НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Геометрия города


12.jpg

Сергей Собянин рассказал о том, как преобразуется пространство города

На форуме «Трансформация» столичный градоначальник поведал о том, как Москва превратилась из города для машин в город для людей. Организаторы мероприятия – Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы при участии школы бизнеса «Синергия». Специальными спикерами, вызвавшими ажиотажный интерес у собравшихся, стали приглашенный гость мероприятия – Мэр Москвы Сергей Собянин – и человекоподобный робот-андроид София, созданная гонконгскими робототехниками и являющаяся подданной Королевства Саудовская Аравия.

Насыщенная программа для прокачки профессиональных навыков

«Трансформация» – это бесплатный форум-интенсив для развития предпринимательских компетенций. Как правило, все спикеры мероприятия – это ведущие эксперты в разных областях развития бизнеса. На «Трансформации» выступили известные бизнес-тренеры, представители предпринимательского сообщества – от топ-менеджеров успешных компаний до начинающих стартаперов, а также ведущие эксперты в различных отраслях бизнеса. Среди них – специалист по стратегическому маркетингу Гарретт Джонстон, телеведущая Екатерина Андреева, маркетолог Игорь Манн, один из первых долларовых мультимиллионеров в России Владимир Довгань.

Также гости форума могли прослушать лекции эксперта по чат-ботам, машинному обучению и большим данным Алексея Воронина, специалиста по ведению переговоров Игоря Рызова, предпринимателя, специализирующегося на торговле с Китаем, Дмитрия Ковпака и многих других.

Форум проходил в режиме нон-стоп: 12 часов непрерывного общения и обучения реально работающим бизнес-технологиям позволили руководителям разных уровней пройти интенсивный курс обучения.

Нынешний форум стал уже пятым по счету, в четырех предыдущих приняло участие в общей сложности 80 тыс. человек. Из них одна только предшествующая «Трансформация-4», проходившая в конце сентября этого года, собрала 18 тыс. человек.

В программу предпринимательского форума вошли лекции о новейших технологиях в области маркетинга и дизайна, тенденциях продвижения бренда, нюансах работы с аналитикой и настройках CRM-систем, панельные дискуссии по актуальным для столичного бизнеса темам и нетворкинг-сессии. Интерес столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития в проведении форума заключается в том, что подобные мероприятия способствуют формированию благоприятного бизнес-климата и содействуют оживлению предпринимательской активности в столице.

– Форум стал одним из самых ожидаемых и значимых деловых событий для бизнеса и завоевал стабильную аудиторию. Мы рады, что предложенные городом инициативы нашли широкий интерес у деловой аудитории, и будем в дальнейшем приглашать лучших бизнес-практиков для обмена опытом, – пояснил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин.

По его словам, городу и предпринимательскому сообществу предстоит таким образом трансформировать свои проекты, чтобы между городской исполнительской властью и московским бизнесом установилась устойчивая обратная связь.

Уже сегодня московские власти быстро реагируют на предложения бизнеса, если видят массовый и актуальный запрос. Так, по словам главы профильного департамента, в этом году по просьбам столичных владельцев бизнеса был создан формат онлайн-академии, который обучает предпринимателей полезным навыкам в разных областях экономики.

По мнению представителя соорганизатора форума – ректора школы бизнеса «Синергия» Григория Аветова, главное, что предприниматели выносят из форума, – это реальные инструменты бизнеса и в первую очередь возможность получить и прокачать свои профессиональные навыки.

Диалог мэра с роботом

Финальным событием крайне насыщенной программы форума стало выступление Мэра Москвы Сергея Собянина. Но перед своим выступлением Сергей Семенович пообщался с очень необычным собеседником. И если на прошлом форуме он прямо на сцене дал экспресс-интервью известному инвестору Оскару Хартманну, то на этот раз его собеседником стал человекоподобный робот София. Ее создала гонконгская компания Hanson Robotics. Она адаптирована к поведению людей и умеет поддержать диалог. София стала первым роботом, которому было предоставлено гражданство, – она подданная Саудовской Аравии. Первый в истории андроид с паспортом пользуется популярностью и много общается со знаменитостями. Накануне форума «Трансформация» она, например, встретилась в Москве со звездой Голливуда Ричардом Гиром.

София поприветствовала со сцены форума главу города и участников. Однако полноценного диалога пока не получилось – искусственный интеллект еще не совершенен, и София медлила с ответами на вопрос заметно дольше, чем это делают люди.

– Много слышал о тебе хорошего. Первый раз в Москве? – поинтересовался у гостьи Сергей Семенович.

– Я была здесь год назад. И я в восторге от этого замечательного города, у меня впечатление, что здесь каждый день – праздник, так здесь красиво. Я много путешествую и как эксперт в современных технологиях хочу сказать, что Москва – это один из самых инновационных городов мира, – призналась София.

Ориентация на потребности и запросы москвичей

– Наверное, не так много времени пройдет, когда здесь вместо меня будет выступать мэр с искусственным интеллектом, но пока здесь я, – с такого шутливого предположения начал свое выступление столичный градоначальник. В то время как предшествующие ораторы говорили о трансформации и преобразовании бизнеса, Сергей Собянин сказал, что намерен поведать собравшимся на примере Москвы, какую трансформацию совершают российские города. По его словам, представители старшего поколения хорошо помнят, какими были города еще три десятилетия тому назад. Тогда главным формирующим элементом города были промышленные предприятия, некоторые из них просто возникали вокруг крупного завода.

– Я еще помню, когда просыпался в полшестого утра и шел на заводскую смену, со мной десятки тысяч людей в едином потоке шли на завод и обратно. Сегодня таких заводов остались единицы, в Москве – тоже, но, тем не менее, промышленность играет свою роль, правда, уже не доминирующую, – сказал Сергей Собянин.

В 1990-е годы на смену промышленности пришли другие драйверы – девелоперы, начали застраивать город вдоль и поперек, а чуть позже с ростом доходов населения началась эпоха массовой автомобилизации, и городское пространство стали приспосабливать для нужд автомобилистов. Но все это создавало перекосы в развитии городской инфраструктуры, пока не пришло понимание, что главный запрос горожан – стремление жить в комфортном и уютном городе. И удовлетворение этого запроса привело к главному вектору осуществляемой трансформации – созданию городской инфраструктуры, ориентированной на потребности и запросы человека.

Такой поворот был сделан во всех сферах – оказании госуслуг, образовании, здравоохранении, коммунальном хозяйстве и на транспорте. Изменился и облик городских улиц. Сергей Семенович привел в качестве удачного примера трансформации общественных пространств реконструкцию Никольской улицы в самом центре Москвы. Мэр показал два снимка улицы: ее вид до комплексного благоустройства и фото нынешней пешеходной зоны на Никольской, ставшей на время проведения чемпионата мира по футболу центром притяжения болельщиков из многих стран.

– Перед вашими глазами две Никольские улицы: та, какой я ее увидел четыре года или пять лет тому назад, и та, какой она стала в этом году. Вместо десятков припаркованных машин сегодня тысячи людей гуляют по Никольской, наслаждаясь городом, общаясь друг с другом. И для того же торгового бизнеса, кафе, ресторанов на Никольской наступил золотой век, – отметил Сергей Собянин.

Не менее радикальную трансформацию пережила и территория Зарядья. Мэр напомнил, что первоначально существовало намерение построить на месте снесенной гостиницы «Россия» элитный жилой комплекс около Кремля. Уже был готов проект со всеми необходимыми для начала строительства разрешениями и согласованиями, и в случае его успешной реализации город бы получил неплохие деньги. Но власти вместо этого создали там общедоступный парк «Зарядье», который практически сразу превратился в один из символов Москвы, каким до него была гостиница «Россия». Таких улиц, как Никольская, было благоустроено за последние годы множество, так же как и немало было создано парков, подобных «Зарядью», хоть и меньших по масштабу.

И теперь в сфере комплексного благоустройства общественных пространств открыта новая страница развития города под названием программа «Мой район».

Преодолевая сопротивление

Мэр отметил, что процесс комплексного благоустройства кварталов не так прост, как может показаться на первый взгляд. Например, приходится вести буквально настоящую войну, чтобы убрать портящую внешний облик столичных улиц наружную рекламу в центре города. Этот бизнес слишком доходный, сулящий высокую прибыль, и городу пришлось столкнуться с мощным противодействием.

Еще более серьезное сопротивление встретило намерение расчистить улицы от хаотично припаркованных машин. Для этого в городе были приняты крайне непопулярные меры: введена платная парковка, штрафы за неправильную парковку и система принудительной эвакуации машин.

Намерение убрать воздушные кабельные линии под землю вызвало недовольство сотовых операторов и операторов кабельных телесетей. Пришлось с ними вести долгие дебаты, однако компромисс был достигнут, и над реконструированными улицами сегодня чистое, свободное от проводов небо.

Еще один крупный конфликт интересов при преобразовании городских пространств был связан с намерением города убрать с улиц торговые киоски и другие объекты нестационарной торговли.

– Город весь был заставлен тысячами ларьков и маленькими рынками, неухоженными, грязными, криминальными. Это все удалось убрать, привести в порядок. Теперь мы считаем, что город по-европейски выглядит. Но для того, чтобы это сделать, велась настоящая война со сносом и мероприятием, получившим название «Ночь ковшей», – напомнил Сергей Семенович.

Но в итоге столичное бизнес-сообщество выиграло, включая и те группы, которые оказывали противодействие проектам благоустройства.

– Все расходы на благоустройство за счет проведения фестивалей, увеличения потока туристов почти в два раза окупаются за один-два года, а дальше все приносит прибыль, – заверил столичный градоначальник.

Транспортный прорыв

Еще одна масштабная трансформация, осуществленная городом, – превращение Московской кольцевой железной дороги в МЦК, наземный дублер кольцевой линии метро. Прежде это было неэлектрифицированное «ржавое кольцо» – железная дорога для дизельных товарных составов, соединявшая между собой товарные дворы не работающих с советских времен предприятий, со временем превратившихся в свалки на территории заброшенных, депрессивных промзон. Сегодня МЦК – это новая магистраль, которая придала импульс развития всему центру города и которой ежедневно пользуются почти полмиллиона пассажиров. С одного края города на другой по ней можно проехать уже не за полтора часа, а буквально за 15 минут.

Улучшение доступности удаленных районов, связь их друг с другом, повышение скорости передвижения по городу – важнейшая составляющая благоприятной бизнес-среды в столице. Поэтому главный вектор деятельности московских властей в последние годы – это развитие метро и его наземных аналогов, таких как МЦК и Московские центральные диаметры.

На практике это означает ввод в строй десятков километров новых линий и десятков новых станций.

– При этом мы не боремся с автомобилистами – мы предоставляем возможность альтернативы: пользоваться автомобилем или тем или иным видом общественного транспорта, – подчеркнул столичный градоначальник.

Для автомобилистов же в Москве каждый год строится больше 100 км сложнейших дорог. Задача на ближайшие годы – построить четыре хордовые магистрали: Северо-Западную, (практически уже готовую), Северо-Восточную, Юго-Восточную и Южную рокаду, которые дадут возможность автомобилистам проезжать через город, минуя загруженную центральную часть – Бульварное, Садовое и Третье транспортное кольцо.

Качественная инфраструктура по оптимальным ценам

Создание в городе современной инфраструктуры для бизнеса – еще одно важное направление хозяйственной политики Правительства Москвы. Начиная с 2010 года, когда в городе сменилась администрация, городская политика заключается в том, чтобы понуждать девелоперов к созданию новых рабочих мест. Это противоречит господствующему тренду: строительные компании стремятся возводить жилье, а за строительство офисов и торговых площадей берутся не слишком охотно.

Город поставил условие, что у застройщиков, возводящих в городе коммерческую недвижимость, как минимум 30–50% от общего объема должны составлять офисы, торговые центры, то есть новые места приложения труда. В итоге за прошедшие годы в Москве почти в два раза увеличилось количество торговых площадей и в полтора – офисов. Благодаря продуманной политике городских властей бизнес получил возможность получать качественную инфраструктуру по оптимальным ценам.

Еще один инфраструктурный проект, который особо выделил Мэр, – создание сети площадок для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса. Еще несколько лет тому назад в городе функционировало всего три-четыре технопарка, созданных на средства городского бюджета. Сегодня в Москве насчитывается уже 33 технопарка, в которых работают около 40 тыс. человек. В них дислоцированы предприятия малого инновационного бизнеса. И суммарная площадь московских технопарков уже сопоставима с площадью торговых центров.

Наличие такой инфраструктуры дает возможность проводить в городе реиндустриализацию, создавать новую современную промышленность, развивать инновации. В итоге создается благоприятная среда для всех форм малого предпринимательства – в городе работают около 800 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Это 13% от общего числа малых и средних предприятий России.

Благоприятные условия для проживания и ведения бизнеса

Помимо качественной инфраструктуры в Москве развитию бизнеса способствует упрощение административных процедур и сокращение бюрократических препон на пути ведения бизнеса. Мэр напомнил, что в международном рейтинге простоты ведения бизнеса Doing Business, составляемом ежегодно экспертами Всемирного Банка, Россия поднялась со 124-й позиции в 2017 году на 93 позиции вверх и теперь занимает в нем 31-е место.

В аналогичном внутрироссийском рейтинге Москва занимает второе место. И лидером она не стала, как считает Сергей Собянин, лишь потому, что в городе очень высокий уровень конкуренции между самими предпринимателями. Зато благодаря развитию инвестиций, инфраструктуры, транспорта и сокращению числа административных процедур объем инвестиций в основной капитал в Москве, по сравнению с 2010 годом, вырос в сопоставимых ценах на 76,6%. Это раз в семь больше, чем в среднем по стране, несмотря на общий экономический кризис и международные санкции.

Наконец, главным свидетельством создания в Москве одних из самых благоприятных в мире условий для проживания и деловой активности стали показатели исследования «Мегаполис будущего. Пространство для жизни» международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers.

По данным исследования, 60% жителей Москвы чувствуют себя в городе комфортно и не задумываются о переезде в другой город. Из крупнейших мировых мегаполисов по этому показателю российскую столицу опережает только Лондон, покидать который не желают 62% горожан. На третьем месте в этом исследовании с большим отрывом следует Сидней с 42%.

А вот в Нью-Йорке, например, не задумываются о смене города проживания лишь 35% горожан. Так что Москва, благодаря проделанной на протяжении последних лет работе, вполне обоснованно сумела заслужить звание одного из самых привлекательных и комфортных городов планеты.

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: mos.ru (пресс-служба Мэра и Правительства Москвы), Shutterstock.com



Назад в раздел
МосгазГеопроектизысканияМД-группГера
СоюзФУДАктивКапитал