НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

От бюджетного – к частному. Городские власти определились с приоритетами на ближайшие три года


Правительство Москвы утвердило Адресную инвестиционную программу на 2014–2016 годы. И хотя в экономическом развитии страны наметилось замедление (рост ВВП сократился до 3% в год, и, соответственно, в столице в этом году были вынуждены несколько сократить бюджетные расходы), в ближайшие три года объем финансовых вложений в развитие городской экономики вырастет.


В приоритете – подземка

На развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в течение предстоящего трехлетия из городской казны намечается выделить 1129 млрд руб.

Это на 15% больше, чем в предыдущие три года. Власти столицы планируют увеличить вложения в развитие транспортной инфраструктуры – в первую очередь в строительство метро и реконструкцию трамвайных путей. Впятеро будут увеличены вложения в развитие амбулаторно-поликлинической сети и строительство новых поликлиник.

По словам руководителя Департамента экономической политики и развития Максима Решетникова, как и в предыдущие годы, затраты на развитие транспортной системы составят основную часть АИП 2014–2016 годов. На решение этой проблемы предполагается потратить 765,45 млрд руб. вместо 632,81 млрд, или на 21% средств больше, чем за 2011–2013 годы. Большая часть этих денег – 446,24 млрд руб. – пойдет на развитие столичной подземки. Это позволит столице ввести более чем вдвое новых линий метро – 58,9 км вместо 25,5 км за предшествующие три года. До конца 2016 года должна быть завершена работа по созданию северной части Третьего пересадочного контура.

В период 2014–2016 годов будут открыты 32 новые станции и построены 11 депо. Подвижной состав для подземки будет приобретаться по принципиально новой схеме – по контрактам жизненного цикла, когда поставщик отвечает не только за поставку, но и за техобслуживание и ремонт вагонов.

– Заключив с поставщиками договор на закупку и обслуживание составов подземки по контрактам жизненного цикла, Москва сэкономила 90–100 млрд руб. из своего бюджета, направив эти деньги на развитие других отраслей, – пояснил Максим Решетников.

Самый значительный прирост объемов вложений в объекты транспортной инфраструктуры произойдет в области модернизации городского трамвая. Ассигнования на модернизацию трамвайного подвижного состава, обновление существующих путей и прокладку новых увеличатся с 3 млрд руб. в завершающуюся трехлетку до 13 млрд в предстоящую. Три новые трамвайные линии появятся на северо-востоке, на востоке и на юге города.

Речь идет о трамвайных линиях, ведущих в поселок Северный, в Ивановское, Южное Измайлово и Бирюлево.

Эх, дороги…

Однако, несмотря на то что расходы на финансирование дорожных проектов остаются самой значительной статьей расходов Адресной инвестиционной программы, из-за ухудшения прогноза экономического развития некоторые параметры все же пришлось скорректировать в сторону уменьшения. Если в АИП на 2013–2015 годы на строительство дорог и улично-дорожной сети закладывалось 412 млрд руб., в том числе 143 млрд руб. на 2014 год и 136 млрд руб. на 2015 год, то в новом трехлетнем бюджете расходы на дорожное строительство составляют 271,8 млрд руб.

При этом в 2014 году финансирование снизится до 94,6 млрд руб., в 2015-м – до 85 млрд, а в 2016 году оно составит 92,2 млрд руб. В реальности, впрочем, на дорожное строительство будет затрачено несколько больше, так как в предыдущий трехлетний период расходы бюджета на локальные мероприятия на улично-дорожной сети – расширение отдельных участков дорог, создание карманов для общественного транспорта – выделялись в рамках АИП. В новом же бюджете финансирование локальных мероприятий в объеме 23,9 млрд руб. заложено в текущие расходы.

За эти средства предполагается построить и реконструировать более 400 км дорог, возвести 145 искусственных сооружений (тоннели, путепроводы, эстакады) и 140 пешеходных переходов. Однако на многих объектах работы будут вестись менее активно, чем планировалось ранее, а ряд строек придется отложить до 2016–2017 годов.

– Сокращение объемов строительства дорог в 2014–2016 годах не предусмотрено. Более того, по некоторым проектам предполагается увеличение протяженности дорожных сетей. Экономия инвестиций при финансировании объектов будет достигнута за счет оптимизации проектных решений и эффективности размещения горзаказа. Высвободившиеся средства пойдут также на строительство объектов социальной сферы, поликлиник, детских садов и объектов социальной инфраструктуры, – пообещал Максим Решетников.

В свою очередь, руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев продемонстрировал, как удается достичь экономии расходов, на примере пересмотра параметров ряда дорожно-транспортных проектов. Скажем, планы реконструкции двух вылетных магистралей – Ленинского и Волгоградского проспектов – подвергнутся корректировке в сторону снижения стоимости выполняемых работ. Такое решение было принято после того как мониторинг показал заметное изменение интенсивности потока движения автотранспорта по этим магистралям. В случае с Ленинским проспектом свою роль сыграют планы скорого продления Сокольнической линии на территорию «новой» Москвы и реконструкции Калужского шоссе, что позволит снизить нагрузку на транспортные артерии юго-запада столицы. При этом, как отметил глава Департамента строительства, решение о переносе сроков реконструкции этих двух вылетных магистралей носило сугубо технический, а не экономический характер. Речь идет не о нехватке в бюджете средств для финансирования этих проектов, а о необходимости внести изменения в техническое задание. «Хотя в результате внесения таких изменений стоимость проектов реконструкции каждого из проспектов заметно снизится», – отметил Андрей Юрьевич.

Ситуация улучшится через 3–5 лет

Еще один крупный дорожно-транспортный проект, стоимость которого удалось заметно снизить еще на подготовительной стадии, связан с реконструкцией площади перед Белорусским вокзалом. До проведения конкурсных торгов – на стадии госэкспертизы проекта – его стоимость уменьшилась с 11 до 7 млрд руб., а в ходе проведения конкурсных торгов его стоимость наверняка еще уменьшится.

Андрей Бочкарев напомнил, что первоначально на площади Тверской заставы перед Белорусским вокзалом планировалось построить торговый центр, но город с этим проектом не согласился, и контракт с инвестором был расторгнут. В настоящий момент власти приняли решение о том, что там будет эстакада, небольшая развязка в одном уровне и подземный паркинг на 1130 машино-мест. Запланировано также строительство проездов под путепроводом Смоленско-Октябрьского направления железной дороги, которые должны обеспечить движение транспорта с Грузинского Вала на Бутырский Вал, с 1-й Брестской улицы на Ленинградский проспект в сторону области и на улицу Бутырский Вал, а с улицы Бутырский Вал – на новый путепровод в сторону Ленинградского проспекта.

На площади Тверской заставы появится транспортно-пересадочный узел, где можно будет оставить машину и пересесть на общественный транспорт, в том числе на железнодорожный. Пропускную способность железной дороги на данном участке также планируется увеличить. Кроме того, на свое историческое место у Белорусского вокзала будет возвращен памятник Максиму Горькому.

По словам Андрея Бочкарева, кардинального улучшения ситуации на дорогах в городе в целом удастся добиться лишь в среднесрочной перспективе – не раньше чем через 3–5 лет. Однако жители отдельных районов, где завершилась реализация крупных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, уже ощутили заметное улучшение. По словам Бочкарева, благоприятно повлияли на дорожную ситуацию завершение строительства транспортной развязки на Мичуринском проспекте, частичный ввод в строй Алабяно-Балтийского тоннеля, а также завершение работ по реконструкции Каширского и Варшавского шоссе.

Как разгрузить бюджет

Городские власти также рассчитывают снизить нагрузку на бюджет, привлекая в городскую экономику средства частного капитала. По их расчетам, на предстоящее трехлетие в проекты, связанные с развитием городской инфраструктуры, будет вложено более 1 трлн руб. внебюджетных инвестиций. По ряду городских программ доля частных инвесторов может составить до половины средств, необходимых для их реализации.

Например, на МКАД 13 развязок будут реконструированы за счет бюджета, однако прокладка примыкающих дорог боковых проездов и выездов на трассу, а также обустройство полос разгона-торможения должна быть профинансирована инвесторами, в первую очередь владельцами торговых центров, расположенных вдоль МКАД. В целом проект реконструкции Московской кольцевой автодороги обойдется в 150 млрд руб. Всего же за счет внебюджетных источников в городе за ближайшие три года планируется проложить 30 км новых дорог.

Еще одно новшество Адресной инвестиционной программы на 2013–2016 годы будет реализовано в сфере прокладки инженерных коммуникаций. Теперь все новые объекты инфраструктуры должны строиться за счет так называемой платы за присоединение.

– По ряду направлений мы установили тарифы на подключение к сетям: в этом году вводим тариф на подключение к воде и канализации. Эта плата должна превратиться в дополнительный источник финансирования прокладки сетей, – отметил Максим Решетников. – Таким образом, основную нагрузку, связанную с необходимостью вкладывать деньги в обновление коммунальной инфраструктуры, городская власть собирается переложить на инвестиционные программы естественных монополистов. Будем строить, что называется, за деньги тех компаний, которые на этом делают бизнес.

За счет всех этих факторов удалось снизить расходы городского бюджета на развитие коммунально-инженерной инфраструктуры со 106 млрд руб. в предыдущие три года до 64,7 млрд в 2014–2016 годах.

Доходы бюджета в 2014 году прогнозируются на уровне 1486 млрд руб., в 2015 году – 1557,4 млрд, а в 2016 году – 1625 млрд руб. Расходы же в 2014 году составят 1650,8 млрд руб., в 2015-м – 1708,4 млрд, а в 2016-м – 1765,9 млрд руб. Более половины доходной части бюджета 2014 года пойдет на реализацию социальных программ. Существенного роста доходов из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры и изменения налогового законодательства не предвидится. Дефицит бюджета будет постепенно сокращаться.

Столица планирует жить лучше

За трехлетний период в рамках городской программы «Жилище» за счет средств городского бюджета будет построено около 2,5 млн кв. м жилья, что позволит завершить программу расселения пятиэтажек сносимых серий. Финансирование жилищного строительства в рамках госзаказа увеличится с 118,5 млрд до 120,3 млрд руб. Несмотря на то что финансирование программы вырастет незначительно, ввод жилой недвижимости городские власти рассчитывают наращивать за счет дополнительных мер экономии. Не планируется индексировать среднюю стоимость строительства 1 кв. м жилья в столице в ближайшие три года.

– Это значит, что нам предстоит больше работать с нашими подрядчиками, жестче контролировать процесс ценообразования, – считает Максим Решетников.

По его словам, в последние три года город достаточно нарастил объем жилищного строительства, поэтому основная задача на ближайшие три года – удержать темпы жилищного строительства на нынешнем уровне.

В первую очередь уменьшат расходы стройкомплекса, но объемы ввода в строй новых объектов при этом не упадут. Часть детских садов, школ и поликлиник построят за счет инвесторов. Так, в городе планируется построить примерно 100 новых объектов здравоохранения. Финансирование медицины – это статья бюджетных расходов, которая не только не подвергнется сокращению, но и увеличится более чем в три раза. Только финансирование строительства новых поликлиник возрастет с 3,7 млрд руб. до более чем 20 млрд руб. К 2016 году планируется запустить 23 поликлиники на более чем 10 тыс. посещений в смену. За счет средств инвесторов, по программе «Доктор рядом» и другим формам государственно-частного партнерства планируется создать 49 медицинских учреждений. Сходные механизмы будут, по словам Максима Решетникова, задействованы и для строительства детских садов, число вводящихся в строй новых дошкольных образовательных учреждений снижаться не будет. В общей сложности за следующее трехлетие предполагается построить столько же детских садов, сколько и в завершающейся трехлетке (110), причем как минимум 58 объектов из них составят реконструированные или построенные за счет средств инвесторов. Уже в этом году подготовлено более 20 площадок для строительства инвесторами частных детских садов. Не забудут власти в ближайшие три года и о строительстве новых школ – на эти цели в АИП будут выделены 16 млрд руб.

Средства частных инвесторов и механизмы государственно-частного партнерства будут задействованы и для строительства новых объектов культуры. Самым крупным проектом в этой сфере, реализуемым целиком за счет средств городского бюджета, станет создание нового парка в Зарядье на месте гостиницы «Россия».

Всего же за счет бюджета в течение трех лет будет построено 33 объекта культуры и еще 17 – за счет частных инвестиций.

Ассигнования города на культуру на протяжении будущего трехлетия вырастут до 10,4 млрд руб. (с 8,9 млрд руб. в период 2011–2013 годов).

Существенным резервом для экономии бюджетных средств должно стать применение технологии конкурсных торгов.

В сфере госзакупок конкурентные процедуры позволили сэкономить бюджету в 2012 году 150 млрд руб., за первые восемь месяцев этого года – почти 90 млрд руб. Конкурсные процедуры помогают городу зарабатывать деньги не только в процессе размещения госзаказа. Так, аукционы на размещение наружной рекламы должны принести в бюджет столицы на протяжении нынешнего года не менее 15 млрд руб., а на протяжении ближайшего десятилетия поступления от тендеров по наружной рекламе смогут составить приблизительно 75 млрд руб.

В следующие три года 54% расходов городского бюджета будут направлены на развитие городских социальных программ: «Добрый город» (385 млрд руб.), «Образованный город» (260 млрд руб.), «Здоровый город» (245 млрд руб.) и др.

В течение 2014–2016 годов планируется потратить на финансирование программы «Безопасный город» 57,762 млрд руб., из них 26,235 млрд руб. – на обеспечение правопорядка и профилактику правонарушений. В частности, 4,817 млрд руб. выделено АИП на проектирование и строительство девяти новых зданий ОВД. А на предупреждение чрезвычайных ситуаций и развитие гражданской обороны в Москве за три года будет выделено 30,513 млрд руб.

Несмотря на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, в ближайшие три года в Москве предполагается устойчивый рост доходов бюджета со средним темпом 4% в год. Инфляция за этот год не поднимется выше 6,5%. В 2014 году она составит около 5,5%, в 2015–2016 годах – 5 и 4,7% соответственно. Средний уровень заработной платы в столице вырастет в следующем году до 60 тыс., а к 2016 году – до 70 тыс. руб.

Согласно прогнозам экспертов Департамента экономической политики и развития, к 2016 году средняя продолжительность жизни в столице достигнет 77 лет, а численность пенсионеров – 3 млн человек. Этому в немалой степени должно способствовать повышение качества медицинского обслуживания, которое достигается благодаря реализованной в городе программе модернизации, реформе амбулаторно-поликлинической сети и внедрению в городскую медицину информационных технологий.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ЭнергокомплексГераКростГлавУПДК
МОСПРОМСТРОЙФондРоссийский