НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Найдите десять отличий. Чем ФЗ-44 принципиально не похож на ФЗ-94


Все уже в той или иной степени изучили новый Закон о контрактной системе, ведь с 1 января он вступит в силу, и к этому сроку все государственные и муниципальные заказчики не только должны быть вооружены такими знаниями, но и успеть предпринять целый ряд действий, чтобы привести свою организационную структуру в соответствие с ФЗ-44. Вот почему Департамент по конкурентной политике проводит серию семинаров для московских заказчиков с участием известных экспертов. Гостем последнего из них стал директор Института госзакупок РАГС Андрей Храмкин, который провел сравнение будущего закона с действующим. «МТ» приводят его анализ в кратком изложении.


Саму контрактную систему новый закон определяет как совокупность заказчиков и действий, осуществляемых ими для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, в том числе с использованием Единой информационной системы, кроме случаев, когда оно не предусматривается.

Общеизвестно, что ФЗ-94 регламентировал только процедуру размещения госзаказа. Теперь же законодатели решили, что в России, как и в других развитых странах, законодательно регулируемый процесс должен начаться с прогнозирования потребностей в той или иной закупке, а кончаться оценкой эффективности удовлетворения соответствующей потребности.

ФЗ-44 предусматривает следующие этапы закупочного цикла: первый – прогнозирование потребности и планирование соответствующей закупки; второй – осуществление закупки. Этот вопрос регулируется в каком-то смысле достаточно просто: действующий ФЗ-94 почти полностью был интегрирован в новый, ФЗ-44 в виде соответствующего раздела. Так что тому, кто сейчас уже юридически подкован, будет попроще жить по-новому. Кстати, от самого термина «размещение заказов» в новом законе отказались, заменив его другим – «определение поставщиков»;третий – управление контрактом; четвертый – подведение итогов с оценкой эффективности закупок.

Причем под нею понимается не экономия бюджетных средств, как теперь, а степень удовлетворения потребности в данной закупке. При этом, что важно помнить, результаты последнего этапа ложатся в основу планирования следующего закупочного цикла.

К этому добавляется сквозной процесс мониторинга и контроля закупок, идущий на протяжении всего цикла.

Определение поставщика – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном законом: начинаются с размещения извещения о предстоящей закупке либо приглашения потенциальным поставщикам принять участие в соответствующей конкурентной процедуре и завершаются уже не заключением контракта, а (и это тоже новелла) исполнением обязательств сторон по нему.

В новом законе не упоминается всероссийский официальный сайт. Его место заняла Единая информационная система, включающая помимо нынешнего сайта много иных полезных заказчику разделов – аналитики, статистических данных, справочных материалов. Особо радует наличие библиотеки типовых заданий, условий и контрактов. Теперь, если случится некая особо сложная или даже уникальная закупка, не придется срочно обзванивать коллег и расспрашивать их, сталкивались ли они с чем-то подобным и как это лучше сделать.

В качестве участников КС закон перечисляет самих заказчиков, уполномоченные ими органы власти и организации, операторов электронных торговых площадок, участников конкурентных процедур, федеральные органы исполнительной власти по регулированию КС, аналогичные органы субъектов Федерации, органы, уполномоченные на проведение нормативноправового регулирования и контроля КС, и концерн «Росатом».

Последний оказался единственной государственной корпорацией, выведенной из-под действия ФЗ-223. Эксперт не дал соответствующих пояснений, но, на взгляд редакции, это своего рода пилотный проект – будущего поглощения контрактной системой сферы корпоративных закупок, превращения ФЗ-44 в универсальный закон, регулирующий всю закупочную сферу.

По новому закону, как и по старому, заказчики бывают тех же трех уровней.

К первому относятся федеральные органы власти, органы управления федеральными внебюджетными фондами и все тот же «Росатом»; ко второму – региональные власти, руководство региональных внебюджетных фондов и казенные учреждения; к третьему – муниципалитеты и казенные учреждения.

Частично подпадают под действие данного раздела и бюджетные учреждения, хотя часть своих закупок они могут осуществлять и по ФЗ-223. К последним относятся закупки у привлеченных третьих лиц по договору, где такое учреждение – основной исполнитель, а также закупки на средства безвозмездных грантов либо за счет средств, получаемых от иной деятельности учреждения, приносящей ему доход, кроме оказания услуг в рамках обязательного медицинского страхования.

С другой стороны, государственные и муниципальные предприятия приобретают статус заказчика, если органы власти либо местного самоуправления передают им свои полномочия, а также при осуществлении капитального строительства или технического перевооружения при использовании предоставленных им бюджетных средств.

Все это изрядно усложняет заказчику задачу: теперь ему надо знать и ФЗ-44, и ФЗ-223 и быть гибче, в частности используя, где возможно, преимущества последнего, в рамках которого заказчик фактически пишет правила своих закупок сам.

Закон предусматривает и возможность централизации закупок. Допустим, каждое федеральное министерство регулярно осуществляет заказы на сотовую связь.

Гипотетически правительство может централизовать эти закупки, соответствующим образом уполномочив Минкомсвязь и отдав ему все бюджетные деньги на эти закупки. Это ФЗ-44 определяет как предметную или частичную централизацию.

Со своей стороны, и министерство также может централизовать закупки своих подведомственных организаций, что будет, соответственно, уже централизацией ведомственной.

С другой стороны, законодатель уходит от понятия одноименности закупок к ценовым пределам. Не более 5% может приходиться теперь на заказы ценой до 100 тыс. руб. и не более 10% – на закупки по упрощенной процедуре. У кого из заказчиков бюджеты маленькие, тому стало жить изрядно сложнее. Так что у этого положения есть и свои плюсы, и минусы.

Относительно специализированных организаций в новом законе по сравнению со старым практически ничего не изменилось. Эксперт подчеркнул, что их использование имеет свои и положительные, и отрицательные стороны. Но надо помнить, что выполняют эти организации только технические функции. Фактически это лишь «руки» заказчика, и создание комиссии – именно его функция, а представители специализированной организации лишь могут туда входить (а могут и не входить). При этом заказчик несет солидарную ответственность за весь возможный вред, нанесенный действиями специализированной организации. И конечно же такая организация не может участвовать в закупке, при которой она выступает в этом статусе, поскольку это вызвало бы конфликт интересов – ей пришлось бы оценивать собственные предложения. Что касается операторов электронных торговых площадок, то положение о них практически продублировано с ФЗ-94. При этом непосредственно в тексте ФЗ-44 предусмотрено проведение нового конкурса по отбору самих площадок.

Об участниках конкурентных процедур следует помнить несколько важных вещей. Во-первых, участие может быть ограничено лишь случаями, прямо предусмотренными законом. О таких ограничениях должно говориться непосредственно в извещении, причем там должно быть приведено обоснование.

Во-вторых, участники могут выступать как сами, так и в лице своих официальных представителей. И в-третьих, теперь законом предусмотрены уже не три, а четыре преференциальные группы участников: к предприятиям системы исполнения наказаний, организациям инвалидов и представителям среднего и малого бизнеса добавились еще и социально ориентированные некоммерческие организации.

Относительно самих процедур – и это один из самых принципиальных моментов, отличающих ФЗ-44 от ФЗ-94, – то их разнообразие заметно выросло, а главное – приоритет теперь отдается не электронным аукционам, а открытым конкурсам.

Главный федеральный орган, регулирующий контрактную систему, – это Министерство экономического развития. ФЗ-44 предоставляет ему для этого достаточно широкие полномочия. Так, совместно с Минкомсвязью и ФАС он разрабатывает положение об утверждении электронной цифровой подписи на торговых площадках, с ФСБ – требование об использовании ключевой проверки сертификатов ЭЦП, сообщает в ЕИС список стран, с которыми есть договоры о применении национального режима, устанавливает режим допуска к закупкам товаров иностранного происхождения, пишет методические рекомендации по установлению начальной (максимальной) цены государственного контракта и контракта с единственным поставщиком. И это лишь часть его полномочий.

Федеральные органы контроля в сфере закупок – это в первую очередь ФАС и Рособоронзаказ (для закупок, связанных с обороной и безопасностью государства).

Текст: Феликс Бабицкий 



Назад в раздел
ТеплоцентрстройГераОЭКГеопроектизыскания
Доркомэкспо