НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Регионам есть с кого брать пример


Участники форума «Госзаказ-2018» обсудят главные проблемы закупочной системы.

XIV Всероссийский форум-выставка «Госзаказ – ЗА честные закупки» состоится в Москве 25–27 апреля 2018 года на территории Выставки достижений народного хозяйства – ВДНХ. В состав оргкомитета крупнейшего ежегодного общефедерального мероприятия, посвященного закупочной тематике, вошли депутаты Государственной Думы РФ, представители органов исполнительной власти, Общероссийского народного фронта – ОНФ, заказчиков, поставщиков, а также независимых экспертных организаций.

Программа форума традиционно предусматривает пленарные заседания, многочисленные дискуссии, семинары и круглые столы, посвященные различным актуальным вопросам государственных и корпоративных закупок, осмотр выставочной экспозиции, тренинги и мастер-классы, а также награждение победителей конкурса поставщиков и конкурса журналистов за 2017 год. Представители органов власти, бизнеса и экспертного сообщества обсудят проблемы перевод закупок в электронный формат, модернизацию законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц, стандартизацию тендерной документации, политику импортозамещения в государственных и корпоративных закупках и ряд других тем. Между тем отметим, что ряд задач, поставленных на общефедеральном уровне, уже практически решен в рамках закупочной системы города Москвы.

Sergunina.jpg

Заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений НАТАЛЬЯ СЕРГУНИНА  

Рынок размером с треть ВВП

Значение государственных и корпоративных закупок в российской экономике трудно переоценить. Согласно данным Единой информационной системы госзаказа – ЕИС, в 2017 году было размещено более 3,16 млн извещений о закупках по 44-ФЗ на общую сумму свыше 7 трлн руб. Данные по закупкам отдельных видов юридических лиц еще более внушительны: так, в прошлом году было размещено более 1,3 млн извещений по 223-ФЗ, общий объем которых превышал 27 трлн руб. Таким образом, объем рынка государственных и корпоративных закупок превышает треть валового внутреннего продукта – ВВП (в 2017 году российский ВВП составил более 92 трлн руб.). В силу этого российская закупочная система способна оказывать существенное влияние на макроэкономические показатели страны и на решение ключевых задач экономической политики, таких как импортозамещение, развитие малого и среднего предпринимательства – МСП и господдержка инноваций. В этой связи дальнейшее совершенствование закупочной системы – повышение ее эффективности, рост конкуренции, снижение издержек и коррупционных рисков – является одной из ключевых задач развития всей российской экономики, методы решения которой являются главной темой ежегодного форума-выставки «Госзаказ – ЗА честные закупки».

Screenshot_1.png

В рамках деловой программы форума 2018 года будут обсуждаться первый опыт деятельности Министерства финансов РФ в качестве регулятора закупочной системы и практика работы проекта ОНФ «За честные закупки». В числе ключевых тем дискуссий форума – лучшие закупочные практики в российских регионах, перспективы импортозамещения, поддержка субъектов МСП, совершенствование ЕИС, специфика закупок в отдельных отраслях и ряд других вопросов. Но, пожалуй, главной темой форума-выставки в текущем году станет перевод тендерных процедур в электронный формат – то, что называют «цифровизацией» закупок. Так, по словам заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, все процедурные сложности закупок надо погрузить в технологию; это позволит избежать примитивных процедурных ошибок и заложит основу для высокой конкуренции. Следующий этап – это полная цифровизации системы закупок, то есть перевод в электронный формат не только формы, но и содержания закупки, в том числе выбора оптимального поставщика. Вместе с тем не все так просто. Так, например, еще не созданы некоторые электронные базы данных, необходимые для полной цифровизации закупок, не завершена работа по наполнению общефедерального каталога товаров, работ и услуг – КТРУ.

goszakaz.jpg

А, по мнению ряда экспертов, в некоторых регионах с недостаточно развитой инфраструктурой полная электронизация может привести к появлению посредников между заказчиками и мелкими поставщиками. Таким образом, хотя стратегическая линия на цифровизацию понятна, над деталями ее реализации предстоит еще долго работать.

Пример для подражания

Между тем отметим, что целый ряд задач, стоящих перед федеральной закупочной системой, полностью или в основном решен в масштабе российской столицы. Так, например, в Москве уже несколько лет работает собственный каталог товаров, работ и услуг, а также интернет-магазин для закупок малого объема, который еще только планируют создавать в общероссийском масштабе. В соответствии с постановлением Правительства Москвы № 441, принятым еще в 2013 году, правила торгов столичных заказчиков по 223-ФЗ максимально приближены к нормам госзаказа (на федеральном уровне это пока сделано только для спецторгов среди субъектов МСП). В деле электронизации столица также продвинулась значительно дальше большинства регионов. По такому важному показателю, как уровень конкуренции, столица тоже существенно опережает среднероссийские значения.

Подводя итоги 2017 года, заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина отметила, что уровень конкуренции на столичном рынке госзаказа составляет в среднем 4,8 заявок на лот, что почти вдвое выше среднего по стране. В некоторых секторах, таких как клининговые услуги, поставки текстильных изделий (кроме одежды), канцелярской продукции и услуги дополнительного образования, этот показатель еще выше. Столичный рынок госзаказа привлекателен и для поставщиков из других регионов страны. Так, только на долю предпринимателей из Московской области приходится более 15% московских госконтрактов. Наталья Сергунина отметила и такой важный показатель, как рост инновационных закупок. Так, в прошлом году их объем составил около 70 млрд руб. – это на 25% больше, чем в 2016 году, или более 10% от всего городского заказа. По словам вице-мэра, добиться таких результатов удалось в первую очередь благодаря двум ключевым факторам. Первый – это перевод закупок в цифровой формат: так, 90% столичных заказов уже стали электронными. Вторым фактором стало нормирование и стандартизация закупок Москвы.

Руководитель Департамента конкурентной политики города Москвы – ДКП Геннадий Дёгтев сообщил, что по данным за прошлый год около 40% городских тендерных процедур совокупным объемом в 250 млрд руб. проводились по типовой документации. Задача на текущий год – стандартизировать 50% от всего объема московских закупок (в стоимостном выражении). Стандартизация позволяет минимизировать трудозатраты заказчиков и создать понятные прозрачные правила для участников торгов. В числе других направлений работы Геннадий Дёгтев отметил диалог столичных властей с производителями. Он позволяет привлекать к поставкам по госзаказу производителей продукции и добиваться значительного снижения цены. Так, например, в крупнейшем московском контракте 2017 года, связанном с поставкой лекарств, начальная цена уменьшилась более чем в два раза. Кроме того, руководитель ДКП отметил, что столичным властям удалось в максимальной степени отказаться от формальных критериев определения поставщика, способных привести к ограничению конкуренции (в первую очередь речь идет о форме 2 аукционной документации). И напоследок еще один впечатляющий показатель: в 2017 году объем городского заказа у малого бизнеса составил 225 млрд руб. По словам Геннадия Дёгтева, за последние шесть лет он увеличился восьмикратно. Регионам есть с кого брать пример. Будем надеяться, что позитивный московский опыт вскоре распространится и на другие субъекты РФ, а форум «Госзаказ-2018» окажет этому максимальное содействие.

Degtev.jpg

Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике ГЕННАДИЙ ДЁГТЕВ

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел
ИНАЭнергокомплексГеопроектизысканияМосгаз
АКСИТЕХЦентрСоюз