НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

А жилищное строительство – потом. Более важным для развития присоединенных территорий власти считают создание рабочих мест


Развитие «новой» Москвы предполагает переселение на ее земли большого числа людей. Это, в свою очередь, предполагает создание для них опережающими темпами всего необходимого для нормальной жизни – трудоустройства, передвижения и лишь в третью очередь – проживания. Решая задачи именно в такой последовательности, отцы города рассчитывают избежать диспропорций, от которых страдает Москва «старая».


Планы смелые, реалистичные, среднесрочные

Правительством Москвы определены основные направления развития территории «новой» Москвы. Главным вектором ее интеграции в городскую среду должно стать развитие транспортной инфраструктуры.

Уже в 2013 году начнется строительство шести автомобильных дорог, которые сформируют связки между основными магистралями, проходящими по ТиНАО. При этом власти рассчитывают на участие инвесторов в строительстве дорог – особенно там, где их объекты примыкают вплотную к транспортной сети. Строительство же всех необходимых объектов социальной инфраструктуры будет вестись инвесторами, с которыми город заключит контракты на возведение коммерческого жилья. А действие прежде выданных разрешений на возведение инвестиционных жилых комплексов, не обеспеченных необходимой социальной инфраструктурой, может быть приостановлено.

Еще одним фундаментальным принципом развития «новой» Москвы станет полицентричность. На присоединенных территориях будут формироваться сразу несколько центров деловой и социальной активности. При этом новые рабочие места должны создаваться одновременно с началом там массового жилищного строительства. Ведь уже сегодня при невысокой плотности населения и небольшом количестве населенных пунктов присоединенные территории обеспечены рабочими местами лишь на 10% потребности.

Всего на присоединенных территориях будет построено 100 млн кв. м недвижимости. При этом городские власти требуют, чтобы жилья строилось не больше, чем коммерческой нежилой недвижимости, дабы сохранить баланс между растущим населением и числом рабочих мест.

Это позволит переселить на новые территории 1,5–1,8 млн человек и создать для них 1,5–2 млн вакансий, что, в свою очередь, позволит избежать ежедневной циркуляции населения между «старой» и «новой» Москвой.


Двенадцать точек роста

Как сообщил руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин, определены 12 точек роста – центров, вокруг которых будет формироваться градостроительная активность.

Первый – поселок Румянцево, куда планируется продолжить «красную» ветку метро от станции «Юго-Западная» и где уже сегодня располагается офисно-торговый центр. В ближайшее время к нему должен добавиться крупный технопарк, где планируется создать более 100 тыс. новых рабочих мест. В поселке Коммунарка должен появиться административно-деловой центр, в Троицке – научный и медицинский, во Внукове – аэрополис и выставочный центр. В поселке Мамыри, расположенном на участке между МКАД, Калужским и Киевским шоссе (площадь 84 га), предполагается возвести торгово-выставочный комплекс площадью 7 млн кв. м, из которых 3 млн кв. м уже строится. А рядом с деревней Саларьево появится технопарк площадью около 450 тыс. кв. м.

По расчетам Владимира Жидкина, благодаря всему этому найти работу в «новой» Москве смогут не только те, кто сюда переедет, но и жители ранее присоединенных районов за МКАД, таких как Бутово или Солнцево.


В ожидании Генерального плана

По планам властей, ближе к МКАД предполагается средняя плотность застройки с преимущественным строительством административно-деловых и торговых объектов. Далее, ближе к кольцевой «бетонке», будет располагаться зона умеренной застройки преимущественно объектами сельскохозяйственного назначения, логистическими комплексами и научно-образовательными учреждениями. Ближе к Калужской области плотность застройки будет самой низкой. Преимущество в этом секторе отдадут рекреационной и жилой недвижимости. Также здесь сохранятся обширные зеленые массивы.

Предполагается, что вокруг точек притяжения в совокупности будет возведено 59,5 млн кв. м коммерческой недвижимости и 30 млн кв. м – жилой.

Обновленный Генеральный план Москвы, учитывающий развитие присоединенных территорий, появится лишь к концу 2014 года. В настоящее время в отраслевых департаментах проходит согласование предложенного Москомархитектурой проекта технического задания на корректировку плана.

Пока же работа над созданием нового варианта главного градостроительного документа еще ведется, развитие новых территорий будет осуществляться на основе территориальных схем. Две отдельные схемы – по Троицкому и Новомосковскому округам – должны быть подготовлены к II кварталу 2013 года.

В них помимо зонирования будут составлены также предложения о размещении объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.


От каких строек мы отказываемся

Следить, чтобы в развитии новых территорий не возникало перекосов, власти начали с разбора инвестиционных контрактов, заключенных еще в то время, когда эти территории относились к Подмосковью, но пока не выполненных. В ТиНАО выдано разрешений на строительство 16,23 млн кв. м недвижимости и разработано 147 проектов планировок, заключено 87 контрактов с инвесторами.

Из указанных строящихся площадей 4,127 млн кв. м – нежилые помещения, 12,15 млн кв. м – жилье, причем львиная доля его – инвестиционное (11,14 млн кв. м), а из них, в свою очередь, 6,5 млн кв. м приходится на коттеджные поселки и таунхаусы.

При этом следует отметить, что число инвестиционных контрактов на возведение здесь жилья резко выросло, после того как стало известно, что данные земли будут присоединены к Москве. По крайней мере четверть разрешений на строительство выдано, когда решение о присоединении уже бы озвучено, что является нарушением законодательства. Поэтому, по словам Владимира Жидкина, заключенные инвестиционные договоры (3–4 млн кв. м) будут отменены или подвергнутся корректировке.

Также инвесторам, заинтересованным в том, чтобы заниматься реализацией проектов в сфере жилищного строительства, придется за свой счет строить на территории возводимых ими жилых комплексов объекты социальной инфраструктуры. Таким образом, например, был решен вопрос о строительстве детских садов в центральной зоне Коммунарки. Дефицит в них на момент расширения поселка составлял 600 мест. Городу удалось достичь с застройщиками договоренности о том, что строительство необходимых учреждений те возьмут на себя. При этом в ходе поведенных переговоров, как отметил Владимир Жидкин, его департамент был вынужден вырабатывать согласованное решение, чтобы между застройщиками не возник конфликт интересов из-за того, кто какой объем обременений должен нести.

В существующих населенных пунктах «новой» Москвы объекты социальной сферы будут строить за счет бюджетных средств. На 2013 год уже запланировано строительство 3–5 детских садов и восьми быстровозводимых пожарных частей.

В дальнейшем для выстраивания взаимоотношений с инвесторами на присоединенных землях в составе стройкомплекса будет создано специальное ГКУ, которое не только станет координировать все крупные инвестиционные проекты, но и займется строительством автомобильных дорог за счет бюджета.

В целом на возведение транспортной и социальной инфраструктуры в ТиНАО город намерен направить в рамках Адресной инвестиционной программы 2013 года около 10 млрд руб. В первоначальном варианте на проектирование и строительство планировалось направить 3 млрд руб., однако затем было принято решение направить на эти цели еще 6 млрд. Эти дополнительные средства, которые город получил за счет экономии на торгах, пойдут на строительство социальных объектов и новых дорог. Речь идет в первую очередь о проектировании новых школ и садиков, объектов здравоохранения и пожарных депо. В этом году на развитие социальной и коммунальной инфраструктуры на присоединенных территориях из бюджета города уже было направлено свыше 1 млрд руб.


Инфраструктура – всему голова

Если же говорить о развитии транспортной инфраструктуры, то в наступающем году должны начаться реконструкция и строительство нескольких дорог, среди которых Калужское шоссе и трасса Солнцево – Бутово – Видное протяженностью 20 км. Она станет дублером МКАД, пройдя с запада на восток от Боровского шоссе, через Киевское, Калужское, Варшавское и Симферопольское и упрется в Каширское.

Также будет вестись строительство поперечных дорог второй категории, которые станут связками между Боровским и Киевским шоссе. Первым же этапом развития дорожной инфраструктуры станет разработка транспортной схемы для территорий у МКАД между Киевским и Калужским шоссе. Одновременно готовятся и проекты новых направленных развязок МКАД с Киевским и Калужским шоссе. Их предполагается ввести в строй уже в 2014 году.

Развитие дорожной инфраструктуры – проблема для «новой» Москвы не менее острая, чем для «старой». Сегодня, чтобы преодолеть участок Киевского шоссе от поворота на Внуково до МКАД протяженностью 10 км, приходится затратить не менее часа, а в час пик – и целых три. Такая ситуация сложилась из-за неудачной конструкции развязки, построенной здесь еще полвека назад.

Ленинский проспект, продолжением которого является Киевское шоссе, сделают полностью бессветофорным, и он получит выход на Калужское шоссе. По Калужскому же шоссе, которое станет десятиполосным, планируется пустить автобусы-экспрессы. Они будут доставлять пассажиров к новой станции метро «Румянцево», которая, по планам, должна появиться в километре за МКАД, а рядом с ней – ТПУ. Реконструкция Калужского шоссе начнется уже в 2013 году и будет осуществляться поэтапно, однако точные сроки завершения работ станут известны, лишь после того как завершится разработка проектной документации.

Существующие на присоединенных территориях двухполосные дороги начнут расширять. Первой, в 2013 году, переживет реконструкцию та, что между поселками Мамыри и Саларьево. К двум имеющимся полосам добавится минимум еще по одной в каждую сторону.


Чтобы все по закону

Процедуру изъятия частных земель для дорог регионального и федерального уровня предполагается сделать упрощенной. Ее утвердят, когда на федеральном уровне будет принят специальный законопроект об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к Москве территориях.

Он внесен от Москвы Владимиром Ресиным, Людмилой Швецовой и Николаем Гончаром и предполагает процедуру изъятия земель в срок до трех месяцев (вместо года по действующим нормам).

Документ предусматривает, что изъятые участки будут компенсироваться равноценными. Если же такой возможности нет, их хозяевам выплатят денежную компенсацию. Кроме того, для ускорения развития новых территорий законопроект предполагает в срок до 1 июля 2020 года разрешить предоставление участков на территории ТиНАО под застройку без проведения торгов. Это можно будет делать в случае заключения договора о государственно-частном партнерстве, концессионного соглашения или во исполнение постановления Правительства Москвы.

Не ясно пока еще, состоится ли переезд федеральных и столичных органов власти на присоединенные территории. Решение, по словам Владимира Жидкина, будет принято в I квартале 2013 года. Также в начале будущего года должен быть дан ответ на вопрос о создании здесь полигонов для утилизации ТБО.


Текст: Дмитрий Ильин


Назад в раздел
КапиталЭнергокомплексМосинжпроектМД-групп
АКСИТЕХЛокоБанкКапстройсити