НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«СБЕРБАНК АСТ»: торги на острие прогресса. IТ-индустрия настолько энергично внедряется во все сферы жизни, что противостоять ей невозможно.


Это касается и личного пространства человека, и государственных проектов, например, электронных торгов. Корреспондент «МТ» встретился с Николаем Андреевым, Председателем совета директоров компании «Сбербанк-АСТ», чтобы побеседовать об электронной торговой площадке


На вопросы отвечает председатель совета директоров компании «Сбербанк-АСТ» Николай Юрьевич Андреев

– Николай Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о создании компании. С чего все начиналось?

– В 2008 году, поступив на работу в Сбербанк, я предложил схему создания площадки для торгов по госзакупкам. В то время все это представлялось весьма туманным: кого и как отберут, будет ли перспективным бизнес, как будущая площадка сможет зарабатывать деньги – с помощью комиссии от оборота или каких-либо сопутствующих сервисов… Создать полноценный бизнес-план, как это требуется в банке, было весьма затруднительно.

Главное – была идея, был энтузиазм в глазах. Немаловажно и то, что проект показался интересным Герману Оскаровичу Грефу, стоявшему у истоков написания 94-го закона.

Мы создали усиленный бизнес-план, отличающийся от обычного тем, что там было несколько прогностических решений. Скажем, если какая-то часть дохода у электронной площадки будет отсутствовать, «вытянут» ли остальные? Ведь проект у Сбербанка не может быть убыточным. Была сформирована проектная дирекция, и мы стали работать уже не над тем, как делать, а над тем что делать, в каких масштабах, кого привлекать.

В результате к 2009 году такая площадка увидела свет. Более того, она вошла в число трех отобранных Правительством РФ. И это при том что две другие – московская и площадка Республики Татарстан – имели перед нами большую фору по времени и опыту работы. И тем не менее, 1 июля 2009 года мы вышли с работающей, качественно исполненной для госзаказа площадкой.

На тот момент мы предлагали не так много сопутствующих сервисов. По сути, это был лишь костяк. Но программно-аппаратный комплекс уже тогда позволял решать все требующиеся задачи, что и подтвердил аудит всех трех площадок, показавший нашу состоятельность.

Надо сказать, что начальный период был для нас интересен и поучителен. В начале июля 2009 года состоялось два аукциона – каждый по миллиону рублей. И хотя наш проект соответствовал всем техническим нормам, тот месяц стал для нас серьезным испытанием: мы сразу же столкнулись с хакерскими атаками, которым требовалось противостоять.

Чуть ли не в геометрической прогрессии стала увеличиваться нагрузка. Поскольку у нас не было уверенности, что нормативные акты позволят развиваться дальше некоего предела, излишне громких заявлений мы не делали. В пресс-релизах данные по обороту указывались постепенно: «пройден миллиардный рубеж», «пройден десятимиллиардный рубеж». В результате в какой-то момент была преодолена граница в триллион рублей, а в прошлом году мы подошли к рубежу объявленных аукционов более двух триллионов. И это еще не потолок: по данным с официального сайта, у нас на площадке размещается 55 – 60% от проведенных электронных аукционов.

Если говорить о технической стороне вопроса, то история нашей площадки началась с того, что Сбербанк за очень небольшую сумму купил маленькую компанию, с 2002 года имевшую историю электронных торгов в Новосибирске. Это было символическое приобретение, не принесшее никаких дивидендов, кроме ускорения создания площадки на пару-тройку месяцев.

Сейчас штат компании составляет более сотни сотрудников. Генеральный подрядчик – компания «Норбит» из Группы компаний «Ланит». Кроме того, мы привлекаем к работе call-центры для поддержания «первой линии». Для небольших разработок проводим конкурсы и выбираем компании, изготавливающие для нас различные приложения для ПК и iPad/iPhone.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о приложениях для Apple.

– Для нас это не дань моде. Это необходимый инструмент для большого количества людей. Приведу пример. Скажем, мы работаем с какой-то областью, у нас подписаны соглашения, мы проводим там обучение. И кто-то из местных органов власти хочет узнать, как обстоят дела в его регионе. Он берет iPad, с помощью которого может отследить, что и в каких количествах закупается в его области по отраслям, сколько закуплено на этой неделе, какова динамика, при необходимости провести сравнение с другими регионами. Информация предоставляется как в графическом изображении, так и в виде текста по конкретным статьям.

Если такая услуга удобна клиенту, мы ее предоставляем, тем более что нам это почти ничего не стоит, так как в компании налажена технология такого рода производных, в том числе без необходимости в аутсорсинге.

Еще один пример: мы выполняем закупки для Сбербанка. Достаточно большая часть их проводится посредством электронного аукциона. Если тот или иной руководитель желает узнать динамику закупок, цены по последним электронным аукционам или конкурсам, то он может это делать с помощью приложений для мобильных устройств.

– И какие аппаратные средства у вас используются?

– Мы обладаем комплексом из 22 мощнейших дублирующихся серверов, расположенном в Центре обработки данных. Работают компьютеры под управлением серверной ОС Microsoft, в качестве системы управления БД применяется SQL Server. Это необходимо для проведения более 6000 аукционов ежедневно без сбоев и с запасом по нагрузке. Причем эта цифра относится только к госзаказу, а ведь есть еще торги по банкротству, по 223-му закону о закупках, по закупкам самого Сбербанка, торги по другим коммерческим структурам, не закупающимся по 94-му или 223-му закону, а работающим по собственным регламентам. И все это обрушивается на комплекс серверов, которые должны динамично справляться с заданиями.

– Какие меры защиты от внешних атак применяются в вашей системе?

– Мы, наверное, самый атакуемый ресурс на интернет-просторах нашей Родины. Ежемесячно нам приходится выдерживать по пять-семь DDoS-атак. В феврале был поставлен своеобразный «рекорд»: 600 000 обращений в секунду. Разумеется, стопроцентной защиты от подобных атак нет и быть не может ни за какие деньги, но ряд мер мы приняли.

Так, у нас заключен договор с «Лабораторией Касперского». Мы для них – своеобразный «полигон», дающий много новой информации. Мы непосредственно взаимодействуем с соответствующими управлениями в ФСБ и МВД. Кроме того, применяется ряд нетрадиционных мер защиты, но это уже наше ноу-хау. Мы делаем все возможное и невозможное в этом направлении.

Тем не менее, замечу, что такие атаки – это болезнь, которая выводит системы из строя на некоторое количество минут в месяц. Если какая-то атака все-таки приводит к торможению текущих аукционов, то они просто переносятся на время, удобное заказчику и поставщику.

– А что Вы можете сказать про архивирование данных? В течение какого времени можно получить доступ к архивной информации?

– Архивированные данные хранятся на протяжении 10 лет, доступ к ним достаточно простой и проблем не вызывает.

– Чтобы воспользоваться вашим сервисом, требуется компьютер с Windows и программой Internet Explorer лишь определенных версий. Прокомментируйте это ограничение, пожалуйста.

– К сожалению, дело тут не в нас, а в применяемой системе криптографии, работающей через Internet Explorer. Это относится, как правило, только к взаимодействию с документами, подписываемыми в электронном виде. Все остальные операции успешно выполняются и под другими системами. Например, к нам можно войти с любого Android-устройства или с iPad, пройтись по площадке, зайти в архив или личный кабинет. Не получится лишь принять участие в торгах, а все остальное – пожалуйста. Добавлю, что для нас приоритетная задача – поддержка самых медленных каналов связи (вплоть до модемных), чтобы в случае обрыва связи данные не терялись. Однако мы – перфекционисты и стараемся быть на острие прогресса. Поэтому обязательно займемся и этим вопросом.

– И каковы ваши планы на ближайшую перспективу?

– Мы занимаемся аналитическими программами по государственным торгам. Три из них уже работают. Самая важная и интересная программа – это сервис юридически значимого электронного оборота. Мы собираемся запустить его на нашей площадке в ближайшее время. В этом заинтересованы не только ведомства, участвующие в госзаказе напрямую, но также, к примеру, налоговая инспекция и прочие организации. Цель – создать глобальный ресурс, позволяющий мгновенно обмениваться юридически важными документами.

– Чем Вы можете объяснить свое лидирующее положение?

– Нужно, чтобы участник сначала попробовал себя на разных площадках. Если он неопытен и ему быстро помогли в call-центре, если бесплатный телефон действительно бесплатен и быстро реагирует, если человек работает с медленными каналами связи и у него все получается, если, в случае каких-либо разногласий, они без проволочек разрешаются, то такой клиент, скорее всего, идет к нам. Ну и, конечно, у нас есть такие сильные козыри, как бренд и репутация. Вероятно, именно поэтому Мэр Москвы отправил к нам на торги то, что могло торговаться в другом месте, и мы очень ценим это доверие.


Текст: Дмитрий Ерохин



Назад в раздел
ГераСаториЭнергокомплексМосгаз
АктивКапиталФондФУДШвабе