НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Двенадцать точек роста. В Каннах показали «новую» Москву


Закон об упрощенном порядке изъятия земель на территории «новой» Москвы открывает большие возможности для ускоренного развития в ней транспортной системы. А вслед за этим на территории Троицкого и Новомосковского округов начнется активное строительство жилых кварталов, офисных центров и объектов производственного назначения, которые обозначены как 12 точек роста. При этом город намерен активно привлекать к развитию «новой» Москвы инвесторов, в том числе и зарубежных, для чего целый ряд проектов, связанных с освоением присоединенных территорий, был представлен на международной выставке недвижимости MIPIM-2013 в Каннах. А на проходившей недавно в Гостином Дворе выставке недвижимости «Домэкспо» особенностям развития «новой» Москвы был посвящен круглый стол, организованный Ассоциацией инвесторов Москвы.


По упрощенной процедуре

Согласно принятому федеральными законодателями и утвержденному главой государства закону, процесс изъятия земельных участков в соответствии с упрощенной процедурой будет осуществляться в период до 1 января 2020 года. Схема аналогична той, что использовалась в Сочи для изъятия земель под строительство олимпийских объектов. Принятие этого нормативного акта продиктовано объективной необходимостью. В Подмосковье активно велась приватизация земель, и к моменту присоединения к городу территории «новой» Москвы большинство земельных участков уже имели собственников. Если долго договариваться с каждым из них, то новые городские кварталы могут остаться без дорог. Поэтому принятый документ предусматривает сокращение сроков уведомления собственника об изъятии участка, государственной регистрации прав и кадастрового учета. Земля для нужд дорожно-транспортного строительства на территории двух новых округов будет выделяться без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.

При этом собственникам земли будет предложена компенсация, а сам перечень изымаемых участков должен быть согласован с Правительством России. По упрощенной процедуре участки будут изыматься не только для прокладки новых дорог, но также и под строительство линейных объектов инженерной инфраструктуры – линий электропередач, газопроводов и теплотрасс.

Как следует из документа, собственник, получивший уведомление об изъятии (включающее предложение о компенсации), в месячный срок должен заключить соглашение с властями. Если соглашение не достигнуто, чиновники вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии земель или недвижимого имущества. В целом, согласно документу, на всю процедуру изъятия может уйти до пяти месяцев. Согласно проекту, собственник может оспорить решение Мэрии в суде, однако процедура изъятия при этом не прекращается. А владелец недвижимости получит от властей установленную компенсацию.

При этом, как заверил руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин, чтобы не допустить роста социальной напряженности, московские власти не планируют изъятие каких-либо земельных участков у садовых и дачных товариществ. Изъятия коснутся лишь земель, принадлежащих крупным собственникам, а также федеральным структурам. В соответствии с Адресной инвестиционной программой на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства в «новой» Москве в нынешнем году будет выделено 5,2 млрд руб., а в 2014–2016 годах – 23 млрд. Трехлетняя АИП предполагает финансирование из средств городского бюджета проектирования и строительства в ТиНАО дорог общей протяженностью 144,4 км. В свою очередь, советник руководителя департамента, а в недавнем прошлом первый заместитель начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Валерий Зубахин подчеркнул, что трассировка дорог, которые предполагается построить в ближайшее время, будет проведена в обход существующих поселений, коттеджных поселков и садовых товариществ и не потребует сноса существующих строений и изъятия относящихся к ним участков.


Старые радиусы и новые хорды

В нынешнем году на присоединенных территориях упор будет также сделан на развитии инженерной и транспортной инфраструктуры инновационного центра «Сколково». Помимо этого запланировано строительство шести автодорог, формирующих поперечные связи. Уже в середине года начнется расширение центральной автодороги в поселке Коммунарка с выходом на Бутово протяженностью 5,2 км. Из двухполосной она превратится в четырехполосную, и на ней обустроят заездные карманы для общественного транспорта. Одновременно аналогичная реконструкция будет проведена и на дороге протяженностью 4,8 км между деревнями Саларьево и Мамыри, связывающей Калужское и Киевское шоссе.

Вслед за этим стартует реконструкция Калужского шоссе, которая предполагает строительство на главной трассе ТиНАО целого ряда развязок и проездов-дублеров. Первый этап реконструкции Калужского шоссе – федеральной дороги А-108 – охватит участок от МКАД до бетонного кольца. В ходе него предусмотрено организовать бессфетофорное движение на участке магистрали от МКАД до Троицка. В итоге Калужское шоссе должно стать десятиполосным, при этом две полосы (по одной в каждом направлении) будут выделены под общественный транспорт.

В этом году должна быть проведена и реконструкция Внуковского шоссе на участке от Минского до Боровского шоссе.

В 2014 году начнется строительство новой дороги от Боровского до Минского шоссе. Помимо этого в настоящий момент ведется проектирование четырех дорог-связок, которые соединят Боровское, Киевское и Калужское шоссе на значительном расстоянии от МКАД. Также в планах на 2014 год: завершение реконструкции Варшавского шоссе на участке до обводной дороги на Подольск с транспортной развязкой и начало проектирования дороги Солнцево – Бутово – Видное. Совместно с Минтрансом прорабатывается вопрос ускоренного строительства участка ЦКАД, проходящего через присоединенные территории.

Кроме того, предусмотрено формирование транспортного коридора, по которому по землям «новой» Москвы должна быть проложена хордовая магистраль, которая в перспективе свяжет три столичных аэропорта: «Внуково», «Остафьево» и «Домодедово».

Полная ясность с объемами и сроками дорожного строительства на присоединенных территориях, по словам Валерия Зубахина, должна наступить после того, как будут утверждены две схемы развития территорий. Одна схема готовится для Троицкого, другая – для Новомосковского административного округа. В них будут определены основные параметры развития каждого из округов, функциональное зонирование территорий, их технико-экономические показатели для отдельных вариантов застройки, в том числе комплексное развитие системы инженерных и транспортных коммуникаций. Причем развитие инженерно-транспортной инфраструктуры будет вестись с заметным опережением по отношению к прочему строительству. Разработчиком территориальных схем развития двух новых округов выступает НИиПИ Генплана Москвы.

Параллельно институт трудится над внесением в Генплан изменений, связанных с развитием присоединенных территорий. Эту работу предполагается завершить к 1 декабря 2014 года.


В ТиНАО придет метро

В рамках развития транспортной инфраструктуры новых московских земель запланировано также появление станций метро и обновление системы пригородного железнодорожного сообщения. Если говорить о железной дороге, то речь идет о модернизации путей Курского и Киевского направлений железной дороги.

Метро же должно прийти в ТиНАО до конца 2014 года. К этому моменту от станции «Юго-Западная» Сокольнической линии в 2014 году планируется построить участок протяженностью 7,6 км со станциями «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево». Две последние и транспортно-пересадочный узел будут расположены в «новой» Москве. К проходке тоннеля до «Румянцево» метростроители уже приступили. Буквально по границе «новой» Москвы должно пройти и продолжение Калининско-Солнцевской линии. Ее планируется продлить от пока еще не построенной станции «Раменки» дальше на юго-запад – в расположенные за МКАД районы «старой» Москвы Солнцево и Ново-Переделкино.

На территории «новой» Москвы в ближайшее время также запланировано возведение двух капитальных транспортно-пересадочных узлов – один расположится у будущей станции метро «Саларьево», другой – в Коммунарке у административно-делового квартала, куда будет выведен из центра столицы ряд федеральных органов власти. Формирование дорожной сети и появление на новых территориях общественного транспорта станет основой для формирования здесь жилых и административных кварталов, а также новых промпредприятий, офисно-деловых и логистических комплексов.


К жилью добавят социалку

Число жителей новых территорий должно вырасти с нынешних 235 тыс. до 1,5–1,8 млн человек, при этом в «новой» Москве будет создано более миллиона рабочих мест. В общей сложности здесь планируется построить 100 млн кв. м недвижимости, 40 млн из которых составит жилье. Районы сплошной массовой застройки, подобные спальным районам, в «новой» Москве не появятся. Даже на наиболее инвестиционно привлекательных землях, непосредственно прилегающих к Москве, планируется вести лишь застройку средней плотности.

В 2012 году из 7 млн кв. м жилой недвижимости, введенной в строй в Москве, 700 тыс. кв. м было построено на присоединенных территориях. В этом году объем вводимой в «новой» Москве недвижимости должен составить 1,3 млн кв. м.

Только за первый квартал 2013 года здесь было введено в строй около 300 тыс. кв. м жилья.

В «новой» Москве было выдано свыше 4,8 тыс. разрешений на строительство, причем большая их часть – до 1 июля 2012 года, даты официального присоединения этих территорий к Москве.

Раньше инвесторы в основном стремились возводить многоэтажные жилые комплексы. В настоящее время на новых территориях заключено 87 инвестиционных контрактов: из них 55 находятся в стадии строительства, еще 18 – на стадии проектирования. Ряд девелоперов готовы взять на себя обязательства по развитию транспортной инфраструктуры технопарка «Румянцево».

В дальнейшем Департамент развития новых территорий будет отдавать предпочтение малоэтажной застройке. «Мы-проводим работу с инвесторами, чтобы они изменили подход к застройке микрорайонов. На новых территориях требуется не 17- или 25-этажное жилье, а дома средней и малой этажности», – пояснил Владимир Жидкин. На новых землях не будет строиться ни одного коттеджного поселка или квартала таунхаусов без школы и детского садика.

По словам Валерия Зубахина, на присоединенных территориях предусмотрено три пояса градостроительной деятельности. Первый пояс – высокой градостроительной активности – расположен на территориях, непосредственно примыкающих к МКАД, с плотностью застройки около 10 тыс. кв. м на гектар и максимальной этажностью в 6–8 этажей. Это самая высокая плотность, предусмотренная на новых землях, однако она вдвое ниже, чем в «старой» Москве. Второй пояс – средней градостроительной активности – от Троицка до кольцевой бетонки с плотностью застройки до 7 тыс. кв. м на гектар с допустимой высотой в 5–6 этажей. Третий пояс – низкой градостроительной активности – с плотностью застройки ниже 5 тыс. кв. м и высотой зданий не более 4 этажей. Он расположен к юго-западу от ЦКАД вплоть до границы Калужской области.

Нормативы, которые ранее действовали на территории Московской области, заметно отличаются от столичных – по обеспеченности жилищных комплексов объектами социального обслуживания. По поводу участков под жилую застройку, разрешения на которые были выданы еще руководством Подмосковья в соответствии с областными требованиями к социальной инфраструктуре, в настоящий момент ведутся переговоры между Департаментом развития новых территорий и инвесторами.

Речь идет о том, чтобы увеличить на них число объектов социальной инфраструктуры.

Первые результаты переговоров уже есть. На протяжении 2013 года в ТиНАО планируется ввести в эксплуатацию более 10 социальных объектов, которые согласились построить инвесторы. Кроме того, в этом году начнется строительство еще 15 социальных объектов, сдать которые планируется уже в 2014 году. В основном строительство будет вестись в поселениях, расположенных ближе к МКАД: Коммунарке, Газопроводе, Ватутинках, Пыхтино, Солнцево-парке, а также в Троицке и Щербинке.


С позиции самодостаточности

Пока же новостройками начнут прирастать 12 центров градостроительной активности. Точками роста «новой» Москвы должны стать земли вокруг Румянцево, Мосрентгена, Внуково, Коммунарки, Рязаново, Троицка, Киевского, Ярцево, Щапово, Вороново, Кленово и Рогово. Базовыми принципами выбора стартовых точек развития стало наличие свободных трудовых ресурсов, незастроенных территорий, транспортных магистралей, а также возможность развития инженерной инфраструктуры и близость к крупным лесным массивам, которые в дальнейшем планируется превратить в городские парки и скверы. «Все проекты мы будем внимательно анализировать именно с точки зрения градостроительной сбалансированности», – пообещал Владимир Жидкин. При этом каждая из точек роста станет местом размещения одного или нескольких функциональных кластеров. В их числе предполагается создание кластеров административно-делового назначения, образовательных, производственных, логистических и медицинских. Также стоит задача сделать каждую точку роста самодостаточной с градостроительной позиции: поступления в бюджет муниципального образования от строительства, ведущегося на его территории, должны позволять решать необходимые задачи.

К примеру, административно-деловой центр в Коммунарке будет располагаться на участке площадью 330 га. Первоначально туда планировалось перевезти из центра города федеральные органы исполнительной и законодательной власти.

«Сейчас уже ясно, что отнюдь не все из них согласятся на переезд, – отметил Валерий Зубахин. – Однако в этом нет особой необходимости, строительство большого правительственного квартала потребовало бы слишком значительных затрат. В настоящий момент мы собираем информацию о том, какие из федеральных структур готовы сменить свою дислокацию». Планируется построить в общей сложности 2,5 млн кв. м недвижимости.

Из городских структур здесь будет располагаться префектура Новомосковского округа, орган муниципального самоуправления и городской центр видеофиксации. В Коммунарку переедет Московский институт стали и сплавов (МИСиС).

Помимо этого на территории поселка планируется создать еще и медицинский кластер, состоящий из научно-исследовательского и образовательного комплексов. На территории Коммунарки возникнут гостиницы и апартаменты. В районе Внуково будет построен крупный аэрополис площадью 1,5 млн кв.м с офисами, выставочным центром и гоночной трассой. Троицк станет инновационным центром, основу которого составят образовательный и медицинский кластеры.


Каннская премьера

Основные принципы развития «новой» Москвы руководитель Департамента развития новых территорий озвучил на 24-й Международной выставке недвижимости MIPIM-2013 в Каннах. Один из проектов, предложенных международным инвесторам, носит название «Западная долина».

Он предусматривает строительство на новых землях небольшого «пешеходного» района в противоположность «автомобильным» пригородам столицы. Непосредственно на территории поселка будет более 4 тыс. рабочих мест. И его жителям не потребуется каждый день тратить по 2–3 часа, чтобы добраться до работы.

Проектом также предусмотрено обустройство обширной парковой зоны, строительство школы и детского сада.

Другой проект для «новой» Москвы, представленный в Каннах, – «Пригород М3». Он предусматривает строительство еще большего числа объектов социальной инфраструктуры: двух поликлиник и школ, четырех детских садов, а также спортивного комплекса.


ГКУ для дачников

Существующие же на территориях «новой» Москвы садовые товарищества и дачные поселки не только не пострадают от разворачивающегося дорожного строительства, но и получат от Правительства Москвы дополнительную поддержку.

«Прежде всего, это реконструкция подъездных дорог и создание коммунальной инфраструктуры в СНТ: водопровода и электричества», – пояснил Владимир Жидкин. В соответствии с решением Мэра Москвы с этого года из бюджета города на протяжении четырех лет будет выделяться по 1 млрд руб. на благоустройство садовых товариществ. В 2013 году на эти средства планируется выполнить большой объем проектно-изыскательских и строительно-онтажных работ.

Заниматься развитием инфраструктуры садовых товариществ будет созданное при Департаменте развития новых территорий государственное казенное учреждение города Москвы «Развитие Московского региона» (ГКУ «РМР»).

Уже в первом квартале нынешнего года было начато строительство семи подъездных дорог общей протяженностью 13,27 км, оросительного магистрального канала общей площадью 12,5 га, а также трех объектов инфраструктуры и станции внешнего электроснабжения. В течение 2013 года столичные власти намерены обеспечить объектами инфраструктуры 248 садовых товариществ и 79 сельских поселений на присоединенных территориях.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГераМОЭСКМосгазМИЦ
ФондСтройИнвест-3Школа