НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Как победить кризис. Власти противостоят экономическому спаду


Всякий раз, когда в экономике начинаются штормовые явления, власти предпринимают антикризисные меры. Отдельные и не связанные друг с другом попытки различных ведомств купировать ситуацию давали лишь временное облегчение. В конце января Правительство России обнародовало антикризисный план поддержки экономики в 2015–2016 годах. На противодействие кризису планируется выделить 2,332 трлн руб. При этом 1 трлн руб. уже был выделен в конце 2014 года Агентству по страхованию вкладов для докапитализации банков.

Пора действовать

Антикризисный план, как утверждают в Минэкономразвития, способен затормозить падение ВВП. В результате его реализации снижение темпа прироста ВВП будет меньше примерно на 0,9%. Как сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, план состоит из 60 пунктов. Это уже вторая его версия, первая не учитывала антикризисных мер.

«Реализация принятого правительством пакета мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности позволит добиться сокращения глубины спада в 2015 году по ряду важнейших макроэкономических показателей», – говорится в прогнозе, подготовленном Минэкономразвития. В качестве действенной антикризисной меры план предполагает увеличение средств на предоставление бюджетных кредитов регионам Федерации. Кроме того, предлагается сосредоточиться на поддержке отдельных отраслей экономики страны. Все это, как полагают в МЭР, даст прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования примерно на 2%. В то время как план, который не учитывал антикризисные меры, предполагал спад на 13,7%.

Антикризисный план касается и сферы государственных закупок. В этой отрасли МЭР подготовило целых три документа. В первом говорится о том, что, в случае если государственные заказчики с конца 2014 года сталкиваются с резкими изменениями в условиях реализации уже заключенных контрактов и не могут их исполнить, то они вправе требовать от поставщиков обеспечения исполнения контракта, а в случае обращений последних – изменять его цену. Кроме того, до конца 2015 года в ряде случаев госзаказчик не сможет требовать от поставщика обеспечения контракта.

Как следует из документа, прежде всего такая возможность будет распространяться на контракты, заключенные с условием перечисления авансового платежа на счет поставщика, открытый в подразделении Федерального казначейства. Во-вторых, обеспечение контракта перестанет быть обязательным на торгах, в которых участвуют только представители малого бизнеса, равно как и социально ориентированные НКО, либо в случае, если в соглашении с госзаказчиком уже присутствует условие о банковском сопровождении контракта. В-третьих, обязательное обеспечение не требуется в том случае, если участники торгов являются бюджетным или автономным учреждением, снижающим начальную (максимальную) цену контракта не более чем на 25%. Все эти меры, как указывается в пояснительной записке, позволят «снизить себестоимость исполнения контрактов и не повысить при этом риски их неисполнения».

Второй документ, касающийся антикризисного регулирования государственных закупок, устанавливает правила, позволяющие госзаказчикам на протяжении 2015 года отсрочить или списать поставщикам сумму начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение контрактов. Документ предписывает полностью списывать те штрафы, сумма которых не превышает 5% цены контракта. Если же сумма штрафа превышает этот порог, то заказчик сможет предоставлять поставщикам отсрочку уплаты до окончания текущего финансового года. Однако, как говорится в пояснительной записке, эта политика будет применяться только к тем контрактам, которые выполнены в полном объеме.

Наконец, третий документ объясняет, при каких условиях цена государственных контрактов, срок исполнения которых превышает шесть месяцев и заканчивается в 2015 году, может быть подвергнута корректировке. Для этого необходимо обращение самого поставщика, после чего заказчик может изменить цену контракта согласно индексу корректировки цен, который будет ежемесячно утверждаться правительством.

Кроме того, правительство будет стимулировать программы по импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности, поддерживать системообразующие предприятия, а также малый и средний бизнес.

Реальные дела на местах

План на федеральном уровне всегда учитывает местную специфику. Дмитрий Медведев в ходе специального совещания напомнил, что каждый регион должен разработать собственную программу первоочередных мер «с учетом возможностей регионального бюджета и той помощи, которая будет дополнительно оказана из федерального бюджета».

В рамках исполнения пожелания премьер-министра 27 января в Москве была создана региональная Комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, которую возглавила заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. В ее состав также вошли два заметсителя Мэра – Анастасия Ракова и Максим Ликсутов. Помимо них в работе над антикризисным планом столицы приняли участие руководители всех городских департаментов, председатель Региональной энергетической комиссии, начальник Главного контрольного управления и руководители московских подразделений Росрееста и Федеральной налоговой службы.

«Основными задачами комиссии являются бесперебойное обеспечение жителей города лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, мониторинг цен и контроль ситуации на рынке продовольствия, стимулирование импортозамещения, предотвращение необоснованного роста цен при закупках для госучреждений, поддержка стабильного функционирования системы государственных закупок», – говорится в сообщении пресс-службы города.

Комиссия объединила широкий круг заинтересованных лиц. Помимо представителей городских органов власти в ней приняли участие бизнесмены и общественные организации.

По словам руководителя Департамента экономической политики и развития города Максима Решетникова, в столице за последние годы накоплен серьезный запас экономической прочности. Среди приоритетов в реализации антикризисных мер Максим Решетников назвал поддержку фармацевтики, медицины, машиностроения, пищевой промышленности, микроэлектроники, IT и автомобилестроения.

Общество в деле

Общественные организации также не остались в стороне. Так, московский штаб Общероссийского народного фронта (ОНФ) подготовил свои предложения по корректировке антикризисного плана развития города. Он собирается прислать их в правительство до конца февраля.

– Соответствующие предложения разработаны, они обобщены и сейчас разосланы всем членам Общероссийского народного фронта, нашего регионального штаба. Мы обобщим окончательно те предложения, которые поступили, и сразу передадим их в правительство, в ту антикризисную комиссию, которая там создана. Я думаю, что ориентировочно 25 февраля это все будет отправлено, – сообщила агентству «Москва» руководитель рабочей группы регионального штаба ОНФ Елена Дыбова.

Всего подготовлено более 30 предложений. Среди них: введение моратория на снос нестационарных рынков, а также отказ на ближайший год от сноса и замены ларьков.

– Это и вопросы занятости, и социальные вопросы, и вопросы первоочередных мер поддержки – какие программы должны быть, это и вопросы снижения административных барьеров и введение моратория на повышение арендной ставки на срок менее двух лет, – добавила Елена Дыбова.

Также государство хочет взять на себя роль гаранта денег по кредитам, которые берутся малыми предприятиями, в том числе и для рынка государственного заказа. В конце февраля Агентство кредитных гарантий (АКГ) запустит механизм секьюритизации под кредитные портфели микрофинансовых организаций (МФО) в рамках Национальной гарантийной системы.

– Идея создания Национальной гарантийной системы состоит в том, чтобы усилить возможности и мощности существующих фондов, систематизировать их работу, разработать единые стандарты, с тем чтобы все участники рынка их понимали и принимали, – говорит исполнительный директор АКГ Антон Купринов.

Минэкономразвития уже утвердило концепцию Национальной гарантийной стратегии – это новый инструмент для расширения объемов государственной поддержки. Суть механизма заключается в предоставлении специально созданными фондами в субъектах Федерации и АКГ гарантий и поручительств перед коммерческими банками за малых предпринимателей. Стратегия призвана стать базовым элементом поддержки кредитования МСП, так как «включается» при отсутствии у бизнеса достаточного залога и фактически помогает предпринимателю получить кредит. В отсутствие такой гарантии кредит не предоставляется.

– Создание Национальной гарантийной системы может способствовать борьбе с кризисом, потому что сейчас банки притормозили кредитование, а если государственное агентство будет давать поручительство, то получить деньги, особенно небольшим предприятиям, станет гораздо проще, – говорит Антон Купринов. – Также Национальная гарантийная система будет стимулировать развитие рынка госзаказа. Это растущий сегмент, который может стать локомотивом для всей экономики.

Годовой объем кредитования сектора малого и среднего бизнеса снизился на 6%, кредитные ставки достигают 35%, кредиты выдаются на короткий срок – до года. По данным «ОПОРЫ России», 40% предпринимателей отмечают рост просроченной задолженности, а 58% – ожидают дальнейшего ухудшения ситуации.

По мнению МЭР, в рамках Национальной гарантийной системы (НГС) предстоит сконцентрировать усилия региональных гарантийных организаций, Агентства кредитных гарантий и МСП банка для ответа на запросы предпринимателей.

– При взаимодействии с Банком России планируется формирование новых механизмов удешевления ресурсов для малых компаний. Это и рефинансирование кредитов банков под гарантии АКГ, и практическая работа по секьюритизации средств, – пояснила директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции МЭР Наталья Ларионова.

Уникальность гарантийного механизма – в так называемом мультипликаторе: направив на создание региональных гарантийных организаций 40 млрд руб., удалось предоставить уже 285 млрд руб. кредитов для 43 тыс. предпринимателей.

Подключить резервы

Москва намерена активнее использовать возможности госзаказа, долгосрочных городских контрактов, шире внедрять в практику встречные инвестиционные обязательства. В то же время город выступает за расширение списка льгот для столичных технополисов и технопарков, отдельных отраслей производства, готов предоставить тем же иностранным инвесторам дополнительные гарантии.

Помимо этого московский антикризисный план предполагает сохранить льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда, принадлежащие городу, а также сохранить все действующие льготы по арендной плате за земельные участки.

– Мы понимаем, что имущественная поддержка сегодня во многом определяется теми льготами, которые город готов предложить бизнесу. В 2014 году для субъектов малого и среднего бизнеса была установлена минимальная ставка аренды 3,5 тыс. руб/кв. м. Эту ставку необходимо сохранить, особенно в период кри--зиса, – пояснил руководитель Департамента городского имущества Москвы Владимир Ефимов.

Помимо этого департамент выступил с предложением увеличения срока рассрочки выплаты арендной платы за первый год аренды и снижения пороговых значений размера арендной платы, при котором предоставляется рассрочка.

– Москва – динамично развивающийся город. За последние два-три года темпы строительства колоссально возросли. Уверен, что действия города по предоставлению более длительной рассрочки будут способствовать улучшению инвестиционного климата, – отметил Владимир Ефимов. – Безусловно, эту практику необходимо распространить и на собственников земельных участков, планирующих начать строительство.

Город открыт к предложениям бизнесменов. Департамент города Москвы по конкурентной политике получил более 70 предложений от бизнес-объединений и компаний, работающих на инвестиционном рынке Москвы и в сегменте закупок. Активность предпринимателей в нынешних условиях понятна, конструктивный диалог бизнеса и власти в нынешней ситуации имеет принципиальное значение, считает руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

– Возможность получения госконтракта сегодня для многих представителей бизнеса – гарантированное наполнение портфеля заказов. Однако оно сопряжено с высокими рисками. Столичные власти понимают это и рассматривают варианты снижения финансовой нагрузки для потенциальных поставщиков. При этом важно снизить и риски неисполнения контрактов. Поэтому конкуренция на рынке закупок Москвы по-прежнему в приоритете, – отметил Геннадий Дёгтев.

Надо отметить, что некоторые антикризисные мероприятия были реализованы еще до представления плана. Так, на выполнение социальных обязательств перед льготниками в городском бюджете предусмотрено 329,6 млрд руб. Еще 2 млрд руб. составляет резерв на случай роста числа нуждающихся. В прошлом году в результате энергичных действий столичных властей в 10 раз был уменьшен объем задолженности предприятий перед своими работниками. Если на начало 2014 года долги по зарплате составляли 101,9 млн руб., то на 1 января 2015 года – 10,7 млн руб. Однако городские власти осознают, что по мере развития кризисных явлений эта ситуация может измениться.

Рост цен на рынке товаров первой необходимости, конечно, наблюдается, но он не является критичным. Дефицита тут ждать не приходится, потому что все контракты на поставку лекарств и необходимых товаров уже заключены.

Строительство – наше все

Особняком в столичном антикризисном плане стоят меры, направленные на поддержку строительной отрасли, которая во многом является локомотивом экономики города. Как считает заместитель Мэра города по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, именно строительство дает кумулятивный эффект, обеспечивая развитие смежных отраслей.

– В целях недопущения нерациональных расходов городского бюджета и для сохранения сложившихся темпов строительства транспортных и иных объектов Правительство Москвы примет решение о временном отказе от использования банковских гарантий в качестве обеспечительной меры при реализации отдельных государственных контрактов, – сообщили в столичном стройкомплексе. – В соответствии с федеральным антикризисным планом в нынешних условиях обеспечение соблюдения поставщиками своих обязательств будет осуществляться путем перевода контрактов стоимостью от 500 млн руб. на казначейское исполнение.

Кроме того, госзаказчики могут отказаться от применения штрафных санкций к подрядчикам, если те по объективным причинам не смогут уложиться в прописанные в договоре сроки. Сами строители рассчитывают, что власти поддержат их не только госзаказами, но и решат вопрос с ипотечным кредитованием. Чтобы поддержать на плаву жилищное строительство, ставки по ипотеке не должны превышать 12–13% годовых.

Еще одной важной мерой по поддержке строительной отрасли станет субсидирование ипотеки. В результате столичный рынок недвижимости позволит ипотеке вернуться к уровням прошлого года.

– Это, безусловно, позитивный сигнал как для застройщиков, так и для потенциальных покупателей недвижимости, не заинтересованных нынешними ставками, которые в среднем составляют 18,5–20%.

Ипотечная ставка 13%, соответствующая уровням прошлого года, стабилизирует рынок. Если говорить о девелоперах, то это решение в первую очередь поддержит застройщиков нового жилья, поскольку субсидировать планируется только первичный рынок, – отметил Марат Хуснуллин. Он уверен, что в текущем году планы по вводу недвижимости останутся неизменными. – В 2014 году мы сумели нарастить объемы и ввести около 9 млн кв. м недвижимости, из которых 3,2 млн кв. м – жилье. Эти цифры мы взяли за ориентир и в 2015 году.

По его словам, стройкомплекс разрабатывает ряд мер, направленных на оптимизацию процедур принятия градостроительных решений и управления градостроительным развитием города. Эти усилия должны способствовать поддержке строительной отрасли и инвестиционно-строительного рынка столицы, снижению рисков роста бюджетных трат на реализуемые строительные программы и заморозки крупных проектов.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МосводоканалМИЦМД-группСатори
ФондДоркомэкспоШвабе