НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Мирный атом» – над кризисом? Атомная отрасль в мире будет развиваться по трем разным направлениям, в зависимости от уровня благосостояния страны


Лозунг «Мирный атом – в каждый дом!» в советское время не содержал в себе никакой иронии. Граждане СССР вполне серьезно связывали свое прекрасное будущее с развитием атомных технологий. Авария на Чернобыльской АЭС, случившаяся в 1986 году, своими катастрофическими последствиями перевернула отношение к атомной энергетике не только в СССР, но и в мире. Через четверть века, 11 марта 2011 года, авария на АЭС «Фукусима-1» вернула человечество в состояние ожидания «атомного апокалипсиса». Общественные движения за запрет ядерных технологий оживились во всем мире, заговорили о крахе атомной энергетики. Спустя более чем год после фукусимской катастрофы энергетики собрались на свой ежегодный Международный форум «Атомэкспо-2012», чтобы обсудить положение дел. А дела оказались совсем неплохи.


Год после Фукусимы

«Мировая атомная энергетика: год после Фукусимы» – центральная тема на форуме «Атомэкспо-2012», прошедшем в Гостином Дворе в Москве. Организованный государственной корпорацией «Росатом», форум является уникальным мероприятием на просторах России и СНГ, полностью посвященным именно ядерной энергетике. Интерес к нему растет – в 2012 году и площади мероприятия увеличились вдвое по сравнению с годом прошлым, и число участников существенно возросло. Как отметил глава «Росатома» Сергей Кириенко, приехали 1300 специалистов из 53 стран – ученые-атомщики, представители предприятий атомной промышленности, поставщики оборудования, комплектующих и услуг для атомной отрасли, строительные компании, IT- и консалтинговые фирмы, чья деятельность сосредоточена в атомной энергетике, а также специализированные СМИ. В нынешнем году состоялся четвертый такой форум, показавший, насколько важна для всего мира тема атомной энергетики. В его рамках, как это уже стало обычным, прошли международный конгресс и специализированная выставка предприятий атомной промышленности и смежных отраслей. В целом посетителями форума стали более 4 тыс. участников. Сергей Кириенко констатировал, что через год после трагических событий на АЭС «Фукусима-1» произошло возвращение «к плановому развитию энергетики». Участники форума с оптимизмом отмечали, что уверенность в развитии атомной энергетики во всем мире растет, невзирая на тревоги по поводу сопряженных с этим опасностей. Президент форума, директор ИБРАЭ РАН Леонид Большов заявил: «Уроки Фукусимы обязательны для всех стран. Сегодня мы уже знаем, что эта позиция разделяется большинством государств». Как показал год после фукусимской катастрофы, решение отказаться от развития атомной энергетики приняли лишь некоторые страны, такие как Италия, где не было ни одной действующей АЭС, или Германия, где тенденция к отказу от АЭС была «модной» и до аварии на «Фукусиме-1». При этом многие страны, наоборот, расширили свои программы развития атомной энергетики. Сегодня МАГАТЭ предполагает, что к 2030 году количество АЭС в мире может достигнуть 350. И многие из них будут построены российскими строителями. Даже президент Японского форума атомной промышленности Такуя Хаттори подтвердил, что и в Японии невозможен полный отказ от атомной энергетики и «люди в целом понимают важность и возможности атомной энергетики». Получается, что фукусимская катастрофа стала, скорее, толчком для нового подхода к возможностям мирного атома, но не к отказу от него. Специальная комиссия Всемирной ассоциации операторов атомных станций тщательно проанализировала причины аварии на Фукусиме.

В результате все атомные станции мира и все операторы пересмотрели уровень защиты станций с учетом новых требований к безопасности, включающих в себя защиту АЭС от любых внешних воздействий.


«Росатом»: рост заказов и уровня работы

У наших атомщиков объем заказов не упал, как этого можно было ожидать после фукусимской катастрофы и в разгар экономического кризиса, а, наоборот, возрос в два раза: на 1 января 2011 года объем заказов ограничивался 12 блоками АЭС, на 1 января 2012 года – уже 21 заказ на строительство энергоблоков. Сергей Кириенко подтвердил, что главное в отечественной атомной отрасли – ориентация на технические решения, позволяющие гарантировать, что объект атомной энергетики способен сохранять работоспособность, надежность и безопасность даже в экстремальных условиях, и наши атомщики делают именно такие АЭС. Поэтому иностранные заказчики и отдают предпочтение российским проектам. Как заявил в своем выступлении заместитель генерального директора «Росатома» Кирилл Комаров, успех российских атомщиков объясняется рядом конкурентных преимуществ, среди которых – самые современные технологии, то есть реакторы поколения «три плюс», самые новейшие системы безопасности, а также возможность увидеть на российской территории атомные станции на разных стадиях строительства. Особенно важна способность «Росатома» предлагать весь комплекс услуг – от обеспечения топливом до помощи в создании законодательной базы и обучении персонала. Если к этому добавить возможность финансировать строительство, то не стоит удивляться, что портфель заказов «Росатома» постоянно пополняется и растет.

Главный финансовый директор «Росатома» Николай Соломон в своем выступлении на форуме подтвердил, что позиции «Росатома» на мировом рынке упрочились. Госкорпорация контролирует 17% мирового рынка ядерного топлива и имеет самый большой в мире портфель заказов за рубежом. «Мы строим больше всех атомных станций за рубежом. Портфель наших заказов – 30 блоков, 9 из которых мы сейчас строим в Российской Федерации, 21 (у нас фактически подписаны контракты) – за рубежом. Мы уже вторые в мире по запасам урана и третьи – по добыче. И такой достаточно серьезный результат – 40% мирового рынка услуг осуществляется нашими ресурсами и предприятиями», – заявил Соломон. Он также остановился на общественной приемлемо сти строительства АЭС. «Нам удалось восстановить статус-кво – вернуть доверие людей в России к атомной энергетике, несмотря на чрезвычайно форс-мажорную ситуацию в Японии, учитывая, что японские реакторы всегда считались одними из самых надежных в мире», – отметил главный финансовый директор «Росатома».

О принципах работы с общественным мнением и населением в зоне строительства АЭС рассказал и заместитель генерального директора «Росатома». По словам Кирилла Комарова, успешное строительство в Индии АЭС «Куданкулам» вызвало протест местных жителей. «Наш опыт показывает, что, когда мы рассказываем людям правду, это самый лучший способ завоевать доверие и развеять любые страхи», – объяснил принципы работы «Росатома» Кирилл Комаров. Рыбаков из индийской деревни, которые опасались, что атомная станция разрушит их жизнь, свозили на экскурсию в Китай, где уже действует АЭС рядом с рыбацкой деревней. «Китайские рыбаки рассказали, что они стали жить только лучше, так как у них появились постоянные покупатели из числа работников АЭС, получающих хорошую зарплату, – рыба выросла в цене. В итоге ситуация среди индийских рыбаков успокоилась и сейчас там нормальный уровень приемлемости, что лишний раз говорит о том, что с людьми надо просто разговаривать», – подытожил Комаров результат работы с «рыбацкой общественностью» в Индии.

Во время работы форума «Атомэкспо2012» Россия и Китай парафировали протокол о сооружении второй очереди Тяньваньской АЭС и «дорожную карту» сотрудничества в области атомной энергетики. Стоит отметить, что после аварии на «Фукусиме-1» КНР взяла тайм-аут на строительство новых атомных реакторов. Однако теперь этот мораторий будет отменен: стремление создать новые рабочие места и преодолеть дефицит энергоресурсов оказалось важнее опасений, тем более что уровень безопасности АЭС, построенных «Росатомом», не вызывает нареканий.

Зарубежные проекты «Росатома» имеют самую обширную географию – это Вьетнам, Турция, Белоруссия, Бангладеш. На форуме было подписано соглашение с Нигерией, продолжается сотрудничество с Болгарией. Также «Росатом» рассматривает возможность сотрудничества и с Великобританией.


Стратегия – до 2050 года

Как сообщил на форуме директор «Росатома» по стратегии и инвестициям Игорь Караваев, мировой рынок атомной генерации к 2030 году, по прогнозам экспертов госкорпорации, увеличится более чем вдвое – со 133 до 300 млрд дол. Объем стоимости сооружения АЭС возрастет также почти в два раза – с 31 до 53 млрд дол. В три раза больше станет рынок переработки отработавшего ядерного топлива и производства вторичного топлива – до 9 млрд дол. Рынок сервиса в атомной отрасли подрастет на 20% – до 22 млрд дол. У «Росатома» – еще более масштабные планы: к 2030 году предполагается увеличить выручку в пять раз – до 75 млрд дол., в 2020 году должен быть достигнут промежуточный показатель – 48 млрд дол. «Заработок» «Росатома» складывается из нескольких параметров. Реализация новых продуктов и услуг приносит сегодня 7%, и эту цифру к 2030 году предполагается увеличить вчетверо. Генерация и сбыт атомной энергии к тому же сроку сохранят свою ключевую позицию и будут приносить 50%, при этом производство ядерного топлива (включая добычу, конверсию, обогащение урана) будет играть существенно меньшую роль: его стоимость в доходах корпорации существенно уменьшится – с почти 40 до 12%. Сооружение АЭС и атомное машиностроение также сократятся в стоимости: с 5% выручки сейчас до 2% к 2030 году.

Выступая на форуме, заместитель директора Курчатовского института по ядерным технологиям Ярослав Штромбах презентовал разработанную институтом Стратегию развития атомной отрасли в России до 2050 года. Предполагается, что до 2030-х годов наша атомная энергетика будет базироваться на технологии водоводяных реакторов. Согласно Стратегии, к 2030 году суммарная мощность всех реакторов российского производства в стране и за рубежом достигнет 100 ГВт, а к 2050 году может составить 300 ГВт.

По мнению ученых Курчатовского института, одна из главных задач ядерной энергетики – замыкание топливного цикла, что неосуществимо без развития реакторов на быстрых нейтронах, но эту технологию еще необходимо тщательно отрабатывать.


Диверсифицированная энергетическая корзина

Директор по развитию и реструктуризации «Росатома» Иван Борисов в своем выступлении сообщил, что корпорация собирается в ближайшие 10 лет предложить на рынке полноценное энергетическое решение, которое будет включать в себя генерацию электроэнергии не только путем строительства АЭС.

«Мы рассматриваем и солнечную и ветровую энергетику, Smart Grid, современные системы накопления энергии. Большинство глобальных авторитетных прогнозистов относят ветроэнергетику (так же как и наш корневой бизнес, атомную энергетику) к наиболее растущим и перспективным секторам генерации. Поэтому ветер мы рассматриваем более подробно, чем остальные возобновляемые источники. Для нас это основание для планирования собственного развития» – такое заявление сделал Иван Борисов для участников форума и прессы. По этой теме высказался и первый заместитель генерального директора «Росатома» Александр Локшин: «Возможно, я вас удивлю, но наша корпорация рассматривает возможность участия в ветрогенерации. По крайней мере, на уровне производства оборудования для ветроэнергетики». Он подчеркнул, что ветер не станет заменой атому, то есть новые разработки корпорации будут «не вместо атомной генерации, а – в дополнение». И это – принципиальная позиция «Росатома», по мнению руководства которого возобновляемая энергетика, дополняющая атомную, создаст «диверсифицированную энергетическую корзину», что позволит госкорпорации делать наиболее востребованные на рынке предложения. Кстати, «Атомэнергомаш», подразделение «Росатома», создал дочернюю компанию «ВетроОГК», предназначенную управлять ветроэнергетическими проектами и активами. Финдиректор госкорпорации Николай Соломон в своем выступлении отметил: «Трансформация «Росатома» в глобального лидера отрасли должна происходить за счет развития новых сегментов на базе традиционных рынков». И для достижения этих целей «Росатом» готов идти на масштабные «длинные» инвестиции. «Для нас является важным развитие инновационных технологий, отказавшись от которых мы можем лет через 15 стать неконкурентоспособными. ы планируем расходовать в год 4,5% выручки на новые разработки», – объявил Николай Соломон. Такое заявление от финансиста дорогого стоит. Интересно, что незадолго до форума в прессе появились сообщения, что «Росатом» заказал изготовление гигантского беспилотного дирижабля-линзы диаметром 50 м. Миссия такой «летающей тарелки» будет многофункциональной – гидрографические и картографические исследования, воздушная разведка, ретрансляция сигналов и т.д.


«Институт посткризисного мира»: атомной энергетике – быть!

Исследование Института посткризисного мира «Мирный атом: новый подход или отказ от использования» проводилось с декабря 2011 года по март 2012 года. Опрос 307 экспертов из 44 стран мира, 1500 респондентов из 44 регионов РФ (более 100 населенных пунктов) и анализ публикаций по теме в СМИ дали возможность сделать серьезные выводы. Главный из них – количество сторонников повсеместного использования атомной энергии в долгосрочной перспективе превышает половину опрошенных, и более двух третей экспертов считают, что в ближайшее десятилетие атомная энергетика необходима всему миру, и даже среди «физиократов» такого мнения придерживаются более половины опрошенных. «Население РФ, в отличие от многих других стран, готово поддерживать дальнейшее развитие атомной энергетики», – говорится в исследовании. Будущее российского мирного атома исследование определило как «вероятно хорошее», то есть Россия «может стать лидером «новой волны» атомной энергетики, если выступит на мировом рынке с инновационным пакетом продуктов, включающим не только традиционные, но и новые ядерные технологии». В выводах подчеркивается, что необходимо обеспечить скорейший переход к новому поколению реакторов с высокой степенью пассивной безопасности на территории самой России, стимулировать развитие атомного машиностроения и сохранять высокий уровень технологической элиты. По мнению экспертов Института посткризисного мира, само наличие атомной индустрии в государстве задает высшие требования к уровню его политической элиты, уровню ответственности всех ветвей власти. И теперь судьба всех актуальных «атомных вопросов» зависит от того, готово ли к их решению государство. Особые опасения экспертов вызывает реформа образования в России и утрата преемственности в подготовке кадров для атомной энергетики. Сегодня, как показывают результаты исследования, «ядерная энергетика… одна из немногих отраслей, удовлетворяющих претензиям РФ на высокий научно-технологический статус». Кадры, управление, инновации – вот ключевые вопросы, которые должны, по мнению экспертов ИПМ, решать руководители отрасли. Что же касается положения дел в мире, то атомная отрасль будет развиваться по трем разным стратегиям, в зависимости от уровня благосостояния страны. В богатых странах будет повышаться уровень безопасности АЭС, в развивающихся – наращиваться мощности, а в бедных странах будут строить реакторы устаревших моделей. При этом уже создано немало ядерных технологий, которые безопасны как с точки зрения эксплуатации, так и с точки зрения распространения ядерного оружия. Кстати, многие из этих технологий – российского происхождения. Но главный вывод – «только считанные государства, будучи или развитыми, или развивающимися по индустриальному типу, станут заниматься разработкой реакторов нового типа». Остается надеяться, что Россия в атомной энергетике сумеет в полной мере использовать свой шанс и сделает эту отрасль локомотивом для прочих. Тем более что в тех планах, которые в последние годы озвучивало наше руководство, роль атомной энергетике отводилась именно такая…

Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
КапиталЭнергокомплексГераСатори
КапстройситиАктивКапитал