НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Полезное сотрудничество. Взаимодействие Кремля с ОНФ становится одним из ключевых механизмов реформирования закупочной системы


Межрегиональный форум общественного движения «Общероссийский народный фронт» прошел 25 января 2016 года в городе Ставрополе. В работе форума, посвященного широкому кругу социально-экономических вопросов, приняли участие Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин, представители органов государственной власти, гражданские активисты, эксперты и журналисты. В своем вступительном слове глава государства отметил, что многие инициативы ОНФ нашли одобрение и поддержку в обществе. В числе подобных инициатив были названы проекты «За честные закупки», «Оценим качество дорог», «Народная инициатива», «За права заемщиков». Надо сказать, что вопросы госзаказа были одной из ключевых тем состоявшейся дискуссии власти и гражданского общества. Ставропольский форум, как и ряд предшествовавших ему событий, связанных с Народным фронтом, продемонстрировал намерение руководства страны расширять значение общественного контроля за государственными закупками.

Хроника событий

Напомним хронику последних событий в области взаимодействия первых лиц государства с Народным фронтом. Владимир Путин принял активистов ОНФ в своей резиденции в Ново-Огарево 27 ноября 2015 года. Главной темой дискуссии стала реализация проекта «За честные закупки», что уже говорит о многом: ведь ОНФ работает по самым разным, в том числе очень резонансным, направлениям социально-экономической политики, выявляя «болевые точки» и фокусируя на них внимание общественности. Повышенный интерес именно к госзаказу и закупкам госкомпаний свидетельствует о возросшей значимости закупочной политики в глазах высшего руководства страны. В рамках той встречи обсуждались вопросы стандартизации государственных закупок, борьбы с «серыми» закупочными схемами, закупки предметов роскоши, заказы на проектные и ремонтные работы, а также ряд других тем.

Со стороны ОНФ выступили сопредседатель Центрального штаба, секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, координатор проекта «За честные закупки» Антон Гетта и другие активисты движения.

Представители Народного фронта презентовали «Серую книгу Остапа Бендера», составленную по итогам двухлетней работы проекта «За честные закупки» и содержащую описание 101 способа недобросовестного обогащения. Владимир Путин, в свою очередь, поставил перед ОНФ задачу стать инструментом народного управления.

В декабре минувшего года с активистами ОНФ встречался премьер-министр России Дмитрий Медведев. Ключевой темой открытой части совещания был вопрос нормирования госзакупок. В первую очередь, речь шла о резонансной проблеме – заказе чиновниками предметов роскоши. В частности, был озвучен один из распространенных способов обойти закон: если нельзя купить автомобиль стоимостью выше определенной планки, то его можно взять в аренду. Глава правительства отметил, что в России, в отличие от ряда других стран, еще нет политической культуры, в рамках которой подобные закупки за государственный счет выглядят неприличными, а потому нам нужно нормирование. Целый ряд других вопросов закупочной политики премьер обсудил с общественными активистами в закрытом режиме. Сразу же после этой встречи последовала реакция Генеральной прокуратуры РФ: в ведомстве сообщили о начале проверок по фактам озвученных представителями ОНФ злоупотреблений, а первый заместитель генпрокурора Александр Буксман заявил о начале реализации недавно разработанного плана борьбы с откатами при госзакупках.

Спустя полтора месяца глава государства принял участие в упомянутом выше форуме ОНФ в Ставрополе. Владимир Путин отметил представленный активистами проекта «За честные закупки» «Индекс расточительности органов госвласти и компаний за 2015 год» и рекомендовал органам, отвечающим за борьбу с коррупцией, обратить внимание на изложенную там информацию. Уже на следующий день после форума, 26 января 2016 года в Кремле под председательством Владимира Путина состоялось заседание Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ. Выступивший с ключевым докладом руководитель президентской администрации Сергей Иванов, в частности, заявил, что «эффективная борьба с коррупцией не возможна без гражданского общества», и призвал «привлекать к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов».

Отраслевые направления

О работе ставропольского форума расскажем более подробно. В рамках мероприятия обсуждался широкий спектр социально-экономических тем, в частности, несколько вопросов, связанных с закупками в определенных социально значимых отраслях. Так, в ходе обсуждения проблем жилищно-коммунального хозяйства президент напомнил про обязанность компаний, работающих в этом секторе, начиная с 1 июля 2016 года раскрывать информацию о своих заказах. Активист ОНФ Николай Миников рассказал о результатах мониторинга транспортных артерий. По его словам, в ходе мониторинга было установлено, что качество ремонта дорог нередко напрямую зависит от гарантийных сроков компаний подрядчиков (то есть чем больше гарантийный срок, тем лучше ремонтируют). Понимая это, ОНФ еще в 2014 году предложил законопроект, устанавливающий обязанность госзаказчиков выдвигать гарантийные требования при дорожном ремонте, однако законопроект до сих пор проходит согласование в Государственной Думе. Комментируя это, Владимир Путин отметил, что действующего законодательства, в принципе, вполне достаточно: необходимость гарантий предусмотрена и Градостроительным, и Гражданским кодексами. Однако не хватает подзаконных актов, четкой регламентации гарантийных обязательств. Поэтому и было предложено отрегулировать вопрос отдельным законом. Глава государства обещал ускорить его принятие.

О госзаказах, имеющих большое социальное значение, в рамках работы форума говорил и гендиректор молочного комбината «Ставропольский» Сергей Анисимов, поднявший вопрос соотношения между ценой и качеством закупаемых продуктов питания. Он привел пример недавнего электронного аукциона на закупку молочной продукции для ставропольских детских садов. При размещении данного заказа качественным характеристикам не придавалось должного значения. В результате победителем аукциона была названа фирма, занимающаяся оптовой торговлей, которая по результатам торгов снизила цену на 35%. По словам Анисимова, ее цена ниже средней по стране себестоимости продукции; произвести эти продукты, соблюдая все нормы качества, безопасности и ГОСТ, при текущих ценах на сырое молоко невозможно. За предложенную победителем цену в детские дошкольные учреждения можно поставить лишь продукты из самого низкого сегмента. В результате такой экономии руководители детских садов уже сигнализируют о поставке молочной продукции низкого качества. Чтобы избежать подобного, предприниматель предложил при закупках для детских, медицинских, социальных учреждений отдавать приоритет качественным характеристикам. Для этого надо четко прописать требования натуральности продукта, устанавливать показатели жирности молока и некоторые другие параметры. Выступление прокомментировала сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы РФ Ольга Тимофеева. Она обещала обратиться к коллегам депутатам с предложением проработать вопрос о внесении возможных поправок в законодательство. Кроме того, по мнению Тимофеевой, в подобных тендерах следует отдавать приоритет производителям, а не перекупщикам, поскольку первые, в отличие от вторых, отвечают за качество.

Главный вывод, который можно сделать из последних событий с участием ОНФ, – это вполне четко обозначившееся намерение руководства страны повысить реальный статус общественного контроля государственных и иных регламентированных закупок. Наряду с контролем соответствующих гражданских ведомств и правоохранительных органов вырисовывается третий вид контроля – общественный. Вместе с тем надо признать, что нынешний уровень развития общественного контроля в нашей стране оставляет желать лучшего. До последнего времени наиболее громкие скандалы чаще всего были связаны с деятельностью политически ангажированных активистов, стремящихся не к реальному улучшению ситуации, а именно к скандалу и нередко получающих финансирование из-за рубежа. Делать ставку на такое «гражданское общество» было бы крайне вредно для страны, однако это не означает, что государство не должно сотрудничать с гражданским обществом. В лице активистов ОНФ высшая власть может получить кадры, не связанные ни с чиновниками, работу которых им предстоит контролировать, ни, тем более, с внешними силами, недружественными нашей стране. В этой связи можно прогнозировать дальнейшее увеличение роли Народного фронта и в контроле и в законодательном регулировании российской закупочной системы.


Назад в раздел
ИНАМосгазСаториТеплоцентрстрой
АКСИТЕХДоркомэкспоФонд