НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Россия – на третьем месте. Так ЕБРР оценил реформирование российской системы госзаказа


К дискуссии на тему коррупции нас побудили не столько череда разоблачений должностных лиц, подозреваемых в присвоении бюджетных денег, сколько доклад Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который оценил достижения Российской Федерации в сфере реформирования государственного заказа, а заодно и определил уровень коррупции. По его данным, Россия занимает 10-е место среди стран бывшего СССР и Центральной Азии – такой информацией поделилась Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) 18 февраля на своем сайте по адресу: https://naiz.pro/arhive/analitics/rubrics/75/646/.


Не все так плохо

При более близком знакомстве с предоставленной НАИЗ аналитической информацией выводы ЕБРР становятся несколько позитивнее. Например, в опубликованном на сайте НАИЗ докладе сказано буквально следующее: «Руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев неоднократно заявлял, что в области законодательства о госзакупках Россия находится впереди планеты всей… Однако Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) оценил достижения России на пути реформирования госзаказа значительно скромнее – наша страна оказалась на 10-м месте среди стран бывшего СССР и Центральной Азии, пропустив вперед Турцию, Болгарию и Черногорию».

Уже одно это предложение вызвало у нас обоснованную настороженность: простите, а какое отношение перечисленные страны имеют к СССР и Центральной Азии? Действительно, ни Турция, ни Болгария, ни Черногория не относятся ни к странам бывшего СССР, ни к странам Центральной Азии. Более пристальное знакомство с перечнем стран, входящих, по версии ЕБРР, в «десятку лучших», показало, что впереди России стоят только два государства, входивших ранее с состав СССР, – это Грузия и Латвия. Остальные семь, среди которых, в частности, были такие страны, как Венгрия (1-е место, далее по нисходящей), Черногория, Албания, Турция и Болгария, относятся либо к Европе, либо к юго-западной части Азии. Таким образом, наша страна находится все-таки на 3-м, а не на 10-м месте среди бывшего СССР и Центральной Азии, пропустив вперед лишь Грузию и Латвию.

Справедливости ради надо отметить, что, по данным все того же ЕБРР, качество российского законодательства о госзакупках выше, чем у такой европейской страны, как Польша, и таких стран бывшего СССР, как Беларусь, Армения и Эстония.


Откаты – реже, суммы – выше

Данные о состоянии антикоррупционной политики в сфере госзаказа, полученные специалистами ЕБРР, коррелируют с данными, опубликованными недавно Всемирным банком в рамках проведенной им оценки состояния деловой среды и коррупции в России в рамках проекта BEEPS. В обоих случаях оценка состояния антикоррупционной политики оказалась на весьма низком уровне.

По данным Всемирного банка, размер откатов там, где их платят, вырос с 11,5 до 15% суммы госконтракта. При этом на необходимость выплаты откатов чиновникам за решение тех или иных проблем в 2011 году указывали 26% респондентов, что на 5% выше, чем в 2008 году.

Эксперты обратили внимание на одну важную деталь – большинство опрошенных (3/4) подтверждали увеличение оценочной доли откатов от суммы госконтракта, выплачиваемой в качестве взятки за его получение, даже несмотря на низкую эффективность действия этого «инструмента» получения госконтракта.

Эта доля выросла с 11,5% в 2008 году до 15% в 2011-м.

По мнению экспертов ЕБРР, негативная ситуация с реализацией антикоррупционной политики в сфере госзакупок могла сложиться благодаря:

  • недостаточному регулированию эффективности закупочной деятельности, в том числе с использованием нормативно-правовых механизмов;
  • недостаточному контролю за уже заключенными государственными контрактами;
  • отсутствию независимых органов правовой защиты.

Все три указанные причины низких результатов реализации антикоррупционной политики являются слагаемыми такого показателя, как правоприменение, по которому Россия получила самый низкий балл.


Ложка меда

Эксперты ЕБРР отметили, что одними из самых высоких показателей у России оказались, в частности, следующие:

  • уровень конкуренции;
  • прозрачность госзакупок;
  • институциональные основы госзакупок;
  • процедуры формирования бюджета госзакупок;
  • критерии выбора победителя торгов;
  • стоимость средств правовой защиты;
  • некоррумпированность проверяющих органов.

Что касается конкуренции, то эксперты ЕБРР высоко оценили результаты работы по обеспечению в России возможностей проведения открытых форм закупок.

Высокие показатели по прозрачности госзакупок были получены во многом благодаря размещению абсолютно всей информации о проведении конкретных торгов в открытом доступе в сети Интернет. В отношении институциональных основ госзакупок в докладе было отмечено, что высокие показатели стали результатом разработки четких и понятных инструкций по проведению закупок и проведения на их основе обучающих мероприятий.

Как показало исследование, в России стоимость правовой защиты участников госзаказа – одна из самых низких. Эксперты объясняют это бесплатной процедурой административного обжалования результатов торгов и действий госзаказчика. Кроме того, низка и стоимость госпошлины при обращении в судебные органы.

Но самый интересный и важный вывод экспертов ЕБРР, по нашему мнению, касается низкого уровня коррупции среди чиновников проверяющих органов (ФАС России).


Текст: Валерий Осипов



Назад в раздел
МД-группМосводоканалМОЭКТеплоцентрстрой
ДоркомэкспоРоссийскийПНС