НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва уверенно смотрит в завтра. Сергей Собянин подвел итоги своего двухлетнего руководства городом


Сергей Семенович начал с того, что напомнил о ситуации, в которой он пришел к руководству городом. Именно в период 2011 – 2012 годов экономика Москвы сумела успешно преодолеть последствия экономического кризиса. Рост валового регионального продукта составил 4% в год. Наиболее тяжелые последствия кризис имел в инвестиционной сфере. Капитальные вложения сократились более чем на 30%, и прогнозы были весьма неутешительны.


Тем не менее за два года городским властям удалось отыграть назад примерно половину инвестиционного спада. В 2011 году рост инвестиций составил 5%, а прогноз на этот год – около 10%. Заметно улучшилось и материальное положение населения. Темпы роста реальной заработной платы составили более 5%. Средняя зарплата по городу выросла с 38 400 руб. в 2010 году до 50 100 руб. в конце 2012-го. Причем этого удалось достичь не только в коммерческом секторе, но и в бюджетной сфере.

Отвечая на вопросы представителей КПРФ, Сергей Семенович назвал абсолютно необоснованными упреки в сокращении расходов на медицину и образование, снижении уровня жизни учителей и врачей. Средняя зарплата столичных учителей превысила 55 тыс. руб., а врачей – 60 тыс.

Другой показатель позитивных изменений – улучшение демографической ситуации. Впервые с 1988 года рождаемость превысила смертность. В городе рождается 120–125 тыс. малышей в год – в 1,5 раза больше, чем в предыдущем десятилетии. Ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигла 75 лет – хороший европейский уровень. В 2011–2012 годах в Москве зафиксировано снижение уровня смертности на 17%. Этот показатель уменьшился по основным классам заболеваний – системы кровообращения, органов дыхания, онкологических заболеваний и случаев алкогольного отравления.

Об успехах в развитии, по словам Мэра, свидетельствуют и оценки международных экспертов. По данным рейтинга «Города возможностей», недавно опубликованного PricewaterhouseCoopers, Москва вошла в двадцатку наиболее перспективных городов мира. По таким ключевым показателям, как устойчивое развитие и окружающая среда, площадь зеленых насаждений, объем прямых иностранных инвестиций, доля населения с высшим образованием или доступ в Интернет, российская столица входит в первую десятку.

Важнейшим событием завершающегося года Мэр Москвы назвал расширение границ столицы. По его мнению, именно этим нынешний год войдет в историю страны. Новые территории дадут Москве и новые возможности. В городе появятся новые центры деловой и социальной активности, новые зоны отдыха и рекреации, а это сотни тысяч качественных рабочих мест для жителей Москвы и Подмосковья, которые обеспечат рост инвестиций и доходов людей на десятилетия вперед.

Примерно четверть объема отчетного доклада Мэра была посвящена решению транспортных проблем. Сегодня на нем сконцентрированы основные ресурсы развития города. Инвестиции в дорожно-транспортное строительство были увеличены не на проценты, а в разы.

Правительство Москвы запустило программу развития метро до 2020 года, которая предусматривает строительство 150 км новых линий. Московский метрополитен должен вырасти в 1,5 раза. На 90 стройплощадках сегодня уже работают свыше 18 тыс. человек. За два года будут открыты шесть новых станций. В итоге метро стало ближе для 600 тыс. москвичей.

В дальнейшем, как пообещал Мэр, темпы его строительства должны еще больше возрасти. В плане на 2013 год – прокладка 14 км новых линий и ввод в строй семи станций. С будущего года основной объем ввода начнут давать новые радиусы и соединительные участки, снимающие избыточную нагрузку с действующих линий. Крупнейший проект такого рода – Третий пересадочный контур, или Большое кольцо Московского метрополитена.

Повышение доступности и комфортности метро достигается не только за счет строительства. Полным ходом идет обновление подвижного состава. Уже три линии переведены на составы нового поколения.

Аналогичная программа реализуется и для развития пригородных железнодорожных перевозок. В 2011–2012 годах было проведено благоустройство привокзальных площадей, начата реконструкция самих вокзалов. На четырех из них – Ленинградском, Павелецком, Рижском и Савеловском – реконструкция завершится до конца года. Градоначальник также напомнил, что разрабатывается проект реконструкции большинства радиальных направлений пригородного сообщения, который должен быть реализован до 2020 года. В итоге поездка на электричке должна стать настолько комфортной, чтобы при поездках за город москвичи предпочитали ее личному автотранспорту.

В сфере дорожного строительства Правительство Москвы перешло от отдельных затратных проектов с сомнительной эффективностью к комплексной реконструкции дорожной сети. За два года были завершены основные долгострои, включая второй въезд в Куркино, развязку Вешняки–Люберцы, проспект Защитников Москвы, второй мост через канал имени Москвы, магистраль между «Сити» и Звенигородским шоссе и целый ряд других.

Начата реконструкция вылетных магистралей, о которой прежде на протяжении долгих лет лишь велись разговоры. В результате их пропускная способность должна вырасти на 20–30%. Реконструкция одной из магистралей в рамках нынешней программы будет занимать не более 18 месяцев, в то время как при прежней администрации проект «Большая Ленинградка» реализовывался на протяжении 8 лет. При этом эффект от реконструкции каждой из 19 трасс будет не хуже, чем от тех работ, которые были проведены при обновлении Тверской, Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе.

Город также приступил к строительству новых трасс, призванных разгрузить Третье кольцо и центр: Северо-западной, Северо-восточной хорд и Южной рокады.

Всего за два года в Москве будет построено 127 км новых дорог. Общими усилиями всех городских служб за это время организовано более 600 тыс. машино-мест для хранения автомобилей. Число же мест для парковки выросло на 60%.

За отчетный период перехватывающие парковки были построены у 15 станций метро, идет обустройство 30 плоскостных ТПУ пока с минимальной инфраструктурой, так как главной задачей было навести элементарный порядок у метро и железнодорожных платформ. Следующим шагом в этом направлении станет возведение капитальных ТПУ.

Последние 20 лет Москва жила без нормальной службы такси. Полностью эта проблема еще не решена, но если в 2010 году в Москве было всего 9 тыс. легальных такси, то сегодня их число превысило уже 20 тыс.

Существенной административной мерой, направленной на разгрузку МКАД, могут стать ограничения на движение по ней грузовиков. Другая мера – установка автоматических систем видеофиксации нарушений ПДД. Всего за год с начала их работы за превышение скорости и выезд на выделенные полосы было выписано более 2,5 млн штрафных квитанций, травматизм на улицах, где стоят камеры, сократился примерно на 10%, а число нарушений на выделенных полосах – на 25%. Число камер на дорогах будет и дальше расти: со 150, установленных в начале года, оно в будущем году дойдет до 800.

Многие подобные меры не пользуются популярностью. Но, по мнению градоначальника, те, кто против них возражает, должны себе уяснить, что принимаются они не для пополнения бюджета.

Еще одна сфера, где курс городских властей претерпел кардинальные изменения, – градостроительная политика. После смены администрации было прекращено строительство свыше 9 млн кв. м различной недвижимости, 1,3 млн из которых планировалось возвести в историческом центре. Власти теперь бережно относятся к сохранению архитектурных достопримечательностей и памятников старины. Утверждена схема ограничений высотности застройки и границы охраны объектов культурного наследия, приняты более строгие правила выдачи ГПЗУ, восстановлены многие памятники истории и архитектуры.

Но запрет на снос и отказ от избыточного строительства – только начало большой работы. Следующим этапом должна стать планомерная реабилитация центра Москвы. В 2011–2012 годах за счет бюджета здесь был проведен ремонт 350 фасадов, завершено благоустройство и реставрация Бульварного кольца, выделены дополнительные средства на ремонт музеев, театров и концертных залов (объем средств, выделяемых на реставрацию, удвоился). Завершен ремонт музея «Бородинская панорама». Проведена реставрация одного из главных символов столицы – Триумфальной арки. Начаты комплексные работы в усадьбе «Останкино», которая фактически была на грани полного разрушения.

Но в то же время бюджет не может взять на себя все расходы по сохранению исторических зданий. Это зона ответственности их собственников и арендаторов. Задача же Правительства Москвы – создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в реставрацию.

В 2012 году были проведены первые аукционы по сдаче в аренду аварийных памятников архитектуры по символической цене 1 руб. за 1 кв. м при условии их полного восстановления.

Полузаброшенные промышленные зоны постепенно будут превращаться в благоустроенные городские территории. Уже приняты градостроительные решения по 16 из них, включая территории по берегам Москвы-реки, которые планируется благоустроить и открыть для отдыха горожан. После реорганизации площадь промзон уменьшится, но зато на той части их, которая сохранит производственное назначение, будут расположены реально работающие современные производства или учреждения науки. Москва должна сохранить свой производственный потенциал. Один из первых примеров такой политики – это создание кластера наукоемких производств на территории бывшего завода «Москвич».

Депутат-коммунист Николай Губенко спросил Мэра, с чем связано снижение темпов строительства жилья по городскому заказу до 500–700 тыс. кв. м в год. На это Сергей Собянин ответил, что ни один регион России не ведет статистику строительства жилья отдельно по городу, а отдельно по прилегающим к нему территориям. В Подмосковье сегодня вводится по 8 млн кв. м жилья в год, хотя формально количество проживающих в области не растет. Это значит, что миллионы москвичей сегодня имеют недвижимость за городом, при этом сохраняя московскую прописку. Средняя же обеспеченность жителя московской агломерации жильем превышает 23 кв. м. Таким образом, Москва уже вплотную приблизилась к решению поставленной федеральной целевой программой «Жилище» задачи достичь к 2016 году уровня 24,2 кв. м на человека. Тем не менее в городской черте жилищное строительство будет вестись – там, где это возможно, хотя основной объем его ввода придется на присоединенные территории. Но и там будут налагаться определенные ограничения.

«Мы не собираемся застраивать новые территории одними только жилыми микрорайонами», – подчеркнул Мэр.

Глава коммунистической фракции МГД Андрей Клычков поинтересовался, какие меры принимаются для решения проблем обманутых дольщиков. Мэр сообщил, что в этом году им выделено 460 квартир.

Город готов выделить еще 280, если дольщики согласятся сменить район проживания. Сейчас ведется строительство еще 900 квартир специально для незадачливых соинвесторов. Всего же в Москве зарегистрировано 1700 пострадавших от действий не выполнивших свои обязательства строительных компаний.

Касаясь развития системы образования, Сергей Собянин прежде всего отметил, что удалось существенно улучшить его материально-техническую базу. Проведен ремонт зданий, благоустройство территорий, создано около тысячи новых школьных стадионов и спортивных площадок, поставлено 4500 компьютерных классов, закуплены интерактивные доски, спортивный инвентарь, школьная мебель, учителя обеспечены персональными компьютерами и ноутбуками.

Система перешла на единые нормативы финансирования без разделения на элитные и обычные учебные заведения. Так московские школьники в конце концов получили реально равные права на образование. В детских садах базовый норматив составляет сегодня 110–120 тыс. руб. на одного ребенка, в школах – 123 тыс. (для сравнения: в 2010 году норматив финансирования обычных школ составлял около 60 тыс. руб.). В целом финансирование образования выросло на 35%.

Заработная плата и премии педагогов напрямую зависят от количества учеников и успехов их образования и воспитания. Например, оценка учительского труда не в последнюю очередь зависит от участия школьников в предметных олимпиадах.

В 2010 году около 20% школ вообще в них не участвовало, и у детей просто не было шансов проявить себя. В 2012 году в предметных олимпиадах приняли участие все школы города. Выросли и средние баллы московских школьников на ЕГЭ, причем основной рост дали не известные гимназии, где и так все хорошо, а обычные школы.

Как заявил Сергей Собянин, столичная система здравоохранения устарела и требует серьезной модернизации. Поэтому на протяжении 2011–2012 годов выполнялась масштабная программа ее модернизации, финансировавшаяся на паритетных началах из городского и федерального бюджетов (общий объем – более 100 млрд руб.). За это время отремонтировано 2 млн кв. м площадей медицинских учреждений и закуплено 47 тыс. единиц современного оборудования.

Впрочем, отметил Мэр, слабая материальная база – лишь часть проблемы: устарела вся система оказания медицинской помощи. Поэтому принято решение о ее реорганизации, в основе которой лежит идея непрерывного ведения пациента от диагностики до реабилитации. Основным звеном новой системы станут межрайонные амбулаторные центры, где сконцентрируются врачи-специалисты и высокотехнологичное оборудование. Обычные районные поликлиники обязательно сохранятся, войдя в состав амбулаторных центров на правах структурных подразделений. До конца года в городе будет создано 46 таких центров для взрослых и 40 – для детей.

В сфере социальной политики Правительство Москвы обеспечило сохранение и развитие уровня поддержки москвичей старшего поколения, семей с детьми и инвалидов. Бюджетные расходы на доплаты к пенсиям, пособия и другие меры прямой социальной поддержки увеличились с 2010 года на 35%. Также полностью решена задача устройства удобных сходов с тротуаров для маломобильных групп граждан, а доля городских объектов, приспособленных для доступа инвалидов, за два года возросла с 54 до 73%.

Для общественного транспорта город закупает только низкопольные автобусы и троллейбусы.

Сергей Семенович отметил, что основные признаки комфортного города – это хорошая экология, надежное коммунальное хозяйство и качественное общественное пространство. Первой задачей в сфере экологии стала генеральная уборка природных территорий. В 2011 году оттуда вывезено свыше 65 тыс. куб. м мусора и ликвидированы сотни незаконных свалок. В этом году генеральную уборку пришлось повторить в гораздо больших масштабах: свыше 300 тыс. т мусора было вывезено из придорожных полос зеленого фонда и других территорий «новой» Москвы.

Другим важным мероприятием в сфере экологии стал отказ городских властей от использования хлора при очистке питьевой воды. В результате отпала необходимость завозить в столицу опасный для людей и природы химический реагент.

Вместо него теперь используется новый – гипохлорит натрия, не столь токсичный и без характерного запаха.

В сфере ЖКХ за последние два года удалось добиться существенного прорыва в области модернизации лифтового хозяйства. Если в 2010 году во всем городе было модернизировано лишь 300 лифтов, то за два последующих установлено более 9500 новых устройств. Заменены все морально и физически устаревшие подъемники, состояние которых вызывало самые серьезные опасения.

Префектуры получили дополнительные средства на проведение выборочного капитального ремонта жилых домов, замену систем отопления, ремонт кровли, входных групп и т. д. Это позволяет достаточно оперативно решать проблемы, возникающие в ходе эксплуатации домов.

За отчетный период отремонтировано 3300 домов.

Удобную для жизни среду должна дополнить ликвидация чрезмерно навязчивой наружной рекламы. Первым шагом стал запрет перетяжек и щитов на строительных сетках. Сейчас завершается разработка новых правил размещения рекламы. В частности, с крыш домов в центре Москвы уберут рекламные конструкции.

Будут запрещены и брандмауэры, скрывающие от людей целые фасады зданий.

Планируется радикально сократить количество рекламных щитов формата 6х3 м. Реклама, которая останется после 2013 года, станет скромнее. Она будет украшать, а не уродовать Москву, пообещал Сергей Семенович.

Сходные задачи стояли перед городом и в сфере организации розничной торговли. На сегодня число палаток сократилось с 14 тыс. до 8500. От хаотичной ларечной торговли были освобождены многие остановки общественного транспорта, станции метро, привокзальные площади, парки. Новые торговые объекты размещаются там, где уместно. Соблюдение ими заявленной специализации жестко контролируется властями. Число розничных рынков также сокращено с 77 до 53, с учетом тех, что имеются на присоединенных территориях. Была ликвидирована, в частности, печально известная «Лужа» – рынок в Лужниках, ставший символом неорганизованной торговли.

Перешли в категорию сельскохозяйственных и смогли продолжить работу 18 рынков. Параллельно в разных районах города были организованы 143 регулярные ярмарки выходного дня.

Наконец, принимаются серьезные меры для преодоления отчуждения между жителями и городской властью. Достигается это в первую очередь за счет публичного раскрытия информации о текущей деятельности городских учреждений и их планах на ближайшую перспективу. Горожанам стали доступны публичные отчеты о работе школ, планы благоустройства дворов и парков, ремонта жилья, стандарты содержания дорог и много другой ключевой информации.

Одну из основных ролей при этом сыграли веб-порталы «Наш город», «Дороги Москвы» и «Открытый бюджет», запущенные примерно год назад. Только на них опубликована информация о 70 тыс. городских объектов. На них же организован сбор мнений и предложений. Создан специальный регламент работы с комментариями граждан на городских интернет-ресурсах. Ответы органов власти на них в обязательном порядке публикуются на тех же порталах. За содержание ответа персональную ответственность несут не рядовые клерки, а руководители этих органов. Срок подготовки ответа – не более 8 дней.

По сути, именно благодаря порталам в Москве впервые создана система, когда жалобы и предложения рассматриваются по существу, а решения принимаются в разумные сроки. Так, более 80% жалоб на качество содержания дворов или дорог, опубликованных на порталах, признаны исполнителями обоснованными и указанные в них дефекты исправлены.

Система получит дальнейшее развитие.

В ближайшие дни начнет работать портал «Дома Москвы», где собрана вся информация о работе ТСЖ и управляющих компаний, и у жителей появится возможность публично заявить о нарушениях в сфере эксплуатации домов.

Способствовать преодолению отчуждения призвано и упрощение процедуры предоставления государственных услуг и переход к их предоставлению в электронном виде. Московский портал государственных услуг также был открыт около года назад, а сегодня на нем уже зарегистрировано более 300 тыс. пользователей и доступно 30 видов услуг. Как это работает, можно увидеть на примерах электронной записи в школу или поликлинику.

Записью в первый класс воспользовались 85 тыс. семей. Всего через три месяца после внедрения электронной записи в поликлинику уже 40% пациентов пользуются этой услугой, не обращаясь в регистратуру.

Все москвичи вправе получать государственные услуги в комфортных условиях, поэтому в городе создаются многофункциональные центры (МФЦ). В каждом представлены 12 городских и 4 федеральных органа власти. Граждане могут получить здесь около 100 видов услуг.

Работает уже 23 МФЦ, к концу года их будет 46, а на протяжении 2013 года доступ к их услугам получит абсолютное большинство москвичей.

Отвечая на вопросы депутатов, Мэр отверг упреки в том, что в городе не ведется борьба с коррупцией. Коснулся он и профилактики коррупции при размещении городского заказа. По его словам, за два года общая экономия средств городского бюджета за счет проведения торгов и предварительной проработки проектных решений составила около 200 млрд руб.

«Это та маржа, которая могла бы уйти в чьи-то карманы, если бы мы не занимались профилактикой коррупции», – пояснил Сергей Семенович.

В заключение же он остановился на основных принципах формирования бюджета на предстоящие три года, в частности отметив, что основные сложности в этом вопросе связаны с тем, что, с одной стороны, прогнозируется стабильное развитие экономики и рост доходов граждан, а с другой – сохраняются значительные риски, связанные с возможностью неблагоприятных изменений в мировой экономике и с изменениями в федеральном законодательстве. С учетом этих рисков Правительство Москвы сформировало проект бюджета, исходя из консервативной оценки будущих налоговых доходов.

Мэр напомнил, что доходы бюджета на следующий год планируются в объеме 1,495 трлн руб., расходы – 1,695 трлн, а дефицит – 200 млрд руб. При этом социальные программы решено не сокращать.

Отсюда может получиться дефицит примерно в 200 млрд руб., покрытие которого будет осуществляться за счет мобилизации дополнительных доходов и, при необходимости, за счет заимствований. Кроме того, московские власти намерены расширить привлечение в городское хозяйство частных инвестиций и заниматься поиском резервов внутренней экономии.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 11/2020

Читать свежий номер

КапиталМОЭКМосинжпроектМосводоканал
ПНС