НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Статистика успеха. В Москве подвели итоги экономического развития города за прошлый год


На пресс-конференции заместителя Мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова были подведены итоги работы экономического комплекса столицы, а также приведены прогнозы его развития на 2013 год. Как подчеркнул Андрей Владимирович, 2012 год принято считать достаточно сложным, потому что в мире продолжается экономический кризис. Но для России в целом и Москвы в частности прошедший год был успешен. Этот вывод подтверждает основной экономический показатель – валовой региональный продукт вырос в 2012 году на 102,5%.


Большая статья расходов московского бюджета

Так охарактеризовал заместитель Мэра системы госзаказа Москвы. И добавил: – Это поле для добросовестной и недобросовестной конкуренции, это возможность экономить значительную часть бюджетных средств.

Экономия, достигнутая в результате размещения заказа, разбивается на экономию, достигнутую в ходе самой процедуры размещения, и экономию, которая была достигнута до процедуры размещения. Таким образом, уже в ходе обсуждения стартовой цены контракта удается заметно ее снизить, что влияет на конечную сумму сэкономленных средств.

На всех стадиях размещения уже сэкономлено 145,7 млрд руб. Но это не единственное, чего удалось добиться за прошлый год. В системе госзаказа заметно повысилась конкуренция: выросло среднее количество поданных на торги заявок – до 3,5 заявки на один лот.

Одновременно сократилось количество торгов, проведенных с единственным поставщиком: если в 2010 году их доля составляла около 35%, то в этом году – 26%.

Всего в 2012 году городской бюджет потратил на закупку товаров, работ и услуг 691 млрд руб., что немногим больше, чем в 2011 году. За это время было размещено около 69 тыс. лотов.


Общественный контроль за крупными закупками

Напомним, в прошлом году появилась норма, устанавливающая порядок общественного контроля за процедурами закупок свыше 1 млрд руб. Согласно этому нововведению, любой гражданин может обратиться с вопросами по закупкам на сумму свыше 1 млрд руб., которые производят субъекты Российской Федерации, – об их целесообразности, о структуре цены, калькуляции начальной стартовой цены по всем закупкам.

– Не все прошло гладко с внедрением (этой нормы. – Примеч. авт.), но тем не менее мы выстроили собственные регламенты, можно посмотреть информацию о таких закупках и вопросы, которые задают нам граждане и организации на соответствующем электронном ресурсе, – пояснил заместитель Мэра.

Он напомнил, что в Москве действует тройная система контроля стартовых цен: процедуры закупок свыше 1 млрд руб. рассматриваются на комиссии, возглавляемой Мэром Москвы Сергеем Собяниным, закупочные процедуры от 100 млн до 1 млрд руб. рассматриваются на комиссии, которую возглавляет Андрей Шаронов, и до 100 млн руб. – это компетенция госзаказчиков, которые рассматривают целесообразность и стартовую цену на предварительном этапе.

В Москве в течение 2012 года работала независимая экспертиза стартовых цен – на конкурсной основе была отобрана компания, которая давала свое заключение по всем торгам, превышающим 100 млн руб.


Управление тарифами

В 2012 году удалось справиться с регулированием тарифов в энергетике и коммунальной сфере.

– В этом году второй раз тарифы были утверждены на 2013 год с однократным их повышением с 1 июля 2013 года, – сообщил руководитель экономического комплекса столицы.

В прошлом году совокупный рост всех цен и тарифов на ЖКУ, регулируемых Правительством Москвы, составил 9,7% – самое небольшое увеличение за последние годы. Кроме того, Правительство Москвы обратило внимание на сохранение существующего социального стандарта и минимизацию негативного влияния роста тарифов на наименее обеспеченные слои горожан. Для получающих субсидии москвичей (а это более 500 тыс.) фактическая оплата жилищно-коммунальных услуг не увеличится. С 2013 года столичный стандарт применяется и по отношению к жителям присоединенных территорий (примерно 5 тыс. семей).


Поддержка малого и среднего бизнеса

В прошлом году для развития малого и среднего бизнеса был создан ряд институтов: штаб по поддержке малого и среднего бизнеса, Центр инновационного развития, государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы». Деятельность штаба стала весьма популярна в предпринимательских кругах. Благодаря его деятельности удалось заметно сократить (до 15 дней) время подключения к электрическим сетям с мощностью потребления менее 15 кВт. Раньше процесс электроподключения предприятий регламентировался плохо, был непрозрачен и занимал от 3 до 6 месяцев. В настоящий момент ведется работа по подключению потребителей до 150 кВт, составляющих контингент практически всего малого и среднего бизнеса, – сотни тысяч компаний в Москве.

В прошлом году был создан Центр инновационного развития, головной офис которого расположен в Мэрии Москвы.

Центр представляет единое окно, куда могут обратиться граждане и организации, которым требуется поддержка и взаимодействие с Правительством Москвы в области инновационного развития.

В центре 28 января состоялась встреча Мэра Москвы Сергея Собянина с представителями инновационных компаний, работающих в сфере информационных технологий на «Красном Октябре» (Digital October). В рамках сотрудничества с Digital October будет создан московский акселератор – более агрессивный вариант бизнес-инкубатора, где за короткое время происходит отбор жизнеспособных компаний с оказанием очень существенной информационной, менторской и финансовой поддержки.

Существенную роль в поддержке малого бизнеса играет ГБУ «Малый бизнес Москвы». Напомним, в 2010 году в Москве было 75 правительственных организаций, которые так или иначе жили за счет бюджета города и оказывали поддержку малому бизнесу. Теперь эти организации упразднены – их функции исполняет единая организация, которая имеет 10 филиалов по округам Москвы, один появится и на новых территориях.

Как и в случае с Центром инновационного развития, ГБУ «Малый бизнес Москвы» – это попытка сделать единое окно для малых предпринимателей, способное предоставить поддержку по всем темам – консультационную либо непосредственную, связанную с организацией бизнеса.

– Сами предприниматели признают, что зачастую важнее получить правильный совет и сопровождение процесса, чем просто деньги, – подчеркнул Андрей Шаронов.

В 2012 году 552 компании получили финансовую поддержку – субсидии на сумму 750 млн руб. Было предоставлено 85 поручительств перед банками по займам малых предприятий на сумму 6,3 млрд руб.

Правовую поддержку получили 7 тыс. предпринимателей, 27 тыс. человек – консультации по общим вопросам веде--ния предпринимательской деятельности, более 8 тыс. предпринимателей были обучены по программам «Правовые основы предпринимательской деятельности», «Финансовый менеджмент и разработка бизнес-плана».


Отмена льготной аренды

Ранее в Москве существовал ряд компаний, которые в течение нескольких лет пользовались льготной арендной платой, и последний раз ее размер был утвержден в 2008 году как антикризисная мера. Суммарно эти льготы касались 2,5% юридических лиц, работающих в Москве.

– Мы столкнулись с недовольными предпринимателями из числа тех, кто потерял эту льготу, и с обращениями со стороны антимонопольной службы и предпринимательского сообщества с жалобами на то, что это одна из форм недобросовестной конкуренции. Принцип отбора таких компаний тоже непрозрачный, – поделился Андрей Владимирович.

Поэтому был организован щадящий переходный процесс, чтобы компании, у которых еще не завершились договоры, смогли в течение определенного периода перейти на рыночные цены. Для малых предприятий, площадь аренды которых не превышает 300 кв. м, переходная цена составит 3,5 тыс. руб/ кв. м в год. Иначе порочная практика использования льготной арендной платы совсем немалыми предприятиями могла бы распространяться и дальше.

– Мы столкнулись с фактами, что по льготной цене некоторые малые предприятия арендовали несколько тысяч квадратных метров. Это никакие не малые предприятия, – пояснил заместитель Мэра.


Прогнозы на будущее

Как заверил Андрей Шаронов, особых экономических рисков в 2013 году для Москвы нет. Ссылаясь на опыт кризиса 2008 года, он пояснил, что Москва в сильной степени зависит от двух налогов – на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. В бюджете на 2013 год предусмотрен осторожный, консервативный рост доходов и расходов. По словам Шаронова, это скорее превентивные меры – большие внешние заимствования не планируются, однако небольшие возможны.

– Во многих случаях мы говорим о том, что ситуация лучше, чем ее оценка и уровень информированности мирового сообщества, – отметил Шаронов. – Достигнутые в экономическом развитии Москвы результаты позволили укрепить позиции Москвы в рейтинге Doing Business, составляемом ведущими экспертами Всемирного банка. В настоящий момент Москва находится на 112-м месте в рейтинге, поднявшись за год на 8 позиций (со 120-го на 112-е).


Текст: Александр Терещенко



Назад в раздел
ГераЭнергокомплексИНАМосводоканал
СоюзПНСАБЗ