НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Колоссальное значение


Без сомнения, уходящий год был богат на события, особенно в строительной отрасли. Пожалуй, такого еще в Москве не было. О самых значимых из них рассказывает в интервью нашему журналу заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

– Андрей Юрьевич, по традиции в конце каждого года строители подводят итоги своей работы. Уходит в историю 2023-й. С какими показателями его завершает столичный Стройкомплекс?

– Подводя итоги работы столичного Стройкомплекса в 2023 году, прежде всего хочу отметить, что удалось сохранить положительный тренд по вводу недвижимости. Мы не только не снизили темпы и объемы строительства и ввода различных объектов, но и перевыполнили годовой план. Уже к середине декабря было сдано в эксплуатацию более 12,7 млн кв. м недвижимости, это в 1,5 раза больше запланированного на 2023 год. Радуют и показатели ввода жилья: свыше 6 млн кв. м жилых площадей, что на 25% превысило годовой план. Важным результатом также считаю и сохраняющуюся высокую активность девелоперов на столичном рынке недвижимости: около 80% всех сданных в эксплуатацию объектов, в том числе более 83% жилья, построено на средства из внебюджетных источников. Не могу также не отметить колоссальный рывок в области развития транспортной инфраструктуры, благодаря которому мы в 2023 году практически приблизились к завершению формирования единого транспортного каркаса Москвы.

– Примерно миллион жителей города являются участниками программы реновации жилищного фонда, к реализации которой Москва приступила в 2017 году. Как она продвигается?

– Темпы реализации программы реновации, которая позволит улучшить жилищные условия москвичей, обновить жилой фонд и в целом повысить качество городской среды, с каждым годом увеличиваются. В 2023 году мы уже вышли на новый этап, когда новостройки возводятся не только на подобранных в Москве и утвержденных стартовых площадках, а таковых сегодня более 600, и их поиск продолжается, но и на месте снесенных хрущевок, а демонтировано уже 324 дома. Всего же с начала реализации программы в эксплуатацию уже введено 290 новостроек, 267 из которых передано под заселение. Возводится еще 231 дом, а 207 – проектируются. В новые квартиры переехала 121 тыс. москвичей, а в целом процесс переезда затронул 147,2 тыс. человек из 913 домов. Программа рассчитана до 2032 года, но Мэром поставлена задача ускорить темпы ее реализации, чтобы люди поскорее смогли переехать в долгожданное новое жилье.


– Ускорить программу действительно возможно? За счет чего это произойдет?

– Активное строительство на стартовых площадках, а их градостроительный потенциал составляет сегодня примерно 10 млн кв. м, обеспечивает организацию «волнового переселения» в кварталах реновации. Увеличиваются с каждым годом и объемы сноса старых домов, где уже возводятся новостройки. К тому же из бюджета выделяется больше средств на программу, что позволяет проектировать и строить быстрее. В «пиковые» годы годовые объемы ввода жилья планируем нарастить до 3 млн кв. м, тогда как сейчас около 1,2 млн кв. м. Ускорению способствует и цифровизация строительной отрасли. В частности, многие дома по программе реновации сегодня проектируются с помощью технологий информационного моделирования (ТИМ), что сокращает и трудозатраты, и стоимость, и сроки строительства и ввода объектов.

– Помимо жилья как по программе реновации и другим социальным программам, так и в ходе реализации коммерческих инвесторских проектов в Москве ежегодно вводятся в строй новые детские сады, школы, объекты здравоохранения, спорта, культуры. Сколько их построено в 2023-м? Какие из них можно считать знаковыми для города?

– Строительство необходимой горожанам социальной инфраструктуры в пешей доступности от жилья и крупных транспортных узлов по-прежнему является одним из приоритетных направлений нашей работы. Поэтому темпы и объемы по-прежнему поддерживаем высокие, чтобы создавать максимально комфортную среду проживания, когда все необходимые услуги горожане могут получать рядом с домом: водить детей в школу и детский сад, лечиться, заниматься спортом, интересно проводить досуг. И в 2023 году в разных районах Москвы, расположенных во всех административных округах, введено в эксплуатацию свыше 110 объектов. Это 43 детских сада, 23 современные школы, 19 объектов спорта, 23 медицинских объекта и 2 объекта культуры. Знаковыми объектами, имеющими важное значение для города, стали открывшийся в январе 2023 года кластер «Ломоносов» – флагманский объект инновационного центра МГУ, новый комплекс Инфекционной клинической больницы No 1 на Волоколамском шоссе, флагманские центры городских клинических больниц имени Филатова и имени Боткина, детский корпус многопрофильного клинического центра в Коммунарке, ледовый дворец «Кристалл» в Лужниках, новое здание академии спорта «Динамо» в Петровском парке, реконструированный легендарный стадион «Москвич», дворец спорта «Некрасовка», ледовый дворец Этери Тутберидзе в районе Ясенево и ряд других сооружений.

bochkarev03.png

– Андрей Юрьевич, вы отметили, что 2023 год стал по-настоящему прорывным в плане построения единого транспортного каркаса Москвы. Какие крупные объекты, введенные в эксплуатацию, наиболее значимы для города и почему?

– В современной истории Москвы, пожалуй, еще не было такого, чтобы в один год строители сдали такое количество крупных объектов, имеющих колоссальное значение для всего нашего мегаполиса. Это и Большая кольцевая линия метро, 9 оставшихся станций которой были открыты весной 2023 года, и поезда поехали по полному кругу. Открылись железнодорожные сквозные маршруты МЦД-3 между Зеленоградом и Раменским и МЦД-4 между Апрелевкой и Железнодорожным, где построены и реконструированы платформы, возведены новые вокзалы, организованы удобные пересадки на другие виды транспорта. Благодаря этому и москвичи, и жители Подмосковья, проживающие более чем в 40 районах и населенных пунктах, экономят время в поездках и после ввода единой тарифной системы еще и меньше платят за проезд.
Запустили бессветофорное движение по всей протяженности Московского скоростного диаметра в пределах МКАД, что позволило автомобилистам сократить перепробеги по столице и выбирать оптимальные, более короткие маршруты передвижения по Москве. Досрочно ввели в эксплуатацию развязку на пересечении МКАД с Липецкой улицей – главные южные ворота Москвы с прямым выходом на федеральную трассу М-4 «Дон».
Реализован в 2023 году и первый в городе проект автодорожной концессии – построен и открыт проспект Багратиона, дублер Кутузовского проспекта. Конечно же из всех перечисленных мною крупных проектов самый выдающийся и, кстати, признанный проектом года, – это БКЛ протяженностью 70 километров с 31 станцией. Кольцо кардинально изменило транспортную географию города. Оно соединило 34 района с населением более 3 млн человек. Пассажиры, пользуясь пересадками с БКЛ на другие ветки метро и железной дороги, теперь экономят до 45 минут времени в поездках, стало свободнее в самом метро, особенно на Кольцевой линии и пересадочных станциях в ее пределах. Прилегающие же к БКЛ районы получили мощный импульс к развитию.

bochkarev05.png

– Помимо БКЛ в 2023 году открылись новые участки Солнцевского радиуса и Люблинско-Дмитровской линии. В итоге метро пришло в аэропорт «Внуково» и район Северный, расположенный за МКАД. Каковы дальнейшие планы города по развитию метрополитена? Какие станции планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году?

– В октябре 2023 года Правительство Москвы приняло Адресную инвестиционную программу на 2024 – 2026 годы.В ней предусмотрены средства на строительство и ввод в эксплуатацию в течение этих лет 35 км линий и 17 станций метро.
В ближайших планах на 2024 год – завершить сооружение первого участка новой Троицкой линии, которая соединит исторические районы города с населенными пунктами Новой Москвы. Протяженность этого первого участка от станции «ЗИЛ», где будет пересадка на МЦК, до «Коммунарки» (с пересадкой на Сокольническую линию), 26 км. На нем пассажиры будут пользоваться 11 станциями: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская» («Мамыри»), «Бачуринская» и «Коммунарка». На сегодня полностью пройдены перегонные тоннели от станции «Академическая» до «Коммунарки». Ведется сооружение перегонных тоннелей участка «Академическая» – «ЗИЛ». На станциях продолжаются монолитные и отделочные работы.
Общая готовность участка оценивается на уровне около 70%. Так что до конца 2024 года все достроим. Помимо этого в ближайших планах на 2024 год – завершение строительства и ввод в эксплуатацию первой отапливаемой наземной станции метро «Потапово», которая станет конечной на юго-западном радиусе Сокольнической линии.

bochkarev07.png

– А как будет развиваться в ближайшие годы дорожно-транспортная инфраструктура?

– Всего в рамках АИП на 2024 – 2026 годы мы запланировали построить 265,5 км дорог, 71 искусственное сооружение (тоннели, мосты, путепроводы), а также 60 пешеходных переходов. Большие строительные объемы придутся непосредственно на 2024 год, в течение которого мы намерены достроить и ввести в эксплуатацию несколько крупных магистралей. В первую очередь это южный участок МСД от МКАД до автодороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, в составе которого съезд на федеральную трассу М2 «Крым». Почти наполовину он уже построен. Его открытие повысит транспортную доступность районов Бирюлево Западное, Чертаново Южное, Северное и Южное Бутово, а также Ленинского городского округа Московской области. Снизится и нагрузка на развязку на пересечении МКАД с Варшавским шоссе, пропускная способность которого увеличится. Станет также свободнее и на трассе М2, и на самой МКАД. Кроме того, мы завершим строительство Южной рокады, которая на данный момент уже в высокой степени готовности: почти 90%. Из крупных объектов также намерены ввести в эксплуатацию две развязки на МКАД: на пересечении с улицами Верхние Поля и Капотня и с Алтуфьевским шоссе.

– Сегодня пассажиры Московского железнодорожного узла пользуются уже четырьмя сквозными маршрутами через город. Продолжится ли развитие инфраструктуры МЦД?

– Безусловно, дальнейшее строительство и модернизация железнодорожной инфраструктуры на Московских центральных диаметрах продолжается, и эту работу мы по-прежнему ведем совместно с ОАО «РЖД». Она включает в себя возведение новых платформ и реконструкцию существующих. Многие станции, где есть пересадки и переходы на другие виды транспорта, приводим к новому стандарту, превращая их по сути в современные городские вокзалы, где пассажиры могут в комфортных условиях ожидать отправления поезда, перекусить, получить необходимые услуги.
Строятся удобные пересадки и крытые переходы, подъездные дороги к платформам и остановкам наземного общественного транспорта, организуем парковочные места. Так, в 2024 году планируется завершить основной этап строительства на базе старых платформ новых пригородных вокзалов «Митьково» на МЦД-3, «Петровско-Разумовская» на МЦД-1/МЦД-3 и Железнодорожный – конечного пункта МЦД-4, где будут достроены две платформы и вестибюль. Кроме того, на МЦД-3 откроется обновленная платформа «Малино». В рамках второго этапа работ на МЦД-4 будет проведена реконструкция остановочных пунктов «Беговая», «Серп и Молот», «Чухлинка» и «Савеловская». Реконструируем и платформу МЦД-3 и МЦД-4 «Рижская».

– Андрей Юрьевич, объемы строительства в Москве действительно гигантские. Хватает ли рабочих и специалистов, чтобы выполнять все намеченные планы? Не испытывает ли отрасль кадрового голода?

– Действительно, с учетом тех высоких темпов и объемов строительства, которые сегодня в Москве, дефицит кадров есть. Причем не только рабочих, но и среднего управленческого персонала, инженеров, проектировщиков. Нехватку персонала на стройках я бы оценил сегодня на уровне 10 – 15% от того количества людей, которые сегодня там заняты. Таким образом, если привлечь еще около 8 тыс. человек, некоторые объекты могли бы строиться быстрее.

– А как проблему дефицита кадров можно решить?

– Проблему надо решать в первую очередь за счет повышения квалификации строителей, за счет применения инновационных решений и на уровне строительной техники, и на уровне цифровых продуктов. Таким образом, объекты можно будет возводить гораздо быстрее, на высоком качественном уровне, но привлекая при этом к непосредственным строительным работам меньшее количество людей. Задача, конечно, непростая. Предстоит провести огромную работу, направленную на оптимизацию и модернизацию системы образования на основе лучших мировых стандартов. Очень надеюсь, что рывок в этом направлении мы сделаем в ближайшие два-три года, хотя быстрых побед определенно не будет.
Пока же могу сказать, что строительная отрасль столицы все активнее переходит на «цифру». Все основные услуги переведены в электронный вид, при строительстве объектов городского заказа теперь обязательно использовать технологии информационного моделирования, что существенно сокращает сроки и стоимость строительства, позволяет экономить ресурсы, избегать возможных ошибок на каждом этапе жизненного цикла объекта, оперативно вносить коррективы в проект и т. д. Разработаны и образовательные программы для подготовки соответствующих кадров: руководителей проектов, «цифровых» инженеров ПТО и других специалистов. Так что шаг за шагом действуем в этом направлении.

bochkarev09.png

– Чем порадуют московские строители горожан в ближайшие годы? Какие интересные объекты появятся в Москве? Поделитесь, пожалуйста, планами...

– Планы у нас по-прежнему амбициозные, работать будем с полной самоотдачей, чтобы выполнить все поставленные перед нами задачи. Так, в течение трех лет только силами города планируется построить и сдать в эксплуатацию 6,5 млн кв. м жилья, в том числе по программе реновации. Совместно с инвесторами, активно участвующими в комплексном развитии столичных районов, завершим строительство еще 307 объектов социальной инфраструктуры – детских садов и школ, поликлиник и больниц, спортивных сооружений и объектов культуры. Будут среди них и крупные объекты. Например, школы-гиганты, рассчитанные более чем на тысячу учеников, которые появятся в Обручевском районе, Коммунарке, районах Гольяново и Измайлово. В ближайших планах также завершение строительства новых корпусов МГТУ имени Баумана в районе Лефортово, где мы создаем настоящий минигород для будущих инженеров и исследователей.
Серьезные задачи стоят и по дальнейшему развитию инфраструктуры здравоохранения, спорта и культуры. Будут введены в эксплуатацию корпус лучевой терапии на территории больницы в Коммунарке и лечебный комплекс детской городской клинической больницы святого Владимира в Сокольниках. В Лужниках планируется завершить реконструкцию одноименного Дворца спорта и строительство спортивно-стрелкового клуба. Рядом, на Воробьевых горах, достроим 75-метровый лыжный трамплин с сопутствующей инфраструктурой. В районе Москворечье-Сабурово появится многофункциональный спортивный комплекс, а в Бутырском районе запланировано строительство нового здания для картинной галереи известного художника Василия Нестеренко. Кроме того, завершится реконструкция кинотеатра «Полярный», Центрального московского ипподрома, а в поселениях Московский и Воскресенское возведут новые школы искусств.
Самым же грандиозным событием, которое будет иметь огромное значение не только для Москвы, но и для всей России, станет ввод в эксплуатацию Национального космического центра.

Текст: Дмитрий Терехов
Фото: Пресс–служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы


Назад в раздел
МОЭКТеплоцентрстройМосгазМосинжпроект
Школа