НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В поисках глобальной ответственности… Россия стремится оставаться «островом стабильности» в мире, охваченном кризисом


На встрече с дипломатами, представляющими Россию за рубежом, 9 июля 2012 года Президент РФ Владимир Путин откровенно признал, что не знает, когда закончится мировой экономический кризис. В отсутствии информированности или прозорливости нашего президента обвинять не стоит: даже не дату, а хотя бы приблизительный срок окончания мирового шторма пока предсказать не берется никто – ни лидеры государств, ни экономисты.


Разве что астрологи с «ясновидящими», как всегда, готовы сообщить и сообщают мировой общественности любые даты любых грядущих событий, вплоть до конкретного дня, – вот только у каждого из них свое видение, плюс-минус бесконечность. Если же обратиться исключительно к серьезным источникам информации, то мы действительно пока пребываем в состоянии неопределенности. Это слово не раз звучало на саммите G 20, прошедшем в июне 2012 года, и на саммите Евросоюза, состоявшемся в том же месяце. Санкт-Петербургский международный экономический форум, прошедший в этот раз 21–23 июня, и Бюджетное послание Президента РФ, оглашенное 28 июня, органично продемонстрировали, что наша страна продолжает искать выход из всемирной неопределенности и способы, которыми сможет удержать положение «острова стабильности» в условиях всемирного шторма. Основными приоритетами этого процесса станут максимальное внедрение инвестиций, особенно в высокотехнологичные отрасли и инфраструктуру, модернизация и обеспечение социальной стабильности. Для этого вскоре начнут работать новые бюджетные правила, позволяющие лучше стимулировать приоритетные направления развития при сохранении социального мира. Выражение «глобальный характер экономики накладывает и глобальный характер ответственности», высказанное Владимиром Путиным на Санкт-Петербургском форуме, стало своеобразным ответом на вызовы, которые Россия получает извне. Страна готова принимать на себя свою часть «глобальной ответственности» и ждет того же от зарубежных партнеров.


«Эффективное лидерство»

Санкт-Петербургский международный экономический форум, чья история началась с 1997 года, с 2005 года проходит при участии Президента России. Выступление Владимира Путина на ПМЭФ было посвящено основной теме форума – «Эффективное лидерство». По мнению Владимира Путина, «эффективное лидерство – это способность найти в современной ситуации выход из глобальной стагнации, и тот, кто первым предложит и сможет реализовать именно долгосрочную стратегию развития, будет способен претендовать на лидерство в мире и стратегическое преимущество». Но, несмотря на крайнюю серьезность стоящих перед миром проблем, по словам президента, «наряду с дефицитом финансов и бюджетов наблюдается, к сожалению, и дефицит решительных действий. Мы видим, как многие принципиальные и очевидные шаги откладываются из-за политических, партийных, групповых противоречий, из-за текущей внутриполитической ситуации ведущих экономик мира, а полумеры только усугубляют ситуацию, нарастают риски в Европе, на биржевых площадках увеличивается недоверие». Как заявил Владимир Путин, «Большая двадцатка» обязана взять на себя миссию эффективного лидерства, не превращаясь в элитный клуб, отстаивающий исключительно интересы своих членов. Так, Россия, несмотря на проблемы в зоне евро, продолжает держать часть своих резервов в этой валюте, руководствуясь именно принципом глобальной ответственности.

Жесткая риторика Путина оказалась вполне уместна на фоне современных мировых реалий. «Нужно уметь говорить правду и брать на себя ответственность. Безудержные финансовые спекуляции, популизм политиков одинаково опасны. Пузыри и пустышки не должны иметь места ни в политике, ни в экономике», – заявил Президент РФ. Он также призвал отказаться от деклараций, которые раз за разом звучат на международных мероприятиях, и переходить к реальным действиям – реформе МВФ и прочих международных финансовых институтов и реформе мировых экономических отношений, правил международной торговли, энергобезопасности, которые учитывали бы новую экономическую расстановку сил. Масштабная программа преобразований, разработанная в России, по словам президента, получила широкую общественную поддержку и будет проводиться даже в условиях кризиса. Ее реализацию Владимир Путин назвал своей главной задачей на посту президента: «Каковы наши цели? Это закрепление имеющихся у России естественных конкурентных преимуществ, развитие новых возможностей в глобальной экономике, это стабильное развитие страны, это эффективное государство на службе человека и общества, правоохранительная система и судебная система, пользующиеся безусловным доверием граждан». В выступлении Владимира Путина было также подчеркнуто, что сохранение макроэкономической стабильности является особым государственным приоритетом и на этом пути удается достичь неплохих результатов – за последние четыре года инфляция в стране сократилась более чем в два раза. Случившееся во время прохождения ПМЭФ снижение курса рубля Владимир Путин прокомментировал образно: «Если рубль шевелится, значит, он живет. Есть здесь, конечно, некоторые настораживающие моменты, но есть и плюсы, потому что политика плавающего курса, которую частично пытается проводить Банк России, сдерживает инфляцию и в известной степени предупреждает резкие шоки». А глава ВТБ Андрей Костин, видимо не желая отставать от президента в образном понимании экономики, заявил, что «курс рубля предсказуем так же, как любовь женщины».


«Деньги любят тишину»

Одной из важнейших задач, стоящих перед Россией, и ключевым вопросом государственной политики Владимир Путин назвал привлечение инвестиций. «Россия к концу десятилетия должна войти в двадцатку стран с наиболее комфортной средой для деловой активности, – заявил он. – Конкретно – к 2018 году мы должны достичь 27% ВВП (сегодня – 20%)». Для достижения этой цели государство собирается серьезно улучшить инвестиционный климат. Владимир Путин подчеркнул, что не будет ограничений на свободное движение капитала. Также крупных иностранных стратегических инвесторов приглашают к участию в будущей приватизации государственных активов, поскольку государство планирует «последовательно выходить из государственных активов».

При этом российская власть постарается избежать ситуации, когда на месте государственных монополий появились бы частные. «Госкапитализм – это не наша цель, но… приватизация не должна привести к возникновению частных монополий на месте государственных», – заявил Президент РФ. Новая приватизация будет принципиально отличаться от «дикой приватизации» 90-х годов. По словам Владимира Путина, она должна быть принята обществом, должна быть честной, справедливой, открытой, и в результате должен появиться честный покупатель по реальной цене. Для реализации национальной предпринимательской инициативы будет создана специальная комиссия, в которую войдут не только руководители министерств и ведомств, но и представители отечественного и иностранного бизнеса.

Также появится должность специального уполномоченного по правам предпринимателей, который получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников. Займет эту должность председатель «Деловой России» Борис Титов. Президент РФ озвучил результаты опросов, проведенных «уважаемыми международными компаниями»: осенью 2011 года из 150 опрошенных компаний выразили желание инвестировать в Россию только 25%, а весной 2012 года число желающих выросло уже до 48%. По данным Владимира Путина, из каждых 100 дол. мировых инвестиций в Россию приходят 3,5 дол. В 2011 году мы получили около 53 млрд дол. инвестиций, и наша страна сегодня занимает восьмое место в мире по объему привлеченных инвестиций, но, по мнению президента, этого недостаточно. Большой инвестиционный потенциал государство сегодня видит в пенсионных накоплениях граждан, которые к 2015 году могут составить более 4 трлн руб. Эти деньги предполагается использовать для инвестиций в долгосрочные облигации, призванные финансировать крупные инфраструктурные проекты. Это надежное вложение, так как инфраструктура страны «никуда не денется и будет работать». Однако пенсионные деньги будет решено использовать только на те проекты, которые смогут обеспечить необходимую доходность. Уже после пленарного заседания ПМЭФ Владимир Путин провел отдельную встречу с иностранными инвесторами – без присутствия прессы. «Деньги, как известно, любят тишину!» – пошутил президент.


Бюджет по новым правилам

Главная цель бюджетной политики сегодня, по мнению Владимира Путина, – это «обеспечение бюджетной устойчивости путем жесткого контроля за госрасходами в связи с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике», а главная проблема нашего бюджета – «сохранение значительного нефтегазового дефицита». В своем выступлении на ПМЭФ Владимир Путин объявил о том, что будет введено новое бюджетное правило. Зависимость от нефтегазовых доходов будут преодолевать уже не просто достижением бездефицитного бюджета, а созданием бюджета с запасом прочности. Суть нововведения была им подробно объяснена в «Бюджетном послании на 2012–2015 годы», озвученном в Кремле 28 июня. На самом деле это – отчасти возвращение к старому бюджетному правилу, действие которого было приостановлено «в период острой фазы мирового экономического кризиса в целях повышения возможности для оперативного бюджетного маневра». Отныне опять будет действовать законодательное закрепление порядка использования нефтегазовых доходов, позволяющее стимулировать экономический рост и страховаться от резких колебаний на мировом рынке. Эти изменения в Бюджетном кодексе в комплексе с рядом законодательных актов в части использования нефтегазовых доходов бюджета РФ предполагается принять в первом чтении до завершения весенней сессии Госдумы РФ, а во втором и третьем чтениях – до 20 сентября текущего года. Таким образом, законопроект о бюджете на 2013–2015 годы будет принят уже по новым правилам. Отныне при формировании бюджета будет учитываться средняя цена нефти за последние пять лет, и ежегодно расчетный период будет увеличиваться на один год. Как сказал президент в Бюджетном послании, через пять лет бюджет будет рассчитываться исходя из средней цены за 10 лет. Допускается, что при базовой цене расходы могут превышать доходы на 1% ВВП. Если же фактическая цена на нефть окажется выше средней, то дополнительные доходы будут направлены в Резервный фонд. Если же прогнозируемая цена на нефть все-таки окажется ниже базовой, то средства Резервного фонда будут направляться на покрытие дефицита бюджета в объеме недостающих нефтегазовых доходов. Как позже прокомментировал Бюджетное послание министр финансов Антон Силуанов, «по сути дела, предусматривается контрциклическая бюджетная политика». Если Резервный фонд достигнет нормативной величины – 7% ВВП, то дополнительные нефтегазовые доходы могут быть направлены в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных и других проектов (но не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов).

Предусмотрены и другие инструменты выстраивания бюджета – в случае резкого падения цены на нефть базовая цена на нефть, исходя из которой будет рассчитываться предельный объем расходов, будет приниматься равной средней цене за трехлетний период. Как подчеркнул Владимир Путин в Бюджетном послании: «Необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов». По мнению президента, не стоит в случае сохранения высоких цен на нефть и газ увеличивать бюджетные расходы, поскольку в случае ухудшения ситуации на мировом рынке может возникнуть угроза невыполнения бюджетных обязательств, а такого развития событий допустить нельзя. В Бюджетном послании президент еще раз подчеркнул, что взятые повышенные социальные обязательства бюджета будут исполнены, то есть государство просто не будет повышать их планку даже при благоприятном положении дел в сфере энергетики. При этом, как заявил Владимир Путин в Бюджетном послании, расходы бюджета на образование, науку и инфраструктуру, как приоритетные, все равно должны расти. Будут повышаться и расходы на инновации, на модернизацию производства, износ в котором достигает 70%, пенсионную систему. Эксперты отмечают, что в Бюджетном послании Путина не говорилось об ускорении приватизации госсобственности – сказывается невозможность в условиях кризиса продать государственные предприятия по максимальной цене. Отдельно президент остановился на эффективности траты бюджетных средств – ее отныне будут оценивать по выполнению поставленных задач, а не по объему израсходованных средств. Возвращаясь к теме улучшения инвестиционного климата, президент предложил «зафиксировать существующий уровень налоговой нагрузки для несырьевого сектора» до 2018 года, упростить налоговый учет для бизнеса и разрешить использовать документы бухгалтерского учета при представлении налоговой отчетности. Российская налоговая система должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами других государств, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Что же касается государственных инвестиций, то они должны не заменять частные, а стимулировать их. «За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры», – заявил Владимир Путин. Отдельно Владимир Путин признал необходимость повышения доходности от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Российское финансовое агентство, которое будет управлять этими фондами, должно заработать к 2013 году. «Нельзя класть все яйца в одну корзину. Нужно искать оптимальные решения, которые позволят повысить доходность от размещения наших резервов, и при этом, безусловно, минимизировать риски», – написал президент в Бюджетном послании. По его мнению, прежде всего деньги стоит вкладывать в инфраструктурные проекты. Еще одним важным моментом Бюджетного послания стало требование, чтобы бюджет на ближайшие три года содержал меры для адаптации российской экономики к вступлению в ВТО. Как сказал Владимир Путин, «фактически все, что можно было «отжать» (в переговорах с ВТО. –А.Б.) , все сделано».

После выступления Владимира Путина с Бюджетным посланием СМИ отметили, что на последовавшем вслед за ним заседании правительства был рассмотрен проект бюджета, рассчитанный по новым правилам. Цифры таковы: доходы бюджета в 2013 году должны составить 12,4 трлн руб., в 2014 году – 13,6, в 2015 году – 15,2 трлн руб. При этом цена нефти в 2013 году считалась как 83 дол., в 2014 году – 88 дол., в 2015 году – 89 дол. До этого Минэкономразвития исходил из цен на нефть 97, 101 и 104 дол. за баррель соответственно. Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев:

«Правительство оценит необходимость корректировки федерального бюджета, но социальные расходы сокращаться не будут. У нас есть защищенные статьи бюджета, мы их не будем трогать, – это социальные расходы, зарплаты, затраты на важнейшие социальные программы. Это приоритет правительства. Здесь ничего не изменится».

Как стало известно, в августе Министерство финансов должно подготовить еще один вариант бюджета на 2013 год, рассчитанный исходя из цены на нефть 60 дол. за баррель. Его вряд ли используют, но, что называется, «пусть он будет». Одним словом, корректировка бюджета возможна, и, в зависимости от ситуации, наша власть может на нее пойти. Достаточно хорошо уже то, что это делается гласно и Россия готовится к разным сценариям развития событий в мире. Возможно, что в том числе и в этом заключается наш вклад в «глобальную ответственность».

Текст: Алиса Бецкая 



Назад в раздел
МОЭКМД-группОЭКТеплоцентрстрой
КапстройситиМОСПРОМСТРОЙФонд