НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Солнце на спицах, синева над головой…» Москва стала «велосипедным» городом полтора столетия назад


В XXI веке обстановка на дорогах Москвы все больше напоминает фразу из старой советской песенки о велосипедистах – «А теперь на белом свете все куда&то колесят». Помните: «Солнце на спицах, синева над головой… Сядешь и просто нажимаешь на педаль»… Понятно, что велосипед на улицах Первопрестольной не составляет конкуренцию автомобилю – сегодня по нашему городу колесят в основном машины.

Но ведь были времена, когда именно на велосипед возлагали совершенно особые надежды, а появление «колесарей» – людей, не зависящих от прихотей лошади, стало символом новой эпохи.


Велосипед как символ человеческой свободы

Сколько лет велосипеду, установить трудно. Вокруг этой темы накручено множество легенд и откровенных выдумок. От байки про средневековых рыцарей на велосипедах до рассказа о «русском самородке» Артамонове, который за свое изобретение якобы получил свободу лично от императора Павла I, позабавив самодержца на коронации ездой на чугунном двухколесном чуде.

Достоверно же известно, что в 1817 году немецкий барон Карл фон Дрез запатентовал «машину для бега», которая вскоре по его фамилии была названа «дрезина». Как видим, само название человечеству пригодилось больше, чем изобретение барона. И если дрезины до сих пор используются на железной дороге, то «лауфмашина» Дреза давно канула в Лету, уж очень она, на наш просвещенный взгляд, была неудобна: ни педалей, ни цепей, ни тормоза, ни дутых шин на колесах.

Все эти усовершенствования добавлялись в течение XIX века, во второй половине которого катание на велосипедах стало уже настолько привлекательным занятием, что им заинтересовались состоятельные граждане, имевшие достаточно времени и средств для досуга. Появилась целая индустрия по производству велосипедов.

В 1869 году в Лондоне прошла международная выставка, на которой помимо локомотивов демонстрировались две сотни моделей велосипедов. Велосипедный прогресс шел столь быстро, что поклонниками велоспорта была разработана настоящая новая идеология, чуть ли не религия. Одним из апологетов оной был известный французский врач Филипп Тесье, чье проникновенное выступление, вернее, тост (француз все-таки) в 1894 году на митинге велосипедистов в Бордо вошел в историю:

– Господа! Мы связаны восхитительными, жизнерадостными ощущениями, потому что мы приближаемся к птице, для которой не существует преград! Благодаря велосипеду, способствующему нашему сближению, когда только мы этого пожелаем, мы научились знать, уважать и любить друг друга, так как велосипед часто служил к устранению предрассудков и грустных недоразумений в наших личных отношениях! Велосипед дал новую формулу братского общения. Вот почему я пью за единение народов при помощи велосипеда – символа человеческой свободы!

Москва от моды отставать не любила, и потому уже в 60-х годах XIX века первые велосипеды появились и в Первопрестольной, но не на улицах. Это было категорически запрещено, так как велосипед мог испугать основной вид транспорта – лошадок.

Те состоятельные москвичи, которые решили приобщиться к мировым тенденциям, осваивали езду на велосипеде у себя дома, часто в зале, или на закрытом дворе.

Кто мог себе позволить, катались в манежах, где обычно этим занимались на лошади, или по аллеям собственных парков – это не возбранялось. Постепенно любители нового образа времяпрепровождения начали объединяться, поскольку иначе выбраться на улицы Москвы шансов не было. А платить несколько сотен рублей (велосипеды были очень и очень дороги, на такие деньги семейство могло прожить год) за возможность поколесить у себя в палисаднике или в зале было как-то обидно.

Дела общественные

Первое в Москве общество любителей езды на велосипеде появилось в 1883 году, буквально через несколько дней после того как было организовано первое в России подобное сообщество в Царском Селе. В этих объединениях состояли люди солидные. Московское общество создавали два известнейших в старой столице коммерсанта и по совместительству спортсмены-любители Юлий Иванович Блок, написавший устав Московского общества велосипедистов-любителей (МОВЛ), и Петр Кузьмич Прянишников, ставший президентом МОВЛ, – оба купцы первой гильдии, денежные тузы, одним словом.

Бизнес явно не мешал олигархам того времени предаваться любимому досугу. Юлий Иванович в 1892 году даже выпустил книгу о правилах и пользе велосипедного спорта, где, между прочим, учил своих последователей, как правильно выбирать одежду для велосипедных поездок: «Имеется возможность рекомендовать вполне рациональную одежду, благодаря опыту тысяч велосипедистов, которые исследовали этот вопрос за последние десять лет. Удовольствие и полезное влияние на здоровье вполне достигаются велосипедной ездой только при рациональном и подходящем костюме. Главная задача одежды состоит в том, что она должна защищать от простуды, т. е. предохранять тело от быстрого охлаждения, не затрудняя при этом движения. Материал, из которого делается велосипедный костюм, должен легко впитывать испарину и влагу, а также легко высыхать под влиянием воздуха, причем костюм должен быть практичен и удобен. Ездоку, одетому с головы до ног в костюм из чистой шерсти или фланели, бояться нечего. Если даже дождь его промочит насквозь, хотя бы несколько раз в продолжение одной и той же экскурсии, он вне опасности...»

В Москве конца XIX века все чаще можно было встретить человека в кепи, короткой куртке или темном пиджаке из шерсти, ботинках, шнуровка которых доходила до верха коротких свободных брюк. Члены МОВЛ часто пользовались услугами опытного портного, г-на Арльта, которого им рекомендовало общество. Среди таковых, скорее всего, был и знаменитый архитектор Владимир Шухов, которому еще только предстояло построить знаменитую башню на Шаболовке. А в 80-е годы XIX века Шухов активно занимался делами МОВЛ и даже учредил приз своего имени для сильнейших гонщиков.

В 1888 году открылся Московский клуб велосипедистов (МКВ), в который охотно вступали менее состоятельные представители деловых кругов и творческой интеллигенции. Тем не менее значок с буквами «МКВ» делали из серебра. Штаб-квартирой организации была дача нефтепромышленника и домовладельца Джанумова в Петровском парке, а правление клуба обосновалось в Немецком клубе на Софийской набережной. Главой МКВ был председатель комитета Императорского человеколюбивого общества, потомственный дворянин Николай Платонович Оболдуев.

Любовь к велосипедному спорту была не только средством поддерживать здоровье, но и отличным способом завести нужные знакомства. Потому велосипедные общества в Москве создавались и разрастались довольно быстро. В 1895 году возник Московский кружок велосипедной езды (МКВЕ), потом – клуб «циклистов» «Москва», кружок «циклистов» «Мюр и Мерилиз», Союз велосипедистов-туристов и т.д. Число членов таких обществ достигало сотен человек, но дел и общественных поручений хватало всем.

Популяризация велосипедного спорта, поездки, экскурсии, выпуск книг и брошюр о велосипедах, организация соревнований и культурных мероприятий, ну и, разумеется, помощь членам клубов в получении «прав».

Да-да, тогда, для того чтобы сесть за руль велосипеда, требовалось специальное разрешение!

«Билет на право езды по городу»

Именно так назывался документ, обладая которым после 1894 года можно было ездить на велосипеде по улицам Москвы. До этого езда на подобном транспорте строго-настрого была запрещена. А вот женщинам такое право дано еще позже – через год – специальным приказом градоначальника Москвы. Однако ряд улиц был для велосипедистов закрыт. Считалось, что «циклисты» нервируют прохожих и пугают лошадей, для кучера же исподтишка огреть велосипедиста кнутом считалось большим шиком.

Чтобы получить велосипедные права, нужно было сдать экзамен в полицейском участке: показать, что умеешь управлять велосипедом и разбираешься в правилах дорожного движения. На полученный документ клеилась фотокарточка, на велосипед крепился жестяной номерной знак. Без звонка (или гудка) и фонаря езда также была запрещена. Днем нужно было предупреждать прохожих звуками, не злоупотребляя этим, ночью – светом. Дорожки парков, бульвары и тротуары считались исключительно пешеходной зоной, и ездить по ним велосипедистам строго воспрещалось. Вообще, запретов было множество – от того, что нельзя выпускать руль из рук, садиться на велосипед в состоянии подпития, до запрета на слишком броские костюмы и скорость более 12 км в час.

Неудивительно, что любители велосипедного спорта так обожали велосипедные гонки, где не нужно соблюдать суровые правила, прописанные городской управой! Общества велосипедистов-любителей строили на свои средства циклодромы, причем, как правило, затраты на строительство окупались. Члены клубов катались бесплатно, по предъявлении клубной карточки, все прочие – за деньги. Во время гонок трибуны для зрителей редко пустовали. Как иностранные гости, так и отечественные гонщики были любимцами почтеннейшей публики.

Буквально через несколько месяцев после создания МОВЛ, 24 июля 1883 года на ипподроме Ходынского поля состоялась первая в Москве и в России велосипедная гонка на полторы версты. Звание «Лучший ездок России» получил москвич Георгий Жемличка, за триумфом которого наблюдали 25 тыс. зрителей. Наверное, это было уморительное зрелище, ведь спортсмены ехали на велосипедах типа «паук», с огромным передним колесом и существенно меньшим задним.

В дальнейшем брат Георгия, Федор, известный коммерсант и торговец автомобилями, получил немало кубков на московских гонках разных лет, но уже на велосипедах более современных конструкций. Кстати, принадлежавший Федору Жемличке гараж, где стояли авто на продажу, находился на месте, где позже был построен Второй часовой завод. В 1897 году Федор Жемличка в районе Ямской слободы открыл фабрику велосипедов, рядом с которой через год появился велодром для гонок и обучения езде на велосипедах.

Помимо открытого в 1891 году Ходынского велотрека популярны были еще Сокольнический трек и специально выделенные места для катания в Сокольниках, где работала так называемая «велосипедная академия»: здесь учили кататься всех желающих.

Культовым местом московских велосипедистов стал Петровский парк. Там, где сегодня располагается стадион «Динамо», находилось знаменитое кафе «Циклист», увешанное фотографиями велосипедов и знаменитых гонщиков. На Санкт-Петербургском шоссе, примерно от нынешнего Белорусского вокзала до места, где сегодня находится метро «Сокол», была сделана в 1898 году первая велосипедная дорожка, названная Велосипедной аллейкой, на которой уже пешеходам прогуливаться было строго-настрого запрещено, поскольку здесь не только катались, но и проводили гонки. В 1898–1904 годах с разрешения градоначальства была проложена сеть велодорожек в Серебряном Бору.

К началу XX века велосипедная география Москвы уже вполне сложилась. Все знали, куда ехать кататься, учиться, смотреть гонки и покупать велосипеды. Покупать – разумеется, на Петровку, именно на ней и в ее окрестностях находилось большинство московских велосипедных магазинов. Здесь же был и известный магазин мсье Жака, специализировавшегося на торговле готовым платьем для велосипедистов, а позже – и для занятий другими видами спорта.

Велосипедист или всадник – кто быстрее?

Этот вопрос в прессе того времени мог бы сравниться по популярности разве что со знаменитым «Есть ли жизнь на Марсе?». Первый в России журнал, посвященный велосипедному спорту, вышел в Москве в 1892 году. Назывался журнал, выходивший три раза в месяц, «Велосипед и речной яхт-клуб», потом – «Велосипедист», затем – «Велосипедный спорт». Чтобы оформить годовую подписку, нужно было заплатить 4 рубля. Журнал успешно издавался 4 года, но закрылся по неизвестным для истории причинам. Однако любители велоспорта не остались без своего СМИ в Москве: с середины 1895 года издавался журнал «Циклист», позже – «Русский турист».

В 1892 году была предпринята попытка основать Всероссийский союз велосипедистов. На съезд, прошедший в Москве, приехали 53 представителя из регионов, но тогда союз создать не удалось. Вторая попытка, предпринятая накануне Первой мировой войны, по понятным причинам также оказалась неудачной.

Велосипеды фабрики «Дукс» выглядели изящно

Сегодня москвичи, посещая Концертный зал имени П.И.Чайковского, вряд ли догадываются о том, что в 1893 году на этом месте началась история московских велосипедов. Именно в здании, стоявшем на месте концертного зала, предприниматель Юрий Александрович Меллер начал сборку велосипедов на фабрике с гордым названием «Дукс». В начале XX века фабрика переехала по другому адресу, за Тверскую заставу, туда, где сегодня пролегает улица Правды. Меллер опирался на свой опыт, приобретенный на велосипедных фабриках Англии.

А еще он был почетным членом МОВЛ, прекрасным спортсменом и отличным изобретателем. Поэтому-то из небольшой мастерской, занимавшейся изготовлением и гальваническим покрытием стальных труб, Меллеру удалось сделать выдающееся предприятие, на котором производились велосипеды, автомобили и мотоциклы.

Меллер внимательно следил за всеми мировыми техническими новинками и постоянно обновлял, как сказали бы сегодня, «модельный ряд». Вскоре его велосипеды стали ценить по всей России. На Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Нижнем Новгороде в 1896 году он приехал на первом в России «квадруплете» – так назывался велосипед, способный поднять четверых человек. О представленных фабрикой «Дукс» моделях уже упомянутый журнал «Циклист» писал: «Все велосипеды фабрики «Дукс» выглядели изящно, имели узкую каретку, раму модели 1896 года и легкий вес». На выставке фабрика «Дукс» была удостоена бронзовой медали.

И если Федор Жемличка с 1900 года перестал заниматься производством велосипедов, увлекшись полностью автомобилями, то Меллер делал их вплоть до своего отъезда из Москвы после Октябрьской революции.

Кстати, название улицы – Велозаводская появилось

потому, что в 1928 году там был открыт Московский велосипедный завод, который вплоть до начала Великой

Отечественной войны производил по тысяче велосипедов в день. Во время войны завод был перепрофилирован на производство армейских мотоциклов, и о велосипедах напоминает только название улицы.

Не только для прогулок

Но войны и революции не заставили любителей велоспорта забыть о своей привязанности. В 1918 году, когда в России еще полыхала Гражданская война, царил голод и бушевали эпидемии, в Москве, в Круглом зале Петровского дворца, был сооружен деревянный трек… для велосипедных соревнований на первенство страны!

Новая, советская власть вовсе не считала велосипед забавой для избранных. Уже в 1923 году был создан Мосавтоклуб с велосипедной секцией. В городе активно строили велотреки и поощряли занятия велоспортом.

Не забыли про велосипеды и сегодняшние власти. Московское правительство планирует в 2014 году довести длину велосипедных дорожек в столице до 281 км, связать их в единую сеть и обеспечить всех желающих велосипедами в муниципальных пунктах велопроката.

Ежегодно в нашем городе проводятся велопарады, в которых принимают участие тысячи спортсменов. Осматривая новые станции велопроката, Мэр Москвы Сергей Собянин сказал: «Новая схема навигации позволит жителям и гостям столицы использовать велосипед не только для прогулок, но и для транспортных целей».

Велосипед – экологически безопасный и полезный для здоровья человека транспорт – должен стать частью жизни Москвы, и, для того чтобы его использование стало не уделом фанатов, а повседневной привычкой горожан, предстоит еще немало сделать для безопасности и доступности велосипедного движения.

Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
ГеопроектизысканияГераМоскапстройКрост
АктивКапиталФУДШвабе