НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Инвесторы из КНР построят метро в «новой» Москве. Это обойдется им в 2 миллиарда рублей


Московским властям пришлось отложить на год ввод в строй шести новых станций на Салатовой ветке по техническим причинам.

В то же время в Пекине Правительство Москвы подписало соглашение с китайскими партнерами о строительстве пятнадцатикилометровой линии до поселка Коммунарка в «новой» Москве. Скоро в столичном метро появятся и новые поезда, конкурс на закупку которых планируется провести до начала июля.

Сложная проходка

Как оказалось, строительство некоторых станций столичной подземки затягивается из-за политической нестабильности на Украине, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– У нас подписан контракт на 800 млн руб. с заводом в Днепропетровске на поставку тюбингов для строительства метро, однако сегодня из-за непростой ситуации на Украине поставки задерживаются. Нам очень жаль, что сложилась такая ситуация. В целом, по нашим оценкам, из-за произошедшего на Украине поставки задержатся на два-три месяца, – сообщил Марат Хуснуллин.

А значит, скорее всего, можно предположить, что на такой же срок могут задержаться сроки сдачи соответствующих станций метро.

Первоначально планировалось, что станции «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская» Салатовой ветки столичного метрополитена примут первых пассажиров уже в этом году. Однако срок их ввода в строй отодвинулся на вторую половину 2015 года. Намечены две пусковые очереди: участок от «Бутырской» до «Петровско-Разумовской» пустят ко Дню города в сентябре 2015 года, а остальные станции, включая «Селигерскую», – в декабре 2015 года.

Одновременно с запуском станций откроется электродепо «Лихоборы», в котором будут обслуживать подвижной состав линии.

У станции «Селигерская» организуют перехватывающую парковку на 2 тыс. машино-мест. Предполагается, что пропускная способность станции будет 25 тыс. человек в час, и 20 тыс. из них будут добираться до «Селигерской» из Подмосковья и отдаленных районов и только 5 тыс. – пассажиры, живущие в зоне пешей доступности. Всего у станций на северном участке Салатовой ветки будет обустроено сразу три крупных пересадочных узла: через «Марьину Рощу» пройдет Третий пересадочный контур, на станции «ПетровскоРазумовская» можно будет перейти на Серпуховско-Тимирязевскую линию и Октябрьскую железную дорогу, на «Окружной» – на Малое кольцо железной дороги (МКЖД) и Савеловскую железнодорожную ветку. После ввода шести новых станций в эксплуатацию полмиллиона жителей Северного и Северо-Восточного административных округов будут проживать в зоне действия метрополитена.

При этом продолжать Салатовую ветку дальше в сторону МКАД в ближайшие годы не планируется. По словам главы московского стройкомплекса Марата Хуснуллина, станция «Дмитровское шоссе» и станция на улице 850-летия Москвы появятся на линии метрополитена уже после 2020 года.

Снижение темпов строительства происходит из-за сложности проходки. Из строящихся сейчас линий Салатовая является самой глубокой – это было задано станцией «Петровско-Разумовская», заложенной на глубине 65 м еще в советские времена.

Кроме того, на всем протяжении этой линии находятся очень тяжелые водонасыщенные горизонты: тоннель через подобный грунт можно проложить только после химической заморозки. Кроме того, из-за событий на востоке Украины из Днепропетровска прекратились поставки тюбингов, которыми крепят тоннели этой линии, и работы пришлось приостановить.

Сейчас вопрос с тюбингами решен: столичный стройкомплекс нашел нового поставщика тюбингов в Сибири. Впрочем, и в вынужденном простое нашлись свои положительные стороны – метростроевцы начали экспериментировать с методами крепления тоннелей без тюбингов с использованием набрызга бетона на стены. Однако для очень водонасыщенных слоев Люблинско-Дмитровской линии эта технология все-таки не подходит.

Бизнес вне политики

В интервью одной из французских телекомпаний Марат Хуснуллин призвал не драматизировать ситуацию, сложившуюся с украинскими поставщиками. На вопрос о том, возникает ли проблема поставок материалов (металлов, тюбингов) из Днепропетровска при строительстве некоторых станций метро, глава столичного стройкомплекса пояснил:

– Эта проблема для нас незначительна.

У нас сегодня поставляют необходимый металл пять российских заводов и только один из Украины. Задержки есть, хотя я считаю, что сегодня украинцы больше заинтересованы в поставках этих материалов, чем мы.

Марат Хуснуллин рассказал, что есть пять российских заводов, которые очень хотят заменить украинские поставки. Поступили соответствующие предложения и от китайских коллег.

– Часть изготовленных тюбингов мы получили из Китая, – рассказал заместитель Мэра. – Поэтому, если наши украинские партнеры не будут выполнять свои обязательства, то они потеряют рынок.

Для нас расставание с украинскими коллегами не страшно, поскольку их доля в нашей работе очень маленькая. События в Украине на ход строительства московского метрополитена не повлияют:

будет задержка на отдельных линиях, но в стратегическом плане это никакого значения не имеет.

При этом глава столичного стройкомплекса отметил, что бизнес должен быть вне политики.

– Мы на одном языке разговариваем с проектировщиками, строителями, поставщиками материалов. И нам очень не хочется, чтобы в нашу профессиональную работу, которая выгодна и нам и иностранным партнерам, вмешивалась политика, – сказал Марат Хуснуллин.

Также он обратил внимание на возможные последствия санкций Евросоюза в отношении России.

– Скажу, что больше проблем может возникнуть у французской компании Alstom, которая совместно с российскими партнерами производит вагоны для метрополитена. Есть часть комплектующих из Европы, и если будет объявлен бойкот со стороны Евросоюза, то я думаю, что бизнес европейцев будет страдать больше, – пояснил заместитель Мэра. – Если что-то поменяется в Европе, то мы будем покупать вагоны в Азии. В конкурсе на поставку тех же вагонов участвуют корейский Hyundai, а также японские и китайские компании.

Эти слова главы столичного стройкомплекса уже находят свое подтверждение в реальных действиях московских властей. Так, делегация столичного правительства во главе с Мэром Москвы Сергеем Собяниным во время трехдневного визита в Пекин, Шанхай и Гонконг подписала международные соглашения между «Мосинжпроектом», Китайской железнодорожной строительной корпорацией (China Railway Construction Corporation, CRCC) и Китайским международным фондом (China International Fund).

По результатам подписанного 19 мая 2014 года в Пекине соглашения между Правительством Москвы и CRCC китайским партнерам предложено построить за свой счет пятнадцатикилометровую линию до поселка Коммунарка в «новой» Москве. Марат Хуснуллин уточнил:

– Мы предлагаем китайской стороне построить эту линию, а также объекты недвижимости на конечных станциях метрополитена, за счет продажи которых они смогут профинансировать строительство.

Инвесторы из Китая уже готовы к сотрудничеству в сфере развития новых территорий Москвы. Так, в мае текущего года в столице прошла встреча руководителя Департамента развития новых территорий города Владимира Жидкина с делегацией представителей госструктур, крупного бизнеса, инвестиционных компаний и других бизнес-структур КНР. Гости из Китая выразили заинтересованность в реализации крупных строительных проектов на новых территориях Москвы.-Марат Хуснуллин рассказал, что строительство метро обойдется китайским инвесторам в 2 млрд руб.

– Если начнем строить эту ветку в 2015 году, то завершить работы сможем уже в 2017-м, – надеется заместитель Мэра.

Китайские инвесторы, с которыми власти Москвы договорились об инвестициях в строительство ветки метро от Третьего пересадочного контура в «новую» Москву, построят в зоне прохождения линии 2 млн кв. м недвижимости – жилые, офисные и торговые объекты. Эта недвижимость будет иметь стоимость примерно 5–7 млрд дол. и может быть построена за пять – десять лет. Руководитель китайской делегации господин Гао Хай выразил готовность к заключению соглашений и реализации крупных проектов по этим направлениям.

Сергей Собянин в ходе официального визита в Китай заявил, что необходимо укреплять стратегическое партнерство между крупнейшими городскими агломерациями. Столичный градоначальник заявил:

– Наши города во многом схожи по динамике и задачам развития. Шанхай активно развивает финансовую сферу, занимается вопросами транспортной инфраструктуры, экологии, социальной сети.

Те же самые задачи решает и Москва.

Поставщиков обеспечат работой на три десятилетия

До конца первого полугодия текущего года ГУП «Московский метрополитен» должен провести конкурс на закупку 1,5 тыс. вагонов принципиально нового типа с начальной стоимостью 300 млрд руб. Поставка новых вагонов будет осуществляться по контрактам жизненного цикла. Это значит, что поставщик должен не только поставить подвижной состав, но и на протяжении всего срока его эксплуатации (30 лет) осуществлять техобслуживание и ремонт вагонов. Фактически вагоны будут предоставляться метрополитену в долгосрочный лизинг, а по окончании срока контракта жизненного цикла подземка выкупит вагоны по остаточной цене 10 тыс. руб. каждый. Таким образом, предприятие-производитель, выигравшее конкурс, обеспечит себе загрузку на 30 лет. При этом производители будут напрямую заинтересованы в бесперебойной работе всех систем, поскольку контрактом жизненного цикла четко предусмотрены штрафные санкции. Так, в случае невыхода одного состава на линию из-за нарушения сроков обслуживания штраф составит 1,51 млн руб/сутки. При системном дефекте, который в течение трех месяцев подряд приводит к отмене поездов, предусмотрены штрафные санкции в размере 181 млн руб.

Условия конкурса очень привлекательны как для отечественных, так и для зарубежных участников, поэтому ряд крупных зарубежных машиностроительных концернов в надежде стать поставщиком московского метрополитена создал совместные предприятия с российскими компаниями, для того чтобы локализовать свое производство в России. Так, Siemens и компания «Русские машины» в январе 2014 года договорились о создании совместного предприятия для производства современных метровагонов. В случае победы на торгах они намерены создать предприятие в Московском регионе. Испанская группа компаний CAF создала с российским ОАО «Синара – Транспортные машины» СП «Городские транспортные решения» (Urban Transport Solutions, UTS).

Совместное российско-испанское предприятие уже представило прототип поезда для московского метро с дизайном, разработанным фирмой «Джуджаро».

О своем интересе к конкурсу на закупку подвижного состава также заявили канадская компания Bombardier, корейская Hyundai, французская Alstom, японская Hitachi, отечественные «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг», «Синара», «Вагонмаш», «Октябрьский ЭВРЗ» и украинский «Крюковский вагоностроительный завод».


Текст: Валерий Осипов, Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ИНАКапиталОЭКМОЭК
АКСИТЕХМОСПРОМСТРОЙШкола