НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Жить на востоке престижно? Округ к рекордам не стремится, но… почему-то их все время устанавливает


Здесь строили свои дворцы русские цари и вельможи. Здесь родились русская гвардия и наш первый театр, появились первые образцовые аграрные хозяйства и дачные поселки. Здесь селились иностранцы и проводила выходные вся Москва… Справедливо ли, что сегодня жить в Восточном округе считается непрестижным? С этого провокационного вопроса «МТ» начали долгий и интересный разговор с его префектом Николаем Ломакиным.


Николай Викторович, существует стереотип, что Центральный или, скажем, Западный округа респектабельнее, что ли, чем Восточный. Вас это не обижает?

– По моему глубокому убеждению, этот стереотип ошибочен и, наверное, действительно немного обиден для всех жителей ВАО. Если сказать это, например, жителям Сокольников, Измайлова или Вешняков, они просто не поймут, поскольку эти районы считаются очень даже престижными. И вообще, именно восток изначально был престижным, «царским» направлением. Можно начать отсчет с XVII века, когда Алексей Михайлович облюбовал Измайловский остров для строительства своей усадьбы. Здесь он разбил свои первые в России опытные сады и организовал первый же отечественный театр, а его сын Петр Великий здесь же устраивал военные «потехи», из которых выросла великая армия. Да и Немецкая слобода – поселение европейских купцов и специалистов – располагалась тут же, по соседству. Можно вспомнить и об усадьбе Кусково, построенной в XVIII веке для графов Шереметевых, с ее знаменитым на всю страну крепостным театром. А в XIX веке Новогиреево и Перово были популярными дачными направлениями, сравнимыми с сегодняшней Рублевкой. Достаточно сказать, что Новогиреево был первым благоустроенным подмосковным поселком – с водопроводом и электричеством в каждом доме, мощеными и освещенными улицами и даже собственной конкой. Восток – пионер реализации многих проектов. В 30-е годы именно парк Сокольники стал главным местом отдыха в городе, а в 60-е именно здесь была главная выставочная площадка Москвы.

– Не слишком ли часто вы употребляете прошедшее время?

– Согласен. Когда в октябре прошлого года Сергей Семенович Собянин проводил у нас в префектуре расширенное совещание, он признал, что на протяжении десятилетий средства в развитие округа вкладывались по остаточному принципу. Поэтому здесь наиболее остро проявились многие проблемы, характерные для современной Москвы. И прежде всего – транспортная. В ВАО 20 лет вообще не велось дорожное строительство. Основные вылетные магистрали округа – Щелковское шоссе и шоссе Энтузиастов – морально устарели и нуждаются в реконструкции. Особенно напряженная ситуация на шоссе Энтузиастов и его продолжении в Московской области – Горьковском шоссе. Щелковское шоссе после ликвидации Черкизовского рынка стало менее загруженным, однако здесь имеется «бутылочное горлышко» на выезде из Москвы в область у деревни Щитниково: дорога из восьмиполосной сужается всего до двух полос. И строительство метро не успевало за расширением города за МКАД, которое, опять-таки, шло в последние годы именно в восточном направлении – Новокосино, Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Некрасовка, и развитием городовспутников Раменское, Балашиха, Люберцы. Ведь конечная станция Арбатско-Покровской линии «Щелковская» построена еще 1963 году, а планировавшееся продолжение метро к Хабаровской улице так и не состоялось. То же и с другими линиями: на Таганско-Краснопресненской конечная «Выхино» – 1966 года постройки, а «Новогиреево» на Калининской линии – 1979-го. Но признав это, Мэр подчеркнул, что идеология работы Правительства Москвы заключается в том, чтобы планомерно и комплексно улучшать ситуацию в каждом округе и каждом районе Москвы. И эта работа развернута в округе полным ходом. И по многим параметрам Восточный округ развивается опережающими темпами.

– Давайте примеры!

– В округе сейчас идет масштабная реконструкция главных магистралей – Щелковского шоссе и шоссе Энтузиастов. И ремонтные работы еще более усугубляют и так непростую дорожную ситуацию. Главная проблема в том, что округ разрезан на две части Измайловским лесопарком, а еще один зеленый клин – Лосиный остров – отделяет его от СВАО. Ощущается острая нехватка перемычек между вылетными магистралями, плюс сами эти трассы морально устарели и нуждаются в реконструкции. В последние годы ситуация стала меняться. Разрабатываются и реализуются проекты строительства трасс-перемычек, которые сформируют Северо-Восточную хорду, частью которой стал строящийся в округе отрезок Четвертого транспортного кольца. Введены участок за МКАД в районе Косино-Ухтомский и развязка на МКАД в районе Вешняки с выходом на станцию метро «Выхино». Ведется строительство развязки на шоссе Энтузиастов, ввод которой планируется в конце года. Реконструкция шоссе Энтузиастов (12,03 км; на территории ВАО ориентировочно 7,2 км) будет осуществляться в 2012–2013 годах (примерно 18 месяцев). Получено положительное заключение Мосгосэкспертизы. Проведен конкурс и определен подрядчик – ЗАО «ПК «Термосервис». Стоимость работ – 4,9 млрд руб. Работы начаты в апреле. Проектом предусмотрены реконструкция 12,03 км дорожного полотна, увеличение числа полос движения до 7–8 в обоих направлениях на участках от МКАД до ЧТК, кольцевая одноуровневая развязка на пересечении шоссе Энтузиастов со Свободным проспектом и Большим Купавенским проездом, строительство дублеров (местных проездов) по четной стороне от улицы Плеханова до Новогиреевской и по нечетной от Большого Купавенского до МКАД, плюс ответвление-дублер 3-й Владимирской для тех, кто поворачивает направо на Главную аллею, реконструкция 42 остановок общественного транспорта и строительство 5 надземных и 3 подземных пешеходных переходов, а также реконструкция (удлинение) одного пешеходного перехода в связи с расширением шоссе. Проект реконструкции Щелковского шоссе предусматривает расширение Большой Черкизовской улицы с нечетной стороны на две полосы, строительство эстакады вдоль шоссе на пересечении с Уральской и 9-й Парковой улицами, строительство дублеров с обеих сторон шоссе от МКАД до пересечения с Сиреневым бульваром от 2-й Пугачевской улицы до Окружного проезда и от Суворовской до Большой Черкизовской улицы, реконструкцию существующего внеуличного пешеходного перехода вокруг метро «Щелковская» и строительство трех подземных пешеходных переходов. Однако реализация этого проекта пока отложена по двум причинам. Во-первых, постановка на ремонт сразу двух основных (на самом деле – единственных!) вылетных трасс округа может серьезно осложнить транспортную ситуацию. Во-вторых, необходимо еще увязать проект с расширением Щелковского шоссе на территории области, чтобы не обострять проблему «бутылочного горлышка». Помимо этих крупных проектов в округе решаются локальные транспортные проблемы: реконструкция Ткацкой улицы, пересечения Свободного и Зеленого проспектов у станции «Новогиреево», строительство пешеходного перехода через Русаковскую улицу с организацией второго выхода со станции «Сокольники».

– А что вы можете сказать об отдаленных районах Восточный, Косино-Ухтомский, Новокосино? Доехать туда – огромная проблема.

– Главная новость для их жителей – это открытие 1 сентября станции метро «Новокосино». Уже полностью пройдены оба тоннеля и произведено примыкание к тупикам за станцией «Новогиреево», идет бетонирование тоннелей: правый (1500 м) готов на 60%, левый (1900 м) – на 75%. Завершено сооружение платформ на станции. На 50 – 55% выполнены отделочные работы. Завершено сооружение обоих вестибюлей. В них произведен монтаж 4 из 7 лифтовых шахт. Убирается стройгородок, производится перекладка дорог, подготовка к благоустройству. Сооружены пешеходные выходы из западного вестибюля в сторону Реутова и Новокосино и сооружаются выходы из восточного. Готовы перекладки под лестничные марши. Кроме того, начал работу участок Северо-Восточной хорды и развязки на МКАД в районе Вешняки, по которому жители Кожухова имеют возможность добираться до метро «Выхино», где есть перехватывающая-парковка. В последующем трасса будет продолжена до шоссе Энтузиастов и Щелковского шоссе. Имеются также перспективные проекты. Для жителей Косино-Ухтомского – это строительство новой, Кожуховской линии метро от «Авиамоторной» до станции «Люберецкие поля». Ориентировочные названия станций – «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская улица», «Окская улица», «Ферганская улица», «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская» и «Люберецкие поля». Ввод участка в эксплуатацию предусмотрен в 2016 году. Для жителей Ивановского и Перова – строительство линии скоростного трамвая общей протяженностью около 21,3 км, из них15,7 км пройдут по эстакадам. Протяженность московского участка – 6,9 км. На маршруте будет 12 остановок, 6 из которых – на территории Москвы. Начало маршрута – у станции «Шоссе Энтузиастов», где появится ТПУ, совмещенный со станцией на Малом кольце МЖД. До пересечения с Большим Купавенским проездом трасса будет проходить к северу от шоссе Энтузиастов, затем по эстакаде «перешагнет» его и пойдет вдоль бульвара между проезжей частью шоссе и местным проездом. На пересечении шоссе с Главной аллеей планируется построить эстакаду протяженностью примерно0,6 км и еще одну – на пересечении с улицей Сталеваров. На маршруте будет шесть остановок: «МК МЖД»; «Метро «Шоссе Энтузиастов», «Стадион Авангард», «Новогиреевская улица», «Свободный проспект» и «Ивановское». Трамвай будет ходить с интервалом 3–4 минуты. Максимальная скорость – 75 км/ч, средняя – 30 км/ч. Время в пути – 11 минут по городу и 35–40 минут – по всему маршруту. Максимальный расчетный пассажиропоток в час пик – на пересечении МКАД со стороны области – до 8 тыс. человек, а на подходе к конечной – до 12 тыс. Строительство линии существенно облегчит сообщение с центром для жителей Ивановского, где нет метро, и соседнего Перова. Суммарно в этих районах проживает 268 тыс. человек (более 100 тыс. – работающие москвичи). На 30–40 минут сократится время поездки в центр города. Трамвай позволит перераспределить пассажиропотоки между станциям Калининской линии и серьезно разгрузит улично-дорожную сеть (от личного транспорта на 500 – 700 авто в час, от общественного – на 45–60 автобусов и 80–100 «газелей» в час). Еще одна не обеспеченная метро зона – это Гольяново. Одно из решений – продление к Уссурийской улице линии трамвая из Метрогородка, чтобы дать возможность жителям пользоваться станцией метро «Улица Подбельского».

– Будем надеяться, что это улучшит репутацию округа. Но помимо транспортной проблемы остается еще и жилищная. В ВАО немало старых «хрущевок», которые не попадают под снос. Что ждет их?

Верно, по числу старых домов мы на втором месте после ЦАО. В округе всего 4500 домов, из которых 1800 (40%) – 5-этажные и ниже. В большинстве необходим выборочный капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов и инженерных систем. Кроме того, еще 1900 домов (42%) построено до 1991 года и также нуждается в ремонте. С 2008 по 2011 год включительно выполнен капитальный ремонт 350 домов. Выборочный капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках внепрограммных мероприятий в 2011 году проведен в 97 домах на 328 млн руб. Комплексный капитальный ремонт с софинансированием жителями в 2011 году проводился в 31 доме. В этом году выборочный капитальный ремонт идет в 112 домах. В основном это замена систем водоснабжения и отопления; 24 здания со скатными кровлями будут оборудованы системой тепло-влажностного режима. Будет завершен и капитальный ремонт домов, где он был начат еще в 2008 году, но не закончен из-за нерадивых подрядчиков. Комплексный капитальный ремонт на условиях софинансирования проводится в 78 домах. Это треть всех зданий Москвы, вошедших в 2012 году в программу. Жители ВАО стали самыми активными ее участниками. Из 425 заявок, поступивших в Департамент капитального ремонта, 195 заявок – от ТСЖ нашего округа. Финансирование из городского бюджета получили 230 домов, из которых 78 (33%) – наши.

– Возможно, миф о непрестижности Восточного округа возник из-за его насыщенности крупными промышленными предприятиями?

– Да, мы занимаем второе место по удельному весу в промышленности города. В ВАО 90 крупных и средних предприятий и 50 научных организаций. Также успешно работает ряд малых предприятий. И естественно, они занимают значительную часть территории округа. Поэтому процесс реорганизации производственных территорий затрагивает ВАО в наибольшей мере. Ее основные направления – сохранение производственной ориентации в границах промзон на площади 1385 га и высвобождение 429 га под общественные нужды; упорядочение и совершенствование планировочной организации территории и повышение эффективности ее использования за счет уплотнения и капитальной застройки (прежде всего в промзонах «Калошино», «Соколиная гора» и «Прожектор»); развитие и внедрение наукоемкого производства, деловых и обслуживающих функций, обеспечивающих формирование качественно новых мест приложения труда (создание многофункциональных зон) на территориях реорганизуемых промзон (например, «Калошино» или «Семеновская»). Наиболее радикальной реорганизации подверглась промзона «Перово». На месте выведенного Кусковского химического завода сейчас возводится жилой квартал со всей необходимой социальной инфраструктурой. В дальнейшем такие радикальные преобразования пока не планируются. Структура окружной промышленности существенно меняется. Во-первых, грязные, малоэффективные предприятия уходят из города: давно уже не работает завод «Богатырь», занимавшийся производством калош из сажи, выведен Кусковский химический завод. Во-вторых, предприятия, которые сохраняют производство в Москве, стремятся провести модернизацию и соответствовать самым высоким экологическим требованиям. Приведу примеры. Первый – завод «Сантехпром» в промзоне «Калошино», который специализируется на изготовлении инженерного оборудования для систем отопления, водопровода и вентиляции. Предприятие установило очистные фильтры, и теперь воздух, который выходит с завода, чище, чем тот, который он забирает из атмосферы. Второй пример – ТЭЦ-23 в Метрогородке, одно из крупнейших энергетических предприятий Европы. Так вот, с 1998 по 2010 год экологические характеристики станции улучшились в 4 раза! Ежегодно в инвестиционную программу включаются природоохранные мероприятия. В результате ТЭЦ получила сертификат европейской системы качества. В-третьих, происходит процесс реорганизации предприятий. Рабочая сила в Москве стоит дорого, поэтому гораздо выгоднее выводить производство в другие регионы, а в городе оставлять только головные отделы – стратегический менеджмент, финансовое управление, инжиниринг и изготовление уникальной продукции, требующей высококвалифицированной рабочей силы. Наглядный пример такой реорганизации – холдинг «Электрозавод». По тому же пути планирует пойти и НИИграфит, участник технологической платформы «Российский углерод». Прежде это предприятие пользовалось дурной славой: поговаривали в советские годы, что из-за него район Перово покрывало черной пылью. Теперь за ним остаются научные разработки, а производство разместится в Ленинградской области, где находятся месторождения сланцев – сырья для производства углерода.

– А что будет с мусоросжигательным заводом, который считается основным источником загрязнения воздуха в округе? Говорили, его закроют…

И он, и ветеринарно-санитарный завод «Эколог» по обезвреживанию биологических отходов и отходов животного происхождения (находится в Люберецком районе) будут закрыты в 2012–2013 годах. Но вы, по-моему, забыли, что, несмотря на огромное количество промышленных объектов, Восточный округ самый зеленый – даже зеленее Зеленограда! Наши зеленые массивы занимают около 6200 га (40% территории округа). Это примерно треть национального парка Лосиный остров, Измайлово, Кусково, Сокольники, Косинский, Перовский, Черкизовский, Семеновский, Ивановский, Южный парки, парк у Владимирского пруда, Сиреневый сад… Извините, если собьюсь – у нас их очень много.

– Парк – прекрасное место для отдыха, особенно активного. А что насчет занятий спортом?

И с этим у нас дела обстоят неплохо. Именно ВАО стал лидером по обеспеченности спортивными объектами. Всего в округе 350 спортив--ных площадок. В прошлом году отремонтировали 59, из них 38 – в рамках выделенных целевых средств, 10 – за счет экономии, полученной в результате снижения на тендерах, и 11 – в рамках благоустройства дворов. Наконец, еще одна площадка в Сокольниках построена за счет 10 млн руб., выделенных району Мэром в награду за победу в конкурсе «Зимушка-зима». В планах на этот год – ремонт 43 площадок. С учетом экономии на тендерах, полагаю, удастся отремонтировать и больше. Таким образом, площадками округ обеспечен на 127%. В округе имеются 7 ледовых дворцов, но они в основном ориентированы на работу спортивных школ и время, предоставляемое для катания населению, очень ограничено. Поэтому к следующему сезону будут оборудованы еще 16 ледовых полей (по одному в каждом районе), причем в основном не маленькие хоккейные коробки, а большие катки площадью 2000 кв. м. В рамках реконструкции парков шаговой доступности также создаются условия для активного отдыха: велосипедные дорожки, спортплощадки, тренажерные городки. В 2011 году таким образом мы обустроили два парка. В этом – комплексно благоустроим Ивановский лесопарк. Там появятся 4 спортивные площадки, велосипедные дорожки и 2 площадки для выгула собак. В рамках реконструкции парка Сокольники в 2012 году тоже многое сделано для любителей спорта. В прошлом году там открылся круглогодичный каток с искусственным покрытием площадью 600 кв. м. В этом приведены в порядок теннисный городок и футбольное поле, организован прокат велосипедов и веломобилей, открыты шахматно-шашечный клуб, зал настольного тенниса и бассейн «Дельфин», появился открытый скейт-парк.

– В округе всегда много внимания уделялось развитию массового детского спорта. Насколько сегодня он доступен вашим юным жителям?

– В ВАО имеется 8 стадионов, 26 плавательных бассейнов (6 – при школах), 22 ФОКа, 7 катков, 4 теннисных центра, 299 спортивных залов, 917 спортивных площадок (346 дворовых и 571 школьный), 4 легкоатлетических манежа, 4 футбольных манежа, 2 конно-спортивных манежа, 1 ВМХ– велодром. В округе расположено 10 ФОКов ГБУ «Центр физической культуры и спорта ВАО». Всего в 2011 году количество посещений ФОКов составило 477 206. Из них бесплатно – 241 376 (51%), а за плату – 235 830 (49%). Средняя стоимость часа для детей и льготных категорий граждан в бассейне – 175 руб., в спортзале – 138. Для взрослых – соответственно 240 и 229 руб. На базе ФОКов действует 230 секций, где занимаются инвалиды (примерно 850 постоянных посетителей). Действуют в ВАО 524 секции (включая секции на базе муниципалитетов округа, где занятия проводятся совместно специалистами Центра и специалистами по спортивной работе муниципальных учреждений), из них 393 – для детей до 18 лет. Всего 46 видов спорта. Также на территории ВАО действуют 17 муниципальных бюджетных учреждений и 25 некоммерческих организаций, которые в рамках своей деятельности организуют спортивную работу на базе собственных помещений. Это еще 280 секций, 172 из которых (на 6449 человек) работают бесплатно. Еще 2960 человек занимаются за плату. Также в 16 районах округа на спортплощадках проводятся фитнес-зарядки, в которых за минувший год приняли участие 8520 человек.

– Прямо как в престижных районах Лондона или Пекина! Но в наше время престижному месту проживания никак не обойтись без парковки…

– Верно. В прошлом году в округе обустроено 130 тыс. машиномест (20% всех парковок, появившихся в Москве). Основная их часть (110 тыс.) – во дворах. Мы никогда не смогли бы обустроить такое большое количество мест, если бы не нашли понимания у жителей. А вы знаете, москвичи умеют постоять за свои права. Мы не стремились бить рекорды: речь шла о решении застарелой проблемы. В начале 2011 года лишь каждый третий автомобиль в округе был обеспечен парковкой. За год мы удвоили количество мест. Они появились в каждом дворе. Сейчас обеспеченность ими составляет более 60%. До конца года обустроим еще 48 тыс. машино-мест, включая 29 тыс. во дворах, более 12 тыс. в капитальных паркингах, 3849 – по программе «Народный гараж». Основным резервом земли для этого будут территории, занятые «ракушками» и «пеналами». В том году мы сократили их число с 33 до 14 тыс. К концу этого года в округе их должно остаться только 995 – только те, что принадлежат ветеранам Великой Отечественной войны или инвалидам. И еще: в ходе обустройства парковочных мест ни одного зеленого дерева нами спилено не было. Это наша принципиальная позиция. В отношении газонов применялся адресный подход, который мы всегда согласовывали с жителями. – В прошлом году в ВАО открыли 8 перехватывающих парковок. Но не получится ли, что места на них просто оккупируют жители соседних домов?

– Даже если так, это лишь еще один плюс. Ведь временные режимы работы парковки на перехват и парковки у дома различны. Первая работает с утра до вечера, а вторая – с вечера до утра. Если удается таким путем обеспечить круглосуточную загрузку парковочного пространства и удовлетворить интересы и приезжих, и местных жителей, то это же здорово!


Текст: Феликс Бабицкий



Назад в раздел
МосводоканалСаториМИЦГера
ДоркомэкспоАБЗПНСАбсолют