НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Бюджет в каратах не измеришь. Перспективы отечественной алмазной промышленности едва ли можно назвать блестящими


В последнее время общественность всколыхнули сообщения о том, что найденное в Сибири алмазное месторождение, содержащее триллионы каратов, сможет дать России небывалые доходы. Звучали даже предположения, что новые поступления драгоценных каратов смогут избавить наш бюджет от нефтегазовой зависимости. Скорее всего, виной тому магическое влияние драгоценного блеска алмазных граней, заставляющее забыть о реальности. Судьба африканской страны Ботсваны, где чуть ли не половину бюджета дает добыча алмазов, нам не грозит. Может, это и хорошо, ведь в Ботсване доход на душу населения составляет примерно 450 дол. Какую же роль алмазная промышленность играет в России и каковы ее перспективы?


За кем почетное место

Сегодня Россия – крупнейший в мире добытчик алмазного сырья по объему, а вот по стоимости уже упомянутая Ботсвана в 2011 году нас обошла, добыв прекрасных камней на 3,902 млрд дол.

Впрочем, первое-второе места мы с этой страной делим постоянно – такова практика. Далее следуют Канада с 2,55 млрд дол., ЮАР с 1,73 млрд дол. и Ангола с 1,162 млрд дол. Еще в промышленном масштабе алмазы добывают в Конго, Зимбабве, Австралии и Намибии. А вот самые дорогие выдает на-гора королевство Лесото: в 2011 году средняя цена тамошних алмазов составила 1602 дол. за карат (для сравнения: в том же году средняя стоимость карата алмазов, добытых в России, по установленной нашим Минфином цене, составляла 76,12 дол.).

Но, увы, будучи первыми по добыче алмазного сырья, в производстве и реализации бриллиантов мы пока остаемся всего лишь на седьмом месте в мире. И компания «АЛРОСА», на которую приходится 94% всего объема российской добычи и 30% мировой и у которой имеется сегодня собственное гранильное производство, в 2012 году собирается достичь уровня реализации алмазов на 4,5 млрд дол.

Итак, серьезно поправить дела российского бюджета за счет развития алмазной промышленности пока не видится возможным. Да и стабильности этой отрасли явно не хватает. На алмазном рынке после кризиса царили панические настроения, продажи падали в разы, закрывались гранильные мастерские.

Главные центры обработки и продажи бриллиантов в Антверпене, Тель-Авиве, Нью-Йорке, Дубае и Гонконге лихорадило.

Поскольку основным потребителем бриллиантов до сих пор остаются США, нетрудно себе представить, как сказалось на рынке бриллиантов разорение крупнейших компаний и банков США. Второй традиционно крупнейший покупатель бриллиантов – Япония, в которой кризис шел на фоне цунами и аварии на АЭС «Фукусима». Третий по объему потребления регион – страны Юго-Восточной Азии, где тоже далеко не все благополучно, но именно продажи в этом регионе все-таки поддержали падающий рынок.

Следующий потребитель – ЕС – сегодня явно нуждается в бриллиантах меньше, чем в предотвращении дефолта Греции, Испании и Италии.

Тем не менее цифры говорят о том, что продажи бриллиантов растут – с 68,3 млрд дол. в 2007 году до 75 млрд в 2011-м. Но здесь стоит учесть и инфляцию, и резкий провал 2008 года – тогда этот «рост» не выглядел столь уж очевидным. Прогнозы на 2012 год пока весьма осторожны. Все ждут конца года, когда традиционно количество покупок (в том числе и бриллиантов) растет. Или должно расти...

Мы же пока в основном реализуем сырье. Достаточно взглянуть на цифры. Вся планируемая на 2012 год добыча компании «АЛРОСА» – 34,6 млн карат. И уже по итогам первого полугодия 2012 года на экспорт ушло 15,4 млн карат необработанных алмазов, за что было выручено 2 млрд дол. Правда, запасы компании оцениваются в 1,2 млрд карат, и считается, что этого хватит на 32 года добычи, но… А действительно ли «АЛРОСА» наша? И не стоит ли пересмотреть объемы продаж обработанных и необработанных алмазов?


Лучшие друзья иностранных девушек

Как утверждает вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Эвоян, до 2008 года половина добываемого алмазного сырья в России шла на внутренний рынок, а половина – на экспорт. Сегодня соотношение изменилось: Россия экспортирует уже две трети добычи. В марте Индия обратилась в наше Министерство экономического развития с просьбой увеличить поставки алмазного сырья, что вызвало резкую реакцию наших огранщиков.

Впрочем, и то, что гранится в России, продают за границу. По словам директора завода «Кристалл» Максима Шкадова, более 98% продукции предприятия уходит на экспорт. Стоит сказать с гордостью, что наша огранка – на мировом уровне, а среди тех, кому завод осуществляет прямые поставки, – скажем, компания «Тиффани». Однако не напоминает ли это отчасти уже упомянутую ситуацию начала XX века, когда Россия по потреблению бриллиантов была на первом месте, а по производству – ни на каком? Конечно, наши девушки не обходятся без «лучших друзей», но вот покупают их в основном у зарубежных производителей.

Рост внутреннего потребления этих символов роскоши почему-то идет за счет импорта, в то время как собственное производство сокращается. Так, в первой половине 2012 года производство алмазов на предприятиях Якутии сократилось на 44%. Если учесть, что 86% продукции уходит за рубеж, сокращение продаж в мире роняет спрос на наши камни, а вот за счет российских продаж эти убытки пока восполнить не удается.

Среди 20 стран мира, занимающихся огранкой бриллиантов, мы пока сохраняем относительно почетное пятое место. Но наша доля в огранке – всего 6,7%, а в ювелирном производстве, то есть в изготовлении конечного продукта, и того меньше – 0,4%. Эксперты объясняют это тем, что в таких странах, как Бельгия, Израиль, Индия, для производства бриллиантов и изделий с ними создан благоприятный законодательный климат, каковой в России отсутствует. Множество косвенных налогов увеличивает стоимость изделий, и получается, что купить их дешевле за рубежом, чем дома, где бриллиант добыт и огранен. Кстати, и в африканских странах в последнее время активно развивается гранильная промышленность, для которой создаются преференции...

Наша экономическая политика явно препятствует созданию «алмазно-бриллиантового комплекса», и плоды ее мы пожинаем. Израиль, где отродясь не было никакого алмазного сырья, занимает первое место в мире по продаже бриллиантов, через его биржу проходит больше половины добываемых в мире ювелирных алмазов.

Обработка алмазов, в отличие от добычи, не требует огромных производственных мощностей. При желании как оборудование, так и мастеров можно переместить в любую точку земного шара без колоссальных расходов. Да и сырье в эту точку придется везти отнюдь не вагонами – разве что охрана дорого стоит.

Поэтому не удивительно, что не в интересах стран, изготавливающих бриллианты, чтобы Россия стала крупнейшим их производителем и продавцом, на что мы, как крупнейший добытчик и хозяин большей части мировых запасов, казалось бы, имеем полное право. И наше законодательство, получается, на стороне наших же конкурентов.

Странная ситуация вырисовывается: и технологии добычи у нас отработаны, и огранка соответствует лучшим стандартам, и ювелиров хватает, а покупаем все импортное. Зарубежные же покупатели, приобретая бриллианты как из российского сырья, так и изготовленные в России, львиную долю стоимости отдают не в наш карман. Кстати, даже российский завод «Кристалл», где производится половина всех наших бриллиантов, приобретает сырье у российской же компании «АЛРОСА» на общих основаниях – никаких преференций по сравнению с покупателями из Бельгии или Израиля. В свою очередь, и «Кристалл» покупает не только якутское сырье. Вот такие мы «рыночные»!


«АЛРОСА» – наше все?

Созданная в 1992 году на базе работавшего с 1957 года ПНО «Якуталмаз» ЗАО «Акционерная компания АЛРОСА» пока еще находится в государственной собственности и входит в десятку самых эффективных предприятий РФ: 50,9% ее акций принадлежит Росимуществу, 32 – Министерству имущества Якутии, 8 – восьми якутским улусам (районам) и только около 9% – прочим миноритарным акционерам. Ее доля в мировой добыче алмазов составляет 30% по стоимости продукции (10 лет назад было только 18%), 95% общего объема добычи – алмазы ювелирного и околоювелирного качества. Компания добывает 94% всех алмазов России, а ее прогнозные запасы составляют около трети общемировых.

У компании имеется собственный современный геологоразведочный комплекс, обеспечивающий поддержание и наращивание объема разведанных запасов. Ежегодный объем выручки от реализации основной продукции составляет более 4,0 млрд дол. «АЛРОСА» ежегодно производит и реализует продукции примерно на 140 млн дол. Компания – это алмазные рудники и карьеры, пять горнообогатительных комбинатов, сортировочный центр, сбытовая компания, производство бриллиантов, транспортные, строительные и другие вспомогательные предприятия, оснащенные самым современным оборудованием. Большинство активов сосредоточено в Якутии, дочерние фирмы ведут разработку месторождений в Архангельской области и в Анголе. Казалось бы, все просто великолепно – впереди явно просматривается «небо в алмазах».

Идеи приватизировать все это великолепие, что называется, давно витали в воздухе. Подобно Марку Порцию Катону Старшему, как известно, упорно требовавшему разрушения Карфагена, экс-министр финансов Алексей Кудрин, много лет возглавлявший наблюдательный совет «АЛРОСА», не раз высказывался о необходимости передать компанию в частные руки.

В ходе очередного пленарного заседания 29 марта 2012 года народные депутаты Якутии приняли постановление об обращении к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить контрольный пакет фирмы в государственной собственности. Однако, согласно утвержденному Медведевым, уже Председателем Правительства РФ, «Плану приватизации активов государственных компаний на 2012–2013 годы и в перспективе до 2016 года» от 20 июня № 1035-р, «АЛРОСА» подлежит приватизации. К 2016 году государство должно уйти из состава акционеров полностью.

В то же время по заключенному 5 марта 2011 года договору между правительством Якутии и АК «АЛРОСА» уже передана на баланс республики вся «социалка» – ЖКХ, жилой фонд и разнообразные предприятия общей стоимостью 53 млрд руб. Отныне республика (одна из самых дотационных в России) должна выделять на содержание всего переданного хозяйства, в том числе на строительство жилья, здравоохранение, переподготовку уволенных сотрудников компании и т.д., ежегодно примерно 2,8 млрд руб. На что, естественно, потребуются дополнительные дотации из федерального бюджета.

Одной из причин странного решения о приватизации компании называют ее долги. На конец первого полугодия 2012 года совокупный долг «АЛРОСА» составлял 135 млрд руб., а чистый – 121 млрд.

Правда, эксперты утверждают, что компания еще до кризиса имела значительную нераспределенную прибыль и не нуждалась в кредитах, однако их брала. Но сегодняшнее ее положение не позволяет сделать вывод о том, что компания без распродажи акций не сможет расплатиться с долгами.

Риски от приватизации «АЛРОСА» оцениваются весьма негативно. Размещение акций компании на сумму, достигающую 20–25% уставного капитала (а это только начало!), о чем сообщал глава компании Федор Андреев, уже может привести к утрате контроля над алмазной промышленностью России. Даже если добыча алмазов продолжится, вряд ли стоит надеяться, что новые владельцы не постараются снизить ее себестоимость за счет сокращения расходов на зарплаты, налоги, содержание инфраструктуры, безопасность сотрудников и обновление техники. Тем более что мировая практика показывает: в странах «третьего мира» именно так и ведется добыча. Возможно, что к нам как раз и завезут рабочих из этих стран. Проще «добить» все, а потом уже вовсе заморозить добычу – это же очевидно.

Новые крупные акционеры, среди которых, скорее всего, окажутся наши конкуренты, будут иметь возможность после убийства инфраструктуры попросту изгнать компанию с мирового рынка. Такие прецеденты в современной истории России мы уже знаем. Вряд ли иностранные акционеры станут вкладывать средства в развитие компании – вывести ее с рынка и сократить объем мировой добычи, значительно подняв при этом цены на сырье, гораздо выгоднее. Тем более что за последние 15 лет в мире не было открыто ни одного крупного алмазного месторождения.

Что же касается Якутии, которая до 60% своего бюджета формировала за счет поступлений от «АЛРОСА», то понятно, что разовые поступления от приватизации ее не спасут, а 40 тыс. рабочих мест вполне могут исчезнуть. Если же этот вполне вероятный сценарий осуществится, то нашим огранщикам в перспективе придется покупать гораздо более дорогое сырье за границей, что, скорее всего, просто добьет отрасль и, опять же, уничтожит десятки тысяч рабочих мест.

Стоимость – полтора миллиона долларов

Найденное еще в 70-е годы Попигайское месторождение алмазов, наделавшее сегодня столько шума в прессе, действительно содержит в себе сотни миллионов карат. Но, как объяснили ученые разгоряченной публике, эти алмазы нужно мерить не каратами, а килограммами или, например, литрами. Серая либо черная пыль или мелкие темные камешки – вот что представляют из себя попигайские алмазы. Для производства ювелирных изделий они явно не годятся.

Значение этого месторождения, действительно не имеющего аналогов в мире, относится к промышленному применению уникальных абразивных свойств таких алмазов. Инструменты с напылением из них могут легко резать даже самые твердые материалы, включая обычные алмазы. Но все это – вопрос будущего.

Пока никакой добычи на Попигайском месторождении не ведется. Хотя ряд компаний им уже заинтересовался, но потребуются исследования и огромные вложения, прежде чем будет получена первая прибыль.

Сегодня трудно назвать высокотехнологичную область, где бы не использовались алмазы. Однако преимущество отдается не природным, а синтетическим алмазам – им заранее можно придать нужные характеристики, чего нет у природного сырья. В этой области Россия пока не отстает: у нас многие разработки не имеют аналогов в мире. Описать в одной статье все достижения отечественной научной мысли в области применения технических алмазов не представляется возможным. Не исключено, что алмазное будущее России – за этим направлением применения драгоценных кристаллов. Правда, выглядят они совсем не ювелирно – девушкам уж точно не понравились бы.

Кстати, совсем недавно в Якутии найден очередной уникальный алмаз – весом более 150 карат и примерной стоимостью 1,5 млн дол. Может, все-таки не стоит торопиться с приватизацией «АЛРОСА»?


Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
МосводоканалМД-группКапиталМосгаз
ДоркомэкспоШвабе