. подобных стендов. К тому же от оператора, занимавшегося их эксплуатацией, город за пять лет недополучил за аренду рекламных площадей под афиши около 7 млрд руб. дохода. Впрочем, афишные стенды городу объективно нужны. В итоге в Москомархитектуре разработали новый, отвечающий требованиям сегодняшнего дня дизайн конструкций для размещения концертных, театральных и спортивных афиш, и в ближайшее время должен пройти открытый аукцион на размещение 6–6,5 тыс. афишных стендов и их обслуживание. Стартовая цена аукциона – 700 млн руб. Срок действия контракта – пять лет. В результате проводимых преобразований число рекламоносителей должно сократиться на 40% в центре города и на 20% за его пределами. При этом, как обещает Владимир Черников, доходы города от наружной рекламы упасть не должны. Бюджетное задание на нее для Департамента СМИ и рекламы в этом году составляет 2,3 млрд руб. По расчетам специалистов ведомства, по итогам года город получит от «наружки» доход в размере 2,5 млрд руб. А со следующего года доходы городской казны от этой отрасли должны вырасти в несколько раз. Такой эффект уже дало наведение порядка в рекламе, размещаемой в метро. Например, компания «Авто Селл», выигравшая в июне 2011 года конкурс на право размещать рекламу в метрополитене у многолетнего монополиста компании «Олимп», уже перечислила в столичный бюджет за первый год своей работы 2,7 млрд руб. Причем стартовая цена лота – размер годового платежа компании – составляла 1,38 млрд руб. «Авто Селл» свои платежи в московский бюджет перечисляет регулярно, несмотря на то что ГУП «Московский метрополитен» не передал в срок своему нынешнему рекламному подрядчику около 2,5 тыс. кв. м мест под рекламу, из-за чего начало срока исполнения контракта пришлось перенести на месяц. Заключая в прошлом году контракт на размещение рекламы в столичной подземке, город своевременно подстраховался от неисполнения рекламным оператором своих обязательств – платежи осуществляются по авансовой схеме. А вот компания «Бульварное кольцо», выигравшая торги на право размещения рекламы на наземном общественном транспорте, столкнулась с техническими трудностями. ГУП «Мосгортранс» отказывается предоставлять для размещения рекламы новейшие модели автобусов, троллейбусов и трамваев, чьи корпуса покрыты специальным антигравийным составом. Дело в том, что при удалении самоклеющейся пленки с нанесенной на ней рекламой защитный состав повреждается. В итоге агентство «Бульварное кольцо» испытывает определенные трудности с выполнением своих обязательств по контракту. Оно обратилось к московским властям с просьбой снизить стоимость контракта, на что Департамент СМИ и рекламы пока не дал согласия. В настоящий момент Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы занимается решением этой проблемы. В то же время вопреки возникшим сложностям рекламное агентство «Бульварное кольцо» перечислило в казну города 200 млн руб., что впятеро больше, чем ежегодные взносы от прежнего оператора. Департамент СМИ и рекламы готовит новый конкурс на размещение рекламы на объектах ГУП «Мосгортранс» – на этот раз на 5,8 тыс. остановочных павильонов. По словам Владимира Черникова, сегодня специалисты его ведомства решают, что именно должно стать предметом предстоящих торгов – возможность разместить рекламу на уже существующих остановках или обязательство изготовить новый остановочный павильон с возможностью его рекламной эксплуатации. Как и другим подразделениям Правительства Москвы, рекламному ведомству приходится заниматься дополнительными вопросами в связи с присоединением к городу новых территорий. Уже с начала года департамент проводит инвентаризацию размещенных на них рекламных конструкций. «Мы проверяем размещенную рекламу, пытаемся выяснить, была ли она согласована», – пояснил Владимир Черников.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МоскапстройМосинжпроектКапиталМИЦ
Центр