НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Возраст на две пятерки. Округ-юбиляр внедряет инновации и стремится улучшить транспортную связь с Москвой


О том, как встречает День города в год своего 55-летия город-спутник Зеленоград – анклав московской территории, расположенный к северу от МКАД, рассказал в интервью корреспонденту «МТ» префект Зеленоградского административного округа Анатолий Смирнов.


– Анатолий Николаевич, официальные юбилейные торжества прошли в марте, а готовятся ли на День города какие-либо мероприятия, которые сделают праздник в этом году особенным?

– Да, и это стало уже своего рода традицией, начало которой было положено пять лет назад, когда наш город отмечал 50-летие. Тогда решено было не ограничиваться торжественным заседанием, ведь актовый зал нашего ДК вмещает всего тысячу человек. А нам хотелось устроить праздник для всех жителей Зеленограда. Поэтому решено было в юбилейный год организовать в День города торжественное шествие по Центральному проспекту. Поначалу мы сомневались в активности жителей, поэтому, как в советские годы, предложили предприятиям разнарядку на количество участников. Но оказалось, что боялись мы зря, наоборот, руководство предприятий выставляло нам претензии, почему их коллегам прислали разнарядку на большее количество человек. И в последующие годы нам приходилось посылать на предприятия бумаги противоположного содержания – разнарядки, ограничивавшие численность колонны того или иного предприятия.

Традиционно будут организованы различные тематические площадки: научно-техническая выставка, развлечения для детворы, танцевальное пространство и ветеранский дворик. А завершится все праздничным концертом, салютом в 10 часов вечера. В этом году горожан к тому же ожидает лазерное шоу.

На следующий день, 8 сентября, параллельно с выборами Мэра Москвы, в два часа дня в Зеленограде пройдет авиашоу: над городом пролетят дельтапланеристы, спортивные самолеты покажут фигуры высшего пилотажа, парашютисты будут состязаться в точности приземления. В тот же день состоится шоу с битвами роботов. Планируется также выступление экстремалов-каскадеров. В Ледовом дворце пройдет шоу с участием звезд фигурного катания. В более чем 20 дворах округа состоятся тематические мероприятия, посвященные семье и началу нового учебного года.

– На торжественном заседании, посвященном 55-летию городаспутника, Сергей Собянин говорил о подарках к юбилею. Что он имел в виду?

– На самом деле главным подарком для нас было уже само присутствие Сергея Семеновича. Он заранее зарезервировал время, для того чтобы принять участие в наших торжествах.

И заехал в Зеленоград не на минутку: он посетил многофункциональный центр – третий по счету в нашем городе. С вводом его в строй у нас завершилась программа создания МФЦ, теперь они покрывают своими услугами всю территорию города.

В ходе визита Мэр принял очень важное для Зеленограда решение о начале строительства развязки на 40-м километре Ленинградского шоссе, а также выделил средства на ремонт ДК «Зеленоград», в котором проходило заседание. Наш Дворец культуры был построен почти 40 лет тому назад и все эти годы проработал без капитального ремонта. Там есть проблемы и с инженерными системами, и с кровлей, и с фасадом. И Сергей Семенович принял решение о выделении 500 млн руб. на капитальный ремонт ДК.

Что же касается новой развязки на Ленинградке, то для Зеленограда вопрос о начале ее строительства – принципиальный. В начале прошлого десятилетия у нас все выезды на Ленинградку были даже бессфетофорными. В 2008 году построена первая развязка на 37-м километре. На сегодняшний день это единственный относительно удобный выезд на Ленинградское шоссе из города: нам была крайне необходима новая развязка.

В декабре 2012 года после проведения общественных слушаний был утвержден проект планировочного решения для еще одной развязки – на 41-м километре в районе монумента «Штыки». Однако и Департамент экономической политики, и Стройкомплекс уверяли нас, что в ближайшее время начать строительство этой развязки не удастся. Дескать, в Москве ведется слишком большое дорожно-транспортное строительство, чтобы начать строительство новой развязки для Зеленограда, тем более на федеральной трассе. Но вот на праздновании юбилея Сергей Собянин дал этому проекту ход. В данный момент уже объявлен тендер на создание рабочего проекта. И в 2015 году Зеленоград получит новую развязку на Ленинградке.

При этом в 2014 году с расширением улицы Гоголя и строительством подземного перехода мы завершаем программу реконструкции улично-дорожной сети. В том же году через развязку на 37-м километре можно будет выехать на новую платную федеральную трассу Москва – Санкт-Петербург. По просьбе депутатов муниципальных собраний по этой трассе также должен быть запущен автобус до Москвы. Все это в комплексе позволит существенно улучшить транспортную связанность Зеленограда с Белокаменной.

Еще один подарок, который, правда, Сергей Семенович сделал нам не на юбилей, а двумя годами ранее, – решение о строительстве в Зеленограде детской больницы. По нормативам положено иметь одну детскую больницу на территории с населением 300 тыс. человек. Зеленоград до этого норматива не дотягивает – у нас проживает всего 225 тыс. Поэтому до сих пор у нас было лишь небольшое детское отделение во взрослой больнице. В случае серьезных проблем приходилось наших детей госпитализировать в московские больницы. Теперь, по решению Сергея Семеновича, у нас будет собственная больница.

– В канун 55-летия в городе было введено в строй много знаковых объектов – регбийный стадион, автобусная станция, поликлиника и музыкальная школа. Три последних объекта номинировались на звание «Лучший реализованный проект 2012 года». А в этом году строители готовят нечто подобное?

– Период активного развития, когда мы строили новый, 20-й микрорайон, завершали снос пятиэтажек, вели строительство новых социальных объектов и обустраивали дороги, закончился. В этом году не предполагается вводить в строй объекты, достойные участия в архитектурных конкурсах. Но у нас активно ведется строительство 23-го микрорайона «Зеленый бор». Он возводится за счет средств инвестора, и в его состав входят детский сад и школа. Их строительство начнется в этом году, а в следующем они уже должны быть введены в строй вместе со всем микрорайоном. Я думаю, что эти социальные объекты вполне достойны того, чтобы выдвинуть их на конкурс.

– Сегодня перед всеми округами поставлена задача превратить столицу в город, удобный для жизни. Для этого реализуются масштабные программы развития общественных пространств и благоустройства городских территорий. Что в этом направлении делается сегодня в Зеленограде? Отличается ли это от тех работ, которые выполняются в Москве?

– Конечно, отличаются, так как зеленоградскую специфику нельзя не учитывать. Зеленоград отделен от остальной московской территории, это один из самых зеленых округов столицы. Кроме того, мы уже на протяжении многих лет занимались вопросами благоустройства территорий и озеленения, – в этой сфере у нас нет таких серьезных недоработок и противоречий, какие имеются в некоторых округах столицы. В Зеленограде сегодня проводится благоустройство 91 дворовой территории, но это не столь масштабные работы, как те, что проводились пару лет назад. Тогда мы радикально обновляли детские и спортивные площадки, малые архитектурные формы во дворах. Например, в 2011 году в нашем округе было установлено 125 новых детских площадок, а на уже существовавших оборудование было заменено на новое. Проведенных тогда работ вполне хватило, чтобы надолго обеспечить юных зеленоградцев пространством для игр: в 2012 году мы оборудовали лишь 10 новых детских площадок.

Особенностью нынешнего года реализации комплексного благоустройства является стремление сделать все дворы в равной мере комфортабельными. Прежде мы старались благоустроить несколько дворов на очень высоком уровне, сделать их яркими, чтобы они могли принимать участие в конкурсе «Московский дворик», сегодня же стоит задача все дворы в равной мере содержать в порядке.

В этом году в округе также должны быть отремонтированы более 600 подъездов. При этом финансирование этой программы изменилось. В два предыдущих года ремонт подъездов осуществлялся за счет целевого выделения средств городского бюджета, и во время его проведения в каждом подъезде выполнялись работы в среднем на 400–500 тыс. руб. В нынешнем году управляющим компаниям впервые предложено выполнять ремонт подъездов самим, используя для этого средства, уплачиваемые жильцами в составе тарифов на жилищно-коммунальные услуги и на текущий ремонт мест общего пользования.

На ремонт управляющие компании сумеют выделить куда меньше денег, чем в предыдущие годы, – до 200 тыс. руб. на один подъезд. При этом сохраняются прежние требования к качеству выполняемых работ – за этим пристально следит Мосжилинспекция. В этом году программа ремонта подъездов должна быть завершена. В итоге на территории Зеленограда за последние три года было отремонтировано 100% подъездов.

Активно выполняется в городе программа выборочного капитального ремонта. Перечень мероприятий подготовили в декабре прошлого года. Тогда были определены объемы, составлена конкурсная документация. Затем мы провели аукционы по отбору подрядных организаций. С конца весны они приступили к работе.

С этого года в сферу компетенции префектуры были переданы и работы по благоустройству территории образовательных учреждений. Раньше этими вопросами занимался профильный департамент: он готовил проектную документацию, проводил торги по отбору подрядчиков, но наладить контроль за выполнением работ у него не очень получалось. Теперь это делают заказчики округа: они организуют конкурсные процедуры, следят за тем, чтобы благоустройство пришкольных территорий выполнялось качественно.

Что же касается благоустройства лесопарковых зон, то в этом году нам удалось четко разграничить зоны ответственности. Теперь однозначно определено, какие именно работы находятся в сфере компетенции префектуры, а какими должен заниматься ГПБУ «Управление особо охраняемыми природными территориями по ЗелАО», подведомственное Департаменту природопользования и защиты окружающей среды. В округе реализуется рассчитанная на несколько лет программа благоустройства на особо охраняемых природных территориях. Кроме того, по результатам общения Сергея Собянина с депутатами муниципальных собраний принято решение о строительстве в Зеленоградском лесопарке вольера для животных.

Это возрождение одной из утраченных достопримечательностей Зеленограда: в советское время вдоль Никольского проезда существовал загон с ланями, который был одним из культовых мест нашего города. До конца нынешнего года должен быть разработан проект вольера, а в следующем году он будет построен.

В этом году в лесопарках проводится большой объем работ, связанных с заменой покрытия прогулочных дорожек в лесопарках, – там будут проложены асфальтовые веломаршруты, а сложившуюся тропиночную сеть вымостят дорожной плиткой.

Активно идет в округе и обустройство новых озелененных территорий по программе «народных парков». Такие парки создаются у нас на территориях, которые уже явочным порядком стали местами отдыха горожан, мы лишь добавляем там необходимую рекреационную инфраструктуру и проводим дополнительное озеленение. Такой зоной является, например, территория вокруг Школьного озера. Это очень популярное у жителей Зеленограда место, своего рода местное Сан-Тропе. Сюда зеленоградцы приходят позагорать в жаркие летние деньки.

Будут созданы в Зеленограде и три небольшие пешеходные зоны протяженностью около 400 метров: одна у Черного озера, другая – в 1-м микрорайоне (она будет пересекать его по диагонали), третья – в 16-м микрорайоне.

– Сегодня часть «народных парков» обустраивается за счет инвесторов…

– У нас таким образом обустраивается зеленая зона в микрорайоне МЖК. Это очень популярная зона отдыха, с альпийскими горками, водоемом с золотыми рыбками, с водопадами и цветниками. Погулять туда зеленоградцы съезжаются со всего города. Теперь за счет некоммерческого партнерства МЖК здесь будет оборудована детская велотрасса – замкнутые дорожки, окруженные цветниками и скамейками. Отдыхая, родители смогут наблюдать за успехами своих чад в овладении велосипедом. Зимой на этой территории появятся ледяные горки и ледяной фонтан с подсветкой.

– Что делается в Зеленограде для развития общественного транспорта?

– Открытие станции «Пятницкое шоссе» в Митино заметно приблизило метро к Зеленограду. К сожалению, состояние Пятницкого шоссе не позволяет существенно увеличить число перемещающихся по нему автобусов. И все-таки если раньше по этой магистрали ходил автобус лишь одного маршрута, то теперь маршрутов – пять. В схему движения всех автобусов, следующих до станций метро «Митино», «Тушинская» и «Сходненская», введена остановка «Станция метро «Пятницкое шоссе».

Сегодня прорабатываются различные варианты реконструкции Пятницкого шоссе, однако проблема заключается в том, что на территории населенных пунктов земля по краям трассы находится в частной собственности и во многих случаях строения вплотную примыкают к дороге. Там, где трассу возможно расширить, это будет сделано, а там, где этого сделать не удастся, параллельно основному дорожному полотну проложат проезды-дублеры. Реконструкции подвергнется участок от Митино до ЦКАД.

Другой проект, который должен улучшить связь нашего округа с остальной Москвой, – это модернизация железной дороги. Предполагается проложить дополнительный главный путь Октябрьской железной дороги – четвертый до станции «Крюково» и третий до станции «Алабушево». Как нас заверяют железнодорожники, электрички повышенной комфортности будут ходить с интервалом не более 10 минут, а дорога до Ленинградского вокзала займет 25–30 минут. Пока, правда, еще не решено, сколько промежуточных остановок будет делать эта электричка на пути к Зеленограду.

– Зеленоград часто становился экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались новые технологии, призванные помочь в управлении городом. В этом году стартовал подобный эксперимент – начался проект по внедрению Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Скажите, что уже сделано в этом направлении и как вы оцениваете первые результаты?

– Эксперимент еще не завершен, и речь идет лишь о первом этапе его реализации – управлении транспортными потоками. Началась работа на этом направлении еще в мае 2012 года. До этого момента мы старались повысить пропускную способность улиц Зеленограда в основном за счет локальных мероприятий. Создавались заездные карманы для общественного транспорта, лево- и правоповоротные съезды, устанавливались ограждения пешеходной зоны. В результате по итогам 2011 года, после того как мы реализовали первый блок локальных мероприятий, нам удалось ликвидировать 18 традиционных мест аварийности в нашем городе. Достаточно сказать, что 10 лет назад на весь город был всего один подземный переход, а сейчас их уже несколько десятков.

Но Зеленоград – это город со сложившейся застройкой, и у нас осталось не так много мест, где можно вести дорожное строительство.

И сейчас мы рассчитываем улучшить дорожную ситуацию внутри округа за счет Интеллектуальной транспортной системы. Суть ее работы заключается в том, что на перекрестках устанавливаются адаптивные светофоры, оборудованные видеокамерами и микропроцессорами. Снабженные искусственным интеллектом светофорные объекты способны обрабатывать поступившие данные и самостоятельно менять режим своей работы. Сегодня в Зеленограде уже 19 таких светофорных объектов.

Наряду с адаптивными светофорами на менее бойких перекрестках и наземных переходах устанавливаются многорежимные светофоры. Они не анализируют дорожную обстановку, а просто имеют для каждого времени суток определенный режим работы. Один интервал горения красного и зеленого сигнала – для часа пик, другой – для середины рабочего дня, третий – для вечерних и ночных часов.

Наши старые светофоры работали в режиме, который был задан им в момент установки, и по большей части не отвечали транспортной ситуации сегодняшнего дня. По итогам 2012 года только за счет замены старых светофоров с постоянным интервалом на новые – адаптивные и многорежимные – нам удалось увеличить пропускную способность дорог внутри Зеленограда на 20–25%.

В рамках пилотного проекта в городе также устанавливаются камеры видеофиксации нарушений, камеры видеообзора, позволяющие наблюдать за ситуацией на перекрестках, электронные информационные табло, на которые транслируется информация о транспортной ситуации на дорогах, и подсветка наземных нерегулируемых пешеходных переходов. Окончание пилотного проекта по внедрению ИТС намечено на конец нынешнего года.

– В свое время Зеленоград создавался как первый в СССР кластер, где располагались институты и заводы электронной отрасли. Сейчас снова речь зашла о создании здесь нового кластера – инновационного...

– Зеленоград вошел в число 14 пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Наш проект победил в организованном Министерством экономического развития конкурсе, в котором участвовало 94 заявки. Всего в зеленоградском кластере будет около 150 участников, работающих в области микроэлектроники, электронных приборов и комплексных IT-решений на их базе.

Как таковой, кластер уже оформился, речь идет лишь о создании эффективных механизмов поддержки, определении положения о софинансировании этого проекта со стороны федерального и регионального бюджетов. В советское время, в 60-е годы, за образец союзным Министерством электроники были взяты японские технопарки и технополисы.

Зеленоград сохранил с той поры и научные школы, и базовые технологии, но вот кадровый потенциал мы в значительной мере утратили. Технологии ушли вперед, специалисты постарели, и нам предстоит заняться подготовкой новых кадров и для инновационного кластера, и для особой экономической зоны «Зеленоград». Впрочем, отставание у нас не такое уж фатальное: благодаря тому что наш завод «Микрон» освоил выпуск чипов с топологическим размером 90 нанометров, Россия вошла в первую пятерку ведущих стран мира в сфере производства микросхем.

Сейчас наше предприятие производит продукцию мирового уровня – чипы для паспортов, транспортные карты, RFID-метки. Другое зеленоградское предприятие микроэлектроники, завод «Ангстрем», тоже неплохо себя чувствует. Там в прошлом году была запущена линия по производству радиостанций для армии и правоохранительных органов.

Предприятие сегодня также специализируется на производстве силовой и радиостойкой электроники для энергетики, транспорта и космической отрасли.-Проект особой экономической зоны технико-внедренческого типа успешно развивается на двух площадках – Московского института электронной техники и Алабушево.

На площадке МИЭТ успешно работают несколько десятков компаний. На 150 га площадки Алабушево сейчас активно ведется строительство производственных корпусов, в 2014–2015 годах состоится пуск первых предприятий, и компании-резиденты смогут работать в собственных лабораториях и производственных корпусах.

Реализация этих двух проектов в сумме должна дать городу около 15 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест. Параллельно с этим в округе ежегодно создается в среднем до 400–600 рабочих мест.

– Анатолий Николаевич, какая из стоящих перед префектурой задач на сегодняшний день главная?

– Важнейшая среди наших проблем – это ежедневная маятниковая миграция работающего населения между Зеленоградом и другими частями Москвы. Будем решать ее с помощью дальнейшего развития дорожной инфраструктуры и общественного транспорта, а также создания новых рабочих мест в самом Зеленограде. И мы уверены, что в ближайшем будущем Зеленоград станет еще более комфортной, гармонично развитой частью столицы, соответствующей самым высоким международным стандартам.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ТеплоцентрстройГераГеопроектизысканияГлавУПДК
ПНС