ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Смещение акцентов. Россия объявила о повороте вектора развития на восток


В 2012 году Российская Федерация впервые стала председателем международного форума АТЭС, который и провела благополучно со 2 по 9 сентября сего года во Владивостоке. В отстроенном специально к форуму комплексе острова Русский 21 делегация стран – участниц АТЭС, а также многочисленные журналисты и гости (всего более 10 тыс. человек) смогли оценить масштаб и стоимость преобразований, покритиковать сервис, похвалить еду и, разумеется, обсудить перспективы АТЭС и ее роль в современном мире.


Наше председательство в АТЭС в 2012 году проходит под девизом «Интеграция – в целях развития, инновации – в интересах процветания». Именно интеграция России в экономику АТР, которая развивается сегодня наиболее динамично, становится важнейшей целью для российской власти. Еще год назад на саммите АТЭС на Гавайях Президент РФ Дмитрий Медведев объявил региональную интеграцию одним из приоритетов, который будет ставить наша страна перед собой, принимая председательство в АТЭС. Другие приоритеты – укрепление продовольственной безопасности, формирование надежных транспортно-логистических цепочек, взаимодействие для обеспечения инновационного роста, а также либерализация торговлии инвестиций. В рамках саммита 2–4 сентября на острове Русский прошел Молодежный саммит АТЭС, 6 сентября встретились главы МИДов, 7–8 сентября состоялся Деловой саммит, а 8–9 сентября – отдельная встреча глав государств и правительств Азиатско-Тихоокеанского региона.


«Неотъемлемая часть атр…»

На пространстве АТР до последнего времени погоду делали два основных игрока – США и Китай. Россия, не шедшаяв русле ни того, ни другого, активной позиции не занимала. Только в последнее время тема развития Дальнего Востока и возвращения в традиционно значимый для страны регион зазвучала в полный голос. Например, в серьезных масштабах восстанавливается военное и энергетическое сотрудничество с Вьетнамом. Еще до открытия саммита АТЭС первые лица нашего государства озвучили новое понимание роли АТР в развитии российской экономики. Отметив, что в текущее время на экономики АТЭС приходится лишь 18% российской внешней торговли, а доля России в совокупном товарообороте стран АТР за вычетом Китая, Индии и Вьетнама составляет менее 1%, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что ситуация в ближайшие годы должна измениться радикально. По его словам, доля АТР в нашей внешней торговле будет увеличена до 50% и для наиболее успешного взаимодействия со странами этого региона будет создан специальный орган при Президенте РФ. «Будущее для нашего ускоренного роста – это когда у нас две крепкие ноги. Не одна европейская, а европейская и азиатская. Вот когда мы будем крепко стоять на этих основах, тогда у нас будет совершенно другая безопасность нашей экономики», – образно выразился Игорь Шувалов, обозначив новое направление вектора экономического развития страны. Как показал проведенный уже на саммите АТЭС опрос консалтинговой и аудиторской компании PwC, для бизнеса стран АТР Россия является одной из пяти самых привлекательных для инвестиций стран. Получается, что прежние воззрения нашей элиты, активно ориентировавшейся на Европу (достаточно упомянуть возникновение «Лондонграда» в британской столице), начинают меняться. О том, что мировой центр экономического развития перемещается в Азию, как раз в АТР, экономисты говорят давно. В США несколько снижается интерес к делам Евросоюза, и даже в самих Соединенных Штатах деловая активность как будто понемногу«перетекает» из Нью-Йорка… например, в Сан-Франциско. Накануне саммита АТЭС азиатское издание ведущей американской деловой газеты The Wall Street Journal опубликовало статью Президента РФ Владимира Путина «Владивосток-2012: российская повестка для форума АТЭС», в которой российский президент предельно ясно обозначил нынешнюю позицию Россиив АТР. «Наша страна исторически, географически – неотъемлемая часть АТР. Полноформатный выход на азиатско-тихоокеанское пространство мы рассматриваем как важнейший залог успешного будущего России, развития сибирских и дальневосточных регионов», – написал Владимир Путин.


Интеграция и еще раз интеграция

В своей статье Владимир Путин предложил построить разговор на саммите АТЭС именно «вокруг возможностей интеграционного сотрудничества как фактора экономического роста». Тем болеечто сегодня у России новые возможности для развития подобной интеграции – вступление в ВТО и создание Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) с Белоруссией и Казахстаном. От Единого экономического пространства – к Евразийскому экономическому союзу страны-участницы планируют прийти к 2015 году. Теоретически возможно таким образом соединить через ЕЭП даже Евросоюз и страны АТР –Россия предлагает себя в качестве оптимального транспортного коридора. «Мы считаем, что интеграционное объединение, которое создают Россия, Белоруссияи Казахстан, способно играть заметную роль в глобальном развитии и стать связующим звеном между Европейскимсоюзом и АТР», – отметил в своей статье Владимир Путин. По мнению Президента РФ, этот путь может привести к «более тесной «стыковке» экономических режимов, правил технического регулирования, действующих в ЕС, в АТЭС и в рамках Евразийского экономического союза». Масштаб перспектив, намеченных Владимиром Путиным, – универсальные «правила для работы бизнеса на впечатляющем по своим масштабам пространстве Евроатлантики, Евразии и АТР». Стоит воспринять это предложение серьезно – мировые экономические реалии действительно диктуют необходимость постоянной«сверки часов» всех регионов, а масштаб нашей страны не только позволяет, но и требует принимать именно глобальные решения.Тем более что и конкретные предложения с российской стороны есть – в своейстатье Путин предложил «предметно рассмотреть вопросы развития «транспортного контура» такого интеграционного проекта» и создать эффективную систему управления логистическими рисками, диверсифицировать торговые маршруты. Россия в этом направлении уже работает – есть программа строительства современных портов на Дальнем Востоке, модернизации транспортной и грузовой инфраструктуры, совершенствования таможенных и административных процедур. Владимир Путин сослался на оценки экспертов Делового консультативного совета АТЭС, которые подсчитали, что реализация этих проектов позволит уже к 2020 году увеличить объем транзита между Европой и АТР по российской территории не менее чем в пять раз. При этом перевозки по «нашим» маршрутам вполне конкурентоспособны – они быстрее и безопаснее маршрутов через Малаккский пролив и Суэцкий канал, а по цене сопоставимы с ними. Ту же позицию по использованию логистических возможностей России и ЕЭПдля развития всего региона Владимир Путин озвучил и в своем выступлении на форуме АТЭС. Прозвучали такие цифры: развитие альтернативных маршрутов доставки грузов между Европой и Азией позволит странам АТЭС и России сэкономить около 300 млрд дол. до 2020 года в двусторонней торговле и около 370 млрд дол. – на транзите. Каждый процент торговли между Европой и Азией, проходящий через российскую территорию, будет приносить в экономику около 1 млрд дол.


Даст ли «добро»таможня?

Перспективы российского транзита, конечно, велики, но для их реализации нужно приложить колоссальные усилия. По оценке экспертов, наши транзитные пути имеют мощность всего 85 млн т ежегодно, причем 80 млн перевозят БАМ и Транссиб, 5 млн – Северный морской путь. И большая часть этих мощностей – более 80% – занята нашими собственными перевозками. Поэтому, хотя через Россию путь из Европы в Азию самый короткий, грузы идут в обход нас. Через Суэцкий канал – более 99%, через Транссиб – менее 1%. Северный же морской путь пока вообще ждет своего часа. По оценкам РЖД, на модернизацию БАМа и Транссиба, чтобы расширить их пропускную способность и обновить инфраструктуру, нужно примерно 35 млрд дол. Нуждается в обустройстве и Северный морской путь – со времен кончины Советского Союза здесь резко сократилось количество метеорологических станций и закрылись арктические порты. Как сообщил на саммите АТЭС полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, в округе реализуются крупные инфраструктурные проекты – строится сеть дорог, планируются модернизация и реконструкция Транссиба, строительство БАМ-2, Транскорейской железнодорожной магистрали в порт Пусан, железной дороги с мостовым переходом на Сахалин, развитие Северного морского пути. Остается надеяться на то, что дороги, построенные после саммита, окажутся лучше, чем те, что построены к нему. Как уже после саммита признал Игорь Шувалов, к качеству новых дорог есть много претензий, и строителей обяжут переделывать развалившиеся участки. Сможет ли Россия привлечь к реализации своих инфраструктурных проектов достаточные по объему инвестиции? В повестке саммита был пакет транспортно-инфраструктурных проектов стоимостью примерно 12,3 трлн руб. Это как разБАМ-2, Транссиб и Северный морской путь. Предполагается, например, для Транссибирской магистрали создать единую компанию – оператора грузовых перевозок. Капитал такой компании должен быть составлен из взносов инвесторов, представляющих страны, заинтересованные в транзите. Понятно, что впереди – огромная работа. Ведь сегодня, согласно логистическому индексу Всемирного банка, Россия – на 95-м месте. И немалый вклад в это явное отставание делает наша таможня. Оформление грузов у нас идет примерно в 6 раз дольше, чем, например, в Сингапуре, и стоит в 4 раза дороже. По мнению экспертов, сокращение этих сроков и стоимости уже даст рост объема торговли на треть от нынешнего. Созданное Правительством РФ Агентство стратегических инициатив разработало «дорожную карту» для упрощения таможенных процедур в России. В «Стратегии развития РЖД до 2030 года» предусмотрена реконструкция Транссиба, а развитие Северного морского пути предполагается в рамках «Стратегии развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до2020 года». В случае реализации этих проектов к 2020 году Россия сможет претендовать примерно на 6% евразийских перевозок, из которых 5% придутся на Транссиб, а 1% – на Северный морской путь. Если же навигационный период в Северном Ледовитом океане увеличится, что вполне вероятно, то наши успехи могут быть еще более внушительными. Выступая на саммите АТЭС, Владимир Путин предложил странам региона для повышения эффективности и надежности логистических цепочек оснастить транспортные узлы и коридоры российской системой навигации ГЛОНАСС. Президент РФ подчеркнул, что система ГЛОНАСС уже приобрела глобальный характер – на орбите 28 спутников, из которых два – резервные.


К свободной торговле

По приезде на саммит в интервью Russia Today Владимир Путин так оценил положение дел во внешней торговле: хотя две трети российской территории находится в Азии, на нее приходится лишь 24%, а основная часть нашей внешней торговли (более 50%) сосредоточена в Европе. И это соотношение явно не должно сохраняться. Как заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, Россия намерена создать зону свободной торговли с рядом стран АТЭС. По словам Белоусова, сегодня более 30 государств выразили желание заключить с нами соглашения о свободной торговле. Пока же на финишной прямой – переговоры с Вьетнамом. Продолжаются переговоры и с Новой Зеландией. Выступая в рамках дискуссии «Экономическая интеграция: преимущества и побочные эффекты», Игорь Шувалов заверил, что в ближайшие 5–10 лет товарооборот России со странами АТР превысит товарооборот с Евросоюзом. «Нам нужно обеспечить небольшое смещение акцентов, не сворачивая традиционные торгово-экономические связи и продолжая их развивать, притом нам необходимо значительно ускорять процессы интеграции и кооперации с Азиатско-Тихоокеанским регионом», – заявил Шувалов. Что же касается «побочных эффектов», то они, по мнению Шувалова, значительно меньше, чем выгоды. «Неинтеграция как по европейскому направлению, так и по азиатскому несет для России значительно большие риски, чем те риски, которые приходят с формированием новых интеграционных процессов», – предостерегпервый вице-премьер. Владимир Путин также обещал топ-менеджменту ведущих компаний стран АТР, что Россия будет продолжать снижение всех тарифных и нетарифных ограничений, а преференциальные торговые договоренности будут максимально транспарентными.


Возможность века

Накануне саммита АТЭС американская газета The New York Times процитировала мнение экспертов о том, что «российское сельское хозяйство – это возможность века». То, что с изменением климата и мировой конъюнктуры наши аграрные возможности становятся все более и более востребованными, очевидно. Поэтому желание России на форуме привлечь внимание к проблеме продовольственной безопасности вызвало полное понимание, о чем Владимир Путин написал еще в статье «Владивосток-2012: российская повестка для форума АТЭС». «Нестабильность на глобальных рынках продовольствия несет за собой серьезные экономические и социальные риски. Мы вместе должны предложить ответы на этот вызов», – отметил российский президент, и это ни у кого не вызвало возражений. Тем более что мировой урожай этого года оставляет желать лучшего, и это тенденция всех последних лет. По оценке Всемирного банка, цены на продовольствие в июле уже в среднем выросли на 10%. Подготовленный Деловым консультативным советом (ДКС) АТЭС план работы партнерства в сфере продовольственной безопасности рассчитан на 2012–2014 годы. Его приоритеты – содействие распространению технологий в сельскохозяйственной сфере, развитие инфраструктуры экспорта/импорта продовольствия, повышение доступности продовольственных товаров для незащищенных слоев населения, гармонизация таможенных, санитарных и ветеринарных процедур, а также создание системы информациикак механизма для снижения волатильности (волатильность – статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены. – Примеч. ред.) на рынке продовольствия. Постоянный мониторинг и обмен данными об урожаях, ценах и запасах продовольствия позволит избежать спекулятивной паники. Андрей Белоусов по итогам встречи министров стран АТЭС высказался так: «Реакция многих стран на продовольственный кризис – это ограничение вывоза продовольственных товаров, и министры практически единодушно призвали с этим бороться». Как раз интернет-портал АТЭС, посвященный продовольственной безопасности, поможет избежать подобных крайних мер даже в случае неурожая. Заявление, которое по поводу поддержания продовольственной безопасности в регионе на форуме АТЭС сделал Владимир Путин, вполне можно назвать сенсационным. «Россия вносит и будет вносить значительный вклад в стабильные поставки продовольствия на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона... Сейчас наш экспортный потенциал где-то 15, а то и 20 млн т зерна. По оценкам специалистов, к 2020 году наша страна будет ежегодно производить 120–125 млн т зерна, и это увеличит ее экспортные возможности до 30–35, а то и до 40 млн т», – объявил Президент РФ. Он также призвал к стимулированию взаимных инвестиций в сельское хозяйство и реализации аграрных проектов на основе передовых технологий. И это касается не только открытия новых аграрных предприятий в России, но и о сотрудничестве в области защиты и рационального использования биоресурсов Тихого океана. Если учесть, что именно в АТР наиболее быстрыми темпами растет средний класс и поэтому рост потребления продовольствия в этом регионе будет самым динамичным, то возможность использовать наши ресурсы для преодоления возможного продовольственного кризиса становится «козырной картой» России в рамках АТЭС. Однако уже имеющийся опыт использования наших земель китайскими фермерами скорее негативный. Использование ими химических удобрений и пестицидов не только приводит к получеию некачественной и опасной для здоровья продукции, но и уничтожает почвы, оставляя после себя «лунный ландшафт». Такой способ хозяйствования на российских территориях нужно жестко и полностью исключить законодательно и добиться того, чтобы в данном случае законодательство исполнялось более чем неукоснительно. Иначе неизбежны не только экономические и экологические потери, но и социальные взрывы. Еще одно непременное условие для реализации задач, поставленных Владимиром Путиным, – создание инфраструктуры для перевозки продовольствия, поскольку сегодня его часто невозможнони хранить, ни отгружать без потерь.


Повышение устойчивости финансов

Оценивая ситуацию в экономике России, Владимир Путин сказал участникам саммита, что российским властям в последние годы удается удерживать макроэкономическую стабильность. По мнению Путина, удастся даже удержать годовую инфляцию на уровне чуть более 6%. Он также указал на небольшой объем государственного долга России, хотя и не исключил его умеренный контролируемый рост. На этом фоне Владимир Путин признал возможность создания валютно-финансового союза в АТР. По его мнению, развитие региональных резервных валют уже происходит. И это оправданно. Устойчивость мировой финансовой системе могут дать несколько точек опоры в виде альтернативных резервных валют. «Если мы хотим избавиться от излишних деривативов, повысить дисциплину и устойчивость мировых финансов, мы должны переходить к множественности мировых резервных валют», – заявил российский президент. Явно намекая на финансовую политику США, Владимир Путин предостерег: «Если есть одна мировая резервная валюта, у эмитента этой валюты всегда будет искушение как-то использовать ее в своих интересах, а в конечном счете это наносит ущерб самому эмитенту этой валюты, нарушаются фундаментальные принципы функционирования мировой финансовой системы». Что касается возможностей стран АТЭС, то создание именно здесь новых валютных центров может иметь, по мнению Путина, успех. Среди других приоритетов финансовой системы РФ в условиях углубления интеграции Владимир Путин назвал свободу движения капиталов, плавную, без нажима извне, консолидацию банков, создание благоприятного инвестиционного режима.


Единое образовательное пространство

В статье, опубликованной накануне саммита АТЭС, Владимир Путин предложил в рамках этой организации уделить особое внимание образованию, организовать сетевое взаимодействие университетов, создать условия для повышения академической мобильности, обмена преподавателями и студентами. По мнению российского президента, «уже сейчас необходимо прорабатывать идею формирования единого образовательного пространства в АТР». После окончания саммита АТЭС Владимир Путин открыл новый кампус Дальневосточного университета, площадь которого почти сравнялась отныне с площадью МГУ. «Мы все очень рассчитываем на то, что этот университет станет действительно интеллектуальным центром развития Дальнего Востока нашей страны, станет магнитом, центром притяжения – не только для российских специалистов, но и для наших соседей в этом регионе мира», – напутствовал студентов и преподавателей Владимир Путин. Приоритеты обучения в ДальГУ – изучение ресурсов Мирового океана, энергосбережение, нанотехнологии, развитие транспорта, взаимодействие России со странами региона и биомедицина. Общее же количество образовательных программ – почти 600. Строительство в Амурской области нового современного космодрома «Восточный» также рассчитано на то, что в этом проекте примут участие выпускники ДальГУ.


«Восточный разворот»: настроения скорее позитивные

В итоговой декларации саммита АТЭС лидеры экономик союза подтвердили свою приверженность борьбе с коррупцией, пообещали укреплять государственные финансовые системы, снижать возможность резких скачков цен, повышать уровень продовольственной безопасности, продолжать оптимизировать таможенные процедуры, избегать протекционизма. В целом декларация, как иположено документам такого рода, содержит общие слова о поддержке всего позитивного. Выступая на пресс-конференции по итогам саммита, Владимир Путин заявил, что задачи, поставленные Россией в рамках саммита, полностью выполнены, «обозначены новые горизонты» и «данпозитивный сигнал» бизнесу. «В целом в этом регионе настроения скорее позитивные и ожидания, я бы их назвал, сдержанно-оптимистические», – подытожил Президент РФ. Эксперты дружно заговорили о «восточном развороте» экономического развития России, гости в целом оценили саммит как серьезное мероприятие, были и конкретные решения. Лидеры стран АТЭС договорились до конца 2015 года воздерживаться от введения новых экспортных ограничений и создания барьеров для торговли и инвестиций и сократить совокупную энергоемкость экономик Азиатско-Тихоокеанского региона к 2035 году на 45% от уровня 2005 года. Владимир Путин особо отметил договоренность снизить до 5% ставки таможенных пошлин на 54 «зеленых» товара (ветрогенераторы, датчики загрязнения воды и воздуха и т.п.). Несмотря на все разногласия между Россией и Японией, на саммите была достигнута договоренность об участии Японии в российском проекте по экспорту сжиженного газа. Также было заключено соглашение между группой ИСТ и Mitsuiпо железнодорожному транспорту. В своих выступлениях Владимир Путин призвал лидеров АТЭС как наиболее динамично развивающегося региона к особой ответственности в связи смировым кризисом и к совместным антикризисным действиям. По словам Президента РФ, ключевые игроки АТЭС стараются соблюдать определенные правила и не предпринимают «безответственные, односторонние шаги с непредсказуемыми последствиями». Этому способствуют регулярные встречи и доверительное общение в рамках мировых общественных организаций, включая G20 и АТЭС. И поэтому удается не скатиться к торговым войнам и «глухому протекционизму».


Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
МОЭКМосводоканалЭнергокомплексГлавУПДК
АБЗАКСИТЕХRaexpert