НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Сеть над столицей. Для обсуждения важнейших городских проблем будет создана постоянно действующая краудсорсинговая площадка


Все больше IT-новинок, интернет-сервисов и мобильных приложений облегчают процесс общения москвичей с властью, а также и существование и ориентирование в городской среде. Департамент информационных технологий внедряет все больше новшеств, которые облегчают жизнь автомобилистам, пациентам московских поликлиник, пассажирам, школьникам, туристам и краеведам.


Портал госуслуг становится удобней и понятнее

Нынешней весной московский портал госуслуг (pgu.mos.ru) перешел на новый интерфейс, что существенно облегчило навигацию, ускорило поиск нужных сервисов и упростило использование ресурса обладателям смартфонов. Перезапуск портала был осуществлен по итогам открытого конкурса на новый дизайн, которому предшествовало создание «народного» навигатора по услугам. В сортировке сервисов по новым категориям и обсуждении конкурсных работ приняли участие более 50 тыс. пользователей. Работа над обновленной версией портала с привлечением ведущих интернетэкспертов в общей сложности заняла больше года.

В итоге изменятся дизайн главной страницы и стартовые страницы нескольких наиболее популярных электронных услуг: запись в детский сад, результаты школьных олимпиад, а также календарь записи на регистрацию брака в ЗАГСах. Изменится вид разделов, посвященных получению еще 24 наиболее востребованных у горожан сервисов, в том числе удаленной записи к врачу и проверки штрафов, начисленных ГИБДД.

– Первая версия портала заработала летом 2011 года, с тех пор количество электронных сервисов выросло до нескольких сотен, – отметил заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Андрей Белозеров. – Учитывая, что некоторые популярные услуги теперь доступны только в электронном виде, мы взяли курс на максимальное упрощение навигации. Портал заговорил на простом языке. Наша задача – не просто предоставлять доступ к госуслугам, а помогать москвичам решать свои проблемы. Сегодня ежедневно городской портал госуслуг посещают почти 200 тыс. человек.

Городская информационная система регистрации и начисления платежей существенно расширяет возможности дистанционной оплаты госуслуг и платных сервисов городских учреждений. Она позволяет находить свои счета и осуществлять платежи в привычном интерфейсе платежных систем, терминалов и банкоматов. Оплачивать счета теперь также можно на московском портале государственных услуг, где зарегистрированы уже более 4 млн москвичей. В 2013 году объем платежей через портал вырос на 60% по сравнению с прошлым годом.-В прошлом году произошел качественный скачок в уровне электронной грамотности горожан – количество пользователей московского портала госуслуг увеличилось в три раза, превысив 2 млн человек, отметил глава Департамента информационных технологий Артем Ермолаев. По его словам, перевод услуг в электронный вид не только делает удобным их получение, но и позволяет собирать и анализировать данные о популярности тех или иных сервисов. Так, запуск в 2013 году электронной записи в школьные кружки и спортивные секции позволил выявить наиболее востребованные у юных москвичей виды спорта. Ими оказались плавание, футбол, баскетбол, волейбол и шахматы. А вот боевые искусства постепенно теряют свою популярность – самбо, карате и дзюдо располагаются в конце или вне первой десятки, а бокс уступает даже спортивной гимнастике и танцевальному спорту. Интересно, что в перечень 10 пользующихся наибольшим спросом у московских детей видов спорта не попали сверхпопулярные прежде хоккей и теннис. Фигурное катание, принесшее России несколько медалей на Олимпиаде в Сочи, не входит даже в первую двадцатку. Всего же за 2013 год москвичи подали более 130 тыс. заявок на зачисление детей в различные спортивные секции.

В общей сложности на московском портале госуслуг зарегистрировано более 3,5 млн человек. Аккаунт на pgu.mos.ru также используется для доступа к таким общегородским сервисам, как «Наш город» (gorod.mos.ru), портал для автомобилистов «Автокод» и личный кабинет водителя в «Московском парковочном пространстве» (parking.mos.ru).

В прошлом году портал стал единой точкой ввода показаний приборов учета и получения единого платежного документа. Большинство электронных сервисов доступны по упрощенной регистрации – для открытия личного кабинета достаточно указать фамилию, имя и отчество, а также адрес электронной почты.

«Наш город» улучшали всем миром

Портал «Наш город» – это, по существу, электронная жалобная книга Москвы. Он стал средством обратной связи власти с населением, позволяющим городской власти постоянно держать руку на пульсе общественного мнения. Руководство города решило обратиться к народу и за предложениями по улучшению работы самого портала «Наш город». На одном из недавних совещаний по оперативным вопросам руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы Анастасия Ракова доложила об итогах краудсорсингового проекта, запущенного для совершенствования портала «Наш город». За полтора месяца, в течение которых осуществлялся проект, в нем приняло участие более 9,5 тыс. горожан в возрасте от 19 до 80 лет. Самыми активными стали жители ЮЗАО, ЦАО и ЮВАО столицы.

В процессе обсуждения от населения поступило более 9 тыс. предложений, подавляющее большинство которых было посвящено расширению перечня проблем, с которыми можно обратиться на портал. В итоге наметилось пять блоков тем, прежде не находивших достаточного отражения на городском интернет-ресурсе. По словам Анастасии Раковой, постоянные посетители портала настояли на создании возможности пожаловаться на неубранные и неблагоустроенные пустыри, организацию незаконных парковок, несанкционированные свалки, самовольно установленные объекты в парках и ненадлежащее содержание парковых территорий. До конца года эти темы будут добавлены в классификатор портала. Кроме того, пользователи ресурса gorod.mos.ru хотели бы иметь возможность довести до сведения властей информацию о нелегальных таксистах – «бомбилах», случаях избыточного применения при зимней уборке улиц противогололедных реагентов, длительном ожидании в очередях в городских учреждениях, нарушениях правил содержания зеленых насаждений. В ходе краудсорсингового проекта жители также высказали мнение, что необходимо развивать инфраструктуру пассажирского наземного транспорта – создавать дополнительные маршруты и остановки, благоустраивать территории, формировать новые парковочные места.

Около 1,5 тыс. предложений было посвящено улучшению функционала портала. Наиболее популярными из них стали: добавить возможность обжаловать ответ контрольного органа, создать кнопку «Сообщить об отписке», предназначенную для заострения внимания на формальном подходе к решению проблемы, и включить в функционал портала возможность сообщить о хронической проблеме, вновь возникающей после ее первичного устранения.

От жителей города поступило около 600 предложений по контролю деятельности муниципальных служащих, причем каждое из них было прокомментировано другими пользователями в среднем 147 раз. На основании этих рекомендаций в городе в ближайшем будущем будут внедрены новые формы контроля чиновников, работников бюджетных учреждений, подрядных организаций. Прежде всего, это волонтерский контроль, который будут осуществлять активисты общественной организации, создаваемой в настоящий момент.

– Более 50% участников краудсорсингового проекта готовы лично участвовать в волонтерском движении, – уточнила Анастасия Ракова. – Решения, принятые по поводу изменения функционала портала, будут реализованы в течение полугода.

В свою очередь, Мэр Москвы Сергей Собянин дал высокую оценку итогам общегородского «мозгового штурма» на тему «Как нам обустроить портал для жалоб?» и распорядился создать постоянно действующую краудсорсинговую площадку для предварительного обсуждения с народом проектов, которые собираются реализовывать городские власти. Предполагается, что обсуждать предложения и голосовать за те или иные из них можно будет не только на интернет-сайте, но и через телефон с помощью мобильного приложения. Мэр также предложил сформировать систему морального и материального поощрения работы активных граждан:

– Без постоянного взаимодействия с гражданами мы не сможем эффективно управлять развитием такого крупного мегаполиса, как Москва.

При этом столичный градоначальник отметил, что число вовлеченных в краудсорсинговый проект людей пока еще недостаточно велико. Сергей Собянин счел нужным напомнить, что, когда он лично напрямую обратился к активным пользователям городских порталов с призывом принять участие в решении городских проблем, на его призыв откликнулось свыше 300 тыс. человек. В ближайшее время задействовать общегородскую систему «мозгового штурма» планируется при организации новой маршрутной сети наземного общественного транспорта, а также при создании новой схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и создании проекта пешеходных дорожек к действующим и только недавно построенным станциям метро.

Поисковик выявит клеветников

Еще один механизм обратной связи с обществом и получения объективной информации для городских властей – мониторинг новостей из соцсетей, блогов, форумов, СМИ. Для того чтобы сделать этот процесс максимально простым и эффективным, Правительство Москвы готово профинансировать создание специальной программы-поисковика, которая помогла бы отслеживать недостоверные сведения о работе городских служб, появляющиеся в СМИ, блогах и соцсетях. Задача такой программы – вовремя это заметить и дать опровержение. Новинка будет функционировать в режиме онлайн, собирая новости из соцсетей, блогов, форумов, СМИ.

Основными источниками станут «Интерфакс», «РИА Новости», «Российская газета», «Первый канал», телеканал «Дождь», «Эхо Москвы» и др. Вся добытая информация будет делиться на положительную, отрицательную и нейтральную. Также будет учитываться, сколько изданий перепечатали новость из первоисточника и сколько «классов» она собрала в социальных сетях. Таким образом, власти Москвы будут быстро выявлять новости, нуждающиеся в опровержениях или комментариях. На создание новой системы мониторинга руководство столицы готово потратить 45 млн руб.

Проверить автомобиль и разобраться со штрафами

Городские интернет-ресурсы уже позволяют решать целый ряд проблем, связанных как с общественным, так и с личным транспортом. Например, этой весной был запущен портал «Автокод» (avtokod.mos.ru), который позволяет потенциальному покупателю проверить «чистоту» приобретаемого подержанного автомобиля. Ресурс оказался чрезвычайно востребованным – за первый день работы на него поступило свыше 150 тыс. запросов. Популярность ресурса понятна, ведь часто москвичи приобретают машину, ничего о ней не зная. На ресурсе представлен максимальный объем информации об автомобилях, которые покупались или продавались в Москве.-данных столичной Госавтоинспекции любому пользователю, зарегистрированному в системе управления доступом к информационным ресурсам и на портале госуслуг. Проверить машину можно по VIN-номеру и номеру свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС).

Для автомобилей, не имеющих VINномера, поиск осуществляется по госномеру и СТС. Помимо информации о технических характеристиках автомобиля пользователи сервиса могут узнать, сколько владельцев сменила машина, находилась ли она в собственности компаний, эксплуатировалась ли в качестве такси и когда проходила техосмотр.

Покупатели подержанных авто также смогут увидеть, в каких авариях побывал автомобиль, уточнить, насколько серьезные повреждения он получил, а также рассчитать сумму транспортного налога. Выписку об автомобиле из системы можно экспортировать в аккуратную справку для печати в нескольких популярных форматах.

Более подробная информация о характере повреждений, комплектации и обслуживании транспортного средства появится после того как к сервису подключатся страховые компании, дилеры и автосервисы.

В перспективе посетители ресурса смогут узнать, не находится ли машина в залоге у банка. На портале «Автокод» также размещен рубрикатор, позволяющий оперативно узнать сумму штрафа в зависимости от категории нарушения, и популярные инструкции о порядке получения государственных услуг, связанных с автомобилем. Там же можно проверить водительское удостоверение, в том числе на предмет лишения водителя прав управления транспортным средством.

Помимо истории транспортных средств на портале «Автокод» московские водители смогут просматривать фотографии нарушений правил дорожного движения со стационарных комплексов фото- и видеофиксации с указанием траектории движения автомобиля в момент инцидента. Такой сервис появится до конца года. Наличие фотографии позволит водителям убедиться в правомерности штрафа и оплатить его, не дожидаясь бумажного извещения. Сейчас при проверке штрафов ГИБДД через Интернет пользователи получают только текстовую информацию о месте и времени фиксации нарушения и сумме наложенного штрафа.

Обжаловать штраф также можно будет через портал, не обращаясь в подразделения ГИБДД и городские структуры (ГКУ АМПП, МАДИ).

Кроме того, для удобства водителей на «Автокоде» появится возможность уведомить ГИБДД об оплате штрафа, прикрепив отсканированную квитанцию.

«Автокод» стал третьим официальным московским интернет-ресурсом, подключенным к единой городской системе авторизации, и не требует дополнительной регистрации, если у посетителя уже есть аккаунт на городском портале госуслуг или федеральном портале gosuslugi.ru.

После того как автомобиль приобретен, зарегистрировать его также позволят электронные сервисы. Во всех столичных подразделениях ГИБДД теперь появилась система электронной очереди, что, по словам руководителя Департамента информационных технологий Артема Ермолаева, позволило сократить среднее время ожидания в очереди с 30 до 10 минут.

Что же касается общественного транспорта, то там главным направлением развития информационно-коммуникационных технологий является внедрение беспроводного Интернета. Бесплатный Wi-Fi появляется на все большем числе линий.

На данный момент сетями Wi-Fi охвачены пока только четыре линии столичной подземки: Кольцевая, Калининская, Сокольническая и Каховская ветки. По словам главы столичного Департамента транспорта Максима Ликсутова, на данный момент в течение дня около 250 тыс. пассажиров столичного метро пользуются бесплатным доступом в Сеть в вагонах. После того как все ветки московского метрополитена будут оборудованы технологией Wi-Fi, количество пользователей «подземного» Интернета увеличится до 2,5–3 млн человек в сутки. Стоимость создания сетей Wi-Fi в метро оценивается в несколько миллиардов рублей, но для их построения не расходуется ни копейки бюджетных средств: подвижной состав подземки обеспечивается беспроводным мобильным Интернетом за счет инвесторов.

Электронный рецепт в каждую поликлинику

Дальнейшее развитие получают электронные сервисы и в социальной сфере, в частности, в здравоохранении. По итогам пилотного проекта по внедрению электронных рецептов в одной из поликлиник Северного административного округа проект был признан удачным, и эту практику предложено распространить на все поликлиники города. По словам Артема Ермолаева, это позволит в 6 раз ускорить процесс получения пациентом лекарственных препаратов и исключить риски, связанные с человеческим фактором, когда из-за неразборчивости «врачебного почерка» пациентам отпускают неверные препараты.-Бумажный рецепт обычно действует две недели (даже в случае хронического заболевания), и для его возобновления необходимо отстоять очередь к врачу. Для продления же электронного рецепта достаточно обратиться в регистратуру, предъявив свой медицинский полис.

Другая информационная новинка, внедряемая в амбулаторном звене городской системы здравоохранения, – это электронная карта доступности специалистов на городском портале открытых данных data.mos.ru. Картой доступности врачей москвичи смогут воспользоваться уже в ноябре. По словам заместителя руководителя Департамента информационных технологий Владимира Макарова, обозначены в ней будут данные о загруженности лишь тех специалистов, к которым пациент может записаться самостоятельно, минуя предварительный прием у участкового врача. Это терапевт, ЛОР, хирург, офтальмолог, уролог, гинеколог.

Кроме того, с помощью карты доступности можно будет выбрать поликлинику с менее загруженными специалистами. Доступность врачей пометят специальными значками.

Символы, обозначающие поликлиники, будут подсвечиваться красным, зеленым или желтым: каждый из цветов будет означать, что доступность соответственно плохая, хорошая или «день на день не приходится». Обновляться такая база данных будет раз в сутки, то есть по карте нельзя проследить движение живой очереди в поликлинике, но можно узнать статистику посещаемости того или иного специалиста, чтобы оценить шансы для будущей записи к нему. Предполагается также, что в системе можно оставлять отзывы о работе поликлиник. Подобная база данных работает уже сейчас в рамках Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), но сегодня она доступна лишь чиновникам от медицины. Для ее раскрытия остальным жителям потребуется одобрение Департамента здравоохранения. Заместитель Мэра Москвы по вопросам соцразвития Леонид Печатников одобрил подобную инициативу.

В холлах столичных поликлиник уже установлено более 800 инфоматов (аппаратов для автоматизированной записи к врачу) – ими пользуются 60% жителей столицы.

Краеведы пополнили туристическую базу данных

Наконец, немало сделано Департаментом информационных технологий в последние месяцы и для популяризации объектов культурного и исторического наследия столицы.

Департамент информационных технологий города Москвы подвел итоги конкурса «Памятная Москва». От участников требовалось найти необычный памятник, расположенный на одной из московских улиц, и рассказать о нем на портале «Узнай Москву», приложив фотографию.

На протяжении двух месяцев, в ходе которых проходил конкурс, москвичи обнаружили более 700 уникальных малоизвестных монументов, прислав более тысячи конкурсных заявок. Теперь москвичи узнают, что в городе есть памятник Эллочкелюдоедке, студенческим приметам, влюбленным улиткам, аллегории воды, конке, пчеле, Алисе Селезневой, рыболовному тралу и Карандашу с Кляксой. Активное участие в конкурсе приняли московские школьники, от которых поступило больше половины всех фотографий. Самой интересной работой жюри признало снимок памятника коту с сарделькой, расположенного на улице Талалихина в Таганском районе.

По итогам конкурса был пополнен список объектов, представленных на городском краеведческо-туристическом портале «Узнай Москву» (um.mos.ru). Этот запущенный летом прошлого года интернет-ресурс будет переведен на постоянный режим работы. Сегодня ежемесячно портал «Узнай Москву» посещают 40 тыс. уникальных пользователей, а когда сайт заработает в полном объеме, число его посетителей должно вырасти до 60 тыс. в месяц.

Сейчас на ресурсе представлена информация о 860 архитектурных объектах с подробными описаниями, картами и фотографиями. На портале можно не только найти тексты, аудио- и видеофайлы о памятниках архитектуры, но и самостоятельно прокладывать тематические маршруты, совершать интерактивные прогулки по городу.

Кроме того, здесь представлены истории знаменитых жителей Москвы и архитекторов, работавших в столице, а также сведения о городских музеях и самых интересных экспонатах.

Для портала также было создано мобильное приложение «Узнай Москву», которое стало первым в России городским приложением, использующим технологии дополненной реальности. Чтобы получить информацию об интересующем объекте, пользователю достаточно навести на него камеру мобильного телефона – эта функция позволяет узнавать информацию о достопримечательностях и памятниках в интерактивном формате.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосводоканалМосгазМосинжпроектМОЭК
Коминвест-АКМТДоркомэкспоШвабе