ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

По новым правилам. Принятие федерального бюджета на 2013–2015 годы продемонстрировало стремление власти к сохранению стабильности в ущерб развитию


Традиции формирования федерального бюджета уже явно сложились – каждый год мы неминуемо обсуждаем возможность дефицита и желательность профицита, перспективы колебания стоимости барреля и соотношение оборонных и социальных расходов. Подписанный президентом 5 декабря Закон «О федеральном бюджете на 2013-й и плановый период 2014–2015 годов» был сверстан по новым правилам. Для расчета стоимости барреля, взятой за основу при его формировании, использовалась средняя цена за несколько прошедших лет. На 2013 год цена, таким образом, составила 91 дол., хотя макроэкономический прогноз давал цифру 97 дол. Но, как и в прошлые годы, традиционные темы бюджетного планирования никуда не делись.


Резкая критика проекта

Впервые еще до утверждения бюджета в правительстве Министерство финансов РФ для антикоррупционной экспертизы в сентябре 2012 года опубликовало проект на своем официальном сайте. И также впервые Владимир Путин выступил с резкой критикой проекта. По его мнению, в бюджете не были отражены расходы на выполнение указов, которые он подписал сразу после инаугурации. Не нашел Путин и гарантий увеличения реальных зарплат в полтора раза к 2018 году, отражения пенсионной реформы, новых ипотечных программ, масштабных затрат на подъем экономики Дальнего Востока, новой системы оплаты труда бюджетников, новых образовательных стандартов и много чего еще.

Выговоры заработали министр регионального развития Олег Говорун, министр труда Максим Топилин и министр образования Дмитрий Ливанов. Министра финансов Антона Силуанова президент спросил по поводу пенсионной реформы: «Как вы бюджет"то считаете, не решая одну из ключевых задач экономики?»

При этом он потребовал все равно «строго выдерживать курс на сбалансированность бюджета» и «продолжить твердый курс на подавление инфляции». Иными словами, правительству недвусмысленно было предложено изыскать средства на масштабные социальные и инфраструктурные проекты, не разгоняя инфляцию и не покушаясь на стабильность финансовой системы страны.

Правительство отреагировало предсказуемо. Антон Силуанов заявил, что в бюджете на самом деле заложены средства на реализацию указов Президента от 7 мая 2012 года и что для расчета бюджета они являются приоритетными – 1,145 трлн руб. на эти цели запланированы.

«Для нас выполнение указов Президента является приоритетным. Для всех министерств и ведомств это является первоочередным делом. И мы сейчас делаем бюджетный маневр, чтобы найти на них ресурсы, – подтвердил Силуанов. – Мы внесли в правительство два проекта закона – о бюджете Пенсионного фонда и о федеральном бюджете. Там все обязательства Пенсионного фонда обеспечены. Любое решение может быть реализовано в рамках трехлетнего бюджета».

Что касается «бюджетного маневра», то он, по словам министра, заключается в том, что часть расходов будет оптимизирована, часть – отложена на более поздние сроки, а по части будут приняты кредитные схемы, то есть вместо прямого бюджетного финансирования на часть госзакупок и отдельные государственные программы будут выделены кредитные ресурсы под государственные гарантии субсидирования процентной ставки с последующей оплатой в момент исполнения контракта или отсрочкой исполнения.

Так, часть программ модернизации вооружений перенесена на 2016"й и последующие годы. Кредитными обязательствами будут выданы 500 млрд руб. По словам Силуанова, если доходы бюджета окажутся выше запланированных, это будет отменено, так как «этими обязательствами мы фактически залезаем в следующие годы».


Экономия стабилизация

Государственная Дума приняла проект федерального бюджета в третьем чтении 23 ноября, а Совет Федерации – 28 ноября. Борьба между стремлением к экономии и стабилизации и к инвестициям и развитию шла весь период его формирования. Особые споры шли по теме превалирования расходов на национальную безопасность и оборону.

Проект критиковали за то, что в нем расходы на «силовые» статьи растут, а финансирование «социальных», как и статей, направленных на развитие экономики, сокращается.

Мнение критиков роста «оборонных» статей не бесспорно – наше отставание в этой сфере давно стало притчей во языцех. Скорее, бюджет до сих пор догоняет то, что не было вложено в оборону в 90- и в начале века нынешнего.

И этот процесс явно не закончен. Оправданное возмущение общества по поводу вскрытия масштабных хищений в оборонном комплексе не отменяет необходимости приведения его в состояние, соответствующее современным задачам. Тем более что развитие военных технологий всегда дает толчок развитию технологий гражданских, а военный заказ обеспечивает работой и зарплатой огромное количество наших предприятий и граждан, что в социальном плане немаловажно. Отрадно, что политика бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, направленная на закупки иностранного военного оборудования, сегодня пересматривается.

Конечно, расходы на «силовые» статьи впечатляют. «Национальная оборона» в 2013 году получит 2,1 трлн руб., а «Национальная безопасность» – 2 трлн руб. По соотношению с объемом ВВП наши траты на оборону уступают только американским и израильским. Но если учесть, что в 2013 году военный бюджет США составит 631 млрд дол., наши траты уже не кажутся такими впечатляющими. А ведь ВПК нашего стратегического… противника? союзника? – нужное подчеркнуть очень трудно – не переживал коллапс длиной 20 лет и не нуждается в восстановлении.

Необходимость развития экономики страны никем не отрицается, но это развитие должно быть, как минимум, защищено. Что было бы, если бы в 1941 году в европейской части СССР были превосходные дороги, но небоеспособная армия?


К худшему готовы

В Резервный фонд, предназначенный быть «подушкой безопасности» на случай обострения никуда не ушедшего мирового экономического кризиса, в 2013 году предполагается отложить 373 млрд руб., в 2014 и 2015 годах – соответственно 596 и 818 млрд руб. Сегодня фонд располагает почти двумя триллионами. За прошедший год в него было добавлено больше триллиона. Цель – накопить сумму, составляющую 7% ВВП, то есть 3,5 трлн руб.

Все, что окажется свыше, пойдет на подъем инфраструктуры страны, но предполагается, что это будет возможно не ранее 2015 года.

Стремление сделать основательные запасы Министерство финансов объясняет возможностью снижения цен на нефть в результате ухудшения ситуации в мировой экономике. Это министр Силуанов назвал основным риском бюджета. Впрочем, минорных нот в выступлениях нашего главного финансового ведомства не замечалось.

«В целом мы подготовились к ухудшению экономической обстановки, – заявил министр, а также заметил: – Даже если рост ВВП в 2013 году будет нулевым, бюджет выдержит».

На антикризисные меры в самом бюджете уже заложены 482 млрд руб.: 200 млрд прямого антикризисного резерва, а остальное – на увеличение в случае необходимости капитала стратегических предприятий путем обмена на государственные облигации.

По мнению экспертов, резкое сокращение расходных статей бюджета возможно только в случае падения цены на нефть вдвое. Конечно, и такое возможно, но пока столь резкого сокращения потребления в сфере энергоресурсов не ожидается.

Подсчитано, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета РФ в 2013 году составит 9,7% ВВП, в 2014-м – 8,7, а в 2015-м – 8,5%.

Стремление Правительства РФ не раздувать расходную часть в условиях нестабильного мира вряд ли стоит критиковать.

На встрече президента и премьера в Ново-Огареве 27 сентября последний заверил, что «правительство будет считать каждую копейку и каждый рубль».

Пока в бюджет закладывается возможный дефицит, невзирая на то что в последние годы удавалось добиться профицита. При этом год от года планируется ВВП повышать, инфляцию снижать, а дефицит сокращать. Странно было бы желать иного. К 2015 году дефицит бюджета должен сократиться до 0,01% ВВП, объем которого достигнет 74 трлн руб., а инфляция – не превышать 5%. Есть предположения, что эти цифры будут выглядеть даже лучше, то есть в 2015 году бюджет будет сведен без дефицита.

Кстати, на 2012 год дефицит планировался в размере 1,5%, но, похоже, обойдемся без него.

При этом будут расти долги России – как внешние, так и внутренние. Уже к 2014 году внутренний долг с 3,5 трлн руб. увеличится чуть ли не вдвое – до 6,5 трлн. Внешний возрастет на треть – с 41,3 млрд дол. до 66,2 млрд. Остается утешаться тем, что на фоне реально «неотдаваемых» долгов наиболее развитых стран наши заимствования выглядят скромно.

Сокращается доля расходов в ВВП – с кризисных 24% ее в 2013 году сократят до 20,1%. В общем стремлении к экономии сокращено даже финансирование любимого проекта премьер-министра Дмитрия Медведева – инновационного центра «Сколково»: вместо 85 млрд руб. только 57 млрд.

Для поддержания бюджета в 2013 – 2015 годах запланирована масштабная программа приватизации, которая должна дать в 2013-м 427,7 млрд руб., в 2014-м – 330,8 млрд, а в 2015-м – 595,1 млрд. При этом ведомство Силуанова признает, что такие программы порой не реализуются в полном объеме. Так, в 2012 году вместо ожидаемых 300 млрд руб. от приватизации удалось выручить только 200 млрд.


Помощь региональным бюджетам

Особенность бюджета 2013–2015 годов – перераспределение расходов между федеральным центром и регионами.

Социальные обязательства все больше ложатся на плечи последних, которые, как известно, имеют совершенно разные финансовые возможности. Как считают в Минфине, у региональных бюджетов есть устойчивая тенденция к росту доходов – примерно на 1 трлн руб. в год. Но если в некоторых регионах доходы действительно растут и там не скупятся как на развитие инфраструктуры, так и на социальные и образовательные проекты, то в большинстве регионов картина совершенно иная.

Правда, сокращение федеральных расходов, например, на здравоохранение министр финансов объяснил тем, что отныне расходы будет нести не государство, а ФОМС, то есть страховая система. Предполагается, что и региональные расходы на образование будут возрастать.

При рассмотрении бюджета в Совете Федерации вопрос помощи региональным бюджетам встал особенно остро –-сенаторы указали на то, что межбюджетные трансферты сокращаются, а ряд налоговых изменений привел в бюджетах регионов к выпадению части доходов.

Однако Министерство финансов обещало поддержать регионы в случае нехватки средств.

«У нас есть ресурс. Мы эту проблему знаем и вместе с вами будем отслеживать ситуацию со сбалансированностью бюджетов субъектов РФ», – заявил Антон Силуанов, при этом ясно дав понять, что и от регионов потребуется максимум усилий в составлении и исполнении бюджетов и нельзя рассматривать федеральный центр как дойную корову. Регионам придется теперь выстраивать свои бюджеты под задачи, сформулированные в центре.

Совет Федерации взял на себя мониторинг финансовой ситуации в регионах, с тем чтобы выпадающие доходы все-таки были компенсированы. Видимо, в каждом случае вопрос будет рассматриваться отдельно.

«Мы услышали от Министерства финансов гарантии, что оно обязательно разберется с каждым субъектом РФ и найдет решение», – заявила при этом спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов РФ в 2013 году составят 418,8 млрд руб., что на 5,5% больше, чем в 2012-м. Объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов составит в 2013 году 170,7 млрд руб., в 2014-м – 161,1 млрд, а в 2015-м – 151 млрд руб.

В целом же тенденция перекладывания части расходов на повышение зарплат бюджетникам, на здравоохранение, культуру и спорт будет только укрепляться. Более того, помощь федерального бюджета отныне будет кредитной. Так, в 2013 году государство на строительство детских садов в регионах выделит 8 млрд руб., и именно в виде кредитов. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, помочь регионам можно, а вот простить бюджетные долги – нет.

Дефицит бюджета Москвы на 2013 год запланирован в 200 млрд руб., и вряд ли это будет компенсировано из федерального бюджета. Восполнять его московские власти будут за счет выпуска облигаций.


Только цифры

Итак, бюджет 2013–2015 годов принят. Цена на нефть на 2013, 2014 и 2015 годы заложена в размере соответственно 91, 92 и 93 дол. за баррель. Макроэкономический прогноз дает более высокие цены – 97, 101 и 104 дол. Это дополнительная страховка исполнения бюджета.

В ближайшей перспективе, на 2013 год, доходы бюджета составят 12,866 трлн руб., расходы – 13,387 трлн, дефицит допускается 0,8% ВВП, а инфляция не должна превысить 5,5%. Общий объем ВВП достигнет 66,5 трлн руб., что немного больше 2 трлн дол. Государственные займы в 2013 году ограничатся уровнем 2012-го – 7,271 млрд дол. Расходы по статье «Национальная оборона» составят -более 2,1 трлн руб., по статье «Национальная безопасность» – более 2 трлн, по разделу «Национальная экономика» – более 1,7 трлн руб. На социальную политику будет направлено почти 4 трлн руб., более 670 млрд руб. – на образование и около 630 млрд руб. – на фундаментальные и прикладные исследования и создание новых высокотехнологичных производств. Около 100 млрд руб. предполагается ежегодно тратить на культуру и кинематограф.

Величина Резервного фонда к концу 2013 года должна составить 3,174 трлн руб., по итогам 2014-го – 3,882 трлн, 2015-го – 4,723 трлн руб. Фонд национального благосостояния соответственно на конец 2013 года – 2,770 трлн руб., 2014-го – 2,843 трлн, 2015"го – 2,848 трлн руб.

В 2013 году будет существенно увеличена поддержка сельского хозяйства.

Туда пойдут дополнительные доходы бюджета. Вступление России в ВТО дало АПК 300 млн руб. из распределенных средств на государственную поддержку отдельных отраслей экономики.

Всего же на техническую и технологическую модернизацию АПК будет выделено 2,3 млрд руб. При этом растениеводство может рассчитывать на 15 млрд (200 руб. на каждый га пашни), почти 10 млрд руб. получит животноводство (1,5 руб. на литр молока). Ну а легкая промышленность для защиты от проблем, связанных с вступлением в ВТО, получит 3 млрд руб.

В целом желание нашей власти избегать роста расходов и оптимизировать уже заложенные расходы вполне своевременно. Что касается роста «военных» статей, то со времен Александра III (1845–1894), который заявил, что у России только два союзника – ее армия и флот, в этом отношении мало что изменилось. Разве что воздушный флот прибавился. Кстати, этот император заслуженно получил прозвище Миротворец, и при нем как раз случился профицит бюджета…


Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
МИЦЭнергокомплексМосводоканалМосинжпроект
КапстройситиКоминвест-АКМТФондСбербанк