ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Одной бедой меньше. Российские дороги – отнюдь не худшие в мире и в Европе, а Москва – не лидер по загруженности трасс…


В начале апреля сего года СМИ с явным комическим подтекстом распространили новость о том, что Росавтодор намерен потратить почти 80 млн рублей на то, чтобы улучшить имидж отечественных дорог. Для этого якобы собирались в суперпозитивном ключе разъяснять по всем каналам, как снижаются затраты на строительство дорог, какие инновационные материалы используются и какие в итоге качественные получаются автотрассы. И хотя вскоре последовало официальное заявление, что Росавтодор не планирует проведение рекламных кампаний, осадок, как говорится, остался. Опять пнули и так признанного аутсайдера! Наши дороги не ругает разве что ленивый, но насколько справедливо такое отношение к российским дорогам? И правда ли, что они худшие в Европе и мире?


В плену собственных иллюзий

В XX веке Россия явно уступала Европе по обеспеченности дорожной инфраструктурой, особенно шоссейными дорогами, – слишком различались размеры нашей страны по сравнению со всей Европой в целом. И качество наших дорог также уступало европейскому – сказалась ставка на железнодорожный транспорт.

Тем не менее дороги в СССР строились, причем много и быстро. А учитывая относительно небольшое количество легкового транспорта, перегрузки эти транспортные артерии почти не испытывали. Так что основные дорожные проблемы России на самом деле начались в постсоветский период, когда парк дорожного транспорта стал увеличиваться на порядки, а пропускная способность дорог за этим ростом не успевала. Современной России приходится учитывать этот фактор и искать пути выхода из возникшего кризиса. Но является ли ситуация в нашей стране действительно наихудшей в мире или хотя бы среди развитых стран? Такое представление – не более чем миф.

Достаточно послушать самих европейцев. Европейская программа оценки дорожной инфраструктуры (EuroRAP) среди главных магистралей Европы только менее трети считает абсолютно безопасными, а 15% главных (не второстепенных – заметьте!) трасс та же EuroRAP признает крайне опасными для передвижения.

Остальные – в той или иной степени соответствуют оценке «удовлетворительно». Ежегодно в странах Евросоюза погибают на дорогах или получают тяжелые увечья 20 тыс. человек. И миллиарды долларов составляют суммы убытков от ДТП и пробок. Вам это ничего не напоминает? Кстати, почему мы продолжаем думать про наши дороги самое худшее, даже наблюдая по ТВ, как на дорогах Европы в непогоду скапливаются десятки километров пробок и случаются множества ДТП?

Ей-богу, выбоины на европейских шоссе – вовсе не нечто невиданное, а вот с экстремальными ситуациями там справляются чаще всего хуже, чем у нас. Автор этой статьи лично не раз наблюдала в замечательном городе Копенгагене полный коллапс движения в случае гололеда – с ним там вообще не пробуют бороться, просто сидят дома.

Да и пресловутые московские пробки, оказывается, далеко не самые-самые!

Мировой рейтинг городов с наиболее впечатляющими пробками, составленный британским порталом MSN Cars, не пустил Москву даже на ступени пьедестала. Первая тройка – Сан-Паулу, Пекин и Брюссель. Далее – Париж, Варшава, Мехико, Лос-Анджелес.

И только потом Москва, за которой сразу – Лондон. Кстати, в рейтинге самых загруженных транспортом городов Лондон занимает почетное третье место. Если же взять за точку отсчета пробку, которая в 2010 году в Пекине «рассасывалась»… 10 дней, то наша жизнь в столице РФ уже кажется вполне комфортной.

Еще одно из самых распространенных обвинений в адрес наших дорог – мол, обходится строительство во много раз дороже, чем за рубежом. В качестве примера любят приводить Канаду, чей климат вроде бы схож с нашим. Правда, живет население Канады в основном на юге страны, где климат как раз довольно мягкий, а на севере ничего и не строят. Так вот, по данным ФГУП «РОСДОРНИИ», строительство автомобильных дорог в России (в расчете на 1 км полосы движения) в среднем в 1,5 раза дешевле, чем в Канаде. Конечно, в этом деле не обходится без коррупции, но, поверьте, и она вовсе не российское изобретение!

Две трети… от Сингапура!

Весной 2011 года Всемирный банк посвятил нашей дорожной отрасли целый доклад, в котором посетовал, что две трети наших дорог непригодны для эксплуатации. А в конце 2011 года уже Университет Южной Калифорнии просветил страны Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (АТЭС) по этой же теме. По выводам южнокалифорнийских ученых, у нас самые плохие дороги (порты, аэропорты и т.д.) из всех стран АТЭС.

В качестве образца был взят… Сингапур. Подсчитали, что эффективность логистики России в дорожном строительстве – лишь 64% от уровня его развития в Сингапуре.

Для справки: площадь Сингапура составляет чуть более 700 кв. км, на которых живет примерно 5 млн человек, то есть более 7000 человек на кв. км. И располагается все это чудо в Юго-Восточной Азии, в зоне экваториального климата, отличающегося минимальными температурными колебаниями. А из 17 млн кв. км площади

России, которые нам нужно обустроить, имея плотность населения менее 9 человек на кв. км, более 11 млн кв. м – попросту вечная мерзлота. Так что иметь эффективность логистики в две трети сингапурских – это серьезно. Недавно общественность всколыхнуло предположение о том, что скоро все популярные дороги России станут платными, даже там, где нет никакой возможности объезда. Тем более что с 1 января 2011 года поправки в закон «Об автомобильных дорогах», позволяющие региональным, муниципальным и даже сельским властям делать платными участки дорог, проходящих по подведомственной им территории, вступили в силу. А первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов в своем выступлении допустил, что в России действительно могут появиться новые платные дороги без альтернативного бесплатного маршрута. Особенно лихие споры пошли по поводу стоимости проезда, которую назвали чуть ли не космической.

Однако скоро министр транспорта РФ Игорь Левитин официально заявил, что руководство страны не собирается принимать поправки в законодательство, разрешающие строительство платных дорог

там, где отсутствуют альтернативные бесплатные магистрали. А также сообщил, что стоимость проезда останется минимальной. Одним словом, в Министерстве транспорта не видят смысла создавать социальную напряженность, которая может обойтись дороже, чем предполагаемые выгоды от всеобщей дороговизны проезда.

Наоборот, все действия российских властей разных уровней в последние годы свидетельствуют, что за дороги все-таки взялись. Федеральное дорожное агентство планирует к 2017 году привести в надлежащее состояние 85% федеральных автодорог (сейчас таковых, по данным агентства, 40%). Впечатляет и динамика затрат на ремонт федеральных трасс: 88 млрд рублей в 2011 году, 114 – в 2012 году, а к 2014 году – 207 млрд рублей. Есть и качественные изменения – в 2011 году началось активное строительство сельских дорог с твердым покрытием, и с 2012 года в региональных дорожных фондах будет предусмотрено по 5% затрат на строительство сельских дорог, развитие уличной сети, дворов и внутриквартальных проездов.

Выступая 11 апреля в Государственной Думе с отчетом о работе правительства на тот момент, премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что в течение ближайших 10 лет будет построено 120 тыс. км федеральных и региональных автодорог, то есть объем дорожного строительства удвоится. При этом он подчеркнул, что правительство видит три приоритета расходования средств региональных дорожных фондов: сельские дороги, благоустройство малых и средних городов и сел, а также ремонт внутригородских и поселковых дорог. И везде, где это реально, сельские населенные пункты будут обеспечены дорогами с твердым покрытием.

Производство отечественной дорожной техники, внедрение новейших технологий дорожного строительства и обеспечение максимальной безопасности на дорогах становятся приоритетами российского дорожного комплекса. Пока это еще не стало нормой, но Москва, как обычно, готова показать пример и сразиться со своими знаменитыми пробками самыми современными методами.


Преодолеть все ошибки мира

«Все градостроительные ошибки, которые в мире можно было собрать, собраны и сконцентрированы в московском транспортном узле» – такой печальный вывод сделал Сергей Собянин в начале своей работы на посту Мэра Москвы, оценивая градостроительную политику последних десятилетий. Жители столицы обсуждали планы Мэрии по борьбе с пробками, вносили свои предложения.

В конце 2011 года заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил детали масштабной модернизации дорог. На каждую из 19 «вылетных» магистралей предполагается потратить примерно 8–9 млрд рублей. Начнутся работы в 2011–2013 годах, завершатся в 2012–2015 годах. Без учета эстакад, развязок и дублеров из 270 км магистралей реконструируют 170 км. Главные направления – Варшавское и Каширское шоссе, Рязанский и Волгоградский проспекты, Рублевское шоссе – Балаклавский проспект, Можайское, Щелковское, Ленинградское шоссе (от метро «Сокол» до МКАД), а также шоссе Энтузиастов.

Появятся заездные карманы для общественного транспорта, дороги-дублеры, новые подземные и надземные переходы, тоннели, развязки; светофоры на пешеходных переходах заменят на более современные; многие трамвайные пути будут переустроены. «Вылетные» магистрали должны стать зоной фактически бессветофорного движения. Прорабатываются проектные документы по Ярославскому, Алтуфьевскому, Дмитровскому, Волоколамскому шоссе, Ленинскому, Мичуринскому, Севастопольскому проспектам, а также по Профсоюзной улице, проспекту Вернадского и Садовому кольцу. При этом при проведении работ будет сохраняться существующее число полос, обеспечиваться беспрепятственный подъезд и подход к домовладениям и предприятиям.

Результат такой модернизации должен намного увеличить пропускную способность основных трасс Москвы и обеспечить скоростное движение общественного транспорта от окраин к центру и обратно. Что интересно, проекты реконструкции «вылетных» магистралей не только обкатываются на компьютерных системах, но и при их доработке учитываются предложения автолюбителей. Также в Рунете будут выкладываться сведения о планируемых перекрытиях шоссе и маршрутах объездов.

Но реконструкция «вылетных» магистралей – не финал переустройства транспортной сети Москвы. Далее модернизация ждет МКАД и ее развязки, между «вылетными» магистралями построят дороги-связки, в Москве появятся новые пересадочные узлы, позволяющие с комфортом пересесть с личного транспорта на общественный, и парковочные зоны. Как заявил Сергей Собянин, до конца 2013 года будет реализована программа «Интеллектуальная транспортная система». Городской центр управления дорожным движением при помощи дорожных датчиков и примерно 700 камер видеослежения будет осуществлять сбор и анализ информации о текущей дорожно-транспортной ситуации и управлять наземными транспортными потоками.

Все виды московского транспорта будут объединены в общую систему, связывающую метро, наземный транспорт и железную дорогу. В городе появятся табло, показывающие информацию о пробках на дорогах и уровень загруженности линий метро, «интеллектуальные» светофоры (использующие информацию о ситуации на дорогах в автоматическом режиме), остановочные «зеленые» павильоны, оборудованные солнечными панелями, и светофоры на солнечных батареях. В метро появятся современные кондиционеры и Wi-Fi. Все активнее в процесс движения будут внедряться реверсивные полосы, позволяющие менять направление проезда в зависимости от интенсивности движения и времени суток. Малое кольцо железной дороги и скоростной трамвай, оборудованный по последнему слову техники и развивающий скорость до 80 км/час, станут звеньями новой транспортной системы.

Только в 2012 году на развитие транспортной системы Москвы будет выделено более 162 млрд рублей. В результате появятся почти 50 км новых дорог, 17 мостов и эстакад и 50 пешеходных переходов.

Откроются Алабяно-Балтийский тоннель и дорога от Звенигородского шоссе до ММДЦ «Москва-Сити». Как заявил руководитель Департамента строительства Правительства Москвы Андрей Бочкарев, в 2012 году будет завершена реконструкция Каширского и Варшавского шоссе. Для того чтобы вести дорожное строительство на современном уровне, власти Москвы собираются отправлять рабочих на курсы повышения квалификации, дабы они в дальнейшем могли работать на проектах инфраструктурного и транспортного строительства. А еще в Москве появится дорога, какой еще в мире никто не строил. Как заявил руководитель столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров, «мы хотим взять два дорожных участка, каждый длиной не больше 10 км, и применить на них все самые современные разработки. Таких проектов нет нигде в мире. По отдельности элементы инновационной дороги применяются, но вместе – нет».

Как сообщил Алексей Комиссаров, решение о реализации этого проекта принято Комиссией по модернизации при Президенте России. Курирует проект Министерство экономического развития. Из того, что будет использовано при строительстве первых «дорожек будущего», называют множество новинок. Среди них – асфальт с нанодобавками, подогреваемый специальной сеткой, который будет зимой обходиться без реагентов. А также светофоры, образующие цветную лазерную стену и даже фиксирующие нарушителей. «Воздушные зебры» будут дублировать на высоте нескольких метров наземную разметку. Обогреваемые зимой и охлаждаемые летом остановки на солнечных батареях, где можно будет не только дождаться транспорта, но и выйти в Интернет, воспользоваться услугами торговых автоматов и бесплатных туалетов, станут также средством привлечь инвесторов. На таких остановках можно будет размещать рекламу.

Разделительные барьеры на «дорожках будущего» будут из композитных материалов, что позволит сделать их легче, дешевле и менее травматичными, чем металлические. А еще – по таким дорожкам покатят электробусы, способные проезжать 300–400 км без подзарядки.

Один из участков такой инновационной дороги появится в центре Москвы – рассматриваются Покровка или Маросейка. А второй участок должен будет показать, как работают инновации в условиях активного движения, эту часть проекта разместят на одной из «вылетных» магистралей. Претенденты – участки Каширского и Варшавского шоссе и Рязанского проспекта. Для реализации проекта, который будет начат в этом году, придется дополнять ГОСТы и СНиПы. Так, может быть, пора перестать исповедовать учение о том, что именно у нас все самое-самое худшее?!

Вот недавно я услышала такое компетентное мнение: «Не дай бог вам, москвичам, столкнуться с бесплатной английской медициной!» Так на какой там строчке Лондон в рейтинге пробок на дорогах?


Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
МОЭСКМосводоканалЭнергокомплексГлавУПДК
ФУДКапстройситиШвабе